Так называемый «китайский проект», начатый Мао Цзэдуном в 1959 году, гласил, что занятый Китаем центр по закону перемен к 2019 году возвысится над «тремя северами в пределах четырех морей», и тогда «XXI век станет веком Китая». Станет ли? Сейчас, по идее, как раз идет заключительный четвертый этап этой программы, который стартовал в 2009 году, под девизом «Величие и достоинство». К нему китайцы шли через «Освобождение и возрождение», «Модернизацию и наращивание», а также «Стабилизацию и выравнивание». Не могу судить об успехах Китая в других областях промышленности, но представленный в 2013 году внедорожник H9 от компании Haval приехал в Россию, чтобы продемонстрировать свои величие и достоинство и заставить нас совсем по-другому взглянуть на автомобили из Поднебесной.
Когда в 1991 году рухнул Советский Союз, а вместе с ним и «железный занавес», в Россию хлынули самые разнообразные автомобили. Тогда же мы впервые узнали, например, о корейской марке Hyundai. В страну завезли некоторое количество хэтчбеков Pony, которые от наших «девяток» отличались разве что внешним видом и другими шильдиками. В остальном Pony почти ничем не превосходил продукцию ВАЗа. Поэтому и отнеслись к корейскому автопрому сначала весьма настороженyо и с недоверием. Прошло 25 лет, и про «Пони» мы вспоминаем лишь в страшных снах, а российский рынок почти на 20% состоит из «корейских» автомобилей, в качестве или вполне достойных ездовых характеристиках которых мало у кого есть сомнения. И колесо «корейского» прогресса раскручивается сильнее с каждым годом.
«Китай» доехал до России гораздо позже, только в 2004 году. Помните такой автомобиль Admiral SUV? А уже в 2005 году компания Great Wall объявила о строительстве завода на 75 000 машин в год, и в тот же год Chery выпустила первую партию Tiggo в Новосибирске. После этого было много всякого. И обещания завалить рынок дешевыми и лучшими, нежели производит ВАЗ, автомобилями. И постоянные заверения в улучшении качества. И открытие все новых сборочных заводов в России. И серьезный «откат» назад после кризиса 2008 года. И снова строительство производств в нашей стране, и снова желание сохранить минимальную цену.
Как бы то ни было, за все годы, что «китайцы» пытаются покорить Россию, не удалось им, положа руку на сердце, продать здесь ни одного автомобиля без каких-то серьезных недостатков. Что-то было откровенно негодным для эксплуатации — помним мы и «цветущие» через полгода кузова, и жуткий запах в салоне, и отвратительное качество. Что-то представляло из себя «полукопии» известных моделей, построенные на китайских агрегатах. Но ничего из этого никогда не дотягивало не то что до уровня «корейцев» десятилетней давности, но порой и до уровня АвтоВАЗа. Неудивительно, что в итоге отношение выработалось весьма скептическое. Еще хуже, чем когда-то к «корейцам».
И вот пришел Haval… Вроде бы неудобопроизносимое для русского человека слово читается как «Хавэйл» и ничего общего с поглощением пищи не имеет. Haval — люксовый бренд от известного производителя пикапов и внедорожников Great Wall. Да, вот так — от ржавых порогов и откровенного «клонирования» сразу в «премиум»! Не круто ли замахнулись?
Haval привез в Россию всю свою модельную линейку: «паркетники» Н2 и Н6, кроссовер Н8 размером чуть побольше (как, например, VW Touareg) и свой самый крупный рамный внедорожник — Н9. Мы начнем знакомство как раз с огромного Н9. Этот автомобиль — своего рода манифест, демонстрация возможностей Хавэйл. На его примере, по идее, мы должны понять, на какой уровень Китай вышел за это время.
