В минувшие выходные в Иркутске отшумел-отгремел-отрокотал 11-й Международный фестиваль автотюнинга БайкалМоторШоу. Два дня 120 участников, прошедших предварительный отбор и представлявших огромную территорию от Омска до Читы, не только демонстрировали свои инженерные и стилистические изыскания, но и боролись за призы в 11 номинациях. 27 тысяч зрителей стали свидетелями яркого, запоминающегося и захватывающего шоу.
Добрая половина экспонатов приходилась на две номинации: «Стайлинг» и «Инженерия». Не случайно номинанты по этим категориям располагались вместе: ведь мощные «тачки» всегда стараются сделать еще и красивыми. Хотя не всегда это сходится. К примеру, две «Волги» ГАЗ-3110 и ГАЗ-31105 внешне — практически стандартные автомобили. Однако под капотом у них скрываются мощные тойотовские «шестерки» 1JZ-GE и 1JZ-GTE соответственно.
Да, подобные переделки отечественных машин давно уже не редкость (современные моторы нередко устанавливают и в более старые «Волги» 21-й модели. Таковая, к слову, также была представлена на БМШ.
Но «ДжейЗет» можно установить не только под капот «Волги». Как вам «бешеный вагон» от иркутского дрифтера Алексея Горошко? Если бы на БМШ-2015 была номинация «Самая невероятная инженерия», то ее победителем должен был стать Toyota HiAce «ТурбоВагон». Часть зрителей, скорее всего, прошла мимо ничем внешне не примечательного микроавтобуса, а очень зря. Что делают обычные люди, если в их семейно-хозяйственной машине с полным приводом не устраивает штатный дизельный двигатель? В лучшем случае поменяют его на другой, но тоже стандартный мотор. Но если у владельцев вместо крови высокооктановый бензин… В общем, Алексей Горошко, до того известный на поприще тюнинга для дрифта, однажды проснулся и решил «вкатить» вместо опостылевшего дизеля на разъездном «вагоне» не просто бензиновый двигатель, а легендарный и любимый 2JZ-GTE! Причем с условием не нарушать внутреннее пространство салона и обязательно сохранить полный привод. Для этого, например, пришлось размещать радиатор с гидроприводом вентилятора горизонтально под носовой частью, а массивную турбину «скальпировать» с родного места и переносить ближе к заднему мосту! Есть и много других технических решений, в том числе для повышения устойчивости и управляемости машины. Судя по всему, это уникальный проект не только для России, но и для всего мира.
Что же касается красоты, то особого упоминания, безусловно, заслуживает Toyota Harrier Константина Сафронова из Омска. На одном из прошлых БМШ он представил интересный проект на базе купе Toyota Celica, визуально копирующий автомобили Ferrari. Новая работа Константина не столь радикальна по переделкам, но они достойного уровня и качества. А изюминкой проекта стало особое «резиновое» покрытие кузова.
Очень красивый и качественно сделанный универсал Toyota Caldina иркутянина Николая Звонкова — также не первый раз принимающего участие в БМШ. Но в этот раз его Caldina, пожалуй, доведена до своего абсолютного уровня. Не предельно-экстремального, но отлично сбалансированного по большинству характеристик — и по части тюнинга, и по части инженерии.
Традиционно на БМШ можно было наблюдать различные подходы в строительстве агрегатов для активного отдыха. Самый экстремальный — «котлета», нет, даже «котлетка» (поскольку заявляемая масса всего 950 кг) «Саранча» ребят из Читы. Любопытная конструкция, хотя для запада России уже и не новая. Пространственная рама из холоднотянутой бесшовной трубы «поддержана» в ней мостами от TLC Prado на четырехрычажной подвеске, чья артикуляция рассчитывалась на компьютере. Межколесные дифференциалы — «заварки». Та же «технология» использована в межосевом дифференциале. Но сам он, как и силовой агрегат, вероятно из нашего трофийного будущего. Это двухлитровая «четверка» 3S-FE с АКП 240-й серии. Стоит не поперечно, как на переднеприводных Тойотах — продольно. Выходы на приводные валы из коробки здесь являются выходами на карданы. При отношении главной пары 2,88 и ГП в мостах 4,33 на колесах получается хорошее занижение. А отсутствие «раздатки» как таковой, да и в принципе использование легковой установки, существенно экономит вес. Осталось дождаться реальной боевой эксплуатации: — на данный момент «Саранча» — проект в чистом виде.
