Продажи автомобилей в России: полная статистика 2017 года - «Автоновости»

Непререкаемо достоверной, исчерпывающей статистики состояния российского автомобильного рынка не существует. Увы, так сложилось. Причины тому разные, основная — в преувеличенном, даже гипертрофированном внимании высшего руководства автомобильных концернов к их положению в иерархии. Высшие строчки рейтинга влияют на капитализацию, доверие кредиторов и акционеров. Что, в свою очередь, оборачивается дополнительными бонусами и премиями, распределяемыми «вниз» по управленческо-продажной лестнице, вплоть до конкретных дилеров или даже менеджеров в автосалонах. Поэтому у многих вендоров существует соблазн «подретушировать» показатели, что, конечно, искажает и общую картину.

Еще одна причина в том, что объективную статистику… вообще никто не собирает! Это большой труд, который сложно монетизировать. Кто-то научился договариваться с госорганами («Автостат инфо») и имеет от них данные по регистрационным действиям ГИБДД или, допустим, информацию из ФТС по ввозу и вывозу автомобилей. Иные обращаются напрямую на заводы, получая производственную статистику («АСМ-Холдинг»). А вот АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса) строит свои итоговые документы на информации от дистрибьюторов по отгрузке автомобилей дилерам. Проданы они или нет, остались в России или уехали за границу — эти вопросы остаются за скобками. Тем не менее именно статистика АЕБ считается наиболее авторитетной, именно ее обсуждают публично и на нее ориентируются в анализах и прогнозах.


Ниже — полная версия данных от АЕБ за 2017 год. Это список всех (точнее, абсолютного большинства) моделей автомобилей, отгруженных со складов дистрибьюторов в адрес конкретных точек продаж. По умолчанию все они считаются проданными. Реально же, как говорилось выше, часть машин из этого списка продадут только в 2018 году, а некоторые покинут пределы России. По осторожным оценкам, таких автомобилей может быть 3–4% от общего количества. То есть достоверность документа от АЕБ достаточно высока. И что приятно: многие автоконцерны уже наигрались в приписки и в этом году дали реальную информацию. Несколькими годами ранее приписки в Топ-10 составляли 10–15%.

И еще уточнение: АЕБ включает в итоговый список не только легковые машины, но и легкие коммерческие, с полной массой до 3,5 т (LCV). Поэтому если будете сравнивать показатели с таковыми от «АСМ-Холдинга» или «Автостата», имейте это в виду. Как и то, что у некоторых брендов нет договора с АЕБ, и они в статистику вообще не попали, хотя машины и продаются. Например, до сих пор в России можно купить новые автомобили Haima, JAC или Luxgen! Но маргиналы погоды на рынке не делают, а вот отсутствие в списке DW Hower с его отнюдь не единичными продажами уже напрягает. Равно как и полное игнорирование неофициальных каналов, по которым поставляется, к примеру, Tesla.

С люксовым сегментом тоже непонятки. Ладно там Lamborghini, Aston Martin или Maserati… Но и Bentley не попали в список! Хотя продаются для столь дорогих машин весьма споро.


В минувшем году брендовые потери были изрядными. Ушли с рынка Acura, Alfa Romeo, BAW (они продавали товарные остатки), полностью вытеснились марки Daewoo и Great Wall, к символическому присутствию скатился SsangYong. Драматически снизил продажи Brilliance. Но параллельно резко пошел вверх Haval, да и Foton взял отличный старт со своим новым внедорожником Sauvana. Появился в сводке даже HTM, который мы помним как Hawtai, но он едва заметен со своими 99 проданными Boliger черкесской сборки. А как «выстрелил» Genesis — с 46 машин в 2016 году до 1031 в минувшем!

О тех, кто в «топе», уже было сказано, повторяться не будем. Вообще, каждый может провести свой маленький сравнительный анализ с данными за 2016 год, благо они доступны. Давайте лучше вспомним кое-какие предположения, сделанные нами в недавней заметке про планы «АвтоВАЗа» на 2018 год.


То, что «АвтоВАЗ» вписал в реестр проданных автомобилей машинокомплекты, предназначенные для заводов в Казахстане и Египте, следовало (хоть и косвенно) из сопоставления планов производства 2017-го и 2018 годов, а также доступных тогда данных о продажах за 2017 год. С нами связался главный маркетолог «АвтоВАЗа» Александр Бредихин и уточнил: 311 588 проданных Лад относятся только к внутреннему рынку, без учета машинокомплектов и товарного экспорта. Однако Александр не привел статистики по экспортным поставкам, предложив просто верить официальному пресс-релизу.

Наши источники на «АвтоВАЗе» во мнениях на сей счет разошлись; но мы продолжаем склоняться к версии о том, что в число 311 588 таки входят машинокомплекты! Внимательный анализ всех доступных данных подводит к мысли о том, что «АвтоВАЗ» «играет» показателями; ему сейчас как никогда важно показать крепкую положительную динамику. Тем более что 2017 год, как признался недавно президент ПАО «АвтоВАЗ» Николя Мор, вновь будет убыточным. На позиции сомнения мы останемся до тех пор, пока не сможем ознакомиться с независимой экспортной статистикой «АвтоВАЗа» от ФТС России или другого полномочного органа.

Эти же сомнения допустимы и при анализе данных от Renault, Hyundai–KIA и VW, именно они являются наиболее значимыми экспортерами иномарок, произведенных в России.

А теперь — список марок и моделей, проданных в России в 2017 году (по версии АЕБ).

18-01-2018, 18:23
Вернуться назад