С 2016 года московские водители, если их остановит гаишник за нарушение ПДД, смогут оплачивать штраф прямо на месте. Для этого всех мобильных инспекторов ГИБДД вооружат терминалами для приема платежей через банковскую карту. В Госавтоинспекции уверены, что нововведение станет удобным для самих автомобилистов. Правозащитники опасаются, что некоторые инспекторы будут убеждать водителей в их неправоте и предлагать оплатить штраф сразу, даже если ПДД нарушено не было.
Столичные водители в 2016 году смогут оплачивать штрафы ГИБДД прямо на месте нарушения. Для этого планируется усовершенствовать планшеты инспекторов ДПС и оснастить их новой функцией. Об этом рассказал глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев изданию
М24.
«Мы недавно докладывали мэру о возможности доработать «Мобильного инспектора» технологически и настроить его на прием банковских карт, — сказал Ермолаев. — Мэр поддержал, поэтому мы будем приложение дорабатывать, вносить изменения в действующие инструкции».
Он уверил, что система оплаты штрафов за нарушения ПДД на месте будет точно введена в 2016 году.
При этом речь идет о тех штрафах, которые инспекторы ДПС выписывают автомобилистам лично, остановив на дороге. Бумажные уведомления о штрафах, зафиксированных дорожными камерами, уже сейчас можно оплатить через интернет — например, с помощью столичного портала госуслуг или на официальном сайте ГИБДД.
По словам Ермолаева,
московские власти ведут переговоры с Минкомсвязи о том, чтобы город смог совсем отказаться от бумажных штрафов, оставив только электронные.
Кроме того, в электронный вид могут перейти постановления о штрафах, которые автоинспекторы выписывают водителям на месте.
В пресс-службе столичной Госавтоинспекции «Газете.Ru» пояснили, что для оплаты штрафов инспекторы будут использовать переносные терминалы. Они дополнят список нынешнего оборудования, которое сейчас используется для выписывания административных материалов и оформления ДТП.
«Работать все будет просто, — отметили в Госавтоинспекции. — К примеру, инспектор остановил водителя за нарушение ПДД, составил административный материал.
Если у водителя есть желание, он сможет на месте с помощью банковской карты оплатить этот штраф. И платеж сразу поступит на счет госказначейства.
Все информационные технологии, которые внедряются в работу Госавтоинспекции, нацелены на повышение удобства для граждан. В первую очередь мы боремся за то, чтобы таких нарушений не было. Но есть водители, которые либо по незнанию или по беспечности нарушают ПДД, за что предусмотрено наказание.
Если участник дорожного движения понимает всю меру своей ответственности и решает, что у него есть возможность оплатить штраф, то это будет удобно и ему, и нам.
Так, мы будем понимать, что штраф был оформлен и сразу же оплачен. Что касается водителей, то многие из них из-за занятости, забывчивости или же по принципиальным убеждениям не оплачивают штрафы. Такие нарушители должны понимать, что в случае неоплаты штрафа последствия будут куда более серьезнее. Так, из-за долгов их могут не выпустить за границу либо сумма долга может возрасти в два раза».
В столичной Госавтоинспекции подчеркнули, что заплатить штраф наличными будет нельзя. Также в ведомстве уверены, что никаких стимулов для получения взяток в связи с нововведением у инспекторов не появится.
«Сотрудник никак не будет общаться с финансами, — пояснили в пресс-службе. — Административной материал находится в базе. У водителя есть возможность параллельно с тем, как материал вносится в базу данных, внести в базу данных информацию о том, что этот долг оплачен.
Провоцировать инспекторов на взятки ничего не будет».
Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в ГИБДД России рассказал, что подобные эксперименты с терминалами проводились в Москве и Московской области еще лет пять-семь назад. Но на тот момент банковские карты использовались не так широко.
«Сейчас у москвича в портмоне есть с десяток таких карт, так почему бы их не использовать — эта идея хорошая, хоть и не новая, — рассказал собеседник «Газеты.Ru» в ГИБДД России. — Чем больше у водителей будет способов оплатить штраф, тем лучше.
Посмотрим, как эта система будет работать в случае введения 50%-ной скидки за оплату штрафа (соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. — «Газета.Ru»). Госавтоинспекция обязательно будет это контролировать.
Конечно, есть и проблемные моменты. Например, водителю выписали штраф, он его тут же оплачивает, а после заходит на наш сайт и видит, что штраф за ним числится до сих пор.
Людей нужно будет предупреждать о том, что заплатить можно сиюминутно, но информация об оплате не сразу поступит в базу данных.
«А так это вещь очень неплохая. Заплатить сразу — это право водителя, а не обязанность. У него есть 60 суток на обдумывание. Сложно сказать, пойдет ли такая практика в регионы. Скорее всего, она приживется там, где широко используются банковские карты. Но ведь есть и такие города, где их даже и в глаза не видели».
