Автор: Егор Климов
Фото и видео: Евгений Штыгайло
Источник: Дром
Поскольку сам китайский электромобиль инфоповоды по технической части подкидывает нечасто, Вселенная услышала наши контент-молитвы. По крайней мере, интернет-Вселенная. И в соцсетях, а после и мессенджерах начало набирать популярность видео, в котором разоблачают популярный китайский гибрид Li — детектором СВЧ-излучения засекли опасный для здоровья уровень микроволновых излучений. Чем не повод изучить, опасен ли для нас и окружающих наш электромобиль?
Согласно этому видео, владельцы китайских (да и вообще всех) электромобилей могут со временем чувствовать головные боли, тошноту, головокружение и в целом ухудшение самочувствия. А показатели магнитного поля превышают опасный для человека предел в десятки раз. В последний раз мы испытывали в BYD головную боль, когда пытались найти причину неисправности системы кругового обзора и когда искали зимнюю резину в оригинальном размере. Но датчики кругового обзора самоизлечились, а резину купили немного другого, но подходящего размера. И вроде как мигрень отступила, но снова начались фантомные боли — после просмотра видео на YouTube. Видимо, не зря его все-таки замедляет Минздрав, то есть Роскомнадзор.
Что ж, подвергая себя серьезному электромагнитному воздействию, мы направились (на электромобиле) искать прибор, который хотя бы приблизительно покажет, сколько нам осталось жить в «микроволновке» из Поднебесной. Стоимость таких девайсов в магазинах варьируется от 2500 до 10 000 рублей. Мы решили, что супердорогой прибор покупать нет смысла (все равно, согласно видео, жить осталось недолго), поэтому взяли самый доступный по цене. И для начала решили сходить в гости к смертникам — вначале в продуктовый супермаркет в отдел выпечки (там есть микроволновка), а затем в супермаркет бытовой техники, в отдел СВЧ-печей — и прежде протестировать прибор там. Заодно получить консультацию еще одного эксперта (на этот раз офлайн, а не ютубного).
Прежде чем начать опасные испытания непосредственно в электромобиле, мы сначала направились в торговый центр
Наше углубленное исследование негативного воздействия микроволнового излучения на человеческий организм, разумеется, прошло успешно — мы выяснили, что если разогревать пирожок и находиться в непосредственной близости от СВЧ-печи (сантиметрах в 10–20), то прибор действительно «горит красненьким» — это нехорошо. Но красненьким прибор горит в принципе нередко, ибо он также измеряет электромагнитное излучение, которое в эпоху развития электронной техники присутствует вокруг нас постоянно. Так, в отделе планшетов, смартфонов и телевизоров наш «дозиметр» фиксировал постоянные «вольтметры». Особенно когда со смартфона звонишь и держишь трубку непосредственно возле уха — это, оказывается, действительно вредно, ученые не врут. Британские в том числе.
Электромагнитное излучение от бытовых приборов действительно есть, и оно действительно не самое полезное. Но если не совать голову в работающую микроволновку, то выжить и прожить довольно долго все-таки можно
То, что сотовая связь вредная, мы и так знаем, а вот правду ли вещают блогеры про электромобили — это мы выяснили вскоре после пирожковых тестов. В «заглушенном» состоянии Song Plus не показывает вообще никакого излучения. В «заведенном» аналогично — штатное оборудование не издает никаких тревожных колебаний. «Фонит» только индукционная беспроводная зарядка, и то только когда на ней лежит смартфон. В этом случае действительно лучше не прижиматься к зарядной площадке головой. К слову, китайцы тут все предусмотрели, и доступ головы в нижнюю часть центральной консоли затруднен. Слава инженерам.
Также повышенное излучение прибор фиксирует в районе подлокотника, где размещен NFC-модуль, с помощью которого машину можно запустить пластиковой карточкой, идущей в комплекте с электромобилем. Но избыточный уровень излучения наблюдается только в момент запуска «электрички», в остальное время оно околонулевое и безвредное. В целом салон BYD мы проверили — он безопасен, голова болеть не должна, тошноты тоже быть не должно. Разве что от перегрузок при бешеном ускорении Song Plus. Наружный мониторинг также не выявил никакого электромагнитного криминала.
