Когда перед началом тест-драйва нас ознакомили с маршрутом, то так называемые «внедорожные участки» общей протяженностью около 60 км ни у кого не вызвали особых вопросов. «В Европе, на Duster — ну проедем эти 60 км по грунтовке ходом, и привет», — подумали мы. Кто же знал тогда, что положенные в первый день 40 км мы будем преодолевать почти пять часов, а Дастер покажет себя во всей своей внедорожной красе?
Поводом для нашего визита в Трансильванию стало событие, значение которого не совсем однозначно. С одной стороны, это всего лишь рестайлинг, плановое обновление. С другой, речь идет об автомобиле, который для России последних трех лет значит очень многое, доказывая это постоянным лидерством в сегменте SUV. С 2012 года жители России приобрели более 220 000 Renault Duster. Не стали исключением и мы, купив Дастер для своих длительных испытаний.
Renault Duster до рестайлинга (2012–2015)
Итак, спустя три года с начала выпуска Duster решено было обновить. Помимо традиционных «косметических» изменений в виде новых бамперов, решетки радиатора, фар и фонарей, бюджетный кроссовер от Renault получил линейку модернизированных двигателей и коробок передач, слегка облагороженный интерьер, а также ряд электронных систем, ранее недоступных. Самые главные достались бензиновым версиям — это система дистанционного запуска Renault Start и подогрев лобового стекла.
Дизайнеры не стали коренным образом менять облик Duster, ограничившись лишь небольшими штрихами. Появились новые более массивные рейлинги, фары с дневными ходовыми огнями, бампер, решетка радиатора с крупной эмблемой и колесные диски. Не так много, но Дастер стал выглядеть однозначно лучше. И, конечно, не забывайте про новый великолепный цвет хаки
Приятно, что при всех этих затратах на модернизацию и улучшение комплектаций в Renault решили сохранить цены на прежнем уровне. При этом Duster так же имеет в своем активе всевозможные прелести российской адаптации: аккумулятор повышенной емкости, генератор повышенной мощности, подогревы сидений и зеркал, брызговики, металлическую защиту моторного отсека и пластиковую защиту топливопровода, антигравийное покрытие днища. Мелочи, которые позволяют продлить жизнь Дастеру и облегчить ее владельцу в наших нелегких условиях.
Сзади у Duster также появился другой бампер с массивной накладкой «под алюминий». Но самое главное и броское нововведение — это фонари с элегантно изогнутой «трубкой» габаритных огней. Выглядят как светодиод, хотя это обычная «галогенка»
За три года продаж Duster обрел весьма обширный круг своих поклонников, и эта каста наверняка теперь расширится, потому что автомобиль стал лучше во всем, хотя и незначительно. Так, абсолютно все двигатели стали мощнее. Двухлитровый мотор получил возможность регулировки фаз на впуске и выпуске, что позволило увеличить мощность на восемь «лошадок» (до 143 л.с.). На смену 90-сильному турбодизелю пришел его европейский «собрат» того же объема, но мощностью уже 109 л.с. и на 40 Нм большим моментом. «Младший» 1,6-литровый двигатель — новый для Duster — теперь развивает 114 л.с. (было 105 л.с.) и 156 Нм вместо 148 Нм ранее. К тому же, он еще и сильно позволит вам сэкономить на ТО, потому что имеет вечный цепной привод.
Самый существенный недостаток Renault Duster на бездорожье — это... сильно выдающийся вбок порог. Выйти из машины, не запачкав брюки, сможет только настоящий акробат!
Модернизации подверглась и механическая шестиступенчатая трансмиссия TL8: у нее появились новые синхронизаторы. Не уверен, что это сильно сказалось на четкости переключений, но рычагом все же стало работать приятнее, а передачи теперь «втыкаются» чуть легче и точнее. А вот четырехступенчатый «автомат» изменений не претерпел. Это все тот же старый добрый DP2, «брат» которого (но без модуля охлаждения) трудится на бюджетном седанчике Renaut Logan.
В интерьере обновленного Duster изменений почти никаких. Материалы стали качественнее, но все равно убранство выглядит довольно скромно. Немного освежили салон новая «приборка» от Logan/Sandero и иное оформление центральной консоли. Но колени все так же бьются о приливы с колонками и стеклоподъемниками на передних дверях, экран медиасистемы MediaNav бликует на солнце и расположен очень низко, а из «кожаных» кресел (несмотря на обновленную конструкцию) все так же выскальзываешь в поворотах. Впрочем, за свои деньги это вполне ладный и гармоничный интерьер с отличной шумоизоляцией, да еще и с весьма просторным задним рядом и вполне сносным багажником. Не забывайте, что «минимальный» Duster стоит всего 584 000 рублей.
