Как снижение налогов на импорт бу автомобилей повлияет на рынок? - «Автоновости»

Верховная Рада готовится рассмотреть скандальный законопроект №3251 от 07.10.2015 г «Про стимулювання розвитку ринку вживаних транспортних засобів». Интересен там пункт номер 9, который предусматривает временное, до 31-го декабря 2017 года, уменьшение ставок акцизного налога на бывшие в употреблении транспортные средства.

Сам закон всего на 3 страничках, но эффект, который он может произвести на автомобильном рынке - сродни разрыву бомбы. Акцизный сбор на подержанные автомобили в последние годы был фактически единственным барьером для масштабного потока бу авто из Европы, пишут наши коллеги из AUTO-Consulting.


Как снижение налогов на импорт бу автомобилей повлияет на рынок? - «Автоновости»



По мнению авторов это приведет к детенизации соответствующего сектора экономики. Ведь для продолжения использования автомобилей на транзитных номерах сегодня покупаются фальшивые медицинские справки и выводы станций техобслуживания. А это в свою очередь способствует коррупции в государственных органах, против которой те сами органы так активно борются. Также распространены схемы уклонения от уплаты налогов через режим временного ввоза автомобилей нерезидентами в таможенном режиме транзита.
Какие ставки предлагаются в будущем?
Для авто с бензиновым двигателем до 1 л, ставку акцизного сбора хотят уравнять для новых и б-у автомобилей и сделать ее 0,102 евро за 1 см3, против 1,439 евро, то есть в 14 раз. Для автомобилей с двигателем 1-1,5 л ставку акцизного сбора хотят установить на уровне 0,063 евро за 1 см3, против нынешней 1,761 евро (меньше в 28 раз). Для машин с объемом 1,5-2,2 л ставка акциза предлагается на уровне 0,267 евро, против 2,441 евро (снижение в 9 раз). На авто с объемом 2,2-3 л акциз предлагается на уровне 0,276 евро, против 4,985 евро (снижение в 18 раз). А для многокубатурных бензиновых авто с двигателем более 3 л ставку предлагают снизить до 2,209 евро, против нынешней 4,985 евро (снижение в 2,2 раза).
Дизельным автомобилям тоже открывают дорогу на украинский рынок. Депутаты предлагают установить ставку акцизного налога 0,103 евро за 1 см3 для автомобилей с дизельными двигателями до 1,5 л. (сейчас ставка на них 1,761 евро (снижение в 17 раз). Дизельные авто с мотором 1,5-2,5 л могут получить ставку 0,327 евро за 1 см3, против нынешних 2,441 евро (снижение в 7,5 раз), а для многокубатурных дизелей более 2,5 л ставку установят в 2,209 евро за 1 см3.

Как результат растаможка бу автомобилей подешевеет в разы. Например, акцизный налог и его составляющая в финальном НДС с автомобиля 1,5 л составит всего 110-115 евро, против нынешних платежей в 3160 евро. С учетом того, что ставка пошлины на б-у автомобили в соглашении об Ассоциацией с ЕС жестко оговорена и будет снижаться каждый год, принятие законопроекта №3251 фактически открывает украинский рынок для подержанного импорта из Европы.
Обратная сторона
С принятием такого закона, Украина подорвет рынок новых автомобилей, который и так уже обвалился в разы за последние годы. Выдержать наплыв б-у автомобилей смогут лишь считанные единицы автодилеров, остальным придется перепрофилировать свой бизнес. И потери рабочих мест при таком развитии событий опять не избежать.

Аналогичные переживали Польша, Венгрия, Болгария, страны Прибалтики, когда интегрировались в ЕС. Подержанные автомобили из Европы в первые годы обрушивали рынок новых автомобилей в этих странах в 3-5 раз. И только при значительном росте экономики, этот рынок удавалось восстановить. Но вернуться на былые показатели не удалось ни одной из стран. Так, в Польше после либерализации импорта б-у автомобилей рынок новых обрушился с 600 тыс. штук до 200 тыс. и даже сейчас, по прошествии 15 лет, он едва смог подняться до 300 тыс.

Поэтому это не просто законопроект – это фактически новый вектор в развитии украинского авторынка и всего автобизнеса. И то, по какому пути пойдет Украина, полностью зависит от депутатов Верховной Рады.
30-11-2015, 04:01
Вернуться назад