Тренинг-тест BMW 320d xDrive и 440i xDrive Gran Coupe. «Безумный Макс» от BMW, или Можно ли ездить боком в −50°С?
На термометре в аэропорту Сургута, куда мы прилетели, чтобы покататься по льду замерзшего озера на полноприводных «трешках» и «четверках» BMW, минус 44 градуса. Температура для жителя средней полосы России — совершенно невообразимая. Да и в Сургуте такое бывает очень редко. Ну а для баварских автомобилей — это вообще что-то запредельное! Испытывали ли вообще немцы когда-либо свою технику при подобных «минусах»? Вряд ли, потому что градусники в X4, X5 и Х6 — наших шаттлах, на которых нас должны доставить в гостиницу, а потом на ледовую трассу — показывали только −40°С: ниже они попросту не умеют. На завтрашний день назначены упражнения на льду, а прогноз и вовсе неутешительный — минус 53-55°С. Состоится ли «матч» в такую погоду?
Первый заход и аномальные морозы
Короткими перебежками добравшись до ожидавших нас на стоянке «иксов», мы обнаружили, что в салонах автомобилей все же тепло. Даже внутри дизельного (!) Х5 вполне можно было жить, хотя, конечно, его «печка» вынуждена работать с большей интенсивностью, чем на бензиновых машинах. На градуснике застыли «вечные» минус 40, но автомобили до приезда в аэропорт находились на теплой стоянке гостиницы, поэтому, естественно, что завелись без каких-то проблем. Но одно дело — запустить двигатель, а другое — эксплуатировать технику при таких температурах.
Так выглядел Сургут в вечер нашего приезда. Даже для этого сибирского города температура в минус 50 градусов — совершенная аномалия. Замерзло все: деревья, дороги, металл и, конечно же, многие автомобили. На одной из этих фотографий видно, как местные жители пытаются при помощи установленной под специальный полог тепловой пушки отогреть «Ниву». К слову сказать, наутро автомобиль все же уехал своим ходом. Торчащие из-под капотов «вилки» подогревателей на 220В — обычное дело, как и протянутые из домов провода. Но большая часть населения использует сигнализации типа StarLine с программируемым запуском — только так можно быть уверенным, что двигатель заведется в нужный момент.
Но самое интересное началось на следующий день, когда столбики термометров упали до невиданной, как говорят, в тех местах отметки — ниже минус 50 градусов. Не буду ходить вокруг да около — наши покатушки на льду решено было отменить. При том, что решение это было не за «бээмвэшниками» — трасса (в часе езды от Сургута, где очевидцы свидетельствовали и вовсе «нереальные» температуры — до минус 60!) была готова, и «трешки» с «четверками» ждали нас на озере с заведенными моторами, — а за МЧС: выезды из города закрыли, был введен режим чрезвычайной ситуации, скорая и «технички» до места проведения мероприятия попросту не доехали бы. Поэтому автомобильная часть нашего тест-драйва свелась к небольшим марш-броскам по Сургуту на уже обозначенных выше Х4, Х5 и Х6. Но и тут есть о чем рассказать.
После отмены мероприятия в минус 53 мы продолжали активно использовать в качестве шаттлов кроссоверы Х4, Х5 и Х6. Конечно, ночевали автомобили на относительно теплом гостиничном паркинге, но почти весь день проводили на дорогах Сургута наравне со всеми
Сразу стоит отметить, что автомобили не были каким-то особым образом подготовлены к таким температурам. Сургут — все же не Якутия, и подобных морозов никто не ожидал. Тем временем спиртовые термометры наружной температуры «зашкаливало» — на улице было явно ниже 50°С. Пешком можно было выдержать лишь 15–20-минутные прогулки. Дальше — мороз «схватывал» все открытые части тела (лицо, руки, если пытаться фотографировать или курить), начинали подстывать ступни в зимней обуви и, простите, ляжки, несмотря на наличие под брюками хорошего термобелья.
