В январе автомобильный рынок России тормозил по скользкой дороге на грани блокировки колёс: разогнавшись в декабре, в первый месяц 2015 года мы выяснили, что впереди если не обрыв, то, по крайней мере, очень жёсткая дорога.
В конце 2014 года в нашей стране сложилась уникальная ситуация, разогнавшая продажи машин до максимума: во-первых, в валютном выражении подешевели новые автомобили, во-вторых, население массово кинулось «успеть купить» по «старой цене», в-третьих, запасы дилеров быстро были распроданы, рынки подержанных авто опустели, продавцы хаотично наценивали машины, накидывая по 30 000 рублей к ходовым моделям. В начале года авторынки России поредели, салоны дилеров заметно опустели — рынок встал. Ну как встал, по факту он прилёг и неуверенно болтает головой, пытаясь понять, что же вообще происходит: стоит ли пытаться , или лучше уж совсем лечь и не рыпаться, пока само не пройдёт.
Проходить есть чему. В январе автомобили всех годов выпуска подорожали в той или иной степени. Если в декабре средние цены выросли только на автомобили «до трёх лет», то в январе подорожало всё. Подержанные авто больше всего относительно декабря дорожали в категории «не старше 5 лет»,остальные показали слабый рост. Дилерские автомобили (включая трейд-ин) тоже прибавили в цене, и, естественно, наибольшую прибавку показали машины «не старше трёх лет».
Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам на фоне общего удорожания автомобилей «повезло»: здесь цены, напротив, немного опустились — на 4,2% относительно декабря. А больше всего цены подтянулись в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах: на 47,7%, 19,3% и 14,6%.
Общее предложение автомобилей на рынке в январе сократилось на 20%-30% в зависимости от региона, это немного по меркам января, слабого на продажи в любой год. Однако... количество сделок по купле-продаже упало на 88% для частников и на 90% для дилеров, а количество просмотров объявлений в январе немного выросло.
Таким образом, в январе рынок оказался лицом к лицу с ситуацией, когда продавцы не понимают, какую цену поставить так, чтобы оказаться с прибылью, а покупатели уже не готовы платить, поскольку не знают, какая цена в нынешних условиях является честной и рыночной. Рынок остановился.
Актуальная картина по изменению цены и предложения автомобилей в России в январе
Изменение средней цены нового авто по Федеральным округам в январе 2015 года
К этой таблице требуется сделать пояснение.
Предложение по продаже новых автомобилей драматически упало только в ЦФО — почти в десять раз по сравнению с декабрём, отсюда и «падение» средней цены — нормальные машины купили ещё в декабре, остался в основном «второй сорт». В СФО, напротив, в январе предлагали к продаже немного больше машин, чем в декабре, однако количество сделок по продаже упало на 80%, отсюда и снижение цены. В остальных регионах мы видим дружный рост. Итоговый процент, показывающий, что «в среднем по палате» цена нового авто в январе пошла вниз, на самом деле находится под сильнейшим влиянием показателей ЦФО, без них — итог будет ближе к реальности.
#
Федеральный округ
Средняя цена, тыс. руб.
Декабрь 2014 г.
Январь 2015 г.
Изм., %
1
Северо-Западный федеральный округ
1336.5
1638.1
22.6%
2
Приволжский федеральный округ
891.4
1057.1
18.6%
3
Северо-Кавказский федеральный округ
1254.9
1472.3
17.3%
4
Дальневосточный федеральный округ
1994.8
2081.7
4.4%
5
Южный федеральный округ
1223
1274
4.2%
6
Уральский федеральный округ
1332.4
1346.6
1.1%
7
Крымский федеральный округ
1272.9
1240.2
-2.6%
8
Сибирский федеральный округ
1550.9
1433.5
-7.6%
9
Центральный федеральный округ
1706.8
1265.4
-25.9%
Итого:
1450.3
1341.9
-7.5%
Изменение среденей цены подержанного авто по федеральным округам в январе 2015 года
#
Федеральный округ
Средняя цена, тыс. руб.
Декабрь 2014 г.
Январь 2015 г.
Изм., %
1
Центральный федеральный округ
523.9
644.3
23%
2
Приволжский федеральный округ
443.9
511.4
15.2%
3
Северо-Западный федеральный округ
518.4
580.2
11.9%
4
Крымский федеральный округ
399.8
421
5.3%
5
Южный федеральный округ
429
448
4.4%
6
Уральский федеральный округ
418.8
432.6
3.3%
7
Дальневосточный федеральный округ
444.2
429.9
-3.2%
8
Сибирский федеральный округ
383.9
367.1
-4.4%
Итого:
411.1
410.9
0%
Изменение средней цены автомобилей по годам выпуска
#
Год выпуска
Средняя цена, тыс. руб.
Декабрь 2014 г.
Январь 2015 г.
Изм., %
1
2012
790.6
839.6
6.2%
2
2010
627.5
662.6
5.6%
3
2006
398.1
415.2
4.3%
4
2007
458.5
476.8
4%
5
2008
554.9
576.8
4%
6
2011
689.1
713.7
3.6%
7
2003
335.9
344.6
2.6%
8
2002
285.7
292.4
2.3%
9
2001
268.2
272.8
1.7%
10
2000
254.8
254.8
0%
Итого:
430.1
453.8
5.5%
Изменение цены популярных новых авто в январе 2014
Средняя цена, тыс. руб. у дилеров
Рост отпускных цен
у производителей
Декабрь 2014 г.
