Составить объективную картину целиком по России сложно: слишком уж многое зависит от специфики региона. Впрочем, если разделить рынок по группам (статус автомобиля, класс такси — эконом или премиум), картинка более или менее сложится. К тому же есть некоторые, скажем так, общие правила. В целом на финансовый успех таксиста влияют несколько основных факторов. Разберем для начала именно их.
Выбор автомобиля
Автомобиль и его статус по отношению к материальному положению водителя во многом влияют на коммерческий успех всей затеи. От того, какая это машина и в чьей она собственности, зависит, сколько будет зарабатывать и тратить таксист.
Финансовый успех в такси во многом зависит от статуса автомобиля, находится ли он в собственности таксиста, обременена ли машина кредитом или вовсе находится в аренде
Общие требования к автомобилю:
• Экономичность — один из ключевых факторов финансового успеха в такси. Тут все просто: чем меньше денег уходит на топливо, тем больше остается таксисту. Если у вас машина с двигателем V8, «пожирающая» 25 литров на 100 км, то лучше идти не в такси, а в персональные водители, обслуживание свадеб, праздников или в трансфер. Хотя и там объемному бензиновому двигателю предпочитают экономичный турбодизель.
• Надежность — в отличие от расхода топлива это уже не столь точная мера. Если у машины капризничает электроника — не работает музыка или отказал подогрев — это одно. И для работы в такси, в общем-то, не помеха. Другое дело, если у автомобиля «сыпучая» подвеска, проблемы с мотором, коробкой передач или серьезные недочеты по электрике. Для работы в такси такие «глобальные» поломки — серьезный удар: во-первых, их устранение требует серьезных затрат, а во-вторых, заставляет простаивать машину.
• Комфорт — пусть и не ключевой, но важный фактор для автомобиля такси. Важнее, чем может показаться на первый взгляд. Практически любой уважающий себя водитель сегодня выбирает машину с кондиционером. В больших городах таксисты часто осознанно предпочитают «автомат». Такие опции, как обогрев ветрового стекла и наружных зеркал или ксеноновый свет тоже являются несомненными преимуществами. Все это упрощает работу и снижает утомляемость, что, безусловно, сказывается на количестве поездок и заработке.
• Ликвидность и низкая потеря стоимости при перепродаже — профессиональные таксисты не ездят на машине долго. Под профессионалами подразумеваются автопарки или частники, которые зарабатывают в такси изо дня в день. Срок жизни автомобиля в профессиональном такси — 1–2 года. Этого хватает, чтобы окупить машину и заработать на ней, но к этому времени автомобиль обычно довольно сильно изнашивается. При этом большинство машин из такси уходят на вторичный рынок, а не в утилизацию. Таксисты — частные лица — хотят продать старый автомобиль как можно быстрее и как можно дороже, часто не чураясь корректировки одометра. Таксопарки могут отдать технику в трейд-ин, на разбор или продать таксисту, который работал на этом автомобиле.
Основные требования к автомобилю такси — не только возраст и расход топлива, но и уровень комфорта. Не последнюю роль играют надежность и ликвидность машины
Купить автомобиль можно и за 50 тысяч рублей, но такую машину не возьмут ни в один приличный авто- или таксопарк. Остается «бомбить», что в современных реалиях почти бесполезно. «Бомбил» на старых «Жигулях» и «Волгах» с рынка выдавили не власти, а интернет, мобильные приложения и колл-центры по заказу такси, которые просто отказываются принимать в свои ряды старые рыдваны, при этом владея подавляющим большинством заявок. Таким образом, в крупном городе «бомбила» сегодня не может обеспечить себя постоянным пассажиропотоком, а значит, лишен возможности стабильного заработка. Следовательно, начинать карьеру в такси лучше на машине не старше пяти-семи лет.