Каких-то радикальных изменений в салоне Renault Duster не произошло. Улучшилось качество материалов, ощутимо поработали с шумоизоляцией, предложили специальную «объемную» обивку дверей, поставили новый руль и сменили панель приборов
После рестайлинга Duster обзавелся новыми креслами. Сказать честно, особенной разницы не заметно. Да, «тряпочные» сиденья стали получше держать тело в поворотах и распределять нагрузки, но из «кожаных» по-прежнему выскальзываешь на каждом вираже. Совсем уж скромную приборную панель прошлого Дастера с двумя циферблатами сменила «приборка» от нового Logan с тремя «колодцами» с хромированной окантовкой. Смотрится дороже, информативность не пострадала. Семиидюймовый тач-скрин системы MediaNav — опция для трех «верхних» комплектаций, которая, в зависимости от пакета и комплектации, обойдется от 10 900 до 26 900 рублей. Причем в максимальном пакете вы также получите камеру заднего вида, систему дистанционного запуска Renault Start (можно заводить автомобиль с ключа на расстоянии до 150 м, а также программировать запуски через MediaNav), задний парктроник и задние стеклоподъемники. За свои деньги — очень приличная система с хорошим быстродействием и откликом, но с простенькой графикой
Вот так выглядит новая «трехмерная» обивка дверей в Duster. Но в Румынии нам удалось подсмотреть, что новая она только для нас: такая же была на Dacia Duster до рестайлинга. На заднем ряду Renault Duster довольно просторно для автомобиля подобного класса. Запас хорош и по ногам, и по высоте. Но сиденье плоское, не предусмотрено никаких удобств, даже подлокотника, а среднему пассажиру сильно мешает центральный тоннель. Багажник для столь небольшого по габаритам автомобиля у Renault Duster вполне достойный — от 408 л до 1570 л со сложенными спинками сиденья второго ряда (в пропорции 2:3). Жаль, что при складывании спинка все же образует небольшой подъем. Под фальшполом багажного отделения — полноценная запаска
Без сомнения, поводов для очередной встречи с Дастером набралось вполне достаточно. Но организаторам показалось, что нам будет мало шапочного знакомства. Поэтому нам предложили довольно протяженный маршрут по абсолютно разного типа асфальтовым дорогам и тому самому бездорожью, которое все мы будем вспоминать еще не раз.
Расстроившись поначалу, что не будет возможности прокатиться на самых бюджетных переднеприводных версиях, а также автомобилях с мотором 1,6 л, в предгорьях Трансильвании мы осознали, что на моноприводе туда соваться было совершенно бесполезно, ну а 1,6-литровая модификация попросту еще не начала производиться на тот момент. К тому же, не стоит забывать, что 80% российских Duster продаются именно с полным приводом. Поэтому в нашем распоряжении двухлитровые бензиновые Duster на «механике» и с «автоматом», а также кроссовер с турбодизелем — все 4х4.
Renault Duster 1.6
К сожалению, во время нашего теста нам не были предоставлены версии Duster с двигателем 1,6 л. Напомним, что раньше этот мотор развивал 105 л.с. и 148 Нм. Новый двигатель стал на девять «лошадей» мощнее и на восемь Нм тяговитее. К тому же он имеет цепной привод ГРМ вместо прежнего ременного. Уже на этой неделе стартует производство таких Дастеров в Москве. Мы постараемся в ближайшее время заполучить автомобиль с новым силовым агрегатом на тест. Моноприводный Duster с этим двигателем и пятиступенчатой МКП стоит минимум 584 000 рублей. Полноприводный с шестиступенчатой «ручкой» — от 669 000 рублей. Максимальная планка для автомобиля с мотором 1,6 л — 728 000 рублей. «Автомата» не предлагается.
Мотор двухлитрового Дастера стал крутиться повеселее, что вкупе со сближенным передаточным рядом «механики» позволяет быть довольно шустрым в потоке, да и эластичность двигателя хороша. Трогаться на таком Renault вполне можно со второй передачи: первая — уж очень короткая и выкручивается вмиг. Зачем? Идея «реношников» состоит в том, чтобы обеспечить «понижайку» без фактического присутствия понижающего ряда в трансмиссии. Действительно, вне дорог это помогает, но об этом чуть позже. Пока останемся на асфальте.
Duster всегда подкупал своей легкостью в управлении, и эта его особенность сохранилась. Легкие педали, легкий руль, легкая работа рычагом трансмиссии... На все действия водителя Дастер отзывается с охотой любопытного спаниеля, что не может не радовать. Как ни странно, но можно даже говорить о чувстве некоего единения с машиной. Здорово, когда такой недорогой автомобиль обладает столь приятными повадками.
