Смотрите Каталог заявок на участие в ЮМШ и голосуйте за понравившийся проект.
Автомобильных мероприятий на юге России множество, но все они носят разрозненный «местечковый» характер. В общем ряду Фестиваль «Автошок 26» в Невинномысске на Ставрополье — самый масштабный: две сотни участников (в большинстве представляющих Ставропольский край) при весьма солидном потоке зрителей. Создалось впечатление, что на «Автошок» пришел весь Невинномысск. В отличие от многих автомобильных мероприятий, сегментирования на молодежную аудиторию не наблюдалось: в городскую парковую зону шли едва ли не все жители 100-тысячного города: и стар, и млад. И это при том, что цены на билеты, по местным меркам, были весьма высоки: 350 руб. за взрослый и 100 руб. за детский.
Неподдельный зрительский интерес — первое приятное открытие журналистов Drom.ru на «Автошоке». Второе — разнообразие представленных проектов. Но вот географией «Автошок» не порадовал. Большинство участников было из самого Невинномысска, соседних Армавира, Пятигорска, Изобильного, Черкесска, Ставрополя. Прошедшие накануне обильные дожди изрядно расквасили выставочные площадки, организаторам даже пришлось «стелить» дорожки толстым слоем соломы, что придало всему определенный «сафари-колорит».
Однако ничто не помешало заехать сюда многочисленным участникам, представлявшим свою технику поодиночке и целыми клубами. О составе выставки в целом можно судить по широте заявляемых номинаций, среди которых «Брутальный внедорожник», «Автозвук», «Стенс», «Патриотичное авто» и отдельно даже «Женское авто».
Условия для участия — демократичные. Есть 500 рублей и хоть какой-то уровень доработок? Заезжай! Можно было просто показать оригинальное оформление кузова своей стандартной машины. Обычно оно связано с такими привычными понятиями, как аэрография и винилография, но желания и возможности владельцев по этой части еще не исчерпаны.
Например, возьмем такое направление, как «стразография». Его продемонстрировал хозяин представительского Mercedes S-класса — автомобиль был снаружи весь покрыт стразами. Наверное, подарить такую машину свой любимой было бы интересным и красивым поступком.
Обширные экспозиции были посвящены такой «глобальной» тематике, как дрэг, дрифт и стрит-рэйсинг. Ничего удивительного, что в этом направлении сильны немецкие и японские культы, и лозунг «JZ — лучше для мужчины нет», иже с ним классический «RB», здесь по-прежнему звучит и актуален. Однако рядом с легендарным и прожженным в боях Nissan GT-R или богоподобным даже в стоке Honda NSX можно увидеть по-своему «заряженные» Daewoo Nexia и Renault Logan.
Или вот хэтчбек Ford Focus, снаружи похожий на болид WRC, но внутри остающийся семейным автомобилем всего лишь с чип-тюнингом 1,6-литрового мотора.
Что и говорить, атмосфера выставки абсолютно демократичная, особенно с учетом традиционного тюнинга отечественных автомобилей, многие из которых уже в разряде ретро. Начиная со стандартного на вид ВАЗ-2103, под капотом которого ниссановский SR20,
или аккуратно доработанного «Луаза» с ВАЗовским двигателем.
Приятно посмотреть и на доработку более современных моделей, таких как ВАЗ-21123 (подробнее про проект). То, что по заводской терминологии называлось купе, достойный вид обретает только после серьезных вложений в доводку внешности и ходовую часть, ставя во главу мощный турбомотор.
Но зачастую от отечественных автомобилей берутся только части кузова и другие компоненты, и строится аппарат для достижения определенных целей. Вот ВАЗ-2101, «заточенный» для дрифта.
А вот «Таврия» для дрэга. И если в первом случае хотя бы сохранена логичная классическая компоновка шасси, то во втором некогда переднеприводный компакт превращен в боевой снаряд с поперечной, но заднерасположенной силовой частью. Сам кузов здесь представляет собой максимально облегченную несущую часть, тогда как подвеска и двигатель — ВАЗовские. Мотор 1,6 литра 124-й серии форсирован до 260 сил и, по заявлениям владельца, до «сотни» разгоняет за 4,5 секунды, а дистанцию в 402 метра на данный момент берет за 12-12,5 секунды, конечно, с дальнейшей работой по этим показателям.
Но делать волка в привычной шкуре советской классики не всех устраивает, поэтому рождаются экземпляры, в которых популярный образ только угадывается. Именно таков кастом на базе кузова «копейки» (по названию от автора — Лада-2101 16V Турбо), где четырехдверный седан превращен в купе с заниженной на 8 см крышей, оригинальными носовой и кормовой частями из стеклопластика.
