Автор: Сергей Арбузов
Фото автора
Источник: ДромКак всегда перед очередным, ставшим уже традиционным объездом московских дилеров мы скорректировали цели под текущий информационный запрос читателей Дрома, который легко группируется в три пункта. Первый: насколько реально наполнение салонов не просто «серыми», а «параллельными» машинами? Второй: много ли автосалонов закрылось, не найдя возможности перепрофилироваться на торговлю подержанными машинами или под иной бизнес? Третий: что происходит в салонах JAC в связи с запуском бренда «Москвич»? Что касается «китайцев», в этот раз мы решили их салоны не посещать, ибо по большому счету у них дела идут плановым порядком, а единственная интересная новость последнего времени заключается в том, что в продаже имеются «упрощенные» Haval российской сборки.
«Параллельная» тема в последнее время обрела столь нездоровый оттенок, что мы всерьез начали задумываться об отдельной «ликбезной» статье на эту тему, ибо все чаще — не только обыватели, но и участники рынка — подразумевают под машиной, завезенной по схеме параллельного импорта, любую новую машину, попавшую на российский рынок мимо официального представительства бренда. К примеру, не далее как полтора месяца назад генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, выступая на одной из конференций, сообщил, что, по его данным, параллельный импорт, де-факто не имевший реального влияния на рынок до августа, с сентября пошел в гору. По данным нашей редакции, параллельный импорт не оказывал никакого влияния на рынок не только до августа, но и после, поэтому мы попросили Сергея прокомментировать свою позицию и прояснить, каким образом и по какой статистике «Автостат» отлавливает «параллельные машины».
Параллельный импорт представляется Сергею «размытым понятием без четких критериев и признаков», притом что количественно «Автостат» фиксирует увеличение юридических лиц, через которые происходит неофициальный завоз машин в Россию. Сергей признался, что у стороннего аналитика сейчас нет никакой возможности отслеживать автомобили, завезенные именно по схеме параллельного импорта, и добавил, что, по его ощущениям, «с параллельным импортом вышел полный бардак и шляпа. Кто что хочет, тот то и делает. Наши клиенты — в первую очередь дилеры — спрашивают нас, кто и какие машины ввозит. На этот вопрос мы можем ответить, но на таможне машинам не дают сертификата по процедуре ввоза. Как она ввезена — непонятно: то ли как обычно, то ли по параллельному импорту».
Модель CX-4, разработанная в свое время Маздой исключительно для китайского рынка, чаще остальных встречается в заголовках интернет-публикаций рядом с фразой «параллельный импорт». Мы уже неоднократно писали, что это — ошибка, ибо ни в одном из приказов Минпромторга, которые регламентируют список брендов, доступных к параллельному импорту, Мазды нет. Тем не менее свой нынешний объезд мы начали с посещения трех официальных московских салонов японской марки (всего их внутри МКАД и на самой кольцевой — 13), чтобы отыскать «параллельные» или хотя бы «серые» Мазды. Как и ожидалось — ничего не нашли. Что касается машин российской сборки, их осталось по три-пять штук в каждой из торговых точек, и во многих шоурумах их уже замещают подержанные машины других брендов — Toyota, Lexus, VW
В одном из салонов Mazda нам и вовсе сказали, что новых машин российской сборки у них нет и больше не будет — представительство не обещает отгрузок, поэтому они торгуют или подержанными Маздами, или новыми дорогими (то есть высокомаржинальными) «корейцами», завезенными из Казахстана
Продавец одного крупного дилера Mazda уточнил, что все российские машины у них гарантированно закончатся в январе — вот тогда-то то и начнут массово поступать «серые» образцы. Что касается китайских CX-4, они тоже заказаны, но меня предупредили, что в базовой комплектации у них нет подогрева, а во всех комплектациях будут пластиковые рули. В «Рольфе» на Ленинградке менеджер, посмотрев в экран монитора, сообщил, что «произведена отгрузка партии Mazda3, CX-30 и CX-5». Все машины — японской сборки, но отгрузили их в Европе! Очевидно, речь идет о тех же схемах, которыми с нами поделился директор бывшего дилера Skoda. Кстати, цену на новую «трешку» мне назвали уже сейчас — 3 500 000 рублей. В эту сумму включена гарантия от дилера на два года с ограничением пробега в 75 000 км. Новый российский CX-5 с мотором 2.5 и 4WD в комплектации Supreme и с заводской гарантией все еще можно купить за 4,4 млн рублей, CX-9 Executive — за 6 700 000. Дешевле остальных идет Mazda6 — у московских дилеров она еще есть в пределах 3 500 000–3 700 000 рублей
Само собой, наведались мы и к нескольким дилерам JAC — во-первых, для того, чтобы отыскать компактный кроссовер JAC JS6, запуск которого в России намечен на 1 декабря, а во-вторых, в поисках «Москвича-3» под личиной JS4. Первый же салон, в который мы приехали, встретил нас… пустым залом! Как поведали мне два менеджера, пуск «Москвича» буквально в десять раз увеличил количество обращений, и за четыре дня, что прошли с перезапуска бывшего завода «Рено Россия» и до нашего объезда, у них смели все Джаки. Собственно, за те несколько минут, что мы разговаривали, один из менеджеров и впрямь «сидел на телефоне». Правда, пока в основном сбыт идет за счет лифтбека J7, ибо его даже «физикам» поштучно продают всего-то за два миллиона с хвостиком, а уж таксистам, которые определяют его в «КомфортПлюс» и покупают сразу по несколько штук, — и того дешевле. На мой вопрос, а что будет, если JAC JS6 переименуют, скажем, в «Москвич-4», один из сотрудников ответил, что в этом случае они сменят вывеску на здании…
В первом салоне JAC «Москвич-3» в оригинальном обличии мы не нашли, но буклет на JS4 — пожалуйста!
