Автор: Максим Маркин
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Кажущаяся небольшой и во многом состоящая из островов Индонезия на самом деле 14-я в мире по площади территории, имеет 277 миллионов человек населения. А по объемам выпуска автомобилей на 2021 год была на том же 14-м месте, превосходя по этому показателю такие страны, как Италия и Великобритания. Впрочем, как и везде в Юго-Восточной Азии, автопром тут со своими особенностями и колоритом.
Метрополия без автопрома
Что интересно, в англоязычных источниках задокументированы первые транспортные средства с ДВС, прибывшие в Индонезию. Это был мотоцикл Hildebrand & Wolfmüller и автомобиль Benz Victoria. Произошло подобное еще в конце XIX века.
А поскольку страна до 1945 года являлась колонией Нидерландов, никаких национальных приоритетов в марках, поставляемых в Индонезию, не существовало — ввозили все, что выгодно. Но, скажем, GM открыл там свое представительство в 1915 году. Спустя 12 лет этот концерн организовал уже сборочное производство.
До Второй мировой войны в Индонезии собирали и Opel P4, который превращали в семиместный мини-автобус, использовавшийся в качестве такси.
Был в столице страны Джакарте с 30-х до конца 70-х такой характерный общественный транспорт, называвшийся Oplet. По сути, джип или легковушка, у которой за спинками переднего ряда устанавливали дополнительные сиденья. В общем, «маршрутка».
Возвращаясь к GM, скажем, что во время войны на его предприятии выпускали грузовики Toyota для японской армии. После освобождения Индонезии выпуск там «американцев» продолжился. В 50-х в Индонезию начались поставки мотоциклов BMW, автомобилей Austin, Morris и Holden (на фото).
В конце 50-х и начале 60-х до страны добрались грузовичок Mitsubishi Jupiter и Toyota Land Cruiser 40-й серии.
Тогда же под именем Tiara до Индонезии доехала и Toyota Corona.
Примерно в это же время Honda предложила индонезийцам пикапчик T360.
Даешь локализацию!
Таким образом, местный потребитель распробовал и японские автомобили. Настоящий же автомобильный бум в Индонезии произошел в 70-е, когда власти ввели ограничения на импорт иномарок и издавали указы, стимулирующие местное производство и его локализацию. В середине десятилетия благодаря этому в стране начался выпуск Daihatsu Taft, Honda Civic и Mazda MR90 (Familia).
Mitsubishi запустила в местное производство Jeep и Colt T100, который на деле являлся Деликой.
Suzuki — микроавтобусы-пикапчики Carry и малолитражки Fronte.
Toyota производила здесь целую линейку из Corolla, Corona и Cressida. Последняя представляла собой Corona Mark II образца 1976 года. Помимо них в программе имелась модель Kijang — простенький грузовичок с 1,2-литровым мотором, который кроме Индонезии под именем Tamaraw выпускался на Филиппинах.
Похожая машинка была и у Volkswagen. Называлась Mitra (вообще имела много имен, в том числе Teijo в Финляндии), приводилась в движение 1,6-литровым «боксером» и имела передний привод. Выпускался еще «Жук» и потомок военных кюбельвагенов Camat (в Германии Type 181).
Volvo собирал модель 144. BMW — седаны только что дебютировавшей пятой серии.
В 70-х Mitsubishi организовала производство грузовиков Canter. Mercedes-Benz — капотной серии L.
В 80-х и 90-х продолжился рост рынка, производство автомобилей следующих поколений и освоение выпуска новых моделей. Таким образом, на конвейеры в Индонезии встали Mitsubishi Minicab, Lancer, Galant, Colt T120 (Suzuki Carry), Daihatsu Zebra (Hijet), Taruna (Terios), Hiline и Feroza (Rocky; внизу слева и справа).
Кроме них Suzuki Karimun (Wagon R), Katana (Jimny), Esteem (Cultus; на фото внизу слева), Toyota Starlet (на фото справа).
С середины 90-х в Индонезии начали собирать Hyundai — Accent, Elantra, минивэн Trajet.