«Автомат» немного портит ощущение от машины, но, несмотря на более чем секундную разницу в разгоне до 100 км/ч, каких-то серьезных претензий к нему предъявить нельзя: просто четыре передачи — это явно мало по современным меркам. Отсюда и не всегда быстрые (хотя довольно плавные) переключения, и рев мотора на высоких оборотах при обгоне, и невозможность эффективно тормозить двигателем.
Не стоит ждать от Duster чудес скорости и управляемости. Своими повадками он не способен очаровать опытного и привередливого водителя, но в то же время автомобиль все делает правильно и предсказуемо, а мощности и бензинового двухлитрового мотора, и турбодизеля вполне хватает для довольно динамичной езды
Турбодизель по-прежнему сочетается только с «ручкой». Европейский 109-сильный вариант мотора показался сильно лучше «старого» 90-сильного двигателя. Очень «гибкий» и тихий агрегат, который в диапазоне от 2000 до 4000 позволяет уверенно «зажигать», при этом удерживая расход в рамках семи-восьми литров. Возможно, что именно на таком двигателе мы посоветовали бы остановиться, но стоит такой Duster дороже, несмотря на невозможность комплектации с «автоматом».
На румынском автобане Дастеру тяжеловато. Динамика после 100–110 км/ч сильно ухудшается, а укороченная «механика» заводит стрелку тахометра слишком далеко вправо даже на невинных 130 км/ч. Хотя «шумка» стала намного лучше, но все равно мотор на этой скорости уже досаждает своим голосом, а зеркала заметно «поют».
Куда лучше обстоит дело на второстепенных дорожках и извилистых румынских серпантинах. При правильном выборе передачи Duster вполне охотно идет на обгон на средних скоростях, а в поворотах радует адекватными реакциями на руль и не пугает кренами: они здесь не больше, чем у иного седана. Несмотря на то, что на бензиновые версии по-прежнему устанавливается гидроусилитель, а вариант с турбодизелем использует новый электрогидроусилитель, особой разницы по «рулежке» у этих модификаций мы не заметили, механизмы настроены очень похоже: небольшое усилие, которое правильно нарастает в вираже, и вполне достаточная информативность.
Оказавшись на разбитой дороге — а таких в Румынии хватает — мы лишь неприятно удивились переходящим на «баранку» ударам, но зато в очередной раз были поражены великолепной энергоемкостью подвески Duster. Практически по любым выбоинам можно «лететь» ходом. Возможно, вам будет не совсем комфортно, немного потрясет, но зато — ни единого пробоя за всю поездку. Ну и где же оно, хваленое организаторами бездорожье? Вот и дождь как раз полил как из ведра. Если уж нам и суждено застрять, то все условия для этого созданы.
На ухабы румынских дорог и раскисшие проселки предгорий Трансильвании Duster реагировал так, как и должен реагировать на среду своего естественного обитания: без паники. Плавность хода очень хороша, а энергоемкость просто поражает
Грунтовки в предгорьях — все разбитые, с колеями и постоянно чередующимися в произвольном порядке выбоинами. Даже на Дастере быстрым ходом не пройдешь — печенка с селезенкой местами поменяются. Приходится выбирать «средний ход», чтобы излишне не травмировать коллегу, который, впрочем, снова восторгается настройками подвески Renault: для подобных условий мы все же передвигаемся довольно комфортно.
Renault Duster очень хорош вне дорог, не в последнюю очередь благодаря отличным показателям геометрической проходимости. Высокий дорожный просвет (210 мм) и короткие свесы обеспечивают очень приличные углы съезда, въезда и продольной проходимости
Рельеф усложняется до такой степени, что Duster движется почти на минимальной скорости, а колеса то и дело вывешиваются. Но даже на мокром грунте или скользких камнях Дастер в порядке. Муфта заблокирована в положении Lock (работает до 80(!)км/ч), когда момент распределяется в пропорции 50/50 между осями, отключена противобуксовочная система, а ESP (которая полностью не выключается никогда) помогает полноприводной трансмиссии, которую, кстати, почти невозможно перегреть. Причем делает это настолько филигранно, что нашему Duster сам черт становится не брат.
Несмотря на то, что у Duster по-легковому небольшие ходы подвесок, с диагональным вывешиванием автомобиль справляется даже на очень скользких покрытиях — отлично настроена система стабилизации
Внедорожных препятствий в этом тесте нам хватило с избытком. То были и раскисшие глиняные склоны, и лесное непролазное, казалось, месиво из грязи с деревянными палками, и настоящий румынский Rubicon — узкие каменистые тропы с бродами и внушительными коварными уклонами.
