Тест-драйв бронеавтомобиля «Тигр». Зона комфорта - «Автоновости»

Для того, чтобы понять, на что на самом деле способен бронированный автомобиль, нужен настоящий военный полигон. И желательно — весной, когда все дороги превращаются в направления, а вероятность найти на свою пятую точку приключения многократно увеличивается. Но сейчас — зима, под колесами машины — промерзшая земля полигона в центральной России: мы найдем приключения и здесь! Сегодня Drom.ru тестирует бронеавтомобиль «Тигр»!

Вот и ворота полигона. Первая встреча с «Тигром». Издалека (или на фотографиях) он не казался огромным, но вблизи — настоящий стальной гигант! Весит шесть с половиной тонн, а в длину — почти пять метров. Он прост: выглядит как кирпич. Глазу не за что зацепиться, нет тут каких-то изощренных граней или других «модных» дизайнерских изысков. Но, согласитесь, в этой своей простоте он красив. Теперь нужно не упасть в грязь лицом, постараться открыть дверь без видимых усилий — уж очень тяжело тянуть рычаг — и забраться на место рядом с водителем.


Откуда взялся «Тигр»?

«Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль. Основным заказчиком броневика выступала фирма Bin Jabr Group из ОАЭ. Первые три образца, вышедшие с завода ГАЗ, которым было присвоено наименование Tiger HMTV, в нескольких вариантах представили в Абу-Даби на международной выставке вооружения IDEX-2001. Заказчик остался доволен машиной, но арабская сторона без объяснений отказалась от проведения испытаний автомобилей в ОАЭ, которые были прописаны в контракте, и расторгла его. Автомобили и часть документации остались у компании BJG, ее инженеры совместно с зарубежными специалистами доработали конструкцию броневика и с июня 2005 года запустили производство идентичных «Тигру» бронеавтомобилей Nimr. Но и у ГАЗа остался разработанный образец, и по решению главы завода в 2002 году были собраны три автомобиля. Именно их под названием ГАЗ-2975 «Тигр» представили на выставке МIMS-2002. Машиной заинтересовалось руководство МВД РФ и выступило заказчиком. Серийное производство началось опять же на Арзамасском машиностроительном заводе в 2005 году, там осуществляется и по сей день. На Горьковском заводе броневики «Тигр» больше не выпускают.


Внутри комфортно и тепло, нет лязга металла и грохота подвески. Меня с водителем разделяет больше метра, но общаемся мы, не повышая голоса. Внутри «Тигра» есть кондиционер, короба с боеприпасами по бортам, крепежи для оружия и термосы. Но зачем закаленному спецназовцу такой комфорт? Кажется, что инженеры начали думать о том, что и боец — прежде всего человек. Это очень хорошо! Попробуйте залезть на место мехвода в БТР-Д, ничего не задев и не покалечившись, особенно когда рост больше метра восьмидесяти. Здесь же — полное ощущение безопасности, а все, что нужно, под рукой. Машина герметична и вместительна. Броневик официально вмещает шесть человек в полной амуниции, но, глядя на внутренний объем, кажется, что может поместиться и больше.




В броневике два топливных бака по 68 литров, переключить насос на один из них можно с помощью специального флажка. На центральной части торпедо манометры: пневмогидравлическая тормозная система и подкачка шин работают в одном контуре. При отсутствии давления колодки барабанных тормозов разводятся в стороны, и вероятность попасть в ЧП снижается. Органы управления автомобилем — «кочерга» справа от руля (ручной тормоз), два рычага ниже — КПП и «раздатка»



В задней части кузова — места для четырех спецназовцев. Крепежи для личного оружия и короба для патронов. Для очень большого количества патронов. Также есть термосы для хранения питьевой воды или напитков. Стены и потолок обшиты легкой бронированной тканью, которая несет еще и противоосколочную функцию. На полу, под металлическими пластинами, спрятаны специальные противовзрывные коврики

«Тигр» создавался как автомобиль для быстрой доставки личного состава к месту боевых действий, а также для диверсионной деятельности. По словам водителя — машина маневренная и для поставленных задач подходит как нельзя лучше, несмотря на свои внушительные габариты. «Тигр» призван спасти личный состав, укрыв его под своей броней в случае обстрела, или уберечь от взрыва фугаса при помощи специального броневого листа под днищем. Даже если супостат прострелит все колеса, машина сохранит возможность передвигаться своим ходом с включенной системой подкачки колес.