Локация (город, место)
Локация — один из важнейших факторов, определяющих заработок таксиста. Регион, город, район, в котором работает «извозчик», — все это очень даже влияет на финансовый успех, причем как на макро-, так и на микроуровне. «Злачные» места — аэропорты, вокзалы, ночные клубы, бизнес-центры. Как правило, чем больше и богаче город, тем больше возможностей заработать на перевозках. Впрочем, не стоит забывать о том, что и конкуренция в мегаполисах гораздо выше.
Важнейший фактор успеха в такси — локация. Традиционно «рыбными» местами считаются вокзалы и аэропорты. Хотя с приходом на рынок мобильных приложений ситуация несколько трансформировалась
Юридическая сторона вопроса
Таксомоторные перевозки регулирует Федеральный закон от 21.04.2011 № 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Впрочем, этот нормативный документ не целиком посвящен таксомоторным перевозкам. Лишь четыре из десяти его статей охватывают внесение поправок, касающихся работы такси. Основной закон — УАТ (Устав Автомобильного и городского электрического транспорта, он же ФЗ-259).
Главное, что требует закон от таксиста — лицензирование. В противном случае ему грозит штраф в размере от 50 000 рублей, а за повторное нарушение к штрафу может прибавиться конфискация ТС, но на практике значительная доля перевозчиков работает без лицензии.
Для получения разрешения (лицензии) необходимы: заявление; копия паспорта заявителя; копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП); копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, аренды, или генеральной доверенности, если автомобиль предоставлен на основаниях какого-либо из этих условий). Но тут многое зависит от региона: 4-я и 5-я главы закона регулируют «перевозки по заказу» и «перевозки пассажиров и багажа легковым такси». Некоторые агрегаторы пытаются балансировать между перевозками по заказу (для них не требуется разрешение) и перевозками в такси (для них требуется). В Москве и Петербурге с этим строго, в регионах — лояльнее.
Впрочем, лицензия — это еще не все: УАТ содержит массу дополнительных требований типа ежедневного медицинского и технического осмотра, путевых листов и т. д.
Успешность той или иной локации зависит от времени, дня недели, месяца, погоды, изменения расписания общественного транспорта… Традиционно в будние дни самым выгодным временем считаются часы пик: утро и вечер. В выходные и в вечер пятницы спрос, как правило, выше, чем в будни. Отдельная история — Новый год или другие «массовые» торжества — пик спроса на перевозки. Еще больше увеличивает потребность в передвижении на такси плохая погода.
Плохая погода моментально повышает спрос на такси: мало кто хочет мокнуть или толкаться в ненастье в общественном транспорте
Как изменили рынок такси мобильные приложения, или «Бомбить» больше не вариант?
В последние годы рынок такси до неузнаваемости изменили мобильные приложения. Самые известные на сегодня — «Максим», Uber, Gett, «Яндекс.Такси», RuTaxi (см. также результаты опроса на Дроме «Какими службами такси вы обычно пользуетесь?»). Некоторые из этих игроков стали поистине глобальными (например, Uber) и присутствуют во многих странах. Некоторые сильны в регионах (RuTaxi, «Максим»), а некоторые по-прежнему активно охватывают лишь крупные города России. В регионах стали появляться свои, более «мелкие» службы заказа такси, которые под натиском грандов тоже начали разрабатывать собственные мобильные приложения. Впрочем, они все еще не могут полноценно противостоять крупнейшим онлайн-сервисам и пока так и не отказались от привычных телефонных звонков.
Как зарегистрироваться в одном из агрегаторов такси?
Процедура регистрации в любом из агрегаторов весьма проста: заявку можно оставить онлайн, а можно обратиться к агентам по подключению. В рамках этой процедуры заключается договор с указанием параметров водителя (ФИО, реквизиты и прочее) и автомобиля (марка, модель, госномер, право собственности), проводится проверка документов, инструктаж, а иногда принимается экзамен (обычно в VIP-такси). По прошествии этих этапов можно сразу выезжать на линию.