Пока в Сибири еще не сильно распространено столь «остро заточенное» трофийное оружие. Проект «Саранча» интересен, прежде всего, получением минимального веса и постройкой по требованиям РАФ. Но где же необходимое для сертификации остекление, нужное и для элементарной безопасности? Здесь все максимально утилитарно и подчинено исключительно спортивным целям. Балки мостов также облегчались. Упругие элементы подвески — амортизаторы КАМАЗ (спереди), МАЗ (сзади) и пружины, подбиравшиеся по размерам. Перемещение менее тонны веса для 3S-FE не проблема. Но это в теории, практические качества «Саранчи» пока загадка.
Следующие участники, во всяком случае, в техническом плане — законченные творения. Речь может идти лишь о корректировке каких-то потребительских качеств. И о несколько ином активном отдыхе. Охарактеризовать его можно словами одного из создателей — «просто не люблю возить палатку». Ну, конечно, проще на каком-нибудь грузовом шасси воздвигнуть этакий особнячок. С сенями, дровяной печкой, спальным «лежбищем», развлекаловкой и многочисленными рундуками. Именно по такому принципу создан ГАЗ-66 «Зимуха». Причем здесь и к качеству отделки особо не придраться — не евроремонт, но добротный «деревянный дом». По технической же части — все, что нужно для дальнего автономного вояжа. А конкретно 4,1-литровая атмосферная дизельная «шестерка» от Kia, заимствованная у моделей Combi и County вместе с механической коробкой. Плюс 455-литровый запас топлива и родная «шишиговская» лебедка, с помощью НШ и КОМа переведенная на гидропривод. В кунге, который дополнительно теплоизолирован, небольшая такая комнатушка. Можно ездить хоть вдесятером и комфортно проживать вчетвером-впятером. Климат внутри поддерживает дровяная печка и полноценные двухкамерные стеклопакеты. Шины от сельхозтехники, на дисках, оснащенных бэд-локами.
«Силантий», а в миру грузовик «Силант», чьим ограниченным выпуском занимается одноименная фирма из Великого Новгорода, по технике «заводчанин». Оригинальная внешность «Силанта» обусловлена расположением двигателя под коротким капотом и творчеством дизайнеров НАМИ. Тут мосты ГАЗ-66 и горьковская же коробка с «раздаткой». Но дизель — 3,3-литровый Perkins, который для России сам по себе эксклюзивен. К тому же рама — оригинальное новгородское изделие. И дизайн довольно симпатичный. Из hand made вещей нужно отметить выполненный из сэндвич-панелей кунг весом всего 800 кг и кронштейн запаски, который «делится» колесом благодаря электролебедке. Владелец «Силанта» рассказывает, что, повозившись однажды с запаской в одиночку, решил сделать эту операцию «автоматизированной». Внутренне пространство кунга — пока что легкомоющаяся заготовка, связанная проходом с кабиной.
А при чем здесь аэролодка «Касатка»? Это тоже отличное средство отдыха. Да еще какого активного! Ладно выполненная самостоятельно вся надстройка и даже основание, которое у данной модели рассчитано на тонну полезной нагрузки. Чем, кстати, не грузовик-«экспедиционник»? Но, в отличие от сухопутных тихоходов, силовой потенциал позволяет перемещать эту тонну с приличной скоростью — вплоть до 140 км/ч. Немудрено, ведь в качестве движителя использована четырехлитровая «восьмерка» 1UZ-FE. Вообще, отмечают создатели (а они занимаются этим уже 8 лет), можно установить любой мотор. Были субаровские «оппозитники», Rotax`ы, даже вазовские агрегаты. Однако опыт с V8 — первый. И в нем сразу удалось реализовать давнюю задумку. Максимально с помощью приводного ремня опустить двигатель — вниз относительно связки винт-редуктор. Это дало снижение центра тяжести и обусловило лучшую управляемость. Водное транспортное средство тоже может иметь заслуженные автомобильные агрегаты, быть мощным, вместительным, динамичным. 260-сильный 1UZ-FE — обычно его приходится наблюдать под капотами тойотовских седанов. Но на «Касатке», будучи полностью открытым обозрению, он производит еще более сильное впечатление. Использование приводного ремня (импортного и дорогого) позволило значительно разнести редуктор и коленвал, снизив центр тяжести аэролодки.
