Автор: Максим Маркин
Фото автора
Источник: Дром
Как минимум некоторые владельцы «китайцев» — из тех, что привыкли иметь два комплекта дисков для быстрой сезонной (сохраняющей ЛКП дисков и закраину шин) смены колес — в определенном смятении. У дилеров «литье» стоит дорого (если вообще есть), а продавцы профильных торговых точек не всегда готовы дать всеобъемлющую информацию касательно характеристик легкосплавных колес для моделей из КНР. Что же, постараемся рассмотреть продающиеся у нас китайские автомобили и с этой стороны. Заодно расскажем, что удастся поставить из дисков, рассчитанных на распространенных у нас «европейцев» и «японцев».
Параметры и обозначения
Для начала напомним, на какие размеры нужно обращать внимание. Прежде всего, это PCD — Pitch Circle Diameter. Или диаметр окружности, на которой расположены центры крепежных отверстий. А на сленге продавцов и обывателей — «разболтовка».
Ее, конечно, можно измерить, однако на тыльной стороне дисков имеется соответствующая маркировка. К тому же по большинству популярных моделей продавцы точно назовут этот параметр.
На развалах бэушных шин нередко можно встретить диски с универсальным креплением. На четыре/пять шпилек-болтов или с одинаковым количеством отверстий (скажем, по пять), только с разным PCD.
Надо, разумеется, понимать, что близкие значения диаметров окружностей «разболтовки» (например, в 2 мм) не дают возможности «натянуть» нештатный размер. Известны случаи, когда со «штамповками» подобное проходило. Но всегда с большим шансом погнуть в итоге шпильки или болты.
Следующий важный параметр — центральное отверстие, или DIA. Им диск устанавливается на отбортовку, расположенную на ступице автомобиля. Если DIA будет меньше диаметра отбортовки, то колесо попросту невозможно нормально притянуть к ступице. Если DIA окажется больше — колесо не будет правильно центрироваться.
Вопрос о том, нужно ли такое центрирование, далеко не праздный и до сих пор спорный. Естественно, для тех, кто считает, что диск можно отцентрировать лишь по крепежу, будь это болты либо шпильки. Но ведь та же отбортовка на ступице выполнена не просто так. Если диск не посадить на нее плотно, всю нагрузку начнут принимать шпильки или болты. А это уже чревато их поломкой. В худшем случае даже разрушением диска в районе крепежных отверстий. Так что лучше, если DIA больше диаметра буртика на ступице, приобрести кольца-адаптеры, которые компенсируют разницу в размерах. Адаптеры бывают стальными, алюминиевыми и пластиковыми. Последние со временем продавливаются, изнашиваются, однако с десяток лет проходить должны. У металлических адаптеров свои минусы. Мало того что они ожидаемо дороже, так после зимней эксплуатации в условиях дорожных реагентов еще и прикипят к алюминию дисков. По крайней мере, переставить их на летний комплект колес будет совсем непросто.
И все-таки центровку или, точнее, правильную фиксацию диска на ступице крепежом также нельзя сбрасывать со счетов. Она бывает трех видов. Первый — болтами или гайками с пресс-шайбами, что видно по характерному широкому посадочному месту. Такое часто встречается на Toyota. Правда, бывает еще, что в месте контакта крепежа с диском имеется буртик.
Второй вариант — конусная часть болта или гайки, контактирующая с диском, и такая же ответная на последнем. Подобное характерно, скажем, для моделей Hyundai, Kia, Nissan и Honda.
Третье решение — в месте контакта диска с крепежом не конус, а полусфера. Часто встречается на «немцах» и других европейских автомобилях.
Понятно, что заменять конус на полусферу или наоборот крайне нежелательно. Крепеж же с пресс-шайбами зачастую вообще не влезает в отливку диска в зоне отверстий.
Не стоит забывать о ширине диска, которая должна быть меньше ширины «резины» примерно на 20%. То есть для покрышек в 195 мм подходят диски шириной в 6 и 6,5 дюйма. Для 215 мм — 6,5- и 7-дюймовые. Для популярных в среде «китайцев» 225-мм шин — «литье» в 6,5, 7 и 7,5 дюйма. 245-мм покрышки органично наденутся на 7,5- либо 8-дюймовые колеса. Информация о ширине вместе с посадочным диаметром диска также есть на его обратной стороне.