Mazda по причине снижения популярности своей MR90 (слева внизу) в начале 90-х переименовала хэтчбек в Baby Boomer, а универсал — в Vantrend (фото справа). Впрочем, тылы Mazda прикрывали E2000 (Bongo), Lantis и Cronos (Capella/626).
Местное подразделение Mazda, видимо, в качестве хобби в начале 90-х на базе того же «хэтча» MR90 построило аутентичную внешне реплику Porsche 911 серии 964. Купе с кузовом из стекловолокна приводилось в движение 1,4-литровым моторчиком и разошлось тиражом около 50 экземпляров.
Такой «поршак», конечно, не мог быть серийным продуктом. Между тем национальные особенности автопромов азиатских стран, включая Индонезию, имели интересные модели именно в массовом секторе.
Азиатская специфика
Начнем с уже упомянутого Toyota Kijang. Во втором поколении 1981 года он был по-прежнему прежде всего утилитарным грузовичком с моторами 1,3 и 1,5 л.
Но в третьем стал предлагаться преимущественно в качестве минивэна, или универсала повышенной вместимости. Уже с двигателями до 2,2 л и дизелями. Правда, все еще будучи заднеприводным.
Следующая генерация (1996–2004 годы) стала последней с этим именем. Уже довольно «причесанной» и с агрегатами, дополнительно прибавившими объема. Наряду с задним приводом этот Kijang мог иметь и полный.
Далее Toyota и Daihatsu разделили эту линейку на две, которые к нашему времени кардинально сменили конструкцию, но не изменили своим форматам. Сложно? Так в этой индонезийско-японской (вообще в азиатской) генеалогии всегда было очень трудно разобраться. Но мы попробуем. Итак, в 2003 году появился азиатский продукт, в Индонезии получивший имя Daihatsu Xenia и Toyota Avanza. Этот двухобъемник длиной в четыре с небольшим метра, выпускаясь даже в Китае, именовался также FAW Senya M80 и FAW Sirius S80. Машина основывалась на платформе Daihatsu Terios, оснащалась моторами в 1,0; 1,3 и 1,5 л, «автоматом», «механикой» и была опять же заднеприводной.
С тем же rear-wheel drive увидело свет и второе поколение Avanza/Xenia (корпоративным автопаркам продавалась как Toyota Transmover). Она не изменилась технически и по размерам была лишь на толику крупнее.
Зато под занавес производства этот MPV прошел через пару рестайлингов, сделавших его заметно современнее.
Xenia/Avanza (Toyota Veloz, Transmover; Perodua Alza в Малайзии) третьей генерации стала чуть длиннее — 4,4 м. Главное же, что ее перевели на передний привод (платформа DNGA-B, общая с Vitz/Yaris), попутно исключив из линейки литровый мотор и заменив «автомат» вариатором.
При этом по последней традиции (характерной для внутреннего рынка Японии) Toyota выделила Veloz в отдельную модель, отличающуюся внешне и богатством комплектации.
Вторая линейка MPV создавалась Toyota без участия Daihatsu и на шасси Hilux/Fortuner. Соответственно, получился более крупный минивэн длиной без малого 4,6 м и с моторами объемом 2,0; 2,5 и 2,7 л. Назывался появившийся в 2004 году автомобиль Kijang Innova или (на других рынках) просто Innova.
Второе поколение, представленное в 2015 году, стало чуть крупнее (длина более 4,7 м), получило новые дизели объемом 2,4 и 2,8 л серии GD, а также 6-ступенчатые «автомат» и «механику». Но подобно предшественнику имело классическую компоновку.
Как и Avanza, перед снятием с конвейера его обновили.
А в 2022-м по проверенному сценарию Kijang Innova (Toyota Zenix, Suzuki Invicto) перевели на «поперечные» моторы и передний привод (платформа TNGA-C, на которой построена последняя Corolla, C-HR, Prius и т. д.). Дизелей больше нет, внешние габариты сохранились, появилась гибридная версия, а экстерьер выполнен в новом корпоративном стиле.
