Продуманные вложения рублей, или Какие машины не теряют в цене со временем - «Автоновости»

Продуманные вложения рублей, или Какие машины не теряют в цене со временем

Начало этой статьи было положено на кухне нашего офиса. Ели мы обед, и тут кто-то из коллег сказал, что его машина не теряет в цене вот уже пять лет. Он купил её в десятом году за n-рублей, так в 2016 году она эти n и продолжает стоить. Инфляция-мухляция, всё понятно, но сама мысль о том, что цена на авто вниз не идёт — душу греет. На дворе затяжной кризис, и некоторые мелочи жизни вполне способны скрасить сегодняшний день. Порассуждав на эту тему, мы коллективом пришли к выводу, что ездить на машине, которая с течением времени не сильно проседает в цене, в целом не плохо. И даже, можно сказать, инвестиционно привлекательно. А много ли таких машин?

Насколько автомобили теряют в цене с течением времени, какие из них можно назвать удачным вложением средств, а какие не продашь и близко к той цене, по которой покупал. Мы проанализировали 4,5 миллиона объявлений из базы Дрома, вооружились рыночной статистикой, дополнили ее собственными расчетами и составили рейтинг автомобилей, которые лучше других сохраняют свою стоимость в процессе эксплуатации.

На эти вопросы мы решили дать ответ, проанализировав нашу базу объявлений за несколько лет. Результаты удивили даже нас самих.

В своем исследовании мы рассмотрели два крупных рыночных сегмента:

1. В первый попали подержанные машины в возрасте от трех до семи лет

2. В второй — относительно свежие экземпляры 2013 года выпуска, которые только-только стали «трехлетками» и хлынули на вторичный рынок

Наш первый рейтинг демонстрирует, какие автомобили выгоднее покупать с рук. Второй показывает, какие модели лучше брать на первичном рынке с расчетом продать машину после трех лет эксплуатации. В общей сложности в итоговые списки попали 34 модели, которые можно назвать рекомендуемой покупкой.

Для понимания нашего отчёта важно отметить две вещи. Во-первых, рынок нашей страны неоднородный. В каждом регионе своя экономика и свой автопарк. Это вносит интересное разнообразие в анализ. Во-вторых, мы принимали в расчёт только распространённые машины, штучные или редкие экземпляры остались в стороне.


Лучшие модели в возрасте от трех до семи лет

В этом сегменте мы исследовали цены на машины 2009–2013 годов выпуска, и для каждого из федеральных округов России мы составили собственный Топ-5 лучших покупок. Остаточная стоимость той или иной модели может значительно отличаться в зависимости от места покупки и эксплуатации, и в случае с подержанными экземплярами это играет гораздо большую роль, чем с относительно свежими машинами. Автопарки некоторых регионов нашей страны в силу исторических причин сильно различаются, поэтому где-то в цене одни модели, где-то — другие. Кроме того, свой отпечаток накладывают условия использования и особенности сервисной инфраструктуры региона.

Топ-5 Центрального федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Opel Mokka -1,8%
2 Nissan Juke -2,7%
3 Suzuki Jimny -3,5%
4 Mitsubishi L200 -3,8%
5 Mitsubishi ASX -4,2%

В Москве и других городах Центрального федерального округа правят бал кроссоверы, и причем не самые дешевые. Если на юге страны больше всего в цене Renault Duster, то столичные жители предпочитают Opel Mokka, и никого не смущает, что автомобили Опель больше не продаются в России официально. С их обслуживанием в европейской части России проблем нет: множество сервисов — как неофициальных, так и официальных — продолжают специализироваться на Опелях, поэтому машины этой марки сохраняют ликвидность.

А вот хуже других берегут свою стоимость модели представительского класса: Mercedes S-класса, «семерка» BMW и Audi A8. Эти автомобили, став уже немолодыми, дешевеют на 18-21% в год. В этой категории машина быстро теряет свой престиж, когда появляется новое поколение, а, кроме того, высокий транспортный налог и очень дорогой ремонт делают подобные автомобили самым невыгодным вариантом вложения денег.

Похожая ситуация с люксовыми моделями наблюдается по всей стране. Специфика Центрального округа — на первых строчках дорогие седаны, а в других регионах на худших позициях чаще дорогие внедорожники вроде Porsche Cayenne, Range Rover, BMW X5 и т. п.