Если игнорировать соответствие ширины диска и шины, то последняя либо встанет «домиком», либо будет напоминать бублик. В любом случае и боковина станет испытывать дополнительные нагрузки, и протектор начнет работать неправильно.
Наконец, существует еще один важный параметр — вылет диска. Это расстояние между серединой обода (или плоскостью симметрии колеса) и привалочной поверхностью ступицы. Как известно, вылет бывает нулевым, когда обе плоскости совпадают. А также положительным и отрицательным. Чем он меньше в сравнении с заводским (в плюсовом выражении и тем более уже в минусовом), тем больше колесо выступает наружу арки.
Обозначения вылета на дисках также имеются — обычно буквами ET, реже OFF, IS (INSET), OFFSET и DEPORT или просто двузначным числом.
Поиграть с вылетом можно в пределах 10–15 мм. Причем нужно учитывать, что подобрать больший по сравнению со штатным — не всегда хорошая идея. В таком случае колесо будет располагаться глубже в арке и теоретически может контактировать со стойкой в составе подвески McPherson.
Можно найти на дисках информацию о наличии и форме хампа (H, H2, AH, CH FH) — кольцевого выступа на ободе, который не дает соскальзывать бескамерной шине.
И указание на форму закраины обода (J, JJ, JK, K, L), сообщающее о том, можно посадить на нее пружинный грузик или нет.
В нашем случае это бесполезная информация. А вот символы о сертификации — JWL, J DOT, TUV, VIA — должны сказать, что продукт прошел испытания в соответствующих государственных структурах.
Давайте посмотрим на параметры дисков для конкретных китайских марок и моделей. Обратим внимание и на крепеж.
Chery
5х108 — «разболтовка», типичная для Ford и Volvo, особенно для последнего производителя. Правда, среди дисков, ориентированных на шведские модели, не найти аналогичных вылетов, хотя значения у Volvo в пределах допусков. Зато благодаря кольцам-адаптерам можно перейти с DIA в 63,4 или 66,1 мм на 60,1 мм.
Причем в качестве крепежа Chery использует такие же, как на «шведах», болты с полусферической контактной частью.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
Tiggo 4/4 Pro | 16x6,5; 17х6,5; 18х7 | 5х108 | 60,1 | 33 | Болт М12х1,5; полусфера |
Tiggo 7/7 Pro/Pro Max | 18х6,5; 19х7; 19х7,5 | 5х108 | 60,1 | 33 | Болт М12х1,5; полусфера |
Tiggo 8/8 Pro Max | 17х6,5; 18х7,5; 19х7,5 | 5х108 | 60,1 | 47 | Болт М12х1,5; полусфера |
Arrizo 8 | 16х6; 17х7; 18х7,5; 19х7,5 | 5х108 | 65,1 | 45–47 | Болт М12х1,5; полусфера |
Omoda
Поскольку кроссовер и седан Omoda выполнены на тех же платформах, что и модели Chery (T1X и M1X), все аналогично этой материнской марке.
В том числе по части крепежа.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
C5 | 17х6,5; 18х7 | 5х108 | 60,1 | 33 | Болт М12х1,5; полусфера |
S5 | 16х6,5; 17х6,5 | 5х108 | 65,1 | 40 | Болт М12х1,5; полусфера |
S5 GT | 16х6,5; 17х6,5; 18х7 | 5х108 | 65,1 | 40 | Болт М12х1,5; полусфера |
Jaecoo
Такая же ситуация с кроссоверами J7 и J8. С той лишь разницей, что по сравнению с соплатформенниками Chery Jaecoo тяготеют к большим посадочным диаметрам колес. В случае с 19 и 20 дюймами низкопрофильная «резина» не вяжется с навязываемым маркетологами туристическим образом автомобилей.
Интересная деталь — головки болтов могут быть закрыты пластиковыми колпачками.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
J7 | 18х7; 19х7 | 5х108 | 60,1 | 47 | Болт М12х1,5; полусфера |
J8 | 19х7,5; 20х7,5 | 5х108 | 65,1 | 41 | Болт М12х1,5; полусфера |
Jetour
Все то же самое, что и у Chery — платформы ведь идентичны.