Полные итоги БайкалМоторШоу
По традиции Drom.ru представляет полные итоги судейского голосования БайкалМоторШоу-2015, а также результаты зрительского голосования и выбор Интернет-пользователей.
«Лучшая инженерия»
(Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: KYB — официальные амортизаторы Фестиваля.
1. Mitsubishi Lancer EVO (PowerTech Motorsport, Иркутск) — 53 балла.
2. Nissan Silvia S15 (PowerTech Motorsport, Иркутск) — 50.
3. Toyota Chaser JZX100 Drag Avante (Евгений Костромин, Иркутск) — 49.
4. Toyota HiAce ТурбоВагон (Алексей Горошко, Иркутск) — 48.
5. Mitsubishi Lancer Evo VI «Черное зло» (Дмитрий Штурнев, Иркутск) — 47.
Александр Усов — судья, автогонщик, автомеханик:
— Начнем с победителя. Автомобиль переделывался в несколько этапов для круглогодичного участия в гонках. Сначала EVO был с правым рулем, потом стал с левым в RS-версии. По количеству доработок двигателя, трансмиссий, подвесок, кузовных деталей на БайкалМоторШоу ему не было равных, причем все это было подчинено достижению спортивных результатов. Средств и сил для этого не жалели.
На втором месте также представитель Powertech Motorsport — Nissan Silvia S15. Этот автомобиль готовился для дрифта. Судей впечатлило не только количество доработок и качество исполнения, но и внимание к безопасности. Автомобиль полностью готов и настроен, что также стало важным фактором для оценки судей.
Занявший третье место Toyota Chaser JZX100 Drag Avante V мы видели на прежних БМШ, но теперь автомобиль переведен с механической трансмиссии на автоматическую и в очередной раз поменял турбокомпрессор на более производительный. Евгений Костромин известен по участию во многих этапах дрэг-рэйсинга, где на дистанции 402 метра стабильно выезжал из 11 секунд. Отсутствие каркаса и мелкие недочеты не позволили оценить этот интересный проект более высоко.
В целом отмечу, что уровень подготовки автомобилей значительно вырос, как и конкуренция: окончательную расстановку определил «фотофиниш», в то же время максимальных баллов не набрал ни один автомобиль, резервы для роста есть.
Официальные судейские протоколы номинации «Инженерия»
«Лучший внедорожник»
(Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: Sintec — официальная охлаждающая жидкость Фестиваля.
1. Прототип для трофи Toyota Blizzard (Виктор Мельник, Иркутск) — 44 балла.
2. Прототип «Саранча» Motor Brothers (Никита Орочко, Чита) — 35.
3. УАЗ-452Д (Дмитрий Корзун, Иркутск) — 21.
4. Танк БРДМ-2 «Железная гора» (Сергей Сорокин, Черемхово) — 13.
5. Toyota Land Cruiser 80 «Лесная охрана» (Лесопожарный центр, Иркутск) — 11.
Дмитрий Мункоев — судья, чемпион Кубка Восточной Сибири по трофи-ориентированию:
— Небольшой разрыв в баллах между первым и вторым местом объясняется тем, что красный трофи-болид уже прошел испытания на суточном трофи-ориентировании Майоффка -2015 и занял там второе место в категории ТС4 — наиболее сложном классе. Трассу экипаж прошел без поломок, что говорит о высокой надежности конструкции прототипа.
Очень интересную работу представил читинец Никита Орочко — создан уникальный автомобиль, но, однако, его конструктивные решения еще не прошли боевое крещение реальными испытаниями.