К тому же под этим отличительным стайлом кроется отнюдь не стандартный технический набор и, по сути, интернациональный. Под капотом турбомотор свыше 400 сил, в основе которого расточенный до 1,8 «приоровский» блок. Топливный насос от Porsche 911, коробка от BMW 5, задние мост с подвеской от BMW M3 и так далее. Машина делалась не столько для подвигов на соревнованиях, сколько просто кататься в свое удовольствие.
Вообще же мир современного кастомайзинга — безграничный космос технического и художественного творчества, и здесь нет каких-либо ограничений, кроме индивидуальных способностей. Даже из такой утилитарной и ветхой машинки, как инвалидная коляска СМЗ-1 выпуска 1956 года, может получиться изысканный кастом. Или, другими словами — репликар на данную тему, в котором прототип становится настоящим фанкаром.
«Матрена Би выхлоп» может называться маленькой звездой выставки: кузов знаменитой по комедиям Гайдая мотоколяски полностью «распиливался» и кроился заново, с увеличением габаритов, с новым, мягко говоря, экстерьером и салоном, с мощной акустикой. Так называемое шасси заимствовать от оригинала, конечно, не стали, но и делать «зажигалку» тоже сочли излишеством — двигатель и подвеску взяли от «Оки». Скромно, но идеологически подходяще, к тому же такой вариант обеспечил нормальные ходовые качества и позволил уложиться в сравнительно небольшой бюджет. Кстати, этот проект можно было сравнить с тоже красиво доведенной «мотоколяской», но в оригинальном формате кузова, — такая стояла поблизости.
Были на выставке и хот-роды. Такие машины предполагают самый невероятный набор технических и стилистических решений, особенно если в постройке строго не следовать классическим американским канонам. Но двигатель, разумеется, должен быть мощный. Так, в проекте, представленном Георгием Ледовским, за основу внешнего облика взят Opel P4 1936 года выпуска, двигатель BMW M52, выхлопная система BMW X5, рулевая рейка Audi A6.
В шасси использованы элементы от «Соболя» и «Нивы», при этом установлены пневмоподушки. Фары и дверные петли заимствованы у Opel Admiral, задние фонари у ГАЗ-51, дверные замки у «Калины», и в целом в постройке хот-рода было задействовано 15 различных автомобилей. На данном этапе еще остались доработки по салону.
Термин «кастом» для нас приобретение недавнее, раньше в нашей стране это называлось русским языком — самодельный автомобиль. И вот именно так представляет свое творение Александр Тимирчев (Невинномысск) — самодельный автомобиль «Саманта», купе типа тарга с передним приводом и продольным расположением двигателя.
Вряд ли кто с первого взгляда заподозрит, что машина не заводская, но она, тем не менее, собрана самостоятельно. За два с половиной года, еще семь лет назад, и с тех пор успешно эксплуатируется! Конечно, при создании автомобиля использовались самые разные серийные узлы, компоненты и агрегаты: двигатель от Mitsubishi Galant (V6 2,5 литра), коробка и привод от «Москвича» 2141, задняя подвеска и тормоза от Nissan Z300, убирающиеся фары от Honda Integra, рулевая колонка от Audi 100 и многое другое.
Но такие элементы кузова, как лонжероны, подрамник, двери, крылья, пороги, облицовка и прочее изготовлены самостоятельно, интерьер обустроен и отделан на свой вкус. А главное, все это гармонично соединено и доведено до удобного практического применения. Причем Александр делал машину с расчетом ухода двигателя и коробки вниз в случае лобового удара, что на практике отрабатывалось на макете 1:10. По нынешним временам «Саманта», может, и не сенсация, но, согласитесь, это автопроизведение повседневного использования заслуживает уважения и внимания.
Еще одна тема, которую легче перепрыгнуть, чем обойти — заниженные авто. Так называемая Stance-культура пришла, как водится, из-за океана, но любопытно, что начала приживаться и в России, где в почете всегда был как раз высокий клиренс. Но в данном случае суждения о «проходимости» неуместны, поскольку речь идет о стилистическом направлении, ради которого владельцы согласны на определенные неудобства. Движение охотно подхватила молодежная среда с ограниченными бюджетами, делается много лоурайдеров из недорогих и возрастных автомобилей, что наглядно и показала выставка.
Однако этому явлению подвержены совершенно разные прослойки людей, поэтому компания «лежащих на земле» ширится и не знает ограничений в выборе объектов для такого тюнинга — от мопеда до грузовика, от современных моделей до глубокого ретро. Наиболее дорогие Stance-проекты, как правило, обладают пневмоподвеской с возможностью регулировки клиренса, и включают основательную доработку машины по всем направлениям.