У единственной для марки полноприводной модели T2, ориентированной на загородные направления, также внушительный колесный размер.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
Dashing | 18х7; 19х7,5 | 5х108 | 60,1 | 38 | Болт М12х1,5; полусфера |
X70 Plus | 18х7; 19х7,5 | 5х108 | 60,1 | 43 | Болт М12х1,5; полусфера |
X90 Plus | 20х8,5 | 5х108 | 60,1 | 43 | Болт М12х1,5; полусфера |
T2 | 19х9; 20х9 | 5х108 | 60,1 | 43 | Болт М12х1,5; полусфера |
Exeed
За исключением компактного LX, Эксиды созданы на иной платформе M3X. Однако PCD и DIA у них идентичны Chery.
Как, впрочем, и крепления из болтов и полусферической части центрирования.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
LX | 17х6,5; 18х7; 19х7 | 5х108 | 60,1 | 52 | Болт М12х1,5; полусфера |
TXL/ TXL 2.0 | 18х7; 19х7; 20х8 | 5х108 | 65,1 | 36 | Болт М12х1,5; полусфера |
RX | 20х7,5 | 5х108 | 65,1 | 41 | Болт М14х1,5; полусфера |
VX | 19х7,5; 20х8 | 5х108 | 65,1 | 36 | Болт М12х1,5; полусфера (до обновления 2023 г.). Болт М14х1,5; полусфера (после обновления) |
Haval
Кроссоверы Haval построены на двух платформах, поэтому имеют два типа ступиц. Что касается Jolion, H3 и Dargo, то им подойдут диски, рассчитанные на Mazda и Mitsubishi. Правда, в первом случае вылет обычно лежит в пределах 52–53 мм. А вот у Delica и Outlander вылет близок к этим моделям Haval — 38 мм.
У M6 и F7/F7x DIA меньше, а вместо шпилек-гаек используются болты. Подойдет «литье», ориентированное на Хонду. 5х114,3 и DIA 64,1 — параметры этой марки. Тем более что у хондовских моделей существует вылет в рамках 45–55 мм.
Хорошо, что на откровенно внедорожных моделях H9 и Poer все-таки применяются шпильки. Наживлять болты, удерживая при этом тяжеленное колесо, не самое приятное занятие. 6х139,7 — это «разболтовка» TLC Prado. Но DIA у Cruiser — 106,1 мм. Благо есть соответствующие кольца-переходники. К тому же вылет на Тойоте — 25 либо 30 мм. Еще нужно учитывать, что у Prado колеса фиксируются гайками с пресс-шайбами. Так что при использовании таких дисков гайки придется докупать.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
Jolion | 17х6,5; 18х7; 19х7 | 5х114,3 | 66,5 | 37 | Болт М14х1,5; полусфера |
M6 | 17х6,5; 18х7; 19х7 | 5х114,3 | 64,1 | 50 | Гайка М12х1,5; конус |
H3 | 17х7; 18х7; 19х7; 19х7,5 | 5х114,3 | 66,5 | 40 | Болт М14х1,5; полусфера |
Dargo/Dargo X | 18х7; 19х7; 20х7,5 | 5х114,3 | 66,5 | 40 | Болт М14х1,5; полусфера |
F7/F7x | 17х6,5; 18х7; 19х7 | 5х114,3 | 64,1 | 40 | Гайка М12х1,5; конус |
H9 | 17х8; 18х8 | 6х139,7 | 75,1 | 42 | Гайка М12х1,5; конус |
Poer/Poer Kingkong | 17х7; 17х7,5; 18х7,5 | 6х139,7 | 100,1 | 38–42 | Гайка М12х1,5; конус |
Geely
Здесь тоже есть варианты — гайки или болты, что, возможно, связано с долей участия инженеров Volvo в разработке платформ. Хотя центрирование — по конусам.
Параметры PCD 5х114,3 с центральным отверстием 54,1 мм, похоже, оригинальное решение Geely. Но в продаже есть и оригинальные диски, и от китайских производителей, и от российских компаний. Гайки у «китайцев», между прочим, открытого типа, ради внешней привлекательности на них надеваются пластмассовые колпачки.