Вместе с тем здесь нам встретился знакомый по недавней электромобильной выставке Fukang ES600, то есть электрический Peugeot 408. Я так и не смог добиться, товарный это образец или нет, а спрашивал потому, что у него на руле — шильдик Peugeot, хотя, по идее, его должны менять на Донгфенг/Фуканг. Цены на машину мне пообещали назвать уже через неделю. Обратите внимание, что вместо правого штатного разъема — дырка
Уже во втором по пути салоне JAC мы обнаружили JS4 на почетном месте, где еще недавно стояли самые ходовые модели VW — дело в том, что дилерство китайской марки взял один из продавцов VW. Машины — в наличии, цены — следующие: 1,6-литровый «атмосферник» и 6-МКП — 2 039 000 рублей, 1.5 турбо и «ручка» — 2 150 000 рублей, 1.5 турбо и вариатор — 2 349 000 рублей, 1.5 турбо и вариатор в верхней комплектации Flagship — 2 500 000 рублей
Что касается Фольксвагенов, в лучшем случае их у дилеров осталось по несколько штук, в худшем — новых уже нет, только подержанные. В салонах Москвы все еще можно найти седан Polo с мотором 1.4 и DSG — за 2 300 000 рублей; на 1.6 АТ можно чуть сэкономить — буквально 100 000, а вот ручных версий уже нет. Я уточнил по поводу запчастей, продавец мне честно сказал: «Мы ничего не гарантируем». Кстати, у другого дилера продавец, убедившись, что мне не нужны ни новые Таосы, ни новый Тигуан за 3 600 000, сказал: «ну и правильно, они все равно уходят и гарантии нет». Справедливости ради отмечу, что он попутно торговал машинами еще двух марок и, вероятно, держал в голове свои интересы, вбрасывая такую дезу.
Ну а если подходящий новый не найден, можно взять подержанный Туарег. Вот живой образец: 2019 год, 35 000 км пробега, цена — 6 000 000… Чем фирма планирует заняться после того, как закончатся новые Фольксвагены, продавец не сказал, уточнив, что вариантов два — либо «китайцы», либо «Москвич», то есть на самом деле вариант остался один…
У дилера Toyota Major на Ленинградке мне сказали, что «параллельные» машины до них еще не дошли, но «партию уже отгрузили в Эмиратах». Гарантия будет включена в машину и якобы предоставляется самим дилером. Новые машины российской сборки уже практически закончились, однако «только для меня» нашелся RAV4 — с 2,0-литровым базовым мотором, «механикой» и передним приводом — всего за 3 500 000 рублей. А вот 4WD с агрегатом в 2,5 литра уже предложили за 6 400 000, правда, можно в кредит — с ежемесячным взносом в 80 000. То есть почти в ипотеку, только по драконовской ставке…
Впрочем, мое внимание привлек вот этот красавец в тюнинге от Khann. Я уже чуть было не «купил» его, потому что обвес, пришедший из-за границы, установлен (и покрашен) на машину российской сборки (то есть гарантия остается). Но сам же продавец отговорил, сказав, что в случае чего страховка на пластик не работает — нужно оформлять отдельный полис на навесное оборудование. Впрочем, и цена на машину — как на подержанную «однушку» в непрестижном спальном районе столицы… В совершенно свободном доступе здесь же — и Land Cruiser 300 — всего за 16-17 миллионов. Не нужно?..
В салоне Kia неподалеку менеджер сообщил, что «параллельных» машин, да и вообще «серых», у них нет и не предвидится, а новые образцы российской сборки закончатся в декабре–январе. Кстати, он предостерег меня от покупки гарантии для таких машин у страховых компаний (во время наших объездов дилеров мы выяснили, что это распространенная практика). Дело в том, что страховые, как правило, неохотно согласуют ремонт «тяжелых» поломок. Кроме того, нужно держать в голове, что в принципе такие страховки имеют весьма ограниченное покрытие по сумме гарантийного ремонта.
