Тест-драйв танка Т-72Б3. Суровый биатлон - «Автоновости»
Что нынче на слуху? Lada Vesta с первыми шагами по России и рекламными разборками с «НеВестами», а еще ажиотаж от перипетий в странных отношениях тигра Амура и козла Тимура. Накал страстей зашкаливает, а огоньку добавляет падающая цена на мало кому понятный, но все же очень важный баррель нефти. Надо сбросить пар, поэтому делаем разворот на 180 градусов и держим курс на военный полигон в подмосковное Алабино. Как раз в это февральское утро там проходят тренировки и отбор на соревнования по танковому биатлону 2016 года.
Вас пугает курс евро под «сотку», стремительно растущие цены на автомобили и дорогой бензин? Я вас умоляю: стоимость модификации машины, на которой мы сегодня будем ездить, превышает 50 миллионов рублей, а расход топлива высчитывается за пройденный километр. Сегодня мы тестируем основной боевой танк Т-72Б3.
Основной боевой танк (ОБТ) — термин в современной танковой классификации обозначающий боевую машину — многоцелевой танк. Он сочетает в себе высокую огневую мощь, защищенность и подвижность. Тем самым один ОБТ заменяет собой тяжелый, средний и легкий танки, которых было в избытке после Второй мировой войны
Для начала немного истории. Т-72Б3 — плод развития Т-72, самого массового танка второго поколения, принятого на вооружение в далеком 1973 году. Модель Б3 создана как дешевая альтернатива Т-90А и представляет собой простую модернизацию танка Т-72Б, главное отличие которой — новый многоканальный прицел «Сосна-У». Благодаря ему новый танк может вести боевые действия в любых погодных и географических условиях, и самое важное, в темное время суток! Используя один прибор, наводчик выполняет несколько операцией во время боя: с помощью оптического или тепловизионного канала ведет огонь из орудия и управляет противотанковыми ракетами.
Но мы немного отвлеклись, пора вернуться на полигон. Мимо с грохотом проносятся 46 тонн броневой стали, за ними еще и еще: механики-водители тренируются во всю силу, «пилотируя» танк на специальной трассе на скорости 50 км/ч. Это пугает и завораживает, но когда под ногами дрожит земля, появляются даже и какие-то приятные ощущения. Наблюдая за тем, как Т-72Б3 преодолевает ров с водой и эстакаду, начинаешь фантазировать о том, что «пробка», например, на шоссе Энтузиастов в центр в утренний час пик ему была бы не страшна. В реальный мир меня возвращает полевой арбитр. Он ясно дает понять, что я с камерой и штативом нахожусь в опасном для своей жизни месте: в снежной пыли меня могут не заметить и просто-напросто раздавить, и мне пора «валить» отсюда подобру-поздорову.
Максимальный 30-градусный подъем машина преодолевает резво и с запасом. Брод глубиной 1,2 м для танка не проблема, а с предварительной герметизацией и специальной установкой для забора воздуха танк проедет под водой
Вижу, как впереди, окутанные облаками сизого дыма от двигателя, срываются с места еще три Т-72Б3 по своим танковым директрисам. Они идут на огневую позицию, мне — за ними. «Легенда» тренировок такова: танк подъезжает к позиции, механик-водитель, командир и наводчик покидают машину. Последний достает из ящиков снаряды и заряды, загружает их в Т-72, а за ним «упаковывается» и остальной экипаж. Потом танк подъезжает к флажкам и производит выстрел. Из 125-мм орудия 2А46М-5 с хлесткой звуковой волной вылетает болванка. Звук выстрела не такой резкий, как, например, у 100-мм орудия на БМП-3, но и не такой басовитый, как у 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С», с которой Т-72 делит часть ходовой. Ударная же волна ощутимо бьет по грудной клетке, я даже неосознанно выдал глупый вопль, но конфуз скрылся за раскатистым эхом. Но все же при выстрелах лучше открывать рот: рекомендация от артмастера помогла мне избавиться от боли в ушах. Своевременный совет, иначе бы я не услышал, как он сообщил, что объявлен перерыв и скоро подъедет танк для теста. Отлично!
125-мм орудие является также и пусковой установкой для ракет; ствол хромирован, тем самым увеличен ресурс. Пушка оснащена интересной системой: баллистический вычислитель системы управления огнем автоматически вводит поправки при прицеливании в условиях деформации ствола от нагрева во время стрельбы.
А вот и он. С виду машина проста, как кирпич. Компоновка стандартная, танковая, с отделением управления на носу, боевым в центре и силовым отделением на корме с бревном. На башне — то самое 125-мм орудие 2А46М-5, спаренное с 7,62-мм пулеметом ПКТМ. На крыше - зенитный 12,7-мм пулемет НСВ, а заканчивает список вооружения уже стандартная «опция» — трубки с системой отстрела дымовых гранат «Туча-У».
Возникает вопрос, куда ушли 52 миллиона рублей на модернизацию c 72Б до Б3? Ведь Т-72Б, Б3 и Т-80 неопытный человек не различит. Ответ кроется в деталях: около 30 миллионов обходится капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.
Пора взглянуть, как же там внутри? Уютно танкистам? Пытаемся проникнуть в башню. В люки наводчика и командира влезть сможет только опытный «акробат», да и внутри с моими габаритами особо не разгуляешься. Осматриваешься, только поворачивая голову: прицелы, системы наведения, огромная казенная часть пушки и автомат заряжания с конвейером. Тесновато, но жить можно. Ну а как там механик-водитель?