Топ-5 Северо-Западного федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Nissan Almera -3,3%
2 Mitsubishi ASX -4,2%
3 Nissan Juke -4,3%
4 Hyundai ix35 -4,8%
5 Hyundai Solaris -4,9%

В Санкт-Петербурге и соседних областях тоже лидируют компактные кроссоверы. Они популярны на первичном рынке и хорошо сохраняют стоимость с годами. В чем секрет? «Паркетники» в России завоевывают все большую популярность, но новые экземпляры теперь многим стали не по карману — массовый спрос постепенно переключается на подержанные кроссоверы, и это делает их довольно ликвидным товаром. Но в отличие от Центрального федерального округа на Северо-Западе конкуренцию им на вторичном рынке составляют более дешевые модели. На верхнюю строчку неожиданно прорвался Nissan Almera — один из самых доступных седанов С-класса. К сожалению, Альмера до 2012 года выпуска включительно — это во многом устаревшая по нынешним меркам модель. Зато не теряет в цене!




Топ-5 Приволжского федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Nissan Juke -3,3%
2 Renault Duster -3,9%
3 Mitsubishi ASX -4,6%
4 Toyota Yaris -4,7%
5 Mitsubishi L200 -4,9%

Авторынок Поволжья традиционно имеет много общего со столичным: в крупных промышленных центрах — Нижнем Новгороде, Перми, Казани, Самаре — тоже ценятся компактные кроссоверы. Но уже заметны отличия: Duster, который для столицы недостаточно престижен, в других городах-миллионниках уважают.




Топ-5 Южного федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Renault Duster -2,6%
2 Toyota Vitz* -3,0%
3 Nissan Juke -3,3%
4 Honda Jazz -3,9%
5 Mazda Demio* -4,1%

* - здесь и далее звездочкой отмечены модели с правым рулем

В Краснодарском крае и Ростовской области — своя атмосфера, и вторичный рынок тут разнообразнее. В прежние годы как официальные, так и серые дилеры успели ввезти сюда очень много автомобилей. В отличие от Поволжья, где в Топ-5 вошла леворульная Toyota Yaris, в Южном федеральном округе ценится ее праворульная «сестра-близнец» Toyota Vitz. Возможно, цена на Vitz в ЮФО стоит на месте не в силу ликвидности автомобиля, а в силу отсутствия с одно стороны заметного спроса, а с другой медленному накоплению усталости, свойственному подержаным японским авто. Но лучшим вложением денег на вторичном рынке Юга стал Duster.




Топ-5 Северо-Кавказского федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Hyundai ix35 -4,1%
2 Hyundai Getz -4,2%
3 Volkswagen Polo -4,7%
4 Hyundai Solaris -5,1%
5 SsangYong Actyon -5,1%

Считается, что на Кавказе особенно хорошо расходятся вазовские модели, но в рейтинге автомобилей, успешно сохраняющих свою стоимость с годами, Лады не на высших строчках. Лучший результат у Гранты, но это лишь 16-е место. А основная тенденция, как и в других регионах европейской части России: лидируют компактные кроссоверы и наиболее доступные седаны и хэтчбеки иностранных брендов. Конкретный набор моделей отличается от соседних округов, но в целом картина схожа.




Топ-5 Уральского федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Lada Largus -3,9%
2 Mazda CX-5 -4,0%
3 Toyota Hilux -4,3%
4 Mitsubishi ASX -4,4%
5 Nissan Juke -4,4%

Только в Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени и близлежащих регионах Лады способны сохранять первоначальную стоимость не хуже иномарок, и даже лучше. Впрочем, речь только о Ларгусе, который можно назвать отечественной моделью лишь с большой натяжкой. Любопытно, что подобно Центральному и Приволжскому округам здесь ценят японские пикапы, но уже не Mitsubishi L200, а Toyota Hilux.




Топ-5 Сибирского федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Toyota Noah* -2,7%
2 Nissan Juke -2,8%
3 Toyota Belta* -3,0%
4 Honda Stream* -3,1%
5 Toyota Voxy* -3,2%

За Уралом картина во многом иная: единственная леворульная модель, которой удается так же успешно сохранять свою стоимость, как праворульным, — Nissan Juke. Надо отметить, что ниссановский кроссовер показал очень хорошие результаты в нашем исследовании: в шести из восьми федеральных округов России этот кроссовер входит в число моделей, лучше сохраняющих свою стоимость.




Топ-5 Дальневосточного федерального округа

Модель Падение цены в год
1 Toyota bB* -1,9%
2 Toyota Noah* -2,0%
3 Toyota Belta* -2,2%
4 Mazda Verisa* -2,3%
5 Honda Stream* -2,3%

Рынок Дальнего Востока имеет мало общего с другими российскими регионами. В лидерах рейтинга оказались только праворульные машины, и едва ли это кого-то удивит. Три места из пяти достались моделям Тойота: легенды об их надежности нашли свое отражение в ценах на вторичном рынке: в рейтинге моделей вне конкуренции bB, Noah и Belta. Если же брать статистику по маркам, то лидеры — Suzuki, Honda и Mazda. Их модели в среднем теряют по 3,8–4,1% в год, в то время как у Тойоты этот показатель 4,5%.