Вот фото из Инстаграма и скриншот экрана телефона, которые подтверждают, что температура в самом Сургуте 21 декабря — в тот день, на который была назначена основная часть упражнений на льду, — опустилась ниже 50 градусов. При этом не стоит забывать, что на озере, где была подготовлена трасса, обычно на 4–5 градусов холоднее
В салонах автомобилей, как я уже говорил, было вполне себе терпимо. Но даже в бензиновых «иксах» минут через 20–30 езды из дефлекторов второго ряда переставал дуть по-настоящему теплый воздух. Видимо, он банально остывал, пока шел от «печки» до задней части машины. Звук моторов сильно изменился, и это немудрено: стрелка температуры масла в двигателе не поднималась и все время болталась в районе нижней отметки в 70°С. Задубевшие амортизаторы создавали ощущение езды на М-версиях, причем в максимально «зажатом» режиме. Своими «пятыми точками» мы чувствовали каждую выбоинку, каждую трещинку в асфальте.
Лютый мороз заставил экипироваться коллег-журналистов и представителей компании BMW по полной программе. На среднем фото в горнолыжных очках — ваш покорный слуга. Но даже будучи как следует утепленным, на улице сложно находиться более получаса. Все открытые части лица обмерзают почти мгновенно, пальцы костенеют на морозе за секунды, iPhone позволяет сделать с десяток кадров и потом сразу выключается. Настоящий дубак!
Дороги в Сургуте весьма приличного качества, но из-за довольно высокой влажности они постоянно покрыты слоем накатанного льда. По той же причине в воздухе все время висит специфический ледяной туман, который сильно ограничивает видимость. Даже днем мы редко когда превышали скорость в 50–60 км/ч. «Перцу» добавляли шины. Стоит автомобилю встать на прикол хотя бы на 20–30 минут, как они тут же становились «квадратными»: едешь, как по шпалам на велосипеде — тык-тык, тык-тык. Правда, спустя некоторое время после начала движения «резина» снова возвращалась к прежнему диаметру. Очень жалко эксплуатировать автомобили в подобных условиях. Серьезное испытание. Поэтому мы решили вернуться к «четверкам», которые несколько дней «молотили» заведенными моторами на озере, когда в Сургуте потеплело до вполне «гражданских» 20-30 градусов ниже нуля.
170 километров боком, или Чему учат в школе вождения BMW?
Все, наверное, хоть раз смотрели фильм «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном. Помните, как выглядела тамошняя техника? Автомобили были завешаны диковинными металлическими панелями и «отбойниками», которые позволяли сильнее ранить оппонента в контактной борьбе и, в свою очередь, защитить себя от нападений противника. Все «четверки» и «трешки» для наших ледовых упражнений были подготовлены в подобном стиле: массивные «фартуки» спереди с просверленными многочисленными отверстиями для облегчения конструкции. Конечно, эти причиндалы на них повесили не для того, чтобы таранить друг друга, а чтобы сохранить бамперы и основные агрегаты в случае неизбежного вылета на брустверы. Весьма брутальный вид, не находите? Коллеги шутили, что такая «защита» была бы не лишней и на дорогах общего пользования. Особенно в те дни, когда идет обильный снег, а коммунальные службы халтурят.
Для упражнений на льду нам предоставили полноприводные седаны с бензиновыми моторами (340i), а также с турбодизелем (320d). Можно было выбрать и полноприводные бензиновые купе (430i и 440i), а также 4-дверное псевдокупе 440i Gran Coupe. Стоит напомнить, что развесовка у всех автомобилей BMW идеальная — 50/50. Система полного привода xDrive в обычных условиях распределяет крутящий момент в пропорции 60:40 в пользу задних колес. В зависимости от конкретной ситуации она способна перебросить на переднюю ось до 50% момента, а на заднюю — все 100%. Теоретически в случае комплектации автомобиля задним активным дифференциалом весь момент можно передать на одно заднее колесо. Все «четверки» были «обуты» в гражданские шипованные шины
Во время нашего следующего приезда в Сургут и долгожданного визита на озеро, где были подготовлены несколько участков для различных упражнений, из которых инструкторы «собирали» трассы разной конфигурации, погода сжалилась — «всего» каких-то минус 25! В нашем распоряжении — два световых дня, полноприводные седаны и купе (как бензиновые, так и с турбодизелями) и несколько расчищенных километров весьма неровного льда. Все для того, чтобы научиться правильно и быстро ездить боком. Все для того, чтобы получить навыки, которые будут очень полезными и в обычной жизни на скользкой дороге.