Броня и вооружение




В центральной части кузова есть люк, из которого можно высунуться и вести огонь из гранатомета АГС-17, пулемета «Корд», облокотившись при этом на край люка — своего рода броня со стороны спины бойца. Но нужно понимать, что противоосколочная и противопульная защита «Тигра» не в состоянии остановить бронебойную болванку. На потолке у лобового стекла — блок управления установкой 902Б «Туча» — это уже стандартная опция в отечественных боевых машинах. Вмятины на фото — не что иное, как результат испытания брони после выхода с завода. Нет, броневик не расстреливают из крупного калибра и не окаймляют тысячами осколков: в каждый бронелист под большим давлением выстреливают стальными шариками. Таким образом проверяют качество стали и соответствие уровню бронирования — третьему классу баллистической защиты.

Пока я сижу рядом с водителем, под колесами — типичный российский проселок с ямами разного калибра, которые… вовсе не замечаешь, несмотря на то, что стрелка спидометра приближается к отметке 70 км/ч. Никакого дискомфорта! Такую скорость на грунте — читай, в поле — «Тигр» держит легко и непринужденно. Подвеска на сдвоенных рычагах рассчитана на серьезное бездорожье, поэтому многие «стандартные» неровности остаются для «Тигра» незамеченными. По словам водителя, и 100 км/ч по проселку для этой машины не проблема. И это еще не предел: максимальная скорость броневика — 160 км/ч, но уже на асфальте. Как совладать с этой глыбой стали на такой скорости — остается загадкой.




У «Тигра» независимая торсионная подвеска всех колес на сдвоенных поперечных рычагах (заимствована у БТР) с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с блокировкой межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколесными дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, электрическая лебедка. Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой, а понижающий ряд трансмиссии — рычагом. Предусмотрена централизованная система подкачки колес — тоже от старшего «брата» БТР

Тем временем мы добрались до самого живописного места полигона, и настало время самому сесть за руль. Забраться на место водителя очень просто. Несмотря на небольшую площадь остекления, обзор вполне сносный. Но тяжелую дверь я пока не закрываю, потому что «печка» работает… как работают все «печки» в отечественной военной технике — могут высушить влагу в нескольких метрах вокруг. Но это уже придирки! В кресле довольно удобно. Вокруг водителя все очень просто и знакомо любому, кто сидел за рулем, например, «КАМАЗа»: спидометр, тахометр, датчики и указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива, похожие кнопки…




У системы подкачки колес есть три режима: «Песок», «Грунт» и «Шоссе». На «Шоссе» насос накачивает в колеса пять атмосфер, в режиме «Грунт» — четыре, а на песке — две–три атмосферы. Банальное изменение давления в колесах хорошо улучшает проходимость. И никакой сложной электроники! Что делать, если система подкачки не справилась со своей работой, а от колеса остался один обод? Никакой «тяжелой атлетики»! Предусмотрен специальный кран для снятия колеса весом больше 90 килограммов. Даже инженеры передовых автомобильных компаний до такого пока не додумались!

Температура в салоне стабилизировалась, закрываем дверь и запускаем мотор. На первый взгляд может показаться, что четыре цилиндра и всего 215 л.с. — слишком мало для такого громилы. Зато объем ярославского турбодизеля ЯМЗ-5347-10 составляет целых 4,4 л, а момент — 735 Нм! Военных обычно мало интересует расход топлива, но этот двигатель еще и экономичный: расход — всего 12–16 л на 100 км, что обеспечивает запас хода не менее 600 км.

Первую передачу используют, как правило, на сильном бездорожье или при движении с большой загрузкой. Так что смело стартуем со второй, и пейзаж полигона неотвратимо начинает надвигаться. Третья передача, турбодизель совершенно не напрягается, а скорость все растет! «Тигр» идет плавно, внутри тихо и очень комфортно. Лишь изредка тишину нарушает редкий удар бронелиста под днищем о замерзший лед внушительной колеи. Впереди — крутой подъем. Снова легко перехожу на вторую ступень, и машина спокойно забирается наверх.




Педаль акселератора в «Тигре» — электронная. Есть и система диагностики двигателя. На втором кадре, за блоком с кнопками, виден жгут проводов. Вы не поверите, но это разъем для подключения к компьютеру или другому устройству для считывания данных с ЭБУ. Разъем напоминает стандартный OBD. Вот так вот — компьютерная диагностика на российской боевой машине

