В Крым на Disco - «Автоновости»

Это – юг России, для путешествия к которому нужно подготовиться. TG взял Land Rover Discovery, внедорожные шины и компас, чтобы заново открыть Крым
Как здорово знать свою историю. Верно ведь, не поспоришь. Ни с гидом по залитому холодным солнцем Севастополю. Ни с директором небольшого музея балаклав в соседней Балаклаве (удивительно, здесь есть даже подшлемник Шумахера!). Ни с парнем на пристани, занятым уборкой маленькой шлюпки с судовым номером в полкорпуса.
“Знаешь, что это за здание вон там, впереди?” Увы, точно ошибусь... Я знаю только то, что чувствую себя двоечником, планирующим шумно провалить экзамен по собственной истории на глазах у десятков людей, слепящего солнца и сурового, как академик РАН, моря. Если на свете и есть курортный регион, требующий предварительной умственной подготовки, то это именно Крым.
Текст: Константин Новацкий / Фото: Кирилл КейлинЯ был здесь. Пятнадцать лет назад. Ребенком, пацаном. Пацану были нужны ­солнце и фрукты, а сегодня я не узнаю ни себя, ни его. Еду по тем же местам, разглядываю исторические здания, пытаюсь уложить в голове тьму фактов и постоянно вижу вдалеке Черное море. Красивую картинку с почти нулевой функциональностью: в начале апреля весна в Крыму красивая, но прохладная.
Туристический сезон начнется вот-вот. Толпы отдыхающих должны наводнить крупные города уже через месяц, а потому темпу, с которым крупные Севастополь или Ялта готовятся к наплыву, позавидует и спринтер. Инфраструктура новенького аэропорта Симферополя – продукт буквально вчерашний: асфальт и кафель новенькие, а сервис уже вовсю учит дублирующий “инглиш”. При этом в центре Севастополя уже не припарковаться. Я ощущаю, как крупному Discovery Sport тесно на узких улочках города героической обороны, и буквально крадусь по ним, шурша широкими шинами.
Несмотря на послевоенную разруху (город был буквально уничтожен бомбежками), здесь полно старинных зданий и машин. И раздобудь кто-нибудь советский “Зенит”, у нас ­получилось бы неплохое “че-бэ” в духе 50-х. Севастополь сохранил историческое сердце, несмотря ни на что. Небо над городом то и дело чертят истребители. Это – уже от современности. Притом о недавней эпохе украинского бума застроек будто бы пытаются забыть. Уродливые отели на побережье, портящие облик города и не соответствующие технике безопасности, принято сносить. “Это как тетрис. Только строительный, против правил, – говорит наш гид, указывая на громадину отеля. – Каждый новый директор, каждый владелец добавлял этой штуке еще этаж. Представьте себе нагрузку”. Впрочем, сверху, с высот Гераклейского полуострова, побережье выглядит раем. Черно-синее Черное море выходит из тумана на горизонте и краем полотна примыкает к самым застройкам, омывая яхты и катера. В выгнутой балаклавской бухте их больше всего – яхт-клубы давно вытеснили отсюда подлодки. О военной базе субмарин времен холодной войны говорит разве что выдолбленная в скале пещера – док для дизельных подлодок с противо­атомной защитой. Теперь это музей для тысяч туристов со всего света, включая британский TopGear – парни были здесь во время съемок 22-го сезона.
Солнце, известняк и хвоя. Под колесами взбирающегося наверх Disco Sport хрустит сухой камень, а чистый воздух и можжевеловое амбре делают свое дело: еще пара минут – и головокружение сбросит меня вниз, с тысячи метров, прямо в виноградники “Золотой балки”. Мы едем по вершинам, где в разное время были турки, немцы, французы. Здесь сверкали на солнце нашлемные гербы, гремела сталь, и лился Dom Perignon – сейчас речь именно о военных действиях. Крым и Севастополь за века повидали боев, обогатив историю десятка стран. На фоне военных историй и фактов становится странным, что знаменитые “столкнувшиеся” пули были найдены у Галлиполи, а не здесь, близ Херсонеса.
Плоские, как столешницы, местные горы открывают панораму до горизонта и дальше – до рези в глазах. Забавно, что почти вся обозримая даль, включая Балаклаву, отнесена к территории Севастополя. Это много – площадь Парижа или Москвы в пределах МКАД.Главная гряда крымских гор от Судака до Евпатории высотой до 1500 метров – уже известняк с кучей карстовых пустот и древними “римскими тропами”: продолбленными в склонах дорожками с каменной кладкой, сложенной в виде сплошного бруствера. Нашу машину мотает и нещадно трясет. Не удивительно, что по этим каменным желобкам ­практически не ездят. Все дороги – внизу. Отличное асфальтовое шоссе в сторону Ялты бежит мимо густо покрытых лесом подножий, частных одноэтажек и горстки металлического мусора у края дорог: остатков танков, самолетов, мотоциклов и сварных фигурок. Все это свезли сюда для строительства парка “Ночные волки”, как и многие другие, претендующие эту на землю. В их ведении уже живописные места и озеро неподалеку. Кто-то шутит, что сейчас эти земли ­едва ли не популярнее, чем в первую половину XIX века во время строительно-паркового бума: Воронцовы, Юсуповы, Гагарины, Раевские... Знать рвалась сюда с желанием освоить землю и возвести домик. И не на пустом месте, не шутки ради, на самом верху зрели мысли о переводе в Крым целого ряда госучреждений.
Два века назад история могла бы стать совсем другой…Сегодня эта история пишется буквально неделя за неделей. Крым ждет одного из главных строений – моста, который свяжет полуостров с землей. Сложности с электроэнер­гией и водоснабжением по-прежнему ощутимы, а отсутствие надежной транспортной связи пока держит цены высокими, сильно оторванными от реального положения дел. Что произойдет через несколько лет? Оптимисты говорят – Импульс, подразумевая и экономику, и промышленность, и культуру с туризмом. Реалисты же сегодня пользуются паромными переправами – не дешевым, но уже весьма оперативным способом метнуться в отпуск и обратно. А кое-кто решается и на смелые стартапы вроде небольших винных производств. Здесь, на крымской земле. Вино made in Sevastopol. Почему бы и нет? Бренд просматривается вполне междуна­родный.
Темы:
TG127Land RoverLand Rover Discovery
27-07-2016, 01:03
Вернуться назад