Тут ситуация намного плачевнее. В кино все мы видели кадры, на которых экипаж с изяществом запрыгивает на свои места и машина срывается с места. Ну так вот: для этого нужна определенная сноровка. Я же такого опыта не имею, поэтому сначала, нащупав ногами сиденье, я на него встал и начал потихоньку «процеживать» свое тело внутрь. С грехом пополам, попутно ударившись мослами обо все механизмы отсека, я все-таки закрыл за собой люк отделения мехвода. Никаких ремней, конечно же, нет, а обилие выпирающих металлических частей наводит на мысли о том, что в краш-тесте NCAP такая машина не набрала бы и одной «звезды», переломав водителю все кости. Но органы управления все же нащупать получилось. Датчики, шкалы и узлы управления намертво прикручены к кузову. Эргономика? Да о чем вы? Применительно к бронетехнике привычные для автомобилистов категории оценки не работают, а обзор в триплексы напоминает подглядывание в замочную скважину, поэтому передвигаться будем по-походному, с открытым люком.
При всей видимой сложности управление танком проблем не вызывает, а педаль тормоза нужна только для экстренного торможения или для конечной остановки. Танк легко осадить, просто понижая передачи
Нажимаю одновременно две кнопки — стартера и запуска двигателя. Могучий V12 с грохотом оживает. По всей конструкции идет дрожь, и мотор, обильно «прокашлявшись» дымом, мотор выходит на ровные обороты. «Болезнь Паркинсона» заявляет о себе сразу – зубы стучат в такт работы двигателя. После пронизывающего ветра, что гуляет по полигону, в машине тепло, а невольно сказанное «О, тепленькая пошла» вызывает приступ хохота у мехвода, который слышит меня через шлемофон.
Под бронированной крышкой силового отделения - надежный дизельный V12 объемом 38,8 л с индексом В-84-1 и мощностью в 840 л.с. Вот он, настоящий «No replacement for displacement», один звук его запуска заставляет поджилки трястись.
Перед началом движения требуется подавать звуковой сигнал. Потом выжимаем «куда-то в космос» педаль сцепления, с лязгом включаем первую передачу, чуть утапливаем тяжеленный акселератор, мягко отпускаем сцепление и, вуаля, без рывков и дерганий Т-72Б3 плавно трогается с места.
Очень удивила плавность хода: Т-72 идет не так мягко, как, скажем, БМД-4М, который можно назвать премиальным внедорожником на пневмоподвеске среди бронетехники, но все равно работа торсионной подвески танка напоминает старый Suburban. В машине семь передних передач и одна задняя, разгоняется Т-72 примерно как какой-нибудь Nissan Micra на «автомате» с двигателем 1,2 л. Но зато какой рев! На максимальных по грунту 50 км/ч создается ощущение, что ты всадник апокалипсиса.
Поворот осуществляется с помощью рычагов, которые блокируют специальные гусеничные фрикционы. Причем тянуть их надо на порядочное расстояние, а машина реагирует на команды под самый конец хода рычага: без резких рывков мягко меняет курс. Потянул левый рычаг — повернул налево, правый — направо. Проще простого! Но маневрирование на скорости имеет нюансы. Так как фрикционы полностью блокируют гусеницы, есть вариант «дрифтануть» на 46-тонном монстре c последующим снятием гусеницы. И не дай Бог повторить «подвиг» иностранных танкистов, которые на биатлоне 2015 года сделали «уши» на своей машине.
Одно из испытаний-препятствий — ров с водой. Его нужно проходить на определенной скорости: если она будет совсем мала, то танк застрянет, если слишком велика, то можно «впечататься» в другую сторону рва со всеми вытекающими. Но «танки грязи не боятся», поэтому мне удалось преодолеть ров на малом ходу и с первого раза, рассекая волны под аккомпанемент дизельного V12.
Ну а если придется «сдавать» задом? В принципе, на такой машине подобный «пустяк» особо волновать не должен: предел нащупывается с помощью бревна для самовыкапывания — это такой суровый «парктроник». Но если без шуток, то маневрирование задним ходом не осуществить без помощника, который стоит снаружи и нехитрыми движениями рук направляет на «парковку».
Запас хода танка Т-72Б3 — около 500 км. Не знаю, смог бы я совершить на нем марш-бросок — слишком тряско. Но танкисты говорят, что это дело привычки
К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Дисциплина и время неумолимы, пора глушить мотор и отдавать танк парням в черных комбинезонах. Им нужно тренироваться, чтобы в очередной раз «наказать» иностранных коллег по цеху в честной спортивной танковой борьбе на биатлонном полигоне. Правда, на соревнованиях российские экипажи выступают на немного другом танке — Т-72Б3 с полуавтоматической коробкой передач и двигателем, форсированным до 1130 л.с.
Технические характеристики танка Т-72Б3 (данные производителя)
Тип | Броневик (SUV) |
Количество мест/люков | 3/3 |
Тип | Дизельный |
Кол-во и расположение цилиндров | 12, V-образно |
Рабочий объем, л | 38,8 |
Мощность, л.с. | 840 |
Привод | Гусеничный, полный |
Коробка передач | Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота |
Подвеска катков | Независимая, торсионная |
Длина/ширина/высота, мм | 6860х3370х2226 |
Клиренс, мм | 490 |
Снаряженная масса, кг | 48 800 |
Объем топливных баков, л | 1200 + 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 50 по грунту, 65 по шоссе |
Расход топлива Комбинированный, л/1 км | 4 |
Экологический класс | Euro-0 |
Тестовый экземпляр | 52 000 000 |
Фотобонус