В свою очередь, заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин считает, что такое нововведение будет провоцировать госавтоинспекторов выписывать более высокие штрафы. Он рекомендует водителям оплачивать штрафы за нарушение ПДД на месте только в случае, если они полностью уверены в своей неправоте.
«Человека могут просто убедить, что он совершил правонарушение, — рассуждает Травин.
Так, водитель оплачивает штраф, а потом приходит домой, открывает ПДД и понимает, что нарушения не было. Или же его должны были наказать на 500 руб., а выписали штраф на 5 тыс. руб.
А все уже оплачено, связываться с ГИБДД уже не хочется. Конечно, деньги можно вернуть, подать жалобу, требовать возврата денег из бюджета, но это может занять месяцы. Поэтому у водителя должно быть время на обдумывание, взвешивание ситуации. Когда у инспектора висит такой терминал, это будет провоцировать на желание оплатить штраф на месте и сразу забыть о нем. Конечно, чем больше у водителей возможностей для оплаты штрафов, тем лучше. Но оплачивать их мгновенно можно, только если вы абсолютно согласны, что вас наказали справедливо и по верной статье».
При этом правозащитник уверен, что нововведение не станет дополнительным стимулом для водителей, чтобы «договориться» с инспектором. «Тому, кто захочет это сделать, совершенно неважно, есть ли у инспектора терминал для банковских карт или нет», — отметил Травин.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, в свою очередь, прогнозирует, что при возможности оплаты штрафов ГИБДД на месте перед инспекторами будет поставлен некий план по таким сборам.
«Может возрасти количество штрафов за мелкие нарушения — к примеру, разговоры по телефону за рулем, — говорит Кадаков «Газете.Ru». — Водителям в крупных городах проще на месте отдать 1,5 тыс. руб., чем выяснять отношения, а потом искать пункты оплаты штрафов.
Кроме того, нужно как-то отбивать полученное дорогостоящее оборудование, затраты на обучение людей».
Вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков считает, что столичные водители будут пользоваться нововведением.
«Многие, получая эти «письма счастья», тянут с оплатой, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы возможность закрыть долг появилась сразу, — говорит Чуков. — Главное, чтобы эта вся работа проходила в рамках ПДД, без специальных засад».
С 2016 года московские водители, если их остановит гаишник за нарушение ПДД, смогут оплачивать штраф прямо на месте. Для этого всех мобильных инспекторов ГИБДД вооружат терминалами для приема платежей через банковскую карту. В Госавтоинспекции уверены, что нововведение станет удобным для самих автомобилистов. Правозащитники опасаются, что некоторые инспекторы будут убеждать водителей в их неправоте и предлагать оплатить штраф сразу, даже если ПДД нарушено не было. Столичные водители в 2016 году смогут оплачивать штрафы ГИБДД прямо на месте нарушения. Для этого планируется усовершенствовать планшеты инспекторов ДПС и оснастить их новой функцией. Об этом рассказал глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев изданию М24. «Мы недавно докладывали мэру о возможности доработать «Мобильного инспектора» технологически и настроить его на прием банковских карт, — сказал Ермолаев. — Мэр поддержал, поэтому мы будем приложение дорабатывать, вносить изменения в действующие инструкции». Он уверил, что система оплаты штрафов за нарушения ПДД на месте будет точно введена в 2016 году. При этом речь идет о тех штрафах, которые инспекторы ДПС выписывают автомобилистам лично, остановив на дороге. Бумажные уведомления о штрафах, зафиксированных дорожными камерами, уже сейчас можно оплатить через интернет — например, с помощью столичного портала госуслуг или на официальном сайте ГИБДД. По словам Ермолаева, московские власти ведут переговоры с Минкомсвязи о том, чтобы город смог совсем отказаться от бумажных штрафов, оставив только электронные. Кроме того, в электронный вид могут перейти постановления о штрафах, которые автоинспекторы выписывают водителям на месте. В пресс-службе столичной Госавтоинспекции «Газете.Ru» пояснили, что для оплаты штрафов инспекторы будут использовать переносные терминалы. Они дополнят список нынешнего оборудования, которое сейчас используется для выписывания административных материалов и оформления ДТП. «Работать все будет просто, — отметили в Госавтоинспекции. — К примеру, инспектор остановил водителя за нарушение ПДД, составил административный материал. Если у водителя есть желание, он сможет на месте с помощью банковской карты оплатить этот штраф. И платеж сразу поступит на счет госказначейства. Все информационные технологии, которые внедряются в работу Госавтоинспекции, нацелены на повышение удобства для граждан. В первую очередь мы боремся за то, чтобы таких нарушений не было. Но есть водители, которые либо по незнанию или по беспечности нарушают