Дмитрию Корзуну из Иркутска удалось «выпечь» из стандартной «буханки» достойный автомобиль, способный преодолевать достаточно тяжелые трофи-рейды. Причем это осмысленная работа, основанная на собственном опыте и анализе опыта других владельцев подготовленных ульяновских автомобилей. Качественная и практичная отделка кабины, водоподготовка силового агрегата, удачно подобранные агрегаты трансмиссии позволяют этому автомобилю уверенно передвигаться на 37-й грязевой резине по серьезному бездорожью.
Официальные судейские протоколы номинации «Внедорожник»
«Лучший стайлинг»
(Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: ZIC — официальное масло Фестиваля.
1. Москвич-401/HotRod LuckyDog13 (Евгений Михлик, Иркутск) — 187 баллов.
2. Hyundai Genesis Coupe (Петр Окулов, Красноярск) — 185.
3. Nissan Elgrand E51 Obo customs obo (Дашдоржгочоо Ойунбаатар, Улан-Батор, Монголия) — 157.
4. Toyota Harrier (Константин Сафронов, Омск) — 142.
5. Toyota Caldina Supercharged by Blitz (Николай Звонков, Иркутск) — 134.
Алексей Степанов — судья, журналист Drom.ru:
— Как и в прошлом году, разрыв между двумя лучшими участниками оказался минимальным — всего 2 балла: с таким перевесом победил иркутянин Евгений Михлик с уникальным даже в масштабах всей России проектом хот-рода, созданного по классическим канонам. Drom.ru уже рассказывал об этом автомобиле, поэтому лишнего повторять не будем и просто порадуемся заслуженной победе Евгения.
Красноярец Петр Окулов является давним и постоянным участником БМШ, представляя предельно качественные и аккуратные тюнинг-проекты. В этот раз он показал переделанное купе Hyundai Genesis (с ним он участвовал в БМШ-2013), которое получило экстерьер рестайлинговой версии модели, новый цвет и обновленный боди-кит, сделанный по образцу такового для Nissan GT-R. При этом автомобиль вполне допускает повседневную эксплуатацию, поскольку имеет пневмоподвеску, позволяющую не бояться неровного асфальта.
Победитель прошлого Фестиваля Дашдроигочо Оуюнбаатар из Монголии вновь показал свой потрясающий минивэн Nissan Elgrand, в котором, наконец, был доработан интерьер (автомобиль практически превратился в кинотеатр на колесах для двоих вип-пассажиров, с большим экраном на внутрисалонной перегородке и премиальной акустикой в багажнике) и добавлены новые элементы экстерьера (пороги и антикрыло на багажной двери). И только относительно скромный в сравнении с прошлым годом объем доработок не позволил монгольскому тюнеру стать первым.
В целом уровень исполнения проектов стал выше. По итогам судейских оценок сформировалась большая и плотная группа интересных, добротных и красивых автомобилей, которым не хватило совсем немного для того, чтобы стать лучшими.
Официальные судейские протоколы номинации «Стайлинг»
«Лучший ретро-кар»
(Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: WD-40 — универсальная автомобильная смазка Фестиваля.
1. Ford Model A (Тюнинг-центр Evolution, Иркутск) — 296,25 балла.
2. Пожарная автоцистерна ПМГ-1 на шасси ГАЗ-АА (Главное управление МЧС России по Иркутской области) — 222,44.
3. Jaguar Mark IX (Виктор Васильев, Иркутск) — 210,22.
4. ГАЗ-М20 «Победа» Милиция (УМВД России по Иркутску) — 207,82.
5. Пожарная автоцистерна ПМЗ-11 (Главное управление МЧС России по Иркутской области) — 206,88.
Александр Баракин — судья, эксперт ретроавтомобилей:
— Ретро-экспозиция в этом году была самой удачной за все годы. Формируются целые собрания автомобилей и мотоциклов: службы пожарной охраны/МЧС, экспозиция транспорта ОРУД/ГАИ/милиции, разноплановый музей ретро-техники Владимира Астафьева. Причем к следующему БМШ все энтузиасты обещают представить расширенную «коллекцию».