В салоне Mitsubishi на Варшавке мы несколько расширили наш «гарантийный информационный горизонт». Здесь на «неофициальные» машины нам предложили страховку от некоего Российского автомобильного товарищества (РАТ). Она продается всего на два года — из расчета 105 000 рублей за год. В покрытие входит гарантийный ремонт двигателя (на сумму не более 500 000 рублей), коробки передач (не более 300 000 рублей), а также разовый ремонт системы охлаждения, климатической системы, стартера, генератора, рулевого механизма, электрооборудования и топливной системы.
А вот и новенький Mitsubishi Outlander, который официально, в виде машин четвертого поколения, так до российского рынка и не добрался, зато в «сером» виде из Объединенных Арабских Эмиратов доехал. Цена — 4 500 000 рублей за 2,4-литровый мотор и 4WD
А как вам этот «винтажный» ветеран с пробегом всего в 579 км? На вопрос, почему «автовозный» пробег такой большой, менеджер сообщил, что из Эмиратов машину везти — это не из Калуги, тут хочешь не хочешь, а намотаешь… Правда, у этой машины год выпуска — 2019-й, но и цена привлекательная — всего за 3,5 «ляма»!
Примечательная история случилась со мной у еще одного дилера Mitsubishi — я пошел к нему только потому, что увидел у входа занесенный снегом Xpander Cross из Юго-Восточной Азии. Отгрузили машину опять же из Эмиратов, и, кстати, она даже не завелась — сел аккумулятор! За нее запросили 2 850 000 рублей, впрочем, продавец сам стал отговаривать меня: дескать, на установку «теплых» опций уйдет уйма денег, плюс — стандартные опции вроде защиты поддона, плюс поменять все технические жидкости, так как «машина с прошлого года стояла». Вместо этого предложили российский Аутлендер за 3 359 000 рублей с базовым мотором и передним приводом, на который «навешали» опций на 192 000 рублей. Однако, видя мою несговорчивость, сигнализацию с обратной связью и автозапуском из набора допоборудования мне согласились подарить, что дало выигрыш в 82 000 рублей, а с цены машины скинули еще 290 000. Правда, вся эта «доброта» действует до конца ноября — потом цены снова поднимут. Кстати, здесь же продавец сказал, что параллельный импорт физически не восстановит объем новых машин: по его мнению, все дело в 20-процентном НДС, который юрлица платят, а «физики» нет, «поэтому как таможили по серым схемам на частников, так и продолжат».
В самом помещении, где еще недавно стоял весь российский набор моделей Mitsubishi, теперь только Аутлендеры, да и они на исходе — осталось несколько штук. Потом будут торговать вот такими заснеженными Xpander Cross и другими «иноземцами»…
Что касается опустевших салонов, положа руку на сердце, в Москве таких немного — в основном они встречаются на МКАД и принадлежат дилерам, некогда открытым под периферийных покупателей, которые в силу разных обстоятельств предпочитали покупать новую машину именно в столице. В пределах МКАД опустевшие салоны стали результатом сокращения торговых площадей, вот как этот дилер Peugeot, Citroen, Opel на Варшавке: машины упомянутых брендов переехали со второго этажа на первый, где раньше стояли Renault и где до сих пор скучает Логан с Дастером. На них, как говорят продавцы, теперь уже никто не обращает внимания…
И все-таки одного «китайца» мы навестили — это дилер Dongfeng, но не простой. Здесь располагается и представительство бренда, где я в 2018 году брал интервью у генерального директора Ван Пэна. Тогда он говорил о том, что Россия — это стратегический рынок, что в России построят завод и т. п. Сейчас Ван Пэн благополучно проживает на родине, а у Dongfeng в России дела совсем не клеятся. Для начала скажу, что меня даже в торговый зал не пустили! Пожилой охранник сообщил, что по выходным дилер работает только как сервис, а продажи — лишь по будням. Вот так: в Москве в субботу продаж нет. Впрочем, и продавать «Донгфенгу» нечего: один заваленный снегом кроссовер 580 и два стоящих на улице пикапа Rich 6. Кстати, статистика тоже говорит о том, что дела у марки в России идут тяжеловато: в первые три квартала на учет встали только 27 образцов кроссовера 580 (все — 2021 года выпуска) и два десятка пикапов Rich 6 2022 года выпуска. Перспективы, увы, далеко не радужные, впрочем, как и у всего рынка новых автомобилей в России…
Короче говоря, по состоянию на конец ноября мы можем констатировать, что в столице все идет по плану у продавцов Lada и ведущих «китайцев». Все остальные находятся в той или иной стадии перестройки бизнеса. И у этой группы дилеров новые машины кончатся в декабре–январе. Стало быть, наш следующий объезд назначаем на конец января. Если геополитическая обстановка не поменяется, то на рынке должно появиться пять-шесть новых импортеров.