Все автомобили, которые участвовали в упражнениях на льду (обычные «четверки» и Gran Coupe), были оборудованы специальными защитами из толстой «нержавейки», призванными сохранить в целости передние бамперы, а также основные узлы и агрегаты — двигатель и коробку передач. Жаль, не было возможности сфотографировать эти приспособления снизу: тогда бы вы увидели, что эта «лыжа» простирается почти до центра днища автомобиля. В случае вылета в сугроб это помогает, во-первых, не расколоть бампер, а во-вторых, проскользить по рыхлому снегу. На последнем фото видно, что от частых контактов с брустверами защита все же иногда доставала до бампера и обдирала краску. Но покраска — это все же лучше, чем менять бампер целиком
На инструктаже перед началом заездов нам объяснили, как работает полный привод xDrive от BMW, как выбрать правильную траекторию, как перераспределяется масса автомобиля при движении в том или ином повороте, как справиться со сносом и заносом, как использовать скольжения во благо, чтобы стабилизировать автомобиль или оптимизировать вход в следующий поворот. Вкратце резюме такое: занос гораздо более безопасен, чем снос. По той самой причине, что занос можно не только контролировать, но и использовать (например, для более эффективного торможения или перекладки с меньшей потерей скорости), а вот со сносом можно только бороться.
Инструкторы школы BMW не размениваются по мелочам и почти сразу после начала занятий позволяют полностью отключать систему стабилизации. Упражнения в первый день носили, скорее, образовательный и «привыкательный» характер: мы учились чувствовать автомобиль, искусственно создавали опасные (если бы на дороге — аварийные) ситуации и выходили из них. Очень познавательно. Но для тех, кто «не первый год замужем», немного скучновато. Хотя и в этот день даже опытные водители редко обходились без ошибок, а значит, и эти тренинги прошли не зря.
За день до нашего приезда на подготовленной трассе инструкторы школы BMW Кирилл Папков и Алексей Лукьянюк вместе с фотографом Сергеем Крестовым проводили фотосъемку, в процессе которой активно эксплуатировали бензиновые версии «трешек» и «четверок». Никакой специальной подготовки (кроме защиты-«лыжи» в стиле MadMax) у автомобилей не было. Термометр показывал минус 46. Машины успешно выдержали 4 часа издевательств
Зато на второй день — настоящее раздолье! На льду построили несколько довольно длинных (5–6 км) трасс, на которых нужно было использовать все приобретенные ранее навыки. По сути, при стремящемся к нулю коэффициенте сцепления даже короткие прямики вы проходите боком. Прямые в таких условиях используются не столько для разгона, сколько для «перекладки» автомобиля. И так целый день: поворот за поворотом, вираж за виражом, боком, с разными углами, в клубах снежной пыли. Эффектно! Круто! Захватывающе!
За два световых дня тренировок на льду замерзшего озера мы успели накатать около 170 км! И проехали их в постоянных скольжениях. Совсем немало. Программа очень интенсивная. Заставляет попотеть даже при серьезных «минусах»
Ледовая трасса коварна не только низким уровнем сцепления, но и тем, что он варьируется в каждом конкретном повороте. Где-то зацеп чуть лучше, где-то чуть хуже, где-то лед настолько гладкий, что даже на шипах автомобиль неудержимо скользит к снежному брустверу. И уж тут надо выставлять «четверку» заранее боком (даже почти «задом»), чтобы «облизать» апекс и на выходе занять оптимальное положение. Приходится вовсю работать и газом, и рулем. На улице все еще довольно холодно, а по спине бегут капельки пота!