Ретро-экспозицию ожидаемо составлял целый ряд «Волг» ГАЗ-21, причем часть из них далеко не в оригинальном виде, а как объекты различного стайлинга.
Ретро, как известно, понятие неоднозначное. Во всяком случае, примеров, когда из «убитой» машины не восстанавливается оригинал, а делается какой-то новый образ, очень много. К таковым относится и Ford Granada Air Lift, где последние слова в названии уже о многом говорят.
Автомобиль 1973 года ее новому владельцу достался в плачевном состоянии, особой исторической ценности этот седан не представлял, поэтому восстановление велось в современном ключе.
Двигатель поменяли на японский, подвеску на пневматическую, выпускной тракт вывели наружу — в итоге перерожденный седан 70-х после вложения в него около миллиона рублей заиграл совсем по-другому.
Но поклонники больших автомобилей и настоящего ретро, то есть аутентичных, конечно, не пройдут мимо американской экспозиции. Точнее, целого исторического парка, организованного невинномысским клубом «Ретрогараж».
Причем часть из этих моделей отнюдь не с благополучной ровной биографией недавно прибывших из какой-нибудь солнечной Калифорнии, а со сложными жизненными этапами. Экземпляры здесь все интересные, есть и весьма редкие, как купе AMC AMX Javelin 1972 года (аббревиатура AMX — American Motors eXperimental, использовалась при разработке концептуальных моделей), с двигателем 5,9 литра в 360 сил. Как гласит летопись, машина попала в Россию из Японии еще в 70-х годах, и после долгих лет жизни требовала серьезного восстановления. Все довели до оригинального вида, за исключением музыки.
Или вот еще экземпляр, на примере которого диву даешься, как машина незаслуженно оказалась фактически в российском заточении, и как энтузиасты клуба вернули ее из небытия. Это сейчас купе Buick Skylar GS 350 выпуска 1968 года (двигатель 5,7 литра в 260 сил) живо переливается своими элегантными спортивными формами, а еще недавно на автомобиль было жалко смотреть.
«Достали» его буквально из «сырой могилы», из гаража, где он тихо «умирал» около 20 лет. По некоторым данным, в Россию машина попала еще в 70-х, ездил на ней известный цирковой артист, но потом по ряду причин встала на прикол на долгие годы. Потребовался огромный объем реставрационных работ, начиная с пескоструйной обработки большинства деталей, чтобы машину вернуть к жизни.
Также невозможно не отметить аутентичные зарубежные ретрокары довоенной эпохи, причем из разряда массового по тем меркам производства. Английский Morris Eight — представитель относительно недорогого и популярного семейства автомобилей, кои в 30-х годах могла позволить себе не самая богатая прослойка людей.
Самый популярный на то время в Британии автомобиль относится к весьма компактным европейским авто своей эпохи: длина немногим более двух метров, ширина около 1,4 метра, объем четырехцилиндрового двигателя всего 0,9 литра (мощность 23,5 л.с.), трехступенчатая коробка передач. Вариант с двухдверным открытым кузовом (в этом семействе были разные). Привезен в Россию в 2013 году и сейчас полностью соответствует своим начальным параметрам. Но даже этот раритет достаточно традиционен по сравнению с другим персонажем.
Речь о Ford Model T выпуска 1914 года. Машине 101 год, она «свидетель» начала Первой мировой войны, а выглядит как новая.
Считается, что именно с этой модели началось массовое конвейерное автопроизводство с миллионными тиражами, конкретно это поколение в разном исполнении «штамповалось» с 1908 по 1927 годы. В мировую историю автомобиль еще вошел под прозвищем «Жестянка Лиззи», но здесь не все из «жести», например, колеса на данном экземпляре еще с деревянными спицами.
Отдельная «жесть» — это управление, которое нужно осваивать. Несведущий просто запутается в трех педалях: левая — сцепление, но средняя — педаль включения заднего хода, правая — тормоза (механические и только на задние колеса).
Ручка газа выведена на рулевую колонку, здесь же рычажок управления опережением зажигания. Двухступенчатая планетарная коробка передач с управлением от «ручника», также здесь и рулевой редуктор планетарного типа.
Двигатель 2,9 литра мощностью 22,5 л.с., с жидкостной, но термосифонной системой охлаждения, то есть без помпы, за счет естественной циркуляции. Да и система смазки не имеет насоса — все за счет разбрызгивания. В качестве экстренного торможения — выкидные якоря! И даже фонари еще керосиновые, которые на скорости могут и «задуваться».
Ко всему данный экземпляр не «семейный», а специализированный — на родине, в США, служил в пожарной части. Оборудован сигналами и механической сиреной, все работает, машина ездит и даже может разгоняться до 70 км/ч (спидометра нет, скорость замеряли по идущему рядом автомобилю).