Выглядит китайский внедорожник очень достойно. Содрать с него шильдики Haval, и никто в жизни не догадается, что это «китаец». Дизайн напрямую, конечно, не копировали, но чаще всего в его чертах угадывается Toyota LC Prado
Не стану ходить вокруг да около: Haval H9 нас очень приятно удивил по всем статьям. В первую очередь вполне достойной для большого внедорожника внешностью. Видно, что Н9 весьма недвусмысленно целит в Toyota LC Prado. Попадание есть. Причем такое, что непонятно в итоге, а кто ж вышел лучше — «китаец» или «японец»? Высоко посаженный (клиренс — 206 мм) над рамой кузов имеет классические для внедорожника пропорции, сдержанно отделан хромом, в активе есть подножки и рейлинги. Кузовные панели подогнаны с минимальными зазорами, окрашен автомобиль тоже хорошо, а количеству разного рода уплотнителей позавидует и настоящий «европеец». Сними шильдики Haval, и никто никогда не опознает в этом автомобиле «китайца»!
Задние фонари, на наш взгляд, самое неудачное дизайнерское решение, но общего вида они не портят. Лучше обратите внимание на массивные пороги и полезные рейлинги: все это есть в единственно возможной комплектации
Это косвенным образом подтверждается количеством любопытных. Люди постоянно подходят, спрашивают, садятся внутрь, оценивают качество, щупают. Зачастую это владельцы дорогих «премиальных» внедорожников — Mercedes-Benz, Lexus или тех же «Крузаков». Что ж это выходит — видят в Н9 ровню? Неужто и правда — «премиум»?
В профиль — традиционные пропорции большого внедорожника. По размерам — что-то между обычным Land Cruiser и Prado
Интерьер подкупает еще больше. Такого мы в автомобилях родом из Китая никогда еще не видели! Здесь нет никаких посторонних запахов, потому что использованные материалы действительно высокого качества. Кожа — очень приличной выделки, алюминий — настоящий, и, кажется, даже дерево не «пластмассовое». Все панели подогнаны почти идеально, а наверху центральной консоли — большой цветной тачскрин с множеством отображаемых функций. Пожалуй, нам не нравятся только надписи Haval красного цвета, перевод на русский язык информационных сообщений и серый пластик кнопок мультимедиа и «климата». Возможно, вы будете смеяться, но уровень отделки Haval получше «тойотовского» будет!
Недоступное ранее для китайцев качество интерьера. Уровень материалов отделки будет, пожалуй, даже получше, чем у многих «японцев». Кожа — хорошей выделки, алюминий приятно холодит руку, да и с эргономикой все в порядке для такого рамного великана. Немного портят картину аляповатые, красного цвета надписи Haval на руле и рычаге «автомата»
Очень неплоха и эргономика для рамного автомобиля. Посадка, конечно, высокая, командирская, но разве это недостаток для внедорожника? Диапазоны электрических регулировок передних кресел — исчерпывающие, а сами сиденья вполне удобны. Управление всеми второстепенными функциями понятно на интуитивном уровне, а сенсорный дисплей работает быстро. Уровень!
Приборная панель — «классика» с двумя «колодцами» и даже небольшим, но весьма информативным, цветным дисплеем по центру. И выглядит, и читается отлично. Графика восьмидюймового монитора ничем не хуже, например, «тойотовской», а реагирует на нажатия он великолепно. Помимо традиционных «закладок» с управлением медиасистемой или навигацией, на экран можно вывести данные о распределении крутящего момента по осям, углах поворота колес или наклона кузова. Передние кресла — с электрическими регулировками и «памятью». Профиль — очень достойный, в дороге не устаешь, но подушка могла бы быть и подлиннее, а боковая поддержка — более явной
На втором ряду можно усадить хоть троих здоровых мужиков — места хватит по всем направлениям. Но лучше вальяжно устроиться вдвоем, настроив отдельную зону климат-контроля, разувшись и вытянув ноги на густом мягком ворсе ковриков. А ведь есть еще и третий ряд! Для длительных поездок взрослых людей он, конечно, не годится, но несколько коротких перегонов можно выдержать вполне.