Прибор, который мы приобрели для нашего эксперимента, позволяет измерить электрическое и магнитное поля
Однако пытливый зритель обратил внимание, что в первоисточнике все измерения проводились в движении. Что ж, и к такому мы были готовы — поехали! И в движении выяснилось, что наш дромовский BYD лучше и безопаснее «ихнего, ютубовского» Лисяна — никаких вредных излучений в любой из точек интерьера.
Замеры в статике и в движении, в салоне и снаружи не выявили никаких отклонений от нормы. Причем не только в BYD, но и в Nissan Leaf ZE-1
И что же это получается — нельзя верить всему, что рассказывают блогеры в этих своих автомобильных блогах? И все-таки мы нашли потенциально опасный источник электромагнитного и микроволнового излучения в BYD Song Plus. Для этого нужно приобрести микроволновую печь, подключить ее к электромобилю и включить для разогрева. Благо в нашей «электричке» такая функция предусмотрена. В любых других режимах эксплуатации BYD абсолютно безвреден и, возможно, даже полезен.
Ну а раз уж мы взялись за вопрос «здоровья», то решили еще загнать нашего Сунь Плюса в детейлинг. Ведь не секрет, что один из критериев при покупке автомобиля — это цвет его салона. И в том числе его практичность и маркость. Наш BYD Song Plus мы точно выбирали не по критерию цвета салона и материалов обивки — нам он достался с экокожей почти белого цвета. На момент этой публикации машина проехала по российским дорогам уже 20 000 километров.
Специально мы салон не убивали — в машине ездили обычные люди с обычными… Ну вы поняли. Собака иногда ездила, с подстилкой. В остальном все как у всех. Ни чехлов, ни какого-то специального ухода за кожзамом при регулярных мойках машина не знавала. Единственный момент — Евгений специально после покупки не стал снимать со спинки левой половины заднего дивана транспортировочный чехол. Уже тогда эта спинка подразумевалась как образец для сравнения.
Ради этого эксперимента Евгений с февраля ездил на Song Plus как колхозник — с транспортировочным чехлом на левой половине спинки заднего дивана. Под чехлом кожа ожидаемо оказалась светлее и чище. Но неожиданно не так сильно, как предполагалось. По словам детейлеров, кожзам на BYD вполне хорошего качества — износостойкий и в меру маркий
Наш «штатный» детейлер Константин сразу определил степень загрязнения в передней части — кожа (для удобства так будем называть кожзаменитель, так что не возмущайтесь) заглянцевалась на руле и креслах, хотя должна быть матовая. Ну а в остальном стандартные следы эксплуатации — затертый местами глянец, пыль в панельных стыках и дефлекторах. Комплексную чистку машины, по словам Константина, надо делать регулярно, хотя бы раз в год, потому что вся пыль, которая попадает в автомобиль, остается в нем. И потом циркулирует по салону, попадая к нам в легкие.
Химчистить салон автомобиля желательно хотя бы раз в год — пыли в нем скапливается немало. Ну а светлый салон в любой машине априори долго не может быть чистым и опрятным без должного ухода
И если в свое время Nissan Leaf нам приходилось даже разбирать (потому что там в салоне грязь копилась куда дольше, чем в новом «китайце»), то BYD Song Plus на этот раз отделался легкой поверхностной «уборкой». В детейлинге отметили, что кожа в BYD неплохого качества, несмотря на свою мягкость, она довольно износостойкая, и в том числе стойкая к загрязнениям. По словам Константина, за 20 000 километров пробега светлые салоны многих машин находятся в гораздо более плачевном состоянии.
Так что зря хейтеры ругают китайские электромобили. К электромагнитным излучениям стойкие, к пылегрязевым — тоже. Что еще нужно для народной «электрички»?