Методика входа на рынок всех мобильных приложений-агрегаторов была одинакова — демпинг, когда для пассажира дешевле воспользоваться приложением, чем вызывать традиционное такси по телефону или даже поймать «бомбилу» с руки. Чтобы заинтересовать водителей, новые игроки таксомоторного рынка предлагали определенные льготы и доплаты. В некоторых странах это вызвало массовые протесты таксистов старой формации.
Ирина Гущина Директор по коммуникациям Uber в России и СНГ
«Один из важных принципов сотрудничества Uber с водителями — гибкость. Uber не требует эксклюзивного подключения к платформе или определенного количества часов работы. Водители сами определяют свой рабочий график и решают, где, когда и на сколько подключиться к Uber. Около 90% водителей отмечают, что именно возможность самим управлять своим временем является для них ключевым преимуществом сотрудничества с сервисом. Водители сами решают, сделать ли Uber основным источником заработка для себя или сочетать с другими видами деятельности.
Водители, подключенные к Uber, не являются нашими сотрудниками. В России мы работаем только с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые являются транспортными партнерами Uber и могут привлекать водителей и оформлять с ними отношения согласно российскому законодательству. Размер комиссии Uber в разных городах отличается.
Приложение применяет алгоритмы интеллектуальной диспетчеризации — направляет заказы ближайшему водителю, выстраивает оптимальные маршруты с учетом объезда пробок, может формировать непрерывные цепочки заказов, когда водитель получает новый заказ, еще не закончив предыдущий, направляет водителей в районы повышенного спроса. Все это снижает простои и позволяет совершить больше поездок в час, а значит, больше заработать».
Сегодня, когда революция уже позади, мотивация водителей несколько изменилась. Так называемые «субсидии» (доплаты за дешевые заказы и количество сделанных поездок) стали скромнее, а балом правят коэффициенты: чем меньше свободных машин, тем дороже цена поездки для клиента. Тем не менее мобильные приложения все же заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с водителями и премируют тех, кто работает много и постоянно.
Для новичка первая смена и даже первая неделя работы с мобильными приложениями могут показаться неудачными. Заявок будет немного, а время их ожидания может измеряться десятками минут. Но уже по прошествии недели активной работы, когда приложение сформирует оценку водителя, заказов становится больше: чем выше рейтинг водителя, тем быстрее приходят заявки. Хорошим рейтингом считается твердая пятерка.
Комментарий анонимного таксиста из одного из городов-миллионников:
«Зарабатывать можно не только на поездках, но и на доплатах от “Яндекса” или “Убера”, причем для этого сами поездки не нужны. Покупаем десяток-другой сим-карт, регистрируем в приложении. Потом ловим часы, когда “Яндекс” делает доплаты до определенной стоимости. Скажем, у нас в городе в утренние часы пик идет доплата до 200 руб. Ставлю одну симку, делаю в приложении минимальный заказ (как говорят таксисты, «коротыша»), он падает мне. Проехал пару километров — я якобы заработал 50 рублей за “заказ”, а “Яндекс” мне доплатит еще 150. Ставлю следующую симку, повторяю... Высший пилотаж — прихватить заказ за наличные от “Везёт” и параллельно получить за эту же поездку доплату от “Яндекса”. Ну а что — если они готовы “жечь” деньги за долю на рынке, этим грех не воспользоваться».
Функционал мобильных приложений позволяет в автоматическом режиме менять цену поездки в зависимости от соотношения спроса и предложения. Когда машин мало, а спрос высокий, например, в дождь или Новый год, цена поездки становится выше.
Как правило, водители работают с максимальным количеством агрегаторов. Стандартный джентльменский набор на сегодня: Uber, «Яндекс», Gett. В регионах к ним прибавляются местные игроки типа «Везёт», «Максим», RuTaxi и прочих.
Дорого ли сегодня такси?