В 2016 году Daihatsu с Toyota вывели на рынок еще одну модель подобного рода — Sigra/Calya. На сей раз самую компактную (длина четыре с небольшим метра), переднеприводную и оснащенную установками в 1,0 и 1,2 л.
В 1997 году подобная модель появилась у Mitsubishi — в Индонезии под именем Kuda (в других азиатских странах Adventure, Jolie, Freeca). Автомобиль длиной 4,3 м оснащался двигателями 1,6; 2,0, даже 2,5 л и по законам жанра того времени имел задний привод. В Индонезии выпускался исключительно как универсал и до 2005 года. Хотя в соседних странах мог быть грузовичком. А в Китае его производили аж до 2017-го.
Продолжение этого формата непосредственно от Mitsubishi в Индонезии пришлось ждать до того же 2017 года. Тогда дебютировал Xpander — переднеприводный, 4,5-метровый, с 1,5-литровым мотором.
В 2019 году представили Xpander Cross с обвесом из неокрашенного пластика. И тогда же началось производство в Индонезии этого MPV как Nissan Livina.
До того на предприятии Nissan с 2007 года выпускали минивэн Livina и Grand Livina длиной 4,2–4,5 м. Его создавали из Note дебютной генерации. Агрегаты были типичными для класса — в 1,5; 1,6 и 1,8 л. Привод — передним. Предлагался и псевдовнедорожный вариант Livina X-Gear.
С 2004 года аналогичный «двухобъемник» присутствовал и у Suzuki. В Индонезии он получил имя APV Arena (Carry, Mega Carry, Super Carry Pro). 4,2-метровый вэнчик оснащался 1,5- и 1,6-литровыми моторами, имел задний привод и грузовую модификацию, которая просуществовала на конвейере до 2019 года.
В 2005–2009 годах APV выпускало предприятие Suzuki как Mitsubishi Maven. Причем 1,5-литровый двигатель туда поставляла MMC. Сама APV Arena в 2009-м предстала в облагороженном исполнении Luxury и выпускается до сих пор.
Однако в 2012 году Suzuki предложила индонезийцам минивэн Ertiga длиной чуть менее 4,3 м. Что необычно, помимо 1,4-литрового бензинового мотора предлагался дизелек объемом 1,3 л. А еще его продавали в стране в качестве Mazda VX-1.
Спустя шесть лет представили вторую Ertiga. Несколько крупнее, с агрегатами в 1,5 л (в том числе дизелем), версиями, работающими на газе и со встроенным стартер-генератором. Этот минивэн тоже на данный момент производится.
Наконец, в 2020-м появился «двухобъемник» XL6/XL7. Бензиновый мотор остался тем же, включая модификацию «мягкий гибрид». Но дизеля его лишили. По габаритам же модель выросла незначительно (длина менее 4,5 м).
В общем, как минимум с 90-х, а тем более с середины 2000-х у местного потребителя был выбор таких моделей повышенной вместимости, который становился все богаче и богаче. Впрочем, подобный автомобильный типаж, за некоторым исключением, характерен для многих стран Юго-Восточной Азии. А вот то, что правительство попыталось условно официально обойти свои же постановления, как минимум для того региона вовсе не типично. Дело в том, что еще с 80-х и до 2021 года в Индонезии существовал налог на роскошь. В зависимости от объема двигателя, его типа (бензиновый или дизель) и кузова продающиеся автомобили облагались налогом от 10 до 125%. Так вот в 1996 году президент Индонезии Сухарто (находился у власти с 1968 по 1998 год) распорядился развивать национальный автопром. Специально под это создали компанию Timor Putra Nasional, принадлежавшую сыну президента. В качестве «национального» автомобиля был выбран седан Kia Sephia, который путем отверточной сборки превратился в Timor S515.
А уже он не облагался никаким налогом, благодаря чему быстро стал популярным. Однако тут возмутились автопроизводители Японии, Европы и США, обратившиеся в ВТО. И та признала такой уход от налога не соответствующим ее правилам. В Индонезии прислушались и в 1998-м сборку Тимора свернули.