В «антирейтинге» тут — сплошь леворульные модели. Лидируют Mercedes GL, BMW X5 и Mercedes ML. Надо отметить, что на Дальнем Востоке они дешевеют не так быстро, как в других регионах: на 12–13% в год.


Лучшие модели в возрасте до трех лет

С относительно свежими экземплярами картина по стране совсем иная. Свой отпечаток накладывает то, что за последние два года стоимость новых машин у дилеров в среднем поднялась на 44%, в то время как на вторичном рынке цены за этот же период выросли на 13% (по данным PwC). Возникла редкая ситуация: продавая сегодня «трехлетку», можно вернуть почти полную сумму, уплаченную в 2013 году, или даже получить чуть больше. Однако новый автомобиль за эти деньги уже не купишь, так что все цифры надо рассматривать в новом масштабе цен.

За основу мы взяли статистику проекта «Автостат Инфо» и дополнили ее своими расчетами. Дело в том, что в рейтинге «Автостат Инфо» рассчитывается только один показатель, демонстрирующий, насколько цена «трехлетки» отличается от суммы, которую владелец отдал за новый автомобиль 3 года назад. Назовем это номинальной потерей стоимости. Но для получения полной картины нужно подсчитать еще и реальную потерю стоимости — то есть сравнить стоимость подержанного автомобиля с сегодняшним прайс-листом на эту модель. Эти расчеты мы провели самостоятельно, основываясь на официальных ценах автопроизводителей.

В этом рейтинге мы не даем разбивки по регионам. Данные о ценах на вторичном рынке в основном базируются на статистике по Центральному федеральному округу. Но, как мы отмечали выше, в случае с новыми экземплярами региональная специфика имеет гораздо меньшее значение: столичный рейтинг применим и к другим регионам.

В рейтинг не включены модели, демонстрирующие высокие показатели номинальной остаточной стоимости, но успевшие уйти с российского рынка. Например, на вторичном рынке Mitsubishi ASX сейчас в цене, но рассчитать реальную остаточную стоимость не представляется возможным, поскольку в нашей стране эта модель больше не продается.

10. Mercedes-Benz GL / Mercedes-Benz GLS


Новый летом 2013 г. (руб.)* 3 550 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.)* 3 180 260
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 89,6

* Здесь и далее данные о стоимости «трехлеток» и о ценах на новые автомобили в 2013 году взяты из статистики компании «Автостат Инфо» и проекта «Правильная цена»

Выбранная для анализа модификация: GL / GLS 350 d (3 л дизель), 4WD, AT




Тот, кто сейчас продаст свой трехлетний Mercedes GL, останется не в накладе, а вот когда решит купить новый внедорожник, будет, вероятно, шокирован. Разница в цене между «трехлеткой» и свежим экземпляром составляет примерно 2,2 млн рублей!

Новый летом 2016 г. (руб.) 5 360 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 3 180 260
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 59,3

Надо отметить, что в категории столь дорогих люксовых автомобилей наблюдается интересный эффект: в первые годы владения автомобиль дешевеет относительно медленно, а вот дальше по мере старения машина будет терять стоимость гораздо быстрее, чем массовые модели. Дело в том, что состоятельным гражданам «пожилые» Мерседесы не интересны. После смены поколений старая генерация становится непрестижной. Покупателей победнее она тоже не очень интересует. Тех, у кого каждый миллион на счету, отпугивает, например, перспектива платить солидный транспортный налог. За Mercedes GL 350 d мощностью 258 л.с. придется отдавать 38 700 руб. в год (в Москве). Про стоимость обслуживания, ремонта и страховки деликатно промолчим…

9. Toyota Highlander


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 690 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 530 280
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 90,5

Выбранная для анализа модификация: 3,5 л, 4WD, AT




Toyota Highlander считается довольно надежной моделью: подержанные экземпляры стоят недешево, и это оправданно. Но если сравнивать с тем, во сколько теперь оценивается новый кроссовер, то это провал. При продаже «трехлетки» на руки получаешь менее 45% от стоимости новой машины. А все потому, что у дилеров Highlander за три года подорожал более чем в два раза.

Новый летом 2016 г. (руб.) 3 408 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 530 280
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 44,9

Для того, чтобы сменить «трехлетку» на свежий экземпляр, надо доплатить приличную сумму — 1,9 млн рублей. Это больше, чем стоила новая машина в 2013 году!

