Рынок такси в России развивается рекордными темпами. Растет популярность онлайн-сервисов для заказа машин, себестоимость таких перевозок меньше, чем затраты на работу традиционных такси. Чем, по мнению экспертов, закончится противостояние «традиционного» такси с новыми мобильными сервисами и как будет выглядеть этот рынок в будущем, разбиралась «Газета.Ru».
Благодаря появлению американского приложения Uber, а также отечественных GetTaxi и «Яндекс. Такси», жителям регионов России поездка на заказанной через мобильное приложение машине порой обходится дешевле, чем на общественном транспорте. Огромную популярность новые мобильные приложения обрели и в мегаполисах, где в период всеобщего подорожания рост цен на такси не только затормозился — в некоторых случаях стоимость услуги даже пошла вниз.
Неудивительно, что профессиональное сообщество таксистов недовольно новой реальностью и обвиняет мобильные сервисы в недобросовестной конкуренции. Традиционные такси отказываются снижать цены на свои услуги и требуют поддержки у властей.
«Ситуация с такси похожа на дело о журнале «Флирт». Его создателей обвиняют в организации проституции, в то время как сами они утверждают, что оказывают информационные услуги. Так и нелегальные таксисты, которые занимаются перевозками людей, уходят от ответственности, прикрываясь тем, что всего лишь продают информацию»,
— рассказал «Газете.Ru» глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.
Профсоюз таксистов подготовил поправки в законопроект о такси, который сейчас рассматривается в Госдуме. Поправки касаются ответственности диспетчерских служб перед пассажирами и перед водителями, а также права интернет-сервисов устанавливать стоимость проезда.
Кроме того, члены профсоюза «Таксист» неоднократно подавали в правоохранительные органы заявления с просьбой завести уголовное дело на американский Uber. Вплоть до сегодняшнего дня их просьба отклонялась.
Эксперты уверены: сообщество таксистов настроено решительно. «Если дело не начнется, это приведет к волне организованных протестов. Их темпы превысят накал недавних волнений во Франции. Когда человек озлоблен и понимает, что может лишиться работы, он выходит на улицу», — считает заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков.
Его опасения не разделяет другой эксперт:
«Протестовать у нас сейчас некому. В России лицензия выдается не на человека, а на автомобиль. На рынке водитель-профессионал не имеет никакой ценности: если он уйдет, на его место придет другой,
— поделился с «Газетой.Ru» своим мнением координатор движения «Общество синих ведерок», российский блогер Петр Шкуматов, который ради эксперимента неделю провел в качестве таксиста. — За рубежом люди, чтобы работать в такси, проходят специальные курсы, платят за это деньги, потом подтверждают каждый год свой статус. Они держатся за свое дело, и это формирует профессиональное сообщество. Именно оно и выступает сегодня во Франции с протестами. А в России нет такого сообщества и нет даже предпосылок для того, чтобы оно появилось».
По прогнозу эксперта, сфера такси движется в сторону низкооплачиваемого неквалифицированного труда: «Ожидается массовая замена профессионалов на людей, которые готовы будут работать за небольшие деньги, в основном на трудовых мигрантов. Лет через пять мы уже не услышим в такси русской речи».
Шкуматов утверждает, что сфера такси разделится на две части: первая — для тех, кому важно качество перевозок, это такси будет дороже обычного. Вторая часть, эконом-класс, — машины, которые будут развозить пассажиров «за копейки». При этом, по его мнению, все интенсивнее будет происходить перемещение профессиональных таксистов в сферу персональных и корпоративных перевозок.
Руководство профсоюза «Таксист» делает другие прогнозы относительно будущего таксомоторных перевозок.
«Такси будут работать через приложения, но при этом любой пассажир сможет увидеть информацию о том, когда водитель проходил медицинский осмотр, а его автомобиль — технический. Цена поездки на всех такси будет формироваться в зависимости от одних и тех же факторов: цена на бензин, цена автомобиля, заработная плата водителя.
Если пассажир будет понимать, из каких параметров складывается плата за такси, непонимание исчезнет», — считает Ярослав Щербинин.
Конфликт между двумя нишами такси не остался незамеченным и для представителей государственной власти. Еще весной прошлого года депутаты-единороссы Вячеслав Лысаков и Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект о регулировании работы легковых такси в России, а тем же летом он прошел первое чтение.
Согласно законопроекту компании-агрегаторы и диспетчерские службы смогут работать на российском рынке только в том случае, если они будут платить налоги в бюджет и зарегистрируются на территории России.
Как считает один из авторов законопроекта, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, мобильные приложения имеют право на существование, если они обеспечивают пассажиров качественными перевозками. Депутат напомнил о том, что в приложениях по вызову такси существует система оперативного голосования, которая позволяет пассажиру оценить качество поездки, машины и даже водителя.