У «Тигра» очень короткие свесы и спереди, и сзади. Благодаря такой геометрии и клиренсу в 400 мм углы въезда и съезда составляют внушительные 52 градуса. Лед глубокой колеи ему не страшен: спускаясь с горки, машина смачно дробит его бронелистом. Управление довольно острое и даже напоминает легковое. Привыкаешь быстро и непроизвольно увеличиваешь темп движения. Но, тем не менее, броневик требует от водителя плавности. Когда впереди на скорости возникла яма глубиной в половину машины, я попытался уйти от нее поворотом руля. Такого неуважения «Тигр» мне не простил, и задняя часть сразу пошла на обгон. Но сброс газа и возврат «баранки» поставили броневик на путь истинный. Не поддержал меня автомобиль и в решении вылезти из колеи: на мои потуги вывернуть руль он лениво отвечал возвращением на траекторию. Тем неожиданнее оказался момент, когда «Тигр» раскорячился поперек дороги. Лучше не допускать никаких резкий движений рулем. То же касается и тормозов: переборщив с усилием правой ноги, легко можно «на юзах» проскользнуть мимо поворота, потому что у нашего образца АБС нет. Да и водитель говорит, что АБС особо не поможет, учитывая массу и инерцию броневика.


Кстати, все это время мы передвигались только на заднем приводе! Развороты через колею, прыжки в ямы — для «Тигра» нет ничего проще. Резина стоит совсем не «злая», но даже на ней предел проходимости этого броневика очень далек от привычного гражданскому человеку. Въезжая в поле — в глубокий «пухляк» — автомобиль как локомотив чистит путь посреди снежной пелены. Вдруг машина слегка качнулась. Что это? Упавшее дерево под снегом? Мелочи. Едем дальше.


«Тигр» — не только довольно компактный, по сравнению с броневиками на вооружении других стран, автомобиль, но еще и очень тихий: рокот дизеля едва слышен. Идеальный транспорт для диверсионной деятельности! Ведь чем меньше и незаметнее цель, тем сложнее в нее попасть

После подключения переднего «моста» и включения всех блокировок броневик, естественно, двигается еще увереннее. Кажется, что ему и вовсе сам черт не брат! Правда, радиус разворота увеличивается значительно, но кого это волнует в подобных условиях? Надо — развернемся здесь и сейчас, без оглядки на пеньки иди ледяные брустверы. Машину действительно очень тяжело закопать или утопить.




В ТТХ написано, что бронеавтомобиль «Тигр» может преодолеть брод глубиной до 1,2 м. Однако, по рассказам водителя, — это далеко не предел. Двигатель и навесное оборудование расположены высоко, ближе к крышке капота, а воздухозаборник выведен на крышу. Но плавать «Тигр», в отличие от БТР, не умеет. Зато отечественным инженерам в смекалке не откажешь. Какое устройство нужно придумать для того, чтобы дверь весом больше 60 кг не превратилась в гильотину? Изобретать велосипед не стали, просто применили металлический упор, фиксирующийся при открытии двери

Каков же итог этого дня на полигоне? В «Тигре» сложно найти минусы, он действительно классный и при этом вполне комфортный — как для водителя, так и для бойцов. Бронеавтомобиль легко справляется с возложенными на него задачами: ты видишь цель, а машина, несмотря на преграды, прокладывает путь. Причем делает это весьма быстро. Зимой есть мощная «печка», летом — «кондиционер». Он — как БТР, только в два раза меньше и во много раз комфортабельнее и человечнее. Чувствуется внутри него какое-то спокойствие, уверенная защита и приятная изоляция от внешнего мира. Удивительно говорить такое про военную технику, но я оказался в зоне комфорта. Жаль, но покинуть ее придется. «Тигру» пора отдыхать.


Технические характеристики бронеавтомобиля «Тигр» (данные производителя)

Тип Универсал (SUV), бронированный
Количество мест/люков 6/5
Тип Турбодизель (ЯМЗ-5347-10)
Кол-во и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, л 4,43
Мощность, л.с. при об/мин 215/н. д.
Крутящий момент, Нм при об/мин 735/н. д.
Привод Полный, с подключаемым мостом, межосевой дифференциал с пониженной передачей в «раздатке», самоблокирующиеся межколесные дифференциалы и колесные редукторы
Коробка передач 5-МКПП
Передние Барабанные, пневмогидравлические
Задние Барабанные, пневмогидравлические
Передняя Независимая, торсионная, на сдвоенных рычагах
Задняя Независимая, торсионная, на сдвоенных рычагах
Длина/ширина/высота, мм 4610/2200/2000
Колесная база, мм 3000
Клиренс, мм 400
Снаряженная/полная масса, кг 6400/8000
Объем топливных баков, л 68+68
Максимальная скорость, км/ч По шоссе — до 150, по грунту — до 100
Разгон до 100 км/ч, сек. н. д.
Комбинированный цикл 12–16, в зависимости от условий
Выбросы СО2, г/км, эк. класс н. д.
Базовая комплектация Более 8 000 000

Фотобонус

Тест-драйв бронеавтомобиля «Тигр». Зона комфорта - «Автоновости»

















27-02-2018, 05:18
Вернуться назад