Лада Приора: будущее в прошлом - «Автоновости»

Лада Приора: будущее в прошлом

«АвтоВАЗ» и одно из консалтинговых агентств в настоящее время работают над новым вариантом стратегии развития завода. Если предыдущая программа, принятая в 2010 году, была рассчитана до 2020 года, то актуализируемому варианту документа продлили срок до 2025 года. Вчерне документ готов, ожидается, что финальная версия появится в августе, после того, как свое отношение к ней сформулирует новый председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Скворцов. Сейчас он только входит в курс дела, ибо вышеуказанную должность получил совсем недавно.

В СМИ уже начали появляться отдельные фрагменты новой стратегии «АвтоВАЗа». Согласно им, Lada Priora окончательно покинет конвейер в ноябре 2018 года.

Напомним, что Priora — рекордсмен по количеству «отпеваний», ее снимали с производства едва ли не десяток раз, да так и не сняли. Последняя такая история датируется концом прошлого года, когда Бу Андерссон сначала захотел совсем избавиться от модели, а потом передумал и велел подготовить несколько новых дешевых комплектаций. Хотя, повторимся, в плане от 1 октября 2015 года никакой Приоры уже не было.

Целесообразность сохранения производства Приоры подтверждает статистика: на 2016 год было запланировано 13 000 машин, но уже за первое полугодие завод выпустил 9000. Очевидно, что на некоторых рынках эта модель еще востребована, особенно в южных регионах. Приора даже рифмуется в известной поговорке со словом «горы». Хотя завод «Чеченавто» в Аргуне от Приоры отказался, перейдя на выпуск Гранты. Но его оперативно заменил Казахстан: на предприятие «Азия-авто» уже отправлены первые машинокомплекты для сборки.

Несмотря на вышесказанное, наши источники среди руководителей проекта Приора на «АвтоВАЗе» скептически относятся к перспективе производить модель до ноября 2018 года. По крайней мере, никто их с этими планами не знакомил и мнением не интересовался. Как не было при Андерссоне внятной обратной связи между руководством завода и теми, кто «ведет» Приору, так нет ее и сейчас, при Море.

Тем не менее работа над модернизацией машины продолжается! Приора поддерживается в таком техническом состоянии, при котором она будет отвечать существующим в РФ нормам по экологии и безопасности. То есть ее подстраивают под постоянно изменяющийся техрегламент. В частности, с 2017 года обязательной станет комплектация автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС; и для Приоры она уже существует (ее производит компания «Итэлма»).


Другой вектор модернизации — удешевление и унификация с Калиной/Грантой. Совещания на эти темы проводят ежедневно, постоянно изыскивают решения, позволяющие «сбросить» с себестоимости хотя бы несколько рублей. Хотя по большому счету все резервы тут уже исчерпаны, борьба идет за чисто символические суммы. Меняется и состав комплектаций: например, не так давно из «Люкса» убрали боковые подушки безопасности. Единственное существенное изменение, которое еще могут внедрить — переход с гидроусилителя рулевого управления на электроусилитель.

Последняя большая программа модернизации, начавшаяся фейслифтингом 2013 года, подразумевала последующий рестайлинг с изменением дизайна передка в Х-стиле и адаптацию двигателя 1,8. Сейчас очевидно, что об этом можно забыть. Инвестиции, требуемые для создания новой штамповой оснастки и калибровочных работ, не окупятся даже до конца 2018 года.


Впрочем, руководству «АвтоВАЗа» не так давно предложили вариант проведения рестайлинга передней части без больших инвестиций. Речь шла о том, чтобы не заказывать классическую штамповую оснастку, рассчитанную на 1 000 000 и более копий, а заменить ее легкосплавной, с ресурсом в несколько десятков тысяч копий. Такая оснастка существенно дешевле и изготовить ее можно быстрее.

Был вариант и производства версии с мотором 1,8. В 2013 году, когда сам «АвтоВАЗ» только готовил к выпуску свой мотор 1,8 литра (21179), предлагалось пустить на конвейер двигатель аналогичного объема от фирмы «Супер-авто». Это позволяло решить несколько тактических проблем: сэкономить на калибровках (их «Супер-авто» сделало за свой счет) и плавно потом перейти на чисто вазовский мотор 1,8, изучив уровень спроса на такую модификацию. Однако «АвтоВАЗ» счел репутационные риски от использования чужого двигателя слишком большими и от идеи отказался. Равно как и от дешевого варианта рестайлинга.

Приора доживает свой век; никаких перспектив у нее нет. По мнению наших собеседников на заводе, заявленный ноябрь 2018 года как финальная дата в истории модели — слишком оптимистична. Сейчас Приору выпускают не столько потому, что есть спрос, сколько для загрузки третьей нитки главного конвейера, оголившейся после переноса сборки Весты в Ижевск. Эта линия рассчитана на 220 000 автомобилей в год, там хороший окрасочный комплекс и обновленный сборочный конвейер. Кроме Приоры там делают только совсем мелкосерийную пятидверную Ладу 4х4. Если сейчас убрать Приору — линию нужно будет закрывать, а на такой шаг руководство «АвтоВАЗа» не пойдет (это и дорого, и грозит большими социальными проблемами вследствие массовых увольнений). Совсем недавно был приказ о переносе на третью нитку сборки трехдверной Лады 4х4, но его неожиданно отменили. Так что Приора вынужденно исполняет сейчас роль хранительницы одного из сборочных конвейеров завода. Но до конца 2018 года неопределенность с третьей ниткой продолжаться не может, эта ситуация генерирует большие убытки.



Многие вазовцы сходятся во мнении, что эффективным решением этой проблемы было бы… увеличение выпуска Приоры с упором на сверхдешевые комплектации! Реальный объем рынка при должной его поддержке рекламой и бонусами дилерам — примерно 40 000 в год. Но тут «АвтоВАЗ» ступит на скользкую почву «внутрибредового каннибализма», при котором старушка-Приора отберет часть рынка у Весты и XRAY. Более того, под угрозой окажутся и начальные комплектации Логана и Альмеры! А это, как не сложно догадаться, совершенно не стыкуется с планами иностранных акционеров «АвтоВАЗа». Поэтому «потолок» Приоры — 17 000–20 000 в год, больше ее не будут делать ни при каких условиях, даже при наличии предоплаченных заказов.


Читайте также на Дроме



234105 896
Лада Веста — что за зверь? Пристальный фото-осмотр подвески и двигателя + ответы на вопросы читателей

196272 744
Недостатки Лады Весты: объективное мнение после 500 тестов и 5000 километров

154369 665
Все, что вы хотели знать про Lada XRAY: репортаж с производства, первый тест-драйв и ответы на вопросы

106605 321
Тест-драйв Mitsubishi Pajero. Прощай, Паджеро!

103465 333
Сравнительный тест Lexus LX 570, Cadillac Escalade и Infiniti QX80. Дороже денег
25-07-2016, 08:14
Вернуться назад