Цены рассчитаны с использованием мобильных приложений по заказу такси и при помощи звонка в колл-центр регионального такси. Примечательно, что за несколько минут подсчетов стоимость поездки в мобильных приложениях заметно менялась. Сильнее всего скорректировалась цена пути до аэропорта у Uber. Первый расчет показал 920 рублей, повторный, по прошествии пяти минут, уже всего 690 рублей. Оба раза приложение отображало повышенный спрос. Стоимость поездок у других приложений также менялась, но не так сильно. Все это наглядно иллюстрирует, что с приходом на рынок умных агрегаторов такси ситуация с ценами меняется ежесекундно в зависимости от соотношения спроса и предложения. Все как на бирже.
Поездка | «Яндекс.Такси» (эконом/бизнес) | Uber (эконом/бизнес) | Gett (эконом/бизнес) | Региональный перевозчик (заказ по телефону) |
10 км по городу | 170/332 | 148/не рассчиталось | 204/по таксометру | 180 (точная по таксометру) |
40 км до аэропорта | 522/788 | 690/ не рассчиталось | 732/1100 | 600 (точная по таксометру) |
Сотрудничество с агрегаторами требует наличия смартфона и стабильного мобильного интернета, чтобы обрабатывать поступающие заявки (еще одна статья затрат). Дополнительно водитель должен быть готов к долгому циклу сделки. При оплате по карте деньги за поездку могут приходить раз в неделю, и это обуславливает частое нежелание водителей принимать безналичную оплату.
Для качественной работы в такси нужен мощный смартфон или планшет. Дополнительный бонус и одновременно статья затрат — детское кресло.
Основные риски таксиста
Если в 90-х основным риском таксиста было разбойное нападение, то сегодня это проезд зайцем. Клиент вполне может не заплатить. Второй риск — уехать в район, откуда на обратном пути не найти пассажира. Третий риск — общеводительский: ДТП с обездвиживанием автомобиля или лишение прав — для таксиста это равносильно безработице.
Сколько можно заработать в такси?
Мы рассмотрим три возможных сценария, которые в основном отличаются порядком владения автомобилем: машина куплена в собственность, оформлена в кредит или взята в аренду. Конечно, приведенные данные нельзя считать истиной в последней инстанции, они весьма приблизительные, не учитывают амортизацию и износ и могут значительно меняться в зависимости от автомобиля, региона и массы других факторов. Но мы надеемся, что общее представление о заработках таксистов они все же смогут вам дать.
Какие траты несут таксисты?
Свой автомобиль без кредита | Свой автомобиль в кредит | Автомобиль в аренду |
Топливо | Топливо | Топливо |
Страховка (ОСАГО, каско) | Страховка (ОСАГО, каско) | Зависит от договоренностей между сторонами (обычно платит собственник) |
Налоги | Налоги | Зависит от договоренностей между сторонами (обычно платит собственник) |
Масло и ТО | Масло и ТО | Зависит от договоренностей между сторонами (обычно платит собственник) |
Ремонт и непредвиденные расходы | Ремонт и непредвиденные расходы | Непредвиденные расходы. Зависит от договоренностей между сторонами |
Кредитный платеж | Арендный платеж |
Такси на газе
Можно перевести автомобиль на газ, но стоимость оборудования в размере даже 50 тысяч рублей окупится только при больших пробегах. Ориентировочная стоимость 20 рублей за литр пропана и 17 — за литр метана. Это значит, что в такси нужно идти именно работать, а не подрабатывать. Вторая проблема — не на каждой заправке можно заправиться газом. Третья — газ «сушит» клапаны, негативно влияет на ресурс мотора при больших пробегах. К тому же согласно последнему техническому регламенту любое переоборудование автомобиля требует оформления разрешительной документации, что влечет дополнительные сложности.