А вот 5х114,3 и DIA 60,1 — это тойотовский стандарт (маркообразные, Camry, Crown и т. д.) Правда, у Тойот больше вылет — 50 мм. И нужно будет переходить на гайки с пресс-шайбами. С большим центральным отверстием 66,1 мм и вылетом в 40 мм подойдут диски для Nissan. Ну а 5х108 с DIA 63,4 мм — это вольвовские размеры.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
Belgee X50 | 17х6,5; 18х7 | 5х114,3 | 54,1 | 45–53 | Гайка М12х1,5; конус |
Coolray | 17х6,5; 18х7 | 5х114,3 | 54,1 | 45–53 | Гайка М12х1,5; конус |
Atlas Pro | 17х7; 18х7; 19х7,5 | 5х114,3 | 60,1 | 45 | Гайка М12х1,5; конус |
Atlas | 19х8; 20х8 | 5х108 | 63,4 | 48 | Гайка М14х1,5; конус |
Tugella | 19х7,5; 20х8 | 5х108 | 63,4 | 46 | Гайка М14х1,5; конус |
Monjaro | 18х7; 19х7,5; 20х8 | 5х108 | 63,4 | 46–52 | Гайка М14х1,5; конус |
Okavango | 18х7,5; 19х8 | 5х114,3 | 60,1 | 35 | Гайка М12х1,5; конус |
Emgrand | 15х6; 16х6; 17х6,5 | 5х114,3 | 54,1 | 38–45 | Гайка М12х1,5; конус |
Changan
4х100 при отверстии в 54,1 мм и вылете в 46 мм — почти один в один Corolla разных поколений и отчасти семейство Vitz/Yaris.
Размерность дисков Eado Plus напоминает опелевскую. А 5х114,1 и 60,1 у большинства моделей Changan, напомним, — тойотовские параметры.
Посадочную часть ступицы пикапа Hunter Plus копировали с Prado. Даже вылет дисков совпадает.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
Alsvin | 15х6 | 4х100 | 54,1 | 46 | Гайка М12х1,25; конус |
Eado Plus | 16х6,5 | 5х110 | 63,3 | 46 | Гайка М12х1,5; конус |
Lamore | 18х7,5 | 5х114,3 | 60,1 | 47 | Гайка М12х1,5; конус |
Uni-V | 18х7,5 | 5х114,3 | 60,1 | 49,5 | Гайка М12х1,5; конус |
CS35 Plus | 17х7; 18х7,5 | 5х110 | 63,3 | 46 | Гайка М12х1,5; конус |
CS55 Plus | 19х7 | 5х114,3 | 60,1 | 42 | Гайка М12х1,5; конус |
CS75 Plus | 18х7 | 5х114,3 | 60,1 | 45 | Гайка М12х1,5; конус |
CS85 Coupe | 19х7 | 5х114,3 | 60,1 | 45 | Гайка М12х1,5; конус |
CS95 | 20х8 | 5х114,3 | 60,1 | 45 | Гайка М12х1,5; конус |
Uni-T | 19х7,5; 20х8 | 5х114,3 | 60,1 | 30–35/42 | Гайка М12х1,5; конус |
Uni-K | 20х7,5; 21х8 | 5х114,3 | 60,1 | 35 | Гайка М12х1,5; конус |
Hunter Plus | 18х7,5 | 6х139,7 | 106,1 | 30 | Гайка М12х1,5; конус |
Tank
Здесь также прадовская «разболтовка» и DIA. Разве что вылет несколько больше.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
300 | 17х8 | 6х139,7 | 100,1 | 36 | Гайка М12х1,5; конус |
500 | 19х8,5 | 6х139,7 | 100,1 | 36 | Гайка М12х1,5; конус |
JAC
У компактного кроссовера этой марки свои оригинальные параметры. У «Москвича 3» такие же.
Но 5х114,3 и отверстие в 67,1 мм подходят различным Mazda и Mitsubishi. Как и «Москвичу 6».
Пикапы T8 и T9 опять же повторяют Prado.