Для богатых и для всех
Что еще, помимо азиатской экзотики, выпускает «совместный» индонезийский автопром? Давайте пробежимся по маркам и моделям. Так, у BMW там целый выводок из 2-й, 3-й, 5-й и 7-й серий, X1, X3, X5, X7. Разве что непонятно, встала ли на конвейер «пятерка», дебютировавшая в 2023 году.
Mercedes разместил в стране сборку автомобилей A-, C-, E- и S-класса, кроссоверов GLA, GLC, GLE, GLS. На этом фоне удивительно, что Volkswagen ограничил местное производство лишь одним Тигуаном.
Неожиданно сравнительно мало в Индонезии выпускается «корейцев». Компания Kia после истории с Тимором в страну, похоже, так и не пришла. А Hyundai собирает только Creta, Santa Fe еще предыдущего поколения, Palisade, электромобили Ioniq 5 и Kona.
Но вот еще один типичный представитель азиатских MPV — Hyundai Stargazer. Модель имеет длину 4,5 м, передний привод, оснащается 1,5-литровым двигателем и в производстве с 2022 года.
Nissan, как и Volkswagen, собирает там единственную модель — уже упомянутую Livina. У Daihatsu, кроме названных автомобилей, в строю Ayla, она же Toyota Agya. «Хэтч» длиной менее четырех метров с моторчиками в 1,0 и 1,2 л. Кстати, тоже ориентированный исключительно на Юго-Восточную Азию.
Местную прописку имеют Terios, Gran Max и Luxio. Последние два минивэна — это клоны Toyota LiteAce и TownAce.
У Honda в индонезийской линейке хэтчбек Brio, седан City, минивэн Mobilio.
Плюс кроссоверы WR-V (слева), HR-V и BR-V.
Mitsubishi кроме Minicab, Delica и Xpander производит Pajero Sport и компактный (4,4 м длины) кроссовер Xforce. Последний представлен буквально только что — в августе 2023-го. Пока предлагается в единственном техническом исполнении — с 1,5-литровым мотором, вариатором и передним приводом. И выпускается с октября этого же года исключительно в Индонезии.
Toyota традиционно в таких странах вместе с типично азиатскими MPV ведет сборку всемирных моделей. В данном случае это грузовичок Dyna, внедорожник Fortuner, кроссоверы Raize, Rush (Terios) и Yaris Cross, хэтчбек Yaris.
К слову, выпускают в Индонезии и грузовики — Mercedes, Hino, Fuso, Isuzu и UD Diesel (бывший Nissan Diesel). В последнее десятилетие пошли в страну и китайские автопроизводители. Chery запустил Tiggo 7 Pro и 8 Pro. Dongfeng — микроавтобусы серии C (называются Gelora, фото слева), включая электроверсию; кроссоверы Fengguang S560 (Glory 560, в центре) и Fengon 580 (Glory 580, справа).
Omoda поставила на конвейер «пятерку» не только в бензиновой модификации, но и полностью электрическую версию E5. Это произошло в декабре 2023 года.
Производит свой электромобильчик E1 фирма Seres (фото слева). Таковой же в Индонезии есть и у компании Wuling (справа).
А помимо него под этим брендом корпорации SAIC выпускаются кроссоверы Almaz (Baojun 530, или Chevrolet Captiva, слева) и Alvez (Xingchi, справа).
Электролегковушка Binguo (слева), минивэны Confero (Hongguang S1, в центре) и Cortez (Baojun 730, справа).
Как мы видим, автопромышленность Индонезии отличается не только объемами производства, но и разнообразием моделей, среди которых отсутствуют лишь типичные для Юго-Восточной Азии пикапы (обещается, что Toyota в 2024 году будет собирать Hilux Rangga, что на фото ниже). Зато СП предлагают местному потребителю не только дорогих «немцев» с типичными для азиатских стран УПВ, но и всемирные модели среднего ценового уровня, и даже вполне демократичные «электрички». Поэтому индонезийский автопром выглядит довольно многогранным и разноплановым.