8. Volvo XC60


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 689 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 550 260
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 91,8

Выбранная для анализа модификация: 2,4 л, дизель, 4WD, AT (Momentum)




Марка Volvo не столь популярна у нас, как модели немецкой «большой» тройки, но по показателям сохранности остаточной стоимости у шведов все в порядке. Лучше всего себя проявляет кроссовер XC60, и он же является самой востребованной моделью Volvo на рынке.

Новый летом 2016 г. (руб.) 2 520 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 550 260
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 61,5

Помимо шведского кроссовера, неплохие показатели в этом классе демонстрируют модели BMW X3 и Audi Q5.

7. Toyota Hilux


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 251 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 150 280
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 91,9

Выбранная для анализа модификация: 2,5 л, дизель, 4WD, MT («Комфорт»)




Toyota Hilux сохраняет остаточную стоимость лучше других пикапов: например, купленные до кризиса Mitsubishi L200 после трех лет эксплуатации подешевели примерно на 20%, в то время как Hilux — менее чем на 10%. А вот реальная остаточная стоимость пикапов Toyota сейчас выглядит не так привлекательно.

Новый летом 2016 г. (руб.) 2 149 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 150 280
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 53,5

На тойотовские пикапы спрос традиционно выше, чем, скажем, на Volkswagen Amarok или Nissan Navara (последний ушел с российского рынка в 2015 году). Это еще одна из причин, почему подержанный Toyota Hilux можно назвать выгодной покупкой: впоследствии продать его будет проще, чем конкурирующие модели.

6. Mercedes CLA


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 300 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 200 260
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 92,3

Выбранная для анализа модификация: CLA 200 (1,6 л, турбо), AT (Особая серия)




Номинальная потеря стоимости у мерседесовского седана — минимальная в классе. BMW 1-й серии и Audi A3 потеряли за три года по 20% первоначальной стоимости, а Mercedes CLA — меньше 8%.

Новый летом 2016 г. (руб.) 2 180 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 200 260
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 55,1

Тем временем у дилеров мерседесовский седан за три года подорожал почти на 70%, так что недешевеющие машины с пробегом удивления вызывать не должны. В 2013 году это была одна из самых важных премьер сезона, и при ценах от 1,3 млн за этой машиной даже выстраивались очереди! Со сменой прайс-листов желающих поубавилось, а вот покупать сейчас «трехлетку» довольно выгодно: получаешь неизношенную и вполне актуальную модель (всего три года на рынке) за полцены.

5. Mazda CX-5


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 069 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 990 280
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 92,6

Выбранная для анализа модификация: 2 л, 2WD, AT (Active)




Номинальная остаточная стоимость у Mazda CX-5 — неплохая, но и реальная остаточная стоимость — просто отличная. По этому показателю Mazda — лидер нашего рейтинга. А все потому, что рост цен на эти машины за последние три года оказался весьма умеренным. Новые машины подорожали всего на 35% — это лучший показатель среди моделей, попавших в наше исследование. Чтобы сменить «трехлетку» на новинку, сейчас достаточно доплатить всего 450 000 руб.

Новый летом 2016 г. (руб.) 1 440 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 990 280
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 68,8

СХ-5 — это одна из самых разумных покупок на сегодняшний день, поскольку модель доказала свою высокую ликвидность. Новые экземпляры держатся в числе самых востребованных моделей в классе, даже несмотря на кризис. Продать такую машину с пробегом тоже гораздо легче большинства «паркетников» этого класса.

4. Honda CR-V


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 239 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 180 280
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 95,3

Выбранная для анализа модификация: 2 л, 4WD, AT (Elegance)




Когда три года назад за хондовский кроссовер просили больше 1,2 млн руб. (за версию с «автоматом» и полным приводом), казалось, что это очень дорого. Но те 18 тысяч человек, которые купили эту модель в 2013 году, на сегодняшний день практически ничего не потеряли в рублевом выражении.

Новый летом 2016 г. (руб.) 1 769 900
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 180 280
Реальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2016 г.) 66,7

И реальная остаточная стоимость не так уж мала: чтобы сменить «трехлетку» на новый экземпляр, надо доплатить лишь 600 000 рублей. В нашем рейтинге лучший результат показала только Mazda CX-5.

3. Toyota Land Cruiser Prado


Новый летом 2013 г. (руб.) 1 971 000
«Трехлетка» летом 2016 г. (руб.) 1 970 280
Номинальная остаточная стоимость «трехлетки» (% от цены 2013 г.) 99,9

Выбранная для анализа модификация: 3 л, дизель, 4WD, AT



Продуманные вложения рублей, или Какие машины не теряют в цене со временем - «Автоновости»
28-11-2016, 07:30
Вернуться назад