Возьмем для примера очень популярный среди таксистов Hyundai Solaris с его средней стоимостью на вторичном рынке в 481 тысячу рублей (округлим до 500 тысяч рублей) за 3–4-летний автомобиль. Зададим средний расход топлива в городском цикле в 9 литров на 100 км. Выберем минимально допустимый сорт бензина АИ-92 по цене 37 рублей за литр. Таким образом, при пробеге в 200 км (цифра ориентировочная) в день на топливо будет уходить 666 рублей. Теперь же рассмотрим три возможные для таксиста варианта.
Александр Костиков Директор по коммуникациям Fasten — бренд «Везёт»
«Мы работаем более чем в 100 городах страны, поэтому важно быть гибкими: те условия, которые мы предлагаем таксистам в Москве или миллионном Воронеже, не будут работать в 300-тысячной Вологде или Иваново. Во многих городах мы используем фиксированные безлимитные тарифы для водителей: они платят определенную абонентскую плату за доступ к платформе и могут принимать неограниченное количество заказов, при этом комиссия не взимается. Тем, кто выплачивает комиссии от стоимости поездок, мы предлагаем забрендировать машину: для оклеенных автомобилей комиссия существенно ниже, а, значит, доход водителя выше. Водителям, которые хотят зарабатывать на своем автомобиле, есть смысл выбирать тех операторов, у которых значительная часть поездок оплачивается наличными: тогда в кармане всегда будут деньги. И, конечно, помнить, что чем хуже погода, тем больше заказов: по статистике, даже небольшой дождь дает прирост заказов в 3–5 раз.
Сегодня, с ростом конкуренции, доступность такси стала выше — но заработки таксистов, наоборот, снизились. Мы знаем, как нелегок их труд и относимся к водителям не как к “расходному материалу”, а как к своим полноправным партнерам. У нас нет “блокировок” и “понижения рейтинга” за непринятые заказы или невыход на линию в течение нескольких дней — водитель не на словах, а на деле может работать с удобным для себя графиком».
Вариант 1 — автомобиль в собственности таксиста, без кредита
Это самый лучший с точки зрения заработка, но не самый частый вариант. Наличие собственного автомобиля позволяет таксисту распоряжаться им по своему усмотрению, а также не нести никаких финансовых обязательств по отношению к третьим лицам. По сути, это актив, которым собственник волен распоряжаться, как захочет. К тому же, в отличие от арендованного автомобиля, он может закрыть глаза на некоторые косметические дефекты (в случае с арендой за каждую новую царапину таксиста штрафуют), самостоятельно выбирать место и периодичность обслуживания.
Затраты на машину включают топливо, налоги, страховку ОСАГО, штрафы ГИБДД, сервисное обслуживание, ремонт и непредвиденные расходы.
Частный случай, моделируем ситуацию работы в большом городе:
Дано | |
Период работы | 30 дней |
Дневной пробег | 200 км (20 поездок по 10 км) |
Поездок в день | 20 |
Поездок за период | 600 (20 поездок в день: 20х30) |
Суммарный пробег | 6000 км(200х30) |
Расход топлива | 9 литров на 100 км |
Цена за литр | 37 рублей |
Расходы на топливо в день | 666 рублей |
Расходы | |
Расходы на топливо | 19 980 рублей (666х30) |
ОСАГО | 833 рубля (10 000 рублей — средняя годовая цена ОСАГО: 10 000/12 месяцев) |
Налог | 375 рублей (4500 рублей — налог: 4500/12) |
ТО | 2000 рублей |
Суммарные расходы на а/м | 23 188 рублей |
Доходы за период | |
Выручка за одну поездку (с учетом вычета комиссии агрегатору) | 135 рублей |
Выручка в день | 135х20=2700 |
Суммарная выручка за месяц | 81 000 рублей (2700 х 30) |
Чистый доход водителя | 57 812 рублей (81 000 рублей — 23 188 рублей) |
Окупаемость | 8 месяцев и 3 недели500 000/57 812 рублей |
Вариант 2 — автомобиль в собственности таксиста, но в кредит
По сравнению с первым вариантом в этой ситуации добавляются два важных фактора: ежемесячные платежи за машину и необходимость страховки каско. Полис каско тоже обходится весьма недешево, даже если стаж вождения больше десяти лет, а если меньше, то и подавно. Хотя полис часто оформляют подставной, по сути, филькину грамоту для банка, не имеющую никакого покрытия. Но это, как вы понимаете, незаконно.