На втором ряду Haval H9 довольно просторно как «по ногам», так и по ширине и высоте. Кресла (в пропорции 2:3) можно не только двигать в продольном направлении, но еще и регулировать угол наклона спинки. Посередине — очень удобный подлокотник с подстаканниками и с небольшим боксом, у которого крышка с мультилифтом! Два сиденья второго ряда — с подогревом. Предусмотрена и отдельная (третья) зона климат-контроля. Но лучше обратите внимание на густой ворс ковриков: такого нынче и в Mercedes-Benz не встретишь! Нога утопает! На третьем ряду не так уж и тесно. Но сидеть неудобно: из-за рамной конструкции пол расположен очень высоко, ноги приходится сильно сгибать в коленях. Но километров 100 вполне можно выдержать. Кстати, тут есть даже свой небольшой, но столь же ворсистый коврик
Но даже не проработка деталей и качество материалов производят самое приятное впечатление от интерьера Haval. Чрезвычайно радует тот факт, что шумоизоляция полностью соответствует классу автомобиля. И опять же, качество ее таково, что могут позавидовать и некоторые европейские аналоги. В Haval тихо на любой скорости и независимо от типа покрытия. Очевидно, что над этим работали особенно тщательно. Тишина и вместительный комфортабельный салон — разве это не индикаторы «премиальности»?
Центральный тоннель щедро отделан деревом. Кроме рычага «автомата» на нем расположились кнопка запуска двигателя, клавиши электронного «ручника», пара подстаканников и «шайба» выборов режимов трансмиссии а-ля Land Rover: Auto, Sport, Sand, Mud, Snow и 4L. На центральной консоли — вполне логичное управление «музыкой» и «климатом». Обратите внимание на ряд кнопок снизу а-ля Mercedes-Benz: они, похоже, и вправду алюминиевые! Посмотрите на отделку панели двери. Все аккуратно, кожа, дерево, ровная прострочка, грамотный отсек снизу. А дверная ручка изнутри отделана специальным гипоаллергенным материалом. Ну и эмблема Infinity на колонке, конечно же, греет душу
Не мешало бы подкрепить эти положительные эмоции главным — хорошей плавностью хода и согласованностью работы двухлитрового турбомотора с шестиступенчатым «автоматом». Казалось бы, 218 сил при столь скромном объеме — не самые лучшие показатели для почти 2,5-тонного внедорожника. Но этих «лошадок», как ни странно, вполне Н9 хватает в большинстве штатных ситуаций, и разгон даже воспринимается довольно динамичным. «Китайцы» традиционно не указывают в ТТХ время разгона до «сотни», но мы намеряли около 12,5–13,0 секунд — совсем неплохо для такой махины. Много времени, конечно, «крадет» автоматическая трансмиссия (это шестиступенчатая коробка ZF, производящаяся в Китае), которая явно настроена на максимально гладкие переключения, даже в ущерб динамике. Нужно сказать, что поворот «шайбы» смены режимов в положение Sport не сильно оживляет Haval. Да, впрочем, и не надо.
Двигатель GW4C20
Бензиновый турбомотор GW4C20 самостоятельно разработан компанией Great Wall Motors. В 2013 году он стал одним из десяти лучших двигателей «Китайское сердце». Двухлитровый бензиновый агрегат оснащен непосредственным впрыском, двухканальным турбокомпрессором, изменяемыми фазами газораспределения на впуске и выпуске, двойными балансирными валами, цепным приводом ГРМ, бесступенчатым масляным насосом переменной производительности и может соответствовать экологическим классам Euro 5–6. В зависимости от модификации мощность двигателя может достигать 160–180 кВт, а крутящий момент — 324–350 Нм. Мотор под капотом Haval H9 выдает 218 л.с. и 324 Нм.
Очевидно, что и основная концепция поведения этого внедорожника — плавность хода и максимальный комфорт. Подвески передней двухрычажки и заднего «моста» настроены так, что Haval буквально плывет над дорогой, проглатывая самые разнообразные ямы как будто с удовольствием, и лишь иногда на самых крупных немного взбрыкивает неподресоренными массами. При этом нельзя сказать, что Н9 неуверенно ведет себя в поворотах: крены, конечно, внушительные, но на дуге Хавэйл понятен и стабилен. И это без всякой «пневматики» и хитрых электронных стабилизаторов! Ох уж заставили себя зауважать китайские инженеры!