Вот такая техника помогала «бээмвэшникам» готовить для нас трассу на замерзшем озере. Инструкторы школы BMW почти весь световой день находились на «улице», общаясь с нами по рации, поэтому даже в минус 20 им нужно было утепляться по полной программе. Даже двойные уплотнители при постоянной езде боком не справляются с напором стихии: снег проникает-таки в щели и забивается между порогом и дверью
За два дня тренировок удалось поездить на двух полярных версиях «четверок». Первая — самая маломощная, 190-сильный турбодизельный седан 320d. Вторая — наоборот, самая мощная (кроме «эмок») модификация 340i с 326-сильным бензиновым турбомотором в кузове Gran Coupe, который, по сути, тоже представляет из себя седан, двери которого лишены рамок для стекол, а задний «диван» отформован строго для двоих. На льду вполне хватает и дизельных 190 сил. По правде говоря, в таких условиях, наверное, хватило бы даже 80–100 «лошадей» — очень уж было скользко. И все же мне больше понравилось управлять 326-сильным «купе». В основном из-за того, что бензиновая версия лишена задержки по газу, которая чувствуется на турбодизеле: 320d не всегда споро реагирует на нажатие акселератора даже при отключенной системе стабилизации. На 340i реакция на газ мгновенна, но дозировать тягу нужно точнее. Немного меняется и техника прохождения поворотов. Там, где турбодизель можно «тащить» ровным газом, на моменте, 340i ведет себя по-другому: топнул правой ногой, сорвал заднюю ось в скольжение, и потом тихонько поглаживаешь педаль, работая в основном рулевым колесом. Но, как говорится, каждому свое. Нашлись среди нас и те, для кого управление именно дизельным автомобилем показалось идеальным.
Спасибо инструкторам школы BMW Кириллу Папкову (КМС, работает в школе с 2007 года), Дмитрию Никончуку (мастер спорта, обладатель кубка РФ по ралли, в школе BMW с 2006 года) и Алексею Лукьянюку (мастер спорта, обладатель кубка РФ и чемпион России по ралли, абсолютный чемпион Эстонии по ралли, бронзовый призер чемпионата Европы по ралли, в школе BMW c 2009 года) за то, что подготовили для нас великолепную трассу и упражнения в столь непростых погодных условиях, за то, что позволили нам еще больше усовершенствовать свои навыки и умение управлять автомобилем на скользких покрытиях. Было весело!
Полезны ли подобные «покатушки» для стандартного «юзера»? Нужны ли они обычному человеку? Пригодятся ли заурядному водителю? Безусловно да. Опыт и навыки, приобретенные на относительно безопасной ледовой трассе, бесценны. Конечно, очень не хочется, чтобы в жизни на дороге общего пользования кто-то из нас попадал в ситуации, когда нужно будет задействовать весь потенциал — и свой, и автомобиля. Но, как показывает практика, такие моменты периодически возникают. Поэтому нелишним тут будет вспомнить пословицу — «Кто предупрежден, тот вооружен!».
Технические характеристики BMW 320d xDrive и BMW 440i xDrive Gran Coupe (данные производителя)
Тип | Седан | Седан |
Количество мест/дверей | 5/4 | 4/5 |
Тип | Дизельный, с турбонаддувом | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 6, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1995 | 2998 |
Мощность, л.с. при об/мин | 190/4000 | 326/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 400/1750–2500 | 450/1380–5000 |
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | 8–АКПП | 8–АКПП |
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Передняя | Независимая, пружинная, McPherson | Независимая, пружинная, McPherson |
Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная | Независимая, пружинная, многорычажная |
Длина/ширина/высота, мм | 4633х1811х1429 | 4538х1825х1389 |
Колесная база, мм | 2810 | 2810 |
Клиренс, мм | 140 | 145 |
Снаряженная масса, кг | 1610 | 1760 |
Объем топливного бака, л | 57 | 60 |
Объем багажника, л | 480 | 480–1300 |
Шины | 225/50 R17 | 225/45 R18 |
Максимальная скорость, км/ч | 228 | 250 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 7,3 | 5,0 |
Комбинированный цикл | 4,7 | 7,1 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 123/Euro-6 | 172/Euro-6 |
Тестируемая комплектация | 2 360 000 | от 3 250 000 |
Фотобонус