Сегодня средняя ставка автокредита составляет 16,2%, но с учетом государственных льгот она опускается до 9,5%. Правда, речь идет о новых машинах, а учитывая, что в модели расчета рассмотрен подержанный автомобиль, размер переплаты по автокредиту повысится. Обозначим его за вполне рыночные 17% годовых. При этом крайне желателен первоначальный взнос. Обычно не меньше 20%. Его размер будет сильно влиять на всю «кредитную математику». В таблице приведены расчеты, исходя из 30% взноса от стоимости машины, то есть в нашем случае 150 000 рублей.
Частный случай, моделируем ситуацию работы в большом городе:
Дано | |
Период работы | 30 дней |
Дневной пробег | 200 км (20 поездок по 10 км) |
Поездок в день | 20 |
Поездок за период | 600 (20 поездок в день: 20х30) |
Суммарный пробег | 6000 км(200х30) |
Расход топлива | 9 литров на 100 км |
Цена за литр | 37 рублей |
Расходы на топливо в день | 666 рублей |
Платеж по кредиту за период | 12 916 рублей |
Ставка по кредиту | 17% |
Срок кредита | 5 лет |
Первоначальный взнос | 150 000 рублей (30% от цены машины) |
Цена автомобиля с учетом переплаты через 5 лет | 925 000 рублей |
Расходы | |
Расходы на топливо | 19 980 рублей (666х30) |
ОСАГО | 833 рубля (10 000 рублей — средняя годовая цена ОСАГО: 10 000/12 месяцев) |
Каско | 20 000 рублей |
Налог | 375 рублей (4500 рублей — налог: 4500/12) |
ТО | 2000 рублей |
Платеж по кредиту | 12 916 рублей |
Суммарные расходы на а/м | 56 104 рубля |
Доходы за период | |
Выручка за одну поездку (с учетом вычета комиссии агрегатору) | 135 рублей |
Выручка в день | 135х20=2700 |
Суммарная выручка за месяц | 81 000 рублей (2700 х 30) |
Чистый доход водителя | 24 896 рублей (81 000 рублей —56 104 рублей) |
Вариант 3 — автомобиль не в собственности таксиста, арендуется для работы
Пожалуй, самый распространенный вариант работы в такси. Водители любят его за дополнительную мотивацию (вносить арендный платеж за машину нужно ежедневно) и отсутствие необходимости тратить большую сумму денег на первоначальный взнос по кредиту или покупку машины.
В роли арендодателя могут выступать и частные лица, и маленькие компании, и таксопарки. В ряды водителей «Яндекс.Такси», например, можно попасть только через таксопарк. Для этого нужны водительские права и паспорт. Хотя правила могут разниться в зависимости от региона, да и вообще условия работы с агрегаторами пересматриваются по несколько раз в год.
Чем новее и дороже машина, тем строже отбор водителей по опыту работы и стажу. В зависимости от класса автомобиля и его возраста, естественно, меняется и посуточная стоимость. При этом, как правило, она не бывает ниже 1000, а обычно составляет около 2000 рублей. Учитывая, что наш вымышленный Солярис уже не новый, минимальный тариф в 1000 рублей в день для него вполне реален.