Вторая проблема, которую депутаты планируют решить с помощью законопроекта о такси, — это уровень профессионализма водителей. Заказы должны получать не «бомбилы», а легальные водители, которые имеют разрешение на этот вид деятельности, уверен Вячеслав Лысаков.
«Бить надо по пехоте — по нелегальным водителям, а не по интернет-генералам — приложениям и крупным компаниям. Интернет запретить невозможно. Мы пойдем по пути создания мотивации для водителей, которым будет выгодно легализовать свою деятельность», — заявил «Газете.Ru» депутат.
Сделать это планируется с помощью изменения системы штрафов:
«Мы поменяем местами легальных и нелегальных перевозчиков. Сегодня бомбилы платят штраф размером 5 тыс. руб. — такая сумма их не пугает. Легальные же водители платят по 30–50 тыс. руб. за незначительные нарушения.
По нашему законопроекту, максимальный штраф для легальных таксистов составит 5 тыс. руб. А незаконные перевозчики, напротив, на первый раз будут караться суммой в 30 тыс. руб., а на второй раз, помимо штрафа, им будет грозить лишение права управления машиной на срок до полугода», — рассказал Лысаков.
Парламентарий обращает внимание также и на то, что в условиях кризиса, когда люди теряют работу, тема реформации рынка такси особо актуальна: «Миллионы людей взяли кредиты на новые автомобили, а теперь обязаны выплачивать за них деньги. Сегодня экономическая ситуация изменилась, и теперь, чтобы прокормить семью и заплатить очередной взнос, автомобилист пойдет на любые ухищрения: например, будет использовать машину по назначению — бомбить».
По его мнению, необходимо дать возможность самозанятым гражданам появляться на рынке такси без лишних бюрократических процедур. «Мы хотим сократить количество техосмотров — с двух до одного в год. Надо на время снизить надзор и контроль, чтобы не загонять людей в теневой рынок», — пояснил Лысаков.
Запретить мобильные сервисы, уверен он, не получится:
«Даже если какой-то сайт будет закрыт, отслеживать все доменные имена, все порталы, всю информацию, размещенную в интернете, просто невозможно.
К тому же конкуренция — это полезно, и, вопреки воззваниям нынешних легальных таксистов, она останется на рынке».
Законопроект о такси должен пройти второе и третье чтения до конца этого года.
Рынок такси в России развивается рекордными темпами. Растет популярность онлайн-сервисов для заказа машин, себестоимость таких перевозок меньше, чем затраты на работу традиционных такси. Чем, по мнению экспертов, закончится противостояние «традиционного» такси с новыми мобильными сервисами и как будет выглядеть этот рынок в будущем, разбиралась «Газета.Ru». Благодаря появлению американского приложения Uber, а также отечественных GetTaxi и «Яндекс. Такси», жителям регионов России поездка на заказанной через мобильное приложение машине порой обходится дешевле, чем на общественном транспорте. Огромную популярность новые мобильные приложения обрели и в мегаполисах, где в период всеобщего подорожания рост цен на такси не только затормозился — в некоторых случаях стоимость услуги даже пошла вниз. Неудивительно, что профессиональное сообщество таксистов недовольно новой реальностью и обвиняет мобильные сервисы в недобросовестной конкуренции. Традиционные такси отказываются снижать цены на свои услуги и требуют поддержки у властей. «Ситуация с такси похожа на дело о журнале «Флирт». Его создателей обвиняют в организации проституции, в то время как сами они утверждают, что оказывают информационные услуги. Так и нелегальные таксисты, которые занимаются перевозками людей, уходят от ответственности, прикрываясь тем, что всего лишь продают информацию», — рассказал «Газете.Ru» глава профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Профсоюз таксистов подготовил поправки в законопроект о такси, который сейчас рассматривается в Госдуме. Поправки касаются ответственности диспетчерских служб перед пассажирами и перед водителями, а также права интернет-сервисов устанавливать стоимость проезда. Кроме того, члены профсоюза «Таксист» неоднократно подавали в правоохранительные органы заявления с просьбой завести уголовное дело на американский Uber. Вплоть до сегодняшнего дня их просьба отклонялась. Эксперты уверены: сообщество таксистов настроено решительно. «Если дело не начнется, это приведет к волне организованных протестов. Их темпы превысят накал недавних волнений во Франции. Когда человек озлоблен и понимает, что может лишиться работы, он выходит на улицу», — считает заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Андрей Попков. Его опасения не разделяет другой эксперт: «Протестовать у нас сейчас некому. В России лицензия выдается не на человека, а на автомобиль. На рынке водитель-профессионал не имеет никакой ценности: если он уйдет, на его место придет другой, — поделился с «Газетой.Ru» своим мнением координатор движения «Общество синих