Январь 2015 г.
Изм., %
Изм., % за январь
Lada Granta
335.5
361.7
7.8%
5%
Hyundai Solaris
591.4
620.8
5%
6.2%
Kia Rio
581.8
630.4
8.4%
6.7%
Renault Duster
697.4
807.7
15.8%
8%
Lada Kalina
356.3
383.1
7.5%
8.2%
Renault Logan
505.2
568.1
12.5%
8.2%
Volkswagen Polo
598
613.3
2.6%
3.2%
Nissan Almera
476.9
572.2
20%
10.4%
Toyota RAV4
1646.3
1622.8
-1.4%
18.2%
Toyota Camry
1510.1
1572.5
4.1%
20.4%
Как видите, пока рост цен у дилеров не догнал отпускные у производителей. Это связано с тем, что ещё не все запасы распроданы с прошлого года.
Что думают продавцы на рынках и частники в интернетах?
«Суха теория, мой друг»... Цифры и статистика — это, конечно, хорошо и показательно. Есть о чём задуматься, но также важны настроения продавцов: на рынке и частников. Чтобы разобраться в ситуации «на местах», мы опросили продавцов на крупных автомобильных рынках России на предмет, что они думают по поводу нового привоза и новых цен. С таким же вопросом Дром обратился к частным продавцам.
Авторынки России: наблюдения и ожидания в январе
На Дальнем Востоке владивостокский рынок «Зелёный угол» замёрз: покупателей единицы, машин мало, спад продаж, новый привоз не предвидится. В декабре было распродано рекордно много авто по «старой цене», новый завоз делать сейчас невыгодно, поскольку свежие авто из Японии из-за выросшего курса будут заведомо дороже тех, что сейчас остаются на рынке. Рынок стоит полупустой. Поэтому пока продавцы выжидают. Есть мнение, что в феврале ситуация начнёт двигаться: кто-то из рискованных продавцов откроет новый завоз и начнётся восстановление рынка. Но это только мнение, февраль потенциально может растянуться на весь год.
В Западной Сибири и на Урале по инерции действует «казахстанский фактор». Но не он определяет настроение рынка. Во-первых, цены поднялись на несколько десятков тысяч рублей на все модели. Во-вторых, часть продавцов не хочет продавать авто из-за того, что не может определить для себя выгодную цену в условиях постоянного роста цен и нестабильного курса. В Восточной Сибири казахстанцев нет, но нет и свежего привоза. Продавцы, которые успели привезти авто до скачка курса, переписывают ценники в сторону увеличения. Стоимость нового привоза — большой вопрос для всех.
На Юге России ситуация аналогична: цены на автомобили не старше пяти лет выросли вслед за повышением стоимости новых авто в салонах дилеров, а цены на авто старше пяти лет особо не поменялись. Хорошо заметен как спад покупательской активности, так и падение предложения — машин стало на рынках заметно меньше. Наполняемость не растёт.
Ситуация у дилеров с новыми авто
Ситуацию с дилерскими авто можно условно разграничить на два лагеря. В первом находятся крупные дилерские сети, у которых даже после декабрьского ажиотажа остался запас автомобилей в наличии, но уже не по старым ценам, а по приподнятым. Их не спешат продавать, ждут пока ситуация «устаканится». Во втором находятся мелкие дилеры, распродавшие весь запас в декабре и сейчас ожидающие нового прихода по «новым ценам». С этими ценами есть нюанс — их никто не знает. Поэтому в данный момент сложилась практика, когда клиент, заключая договор о покупке авто, соглашается оплатить стоимость авто в пересчёте по курсу доллара на день поставки. То есть пока цены привязались к курсу.
Опрос частных продавцов
Мы опросили несколько сотен частных продавцов по всей России. Интересовались их планами по продаже своего автомобиля этой зимой. Исследование показало, что 30% продавцов-частников решили притормозить продажи. Основными причинами нежелания продавать авто стали: «нестабильная ситуация с курсом и ценами», «подожду до весны, а там видно будет».
Получается, что частники тоже ощущают «нестабильность» рынка, которая заставляет их повременить с продажами. Никому не хочется оказаться в убытке или вовсе остаться с ворохом бумаги на руках и без автомобиля в гараже.
На десерт
Мы провели ещё одно маленькое исследование, чтобы выяснить, какой процент продавцов в январе переписал цены в доллары или евро. Так вот... их оказалось 0,7% от общего числа. Остальные остались в рублях. Надолго ли?
Подведём итоги января
— Официальная инфляция в январе составит 13% или более.
— Рос отпускных цен у производителей составил от 2,5 до 50%.
— Рост средней стоимости подержанных авто составил от 23% (в ЦФО) до -3% в (ДВФО).
— Общее предложение сократилось на 20%-30% в зависимости от региона.
— Количество сделок по подержанным и новым авто суммарно упало на 80%.
— Точка равновесия между спросом и предложением пока не найдена, что тормозит рынок.
— Пичаль-беда... жёсткая посадка ещё впереди.
Хроника кризиса на Drom.ru
Drom.ru