Клиренс в 210 мм и хорошая защита моторного отсека позволяют Renault Duster ходом штурмовать довольно глубокие броды без особой опаски
Здесь-то мы и вспомнили добрым словом ультракороткую первую передачу. При 1000 оборотов двигателя в минуту скорость автомобиля составляет всего 5,7 км/ч. И это без всяких «понижаек»! Класс! Даже на размытых спусках и косогорах Duster на первой передаче уверенно тормозит двигателем, а вверх и вовсе может карабкаться с черепашьей скоростью.
На бездорожье Duster действительно очень способен. Он с удовольствием принимает грязевые ванны, с ожесточением месит раскисшие дороги полным приводом и шинами Amtel Cruise 4x4 и филигранно карабкается по камням
В итоге более чем за 60 км весьма серьезного бездорожья не пострадал ни один из полутора десятков Дастеров. Мы частенько прикладывали автомобили и днищем в глубоких колеях, и бамперами на особо крутых спусках и склонах. Такое чувство, что все это Duster принимает чуть ли не с удовольствием — по уши в грязи, но «с довольной улыбкой на лице». После всех этих суровых испытаний я вспомнил представителей Renault, которые еще на пресс-конференции просили не называть Duster кроссовером. Они величают его не иначе как полноценным внедорожником. И большая доля правды есть в этих словах...
Специальные версии Renault Duster
Во время визита в технический центр Renault в городе Титу нам продемонстрировали целую плеяду разнообразных модификаций Duster. Среди которых есть и пикапы, и машина скорой помощи, и специальный Дастер с отвалом для чистки снега и лодочным мотором сзади, а также Duster Buster с наружным силовым каркасом, «кенгурятником» и подножками. Но наибольший интерес вызвал, естественно, Renault Duster в стиле милитари на гусеничном ходу.
Технические характеристики Renault Duster (данные производителя)
Кузов
Тип
Универсал (SUV)
Количество мест/дверей
5/5
Двигатель
Тип
Бензиновый
Турбодизель
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
Рабочий объем, куб. см
1998
1598
Мощность, л.с. при об/мин
143/5750
109/4000
Крутящий момент, Нм при об/мин
195/4000
240/1750
Трансмиссия
Привод
Полный
Полный
Коробка передач
6-МКП (4-АКП)*
6-МКП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Задние
Барабанные
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, McPherson
Задняя
Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина x ширина x высота, мм
4315х1822х1695
Колесная база, мм
2673
Снаряженная масса, кг
1370 1395 (1394–1420)*
1390–1415
Клиренс, мм
210
Объем топливного бака, л
50
Объем багажника, л
408–1570
Шины
215/65 R15
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
180 (174)*
167
Разгон до 100 км/ч, сек.
10,3 (11,5)*
13,2
Расход топлива
Комбинированный, л/100 км
7,8 (8,7)*
5,3
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
177 (206), Euro 5
140, Euro-5
Стоимость, руб.
Базовая комплектация
768 000 (806 000)*
793 000
* для автомобиля с «автоматом»
Цены, оснащение и комплектации обновленного Renault Duster
Обновленные Renault Duster получили новые колесные диски со спицами черного цвета, а также полувнедорожную резину Amtel Cruise 4x4. Опасения относительно ее повышенной шумности на асфальте не подтвердились, и «держак» оказался вполне достойным. На бездорожье же эти шины показали себя просто великолепно. Отличный выбор конвейерного поставщика!
Конкуренты
Nissan Terrano Естественно, что основным конкурентом мы выбрали продукт бейдж-инжиниринга альянса Renault Nissan — модель Terrano, которая, по сути, является перелицованным Дастером. Переднеприводный Terrano с двигателем 1,6 л (102 л.с.) на «ручке» можно приобрести за 721 000 рублей. Полный привод увеличивает стоимость на 59 000 рублей. Цены на Terrano с мотором 2,0 л (135 л.с.) стартуют от 808 000 рублей за переднеприводный автомобиль с «автоматом». Самый дорогой кроссовер в топовой комплектации с полным приводом, мотором 2,0 л и «механикой» стоит 934 000 рублей.
Suzuki SX4 Suzuki SX4 в России представлен только с одним мотором — 1,6 л (117 л.с.). Переднеприводный автомобиль на «ручке» можно купить за 899 000 рублей. Версия с вариатором на 30 000 рублей дороже. Минимальный SX4 GL полным приводом оценивается в 909 000 рублей (975 000 рублей с вариатором). Топовый кроссовер в комплектации GLX+ стоит 1 139 000 рублей.
Chevrolet Niva На официальном сайте Chevrolet информации о Niva вы уже не найдете. Но зато можно поискать автомобили у дилеров. Chevy Niva традиционно продается с 1,7-литровым бензиновым 80-сильным мотором и пятиступенчатой «механикой». Цены от 519 000 до 619 000 рублей в зависимости от комплектации.
Фотобонус