Двухлитрового турбомотора в 218 л.с. Haval H9 хватает в большинстве ситуаций. Да и не стоит забывать, что на почти 2,5-тонном внедорожнике вряд ли кто-то захочет спуртовать с каждого светофора. А для обычной жизни запас тяги вполне достаточный
Конечно, Haval H9 кренится в поворотах. Конечно, его руль не насыщен информацией. Но в целом управляется внедорожник очень прилично и совершенно предсказуемо. Не думал, что напишу когда-то подобное о «китайце»
Надеемся, что к этому моменту текста ваш скепсис относительно «китайцев» уже сильно поубавился, как и наш. И теперь пришла пора забить последний гвоздь в наши сердца — мы потащили Haval H9 на бездорожье. Да-да, вот эту 2,5-тонную тушу с всего лишь двухлитровым мотором, «автоматом», обычной многодисковой муфтой в качестве межосевого дифференциала и на обычных дорожных шинах. Причем внедорожную трассу перед этим дня три поливал сильный дождь… В общем, мы не ждали чего-то особенного, кроме весьма вероятного в таких условиях перегрева муфты или банального недостатка сцепных свойств шин. Но… Н9 снова нас удивил!
Haval H9 на бездорожье
Сказать честно, мы не очень-то рассчитывали на Haval H9 на бездорожье. Несколько дней подряд шел сильный дождь, грязь размокла, стало очень скользко, а шины — обычные дорожные. Но Haval и тут приятно удивил. Двухлитровый турбомотор вполне достойно тянет на низах, особенно в режиме 4L, многодисковую муфту мы так и не смогли перегреть, а управление тягой здесь очень понятно. Посмотрите хотя бы, с какой легкостью он берет 20%-ный подъем в таких условиях. Это очень здорово для автомобиля с подобным «вооружением». Значит, хорошо настроена электроника. Да, и не забывайте про огромные ходы подвесок. Сам «Крузак» позавидует!
Вывесить заднее колесо Haval H9 мы так и не смогли — автомобиль соскальзывает по глиняному склону в верхней точке. Но, судя по всему, ход явно не меньше 500 мм. Да и углы въезда и выезда у Н9 очень приличные — 28° и 23° соответственно, несмотря на внушительные свесы. Внедорожные программы — Mud, Sand, Snow — нам не очень-то пригодились. Сказать честно, разницы между ними почти никакой, это вам не Land Rover. Гораздо полезнее режим 4L. Да, «понижайка» у Haval не очень «крутая» (1:2,48), но она есть и очень помогает турбированному мотору не терять тягу даже на сверхмалых скоростях. В таких условиях мотора вполне хватало.
Но самое удивительное, что хватило и муфты! В условиях постоянной пробуксовки и работы на «понижайке» она проявила себя просто великолепно. Ни намека на перегрев, отличная «игра» моментом между осями. Классно настроена система полного привода. Она позволяет Н9 забираться в очень серьезную гору по раскисшей глине. Мы, честно говоря, не ожидали, что Haval с легкостью одолеет подъем, в который непросто забирались даже такие «корифеи» бездорожья, как VW Touareg или LR Defender. Но он и заехал, и спустился без особых проблем. Эх, если бы еще шины были более «зубастые», то трудно представить, куда бы Н9 смог забраться. Это и вправду внедорожник. Без натяжек.
Вывод
Пожалуй, не покривлю душой, если скажу, что это первый автомобиль из Китая, который после знакомства почти не оставил вопросов. «Манифест», действительно, удался, он демонстрирует всему миру, а теперь и нам, россиянам, что в Поднебесной могут делать ну очень приличные автомобили, которые призваны сражаться отнюдь не с «корейцами» или АвтоВАЗом. Уровень проработки настолько серьезен по всем направлениям, что волей-неволей задумаешься о «Величии и достоинстве» Китая. Но остаются два вопроса. Первый — это ресурс. Как поведет себя Н9 в эксплуатации, пока никто не знает. Но после теста предпосылок к быстрому «самоуничтожению» мы не увидели. И второй — вопрос цены. Заставить человека в России купить очень качественный, но все равно китайский автомобиль, за 2 149 000 рублей — весьма непросто.