Модель автомобиля | Посадочный диаметр и ширина | PCD | DIA | ET | Крепеж |
JS3 | 16х6,5 | 5х108 | 54,1 | 40 | Болт М12х1,25; конус |
JS6 | 18х7 | 5х114,3 | 67,1 | 35 | Гайка М12х1,25; конус |
J7 | 17х7 | 5х114,3 | 67,1 | 48 | Гайка М12х1,25; конус |
T8/T8 Pro | 18х8 | 6х139,7 | 106,1 | 30 | Гайка М12х1,25; конус |
T9 | 18х8 | 6х139,7 | 106,1 | 30 | Гайка М12х1,25; конус |
Стоит еще сказать, что в большинстве случаев получится отнять от максимального посадочного диаметра пару дюймов. А на некоторых моделях даже базовые 18-дюймовые колеса можно сменить на 16-дюймовые. Бессмысленная затея? Приведем несколько доводов «за». Во-первых, и диски, и шины тем дешевле, чем меньше их посадочный диаметр. Во-вторых, такие колеса банально легче, что благоприятно сказывается на плавности хода. Ну и, наконец, ее же улучшит повышенный профиль резины. Взамен, впрочем, придется расплачиваться большими уводами боковин и ухудшенной управляемостью. Вопрос только в том, какой баланс подвесочных настроек нужен, скажем, для такого «путешественника», как Jetour T2.
Конечно, перед покупкой дисков меньшего диаметра желательно прикинуть, наденутся ли они на суппорты. Повторимся, на первый взгляд подобное на ряде моделей возможно. К тому же в сети попадаются примеры таких операций.
Но и при переходе на «катки» большего диаметра надо убедиться, что колеса не будут контактировать со стойками и конкретно — с нижними чашками пружин.
Также надо понимать, что для того, чтобы не было проблем с гарантией, необходимо использовать кольца-адаптеры. А вылет подбирать максимально близкий к штатному.
Предложение и наличие
Объезд дилерских центров преподнес сюрприз — диски нашлись в автосалонах Exeed…
…Haval и Geely.
Где-то сказали, что привезем под заказ — от двух–трех недель до трех–четырех месяцев. Причем дольше будут идти меньшие по посадочному диаметру диски. Где-то просто развели руками, не обозначив даже сроки ожидания. Дескать, популярностью они не пользуются и потому «будет долго».
Тем не менее на различных профильных сайтах найти можно даже диски под брендами китайских автопроизводителей. В частности, Chery, Changan, Geely, Haval, JAC, Tank. Цены на агрегаторах следующие; 17-е «литье» в пределах 15 000–16 000 рублей/шт. 18-е — до 19 000–21 000. Диски в 19 дюймов будет стоить до 23 000. 20-е — до 27 000.
Легкосплавные колеса от фирм-изготовителей примерно в полтора раза дешевле (17-дюймовые 10 000–11 000 рублей; 18-е — 11 000–12 000; 19-е — в районе 16 000; 20-е — порядка 18 000). У дилеров же 17-е и 18-е обойдутся в 20 000–35 000. 19-е и 20-е — около 40 000.
Наконец, комплект бэушных дисков в 17 дюймов можно купить и за 24 000, и за 34 000 рублей, и дороже. 18-е обычно стоят 30 000–45 000. 19-е — 55 000–100 000. 20-е — 45 000–100 000. Тут все сильно зависит от их состояния.
Есть в продаже и крепеж на «китайцев». Что-то можно подобрать не только на маркетплейсах, но и на шинных развалах. Так что каких-то глобальных проблем при «переобувке» моделей из КНР во второй комплект дисков возникать не должно.
>Другие статьи из раздела «Устройство автомобиля»
>
290900
222
Обкатывать или нет? Drom.ru исследует правила обкатки двигателей новых автомобилей
>
59785
199
ABS, TRC и ESP: с ними лучше, чем без них
>
34465
112
Отделаться испугом. Как работает электроника, спасающая от ДТП?
>
85868
88
Столкновение с неизбежным. Первая секунда ДТП: что происходит с автомобилем?
>
71107
191
Особенности национального двигателестроения. Часть 6. Отечественные. Автопром как кормовая база