Существует масса предложений по аренде автомобилей под такси. Многие из них — на кабальных условиях, когда каждая царапина оплачивается из кошелька таксиста. Есть даже варианты с правом выкупа транспорта по истечении срока аренды, обычно от года до двух. Очевидный плюс арендной схемы: техническое обслуживание проводится за счет собственника. Ну а главная причина популярности такого варианта в том, что таксисту не нужно разово тратить большую сумму денег на покупку автомобиля.
Частный случай, моделируем ситуацию работы в большом городе:
Дано | |
Период работы | 30 дней |
Дневной пробег | 200 км (20 поездок по 10 км) |
Поездок в день | 20 |
Поездок за период | 600 (20 поездок в день: 20х30) |
Суммарный пробег | 6000 км(200х30) |
Расход топлива | 9 литров на 100 км |
Цена за литр | 37 рублей |
Расходы на топливо в день | 666 рублей |
Расходы | |
Расходы на топливо | 19 980 рублей (666х30) |
Платеж по аренде за период | 30 000 рублей (1000 рублей х 30 суток) |
Суммарные расходы на а/м | 49980 рублей |
Доходы за период | |
Выручка за одну поездку (с учетом вычета комиссии агрегатору) | 135 рублей |
Выручка в день | 135х20=2700 |
Суммарная выручка за месяц | 81 000 рублей (2700 х 30) |
Чистый доход водителя | 31 020 рублей (81 000 рублей — 49 980 рублей) |
Комментарий таксиста, работающего на арендованной машине
«Работаю в Казани по аренде, каждый день 700 на бензин, 300 — прога (доступ к заявкам), 200 — “сиги и покушать”. 1300 — аренда, и потеешь, чтоб “рубасик” накатать себе. Бывают, конечно, дни — кинут, бывает, и больше заработаешь. А так в среднем “грязными” у меня накатывается 80 000 рублей с копейками в месяц. Из них “чистыми” остается 20–30 тысяч. Аренда машины мотивирует работать. Плюс доплаты от агрегаторов и чаевые».
Наши модели наглядно показывают, насколько отличаются доходы таксистов в зависимости от права собственности на автомобиль. Очевидно, что самый выгодный вариант, когда таксист не обременен платежами за машину. Они выигрывают по заработку, хотя и без учета амортизации, пробега автомобиля и дальнейшего снижения его товарной стоимости. Таксист-собственник способен зарабатывать сумму, пригодную для минимального комфортного уровня жизни. В случае кредита и тем более аренды доходы ощутимо снижаются — чтобы хотя бы как-то обеспечить себя, приходится работать больше. Либо идти на определенные хитрости, например, делить машину с несколькими таксистами, работая «посменно», либо что-то зарабатывать на доплатах от агрегаторов.
VIP-такси
Премиальное такси — отдельное направление таксомоторных перевозок, близкое к персональному водителю. Причем его тоже облюбовали мобильные приложения. У каждой из большой тройки онлайн-сервисов есть предложения для VIP-клиентов. У «Яндекс.Такси» — комфорт, у Uber — Uber Black, у Gett — бизнес. Есть и отдельные агрегаторы, специализирующиеся на обслуживании VIP-клиентов, например, Wheely. Главное, что меняется — это автомобиль. Но и требования к водителю здесь выше: опрятный внешний вид, грамотный русский язык и, возможно, даже английский. По стандартам Wheely водитель должен встречать клиента на улице, стоя у автомобиля. Приветствуются бутылочки с водой на борту и конфетки.
Рынок такси — сложный рынок. Слишком много факторов влияет на результат. Автомобиль, регион, удача и умение водителя найти клиента... Очевидно, что интернет произвел революцию в таксомоторных перевозках. Изменилась механика бизнеса. Появились новые виды посредников, которые сдают автомобили в аренду и (или) подключают водителей к агрегаторам. Тем не менее работая водителем в такси по-прежнему можно заработать, хотя труд этот не из легких. Своеобразная компенсация — относительная свобода. Водитель сам решает, сколько и когда ему работать.