Дверь багажного отделения Haval H9 открывается вбок при помощи пневмоцилиндра. В отсеках на двери аккуратно уложены набор инструментов и знак аварийной остановки. В семиместном варианте багажник, конечно, совсем крохотный — всего 112 л, войдет лишь пара небольших сумок. Зато в пятиместном исполнении — уже целых 747 л, а если сложить еще и второй ряд сидений — 1457 л. Все сиденья (третьего ряда в пропорции 1:1, второго — 2:3) складываются легко, а погрузочная площадка получается почти ровная. Пол багажного отделения и спинки сидений с тыльной стороны отделаны очень приятным на ощупь «ковролином». Есть розетка на 220 В
Замеры Drom.ru
Покрытие Сухой асфальт
Шины Летние
Погода Облачно
Температура +25°С
Разгон до 100 км/ч, сек. | 12,8 |
Боковое ускорение, G | 0,69 |
Обороты двигателя на высшей передаче при 100 км/ч | 2000 |
Средний расход топлива за время теста, л/100 км | 15,6 |
Фронтальные подушки безопасности | + |
Боковые подушки безопасности | + |
Активные подголовники | + |
Система стабилизации ESP | – |
Датчик дождя | + |
Датчик света | + |
Brake Assist | + |
Камера заднего вида | + |
Парктроник | + |
Адаптивный круиз-контроль | – |
Светодиодные фары | – |
Ксеноновые фары | + |
Адаптивные фары | – |
Система помощи при перестроении | + |
Система помощи движения в полосе | – |
Система предотвращения попутных столкновений | – |
Система распознавания дорожных знаков | – |
Система контроля усталости водителя | – |
Включение аварийной сигнализации при экстренном торможении | + |
Технические характеристики Haval H9 (данные производителя)
Тип | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 7/5 |
Тип | Бензиновый, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4,в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1967 |
Мощность, л.с. при об/мин | 218/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 324/2000–4000 |
Привод | Полный |
Коробка передач | 6–АКПП |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые |
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя | Зависимая, пружинная, многорычажная |
Длина/ширина/высота, мм | 4856х1926х1900 |
Колесная база, мм | 2800 |
Клиренс, мм | 206 |
Снаряженная масса, кг | 2325 |
Объем топливного бака, л | 82 |
Объем багажника, л | 112–747–1457 |
Шины | 265/60 R18 |
Максимальная скорость, км/ч | 190 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | н/д |
Комбинированный цикл | н/д |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н/д, Euro-5 |
Базовая комплектация | 2 149 000 |
Конкуренты
Toyota Land Cruiser Prado Минимальный Toyota LC Prado в базовой комплектации «Стандарт» с бензиновым двигателем 2,7 л (163 л.с.) обойдется в 1 999 000 рублей. Автомобиль с 2,8-литровым турбодизелем (177 л.с.) выйдет не меньше 2 585 000 рублей, а с четырехлитровым бензиновым двигателем — не меньше 2 806 000 рублей. Prado с турбодизелем в версии «Престиж» оценивается в 2 962 000 рублей. Самый дорогой семиместный LC Prado в комплектации «Люкс» с мотором 4,0 л стоит 3 492 000 рублей.
Mitsubishi Pajero Mitsu Pajero с трехлитровым бензиновым V6 (178 л.с.) на «механике» (все остальные — с 5АКП) можно купить в базе Invite уже за 1 879 000 рублей, в топовой версии Ultimate — за 2 219 990 рублей. С турбодизелем 3.2 DI-D (200 л.с., 441 Нм) Pajero продается только в комплектациях Instyle (2 539 990 рублей) и Ultimate (2 679 990 рублей). Паджеро с бензиновым V6 3.8 (250 л.с.) продается только в «топе» и стоит 2 799 990 рублей.
Nissan Pathfinder Полноприводный Nissan Pathfinder с бензиновой «шестеркой» (249 л.с.) с бесступенчатым вариатором стоит в России от 2 090 000 до 2 370 000 рублей в зависимости от комплектации. Есть также и гибридная модификация — 2.5 Hybrid — с суммарной мощностью около 250 л.с. Цены на нее находятся в диапазоне от 2 160 000 до 2 300 000 рублей.
Фотобонус
http://s.rdrom.ru/5/pubs/4483/36814/1942940.jpg[/img]