ведерок», российский блогер Петр Шкуматов, который ради эксперимента неделю провел в качестве таксиста. — За рубежом люди, чтобы работать в такси, проходят специальные курсы, платят за это деньги, потом подтверждают каждый год свой статус. Они держатся за свое дело, и это формирует профессиональное сообщество. Именно оно и выступает сегодня во Франции с протестами. А в России нет такого сообщества и нет даже предпосылок для того, чтобы оно появилось». По прогнозу эксперта, сфера такси движется в сторону низкооплачиваемого неквалифицированного труда: «Ожидается массовая замена профессионалов на людей, которые готовы будут работать за небольшие деньги, в основном на трудовых мигрантов. Лет через пять мы уже не услышим в такси русской речи». Шкуматов утверждает, что сфера такси разделится на две части: первая — для тех, кому важно качество перевозок, это такси будет дороже обычного. Вторая часть, эконом-класс, — машины, которые будут развозить пассажиров «за копейки». При этом, по его мнению, все интенсивнее будет происходить перемещение профессиональных таксистов в сферу персональных и корпоративных перевозок. Руководство профсоюза «Таксист» делает другие прогнозы относительно будущего таксомоторных перевозок. «Такси будут работать через приложения, но при этом любой пассажир сможет увидеть информацию о том, когда водитель проходил медицинский осмотр, а его автомобиль — технический. Цена поездки на всех такси будет формироваться в зависимости от одних и тех же факторов: цена на бензин, цена автомобиля, заработная плата водителя. Если пассажир будет понимать, из каких параметров складывается плата за такси, непонимание исчезнет», — считает Ярослав Щербинин. Конфликт между двумя нишами такси не остался незамеченным и для представителей государственной власти. Еще весной прошлого года депутаты-единороссы Вячеслав Лысаков и Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект о регулировании работы легковых такси в России, а тем же летом он прошел первое чтение. Согласно законопроекту компании-агрегаторы и диспетчерские службы смогут работать на российском рынке только в том случае, если они будут платить налоги в бюджет и зарегистрируются на территории России. Как считает один из авторов законопроекта, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков, мобильные приложения имеют право на существование, если они обеспечивают пассажиров качественными перевозками. Депутат напомнил о том, что в приложениях по вызову такси существует система оперативного голосования, которая позволяет пассажиру оценить качество поездки, машины и даже водителя. Вторая проблема, которую депутаты планируют решить с помощью законопроекта о такси, — это уровень профессионализма водителей. Заказы должны получать не «бомбилы», а легальные водители, которые имеют разрешение на этот вид деятельности, уверен Вячеслав Лысаков. «Бить надо по пехоте — по нелегальным водителям, а не по интернет-генералам — приложениям и крупным компаниям. Интернет запретить невозможно. Мы пойдем по пути создания мотивации для водителей, которым будет выгодно легализовать свою деятельность», — заявил «Газете.Ru» депутат. Сделать это планируется с помощью изменения системы штрафов: «Мы поменяем местами легальных и нелегальных перевозчиков. Сегодня бомбилы платят штраф размером 5 тыс. руб. — такая сумма их не пугает. Легальные же водители платят по 30–50 тыс. руб. за незначительные нарушения. По нашему законопроекту, максимальный штраф для легальных таксистов составит 5 тыс. руб. А незаконные перевозчики, напротив, на первый раз будут караться суммой в 30 тыс. руб., а на второй раз, помимо штрафа, им будет грозить лишение права управления машиной на срок до полугода», — рассказал Лысаков. Парламентарий обращает внимание также и на то, что в условиях кризиса, когда люди теряют работу, тема реформации рынка такси особо актуальна: «Миллионы людей взяли кредиты на новые автомобили, а теперь обязаны выплачивать за них деньги. Сегодня экономическая ситуация изменилась, и теперь, чтобы прокормить семью и заплатить очередной взнос, автомобилист пойдет на любые ухищрения: например, будет использовать машину по назначению — бомбить». По его мнению, необходимо дать возможность самозанятым гражданам появляться на рынке такси без лишних бюрократических процедур. «Мы хотим сократить количество техосмотров — с двух до одного в год. Надо на время снизить надзор и контроль, чтобы не загонять людей в теневой рынок», — пояснил Лысаков. Запретить мобильные сервисы, уверен он, не получится: «Даже если какой-то сайт будет закрыт, отслеживать все доменные имена, все порталы, всю информацию, размещенную в интернете, просто невозможно. К тому же конкуренция — это полезно, и, вопреки воззваниям нынешних легальных таксистов, она останется на рынке». Законопроект о такси должен пройти второе и третье чтения до конца этого года.