ПДД, за что предусмотрено наказание. Если участник дорожного движения понимает всю меру своей ответственности и решает, что у него есть возможность оплатить штраф, то это будет удобно и ему, и нам. Так, мы будем понимать, что штраф был оформлен и сразу же оплачен. Что касается водителей, то многие из них из-за занятости, забывчивости или же по принципиальным убеждениям не оплачивают штрафы. Такие нарушители должны понимать, что в случае неоплаты штрафа последствия будут куда более серьезнее. Так, из-за долгов их могут не выпустить за границу либо сумма долга может возрасти в два раза». В столичной Госавтоинспекции подчеркнули, что заплатить штраф наличными будет нельзя. Также в ведомстве уверены, что никаких стимулов для получения взяток в связи с нововведением у инспекторов не появится. «Сотрудник никак не будет общаться с финансами, — пояснили в пресс-службе. — Административной материал находится в базе. У водителя есть возможность параллельно с тем, как материал вносится в базу данных, внести в базу данных информацию о том, что этот долг оплачен. Провоцировать инспекторов на взятки ничего не будет». Высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в ГИБДД России рассказал, что подобные эксперименты с терминалами проводились в Москве и Московской области еще лет пять-семь назад. Но на тот момент банковские карты использовались не так широко. «Сейчас у москвича в портмоне есть с десяток таких карт, так почему бы их не использовать — эта идея хорошая, хоть и не новая, — рассказал собеседник «Газеты.Ru» в ГИБДД России. — Чем больше у водителей будет способов оплатить штраф, тем лучше. Посмотрим, как эта система будет работать в случае введения 50%-ной скидки за оплату штрафа (соответствующий законопроект сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. — «Газета.Ru»). Госавтоинспекция обязательно будет это контролировать. Конечно, есть и проблемные моменты. Например, водителю выписали штраф, он его тут же оплачивает, а после заходит на наш сайт и видит, что штраф за ним числится до сих пор. Людей нужно будет предупреждать о том, что заплатить можно сиюминутно, но информация об оплате не сразу поступит в базу данных. «А так это вещь очень неплохая. Заплатить сразу — это право водителя, а не обязанность. У него есть 60 суток на обдумывание. Сложно сказать, пойдет ли такая практика в регионы. Скорее всего, она приживется там, где широко используются банковские карты. Но ведь есть и такие города, где их даже и в глаза не видели». В свою очередь, заместитель председателя общественного совета при ГУ МВД Москвы Виктор Травин считает, что такое нововведение будет провоцировать госавтоинспекторов выписывать более высокие штрафы. Он рекомендует водителям оплачивать штрафы за нарушение ПДД на месте только в случае, если они полностью уверены в своей неправоте. «Человека могут просто убедить, что он совершил правонарушение, — рассуждает Травин. Так, водитель оплачивает штраф, а потом приходит домой, открывает ПДД и понимает, что нарушения не было. Или же его должны были наказать на 500 руб., а выписали штраф на 5 тыс. руб. А все уже оплачено, связываться с ГИБДД уже не хочется. Конечно, деньги можно вернуть, подать жалобу, требовать возврата денег из бюджета, но это может занять месяцы. Поэтому у водителя должно быть время на обдумывание, взвешивание ситуации. Когда у инспектора висит такой терминал, это будет провоцировать на желание оплатить штраф на месте и сразу забыть о нем. Конечно, чем больше у водителей возможностей для оплаты штрафов, тем лучше. Но оплачивать их мгновенно можно, только если вы абсолютно согласны, что вас наказали справедливо и по верной статье». При этом правозащитник уверен, что нововведение не станет дополнительным стимулом для водителей, чтобы «договориться» с инспектором. «Тому, кто захочет это сделать, совершенно неважно, есть ли у инспектора терминал для банковских карт или нет», — отметил Травин. Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, в свою очередь, прогнозирует, что при возможности оплаты штрафов ГИБДД на месте перед инспекторами будет поставлен некий план по таким сборам. «Может возрасти количество штрафов за мелкие нарушения — к примеру, разговоры по телефону за рулем, — говорит Кадаков «Газете.Ru». — Водителям в крупных городах проще на месте отдать 1,5 тыс. руб., чем выяснять отношения, а потом искать пункты оплаты штрафов. Кроме того, нужно как-то отбивать полученное дорогостоящее оборудование, затраты на обучение людей». Вице-президент Федерации объединений автошкол России Владимир Чуков считает, что столичные водители будут пользоваться нововведением. «Многие, получая эти «письма счастья», тянут с оплатой, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы возможность закрыть долг появилась сразу, — говорит Чуков. — Главное, чтобы эта вся работа проходила в рамках ПДД, без специальных засад».