Победа Ford model A не вызывает сомнений: эталонное восстановление автомобиля! Интересно было участвовать в осмотре автомобиля коллегией, когда один за другим судьи пытались найти, за что же можно было бы снизить баллы — и в конце концов признавали, что все соответствует понятию Реставрация. Более того, был предоставлен подробный фотоотчет о проведенной работе с самых начальных этапов. F@ck the plastic, get the classic — грубовато, но более чем верно!
На втором месте в некотором плане потомок «Форда» — пожарная машина а-ля ПМГ-1 на базе ГАЗ-АА. Почетный возраст, антураж и работоспособность — вот то, что помогло машине набрать достаточное количество баллов!
На третьем месте — холеный британец Jaguar. При общении с владельцами вообще не создалось впечатление, что «Ягуар» реставрировался для того, чтобы кому-то что-то доказать — он и «на БМШ то не напрашивался, пригласили». Однако качества проведенных работ и оригинальности исходных решений вполне хватило на попадание в тройку призеров!
Надо отметить, что практически ноздря в ноздрю с «Ягуаром» по баллам прошла «Победа» из экспозиции автомобилей ГАИ/ОРУД/милиции: неоригинальный для этой модели двигатель под капотом с лихвой компенсировался отличным интерактивом и историческим экскурсом, организованным сотрудниками подразделений!
Официальные судейские протоколы номинации «Ретро»
«Приз зрительских симпатий»
Лучшее ТС по итогам зрительского голосования (Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: Discovery Market.
1. Infiniti G35 Coupe Finik (Алексей Третьяков, Иркутск) — 522 голоса (купона от билетов).
2. Nissan Elgrand E51 Obo customs obo (Дашдоржгочоо Ойунбаатар, Улан-Батор) — 503.
3. Hummer Mini concept (Дмитрий Толмачев, Иркутск) — 465.
4-5. Ford Model A (Тюнинг-центр Evolution, Иркутск) / Ретро-автомобили ГАИ и милиции (УМВД России по г. Иркутску, 8 единиц техники) — по 268.
6. MG TD Roadster «Ан-12» (Ния Мухамадеева, Иркутск) — 228.
7. Jaguar Mark IX (представитель участника Виктор Васильев, Иркутск) / Ford F350 Monster (Дмитрий Ермаков, Иркутск) — по 227.
8. ГАЗ-21 «Волга» (Иван Грехов, Улан-Удэ) — 210.
9. ГАЗ-М-20 «Победа» (Олег Алимов, Иркутск) — 208.
10. ГАЗ-66 «Зимуха» (Алексей Прохоров, Иркутск) — 188.
Игорь Верхозин — организатор БайкалМоторШоу-2015:
— «Командная тактика» Алексея Третьякова (а он выступал в компании коллекции суперкаров в клубном антураже и в сопровождении шоу-герлз) сработала: именно здесь зрители задерживались дольше всего и в итоге охотно расставались с купонами для голосования.
Именно такой «группы поддержки» не хватило монгольской делегации: одного только ажиотажного интереса к «люксовому» Nissan Elgrand оказалось мало.
Дмитрий Толмачев представил по-настоящему масштабную экспозицию с целой россыпью вариаций на тему Mini-Hummer и разноплановой группой поддержки. Более чем достойно для третьего места.
«Выбор организаторов»
Лучшее ТС по итогам голосования организаторов БМШ (Гран-при — 100 000 рублей). Учредитель: Drom.ru — генеральный информационный партнер Фестиваля.
Управление МВД России по Иркутску и Главное управление МЧС России по Иркутской области.
Игорь Верхозин — организатор БайкалМоторШоу-2015:
— Впервые на БМШ столь масштабно была представлена ретро-коллекция авто- и мототехники полиции, дорожной инспекции, пожарных и МЧС. Причем вся эта «кавалькада» не просто «стояла», а был организован «интерактив»: сотрудники в ретроформе, тесты на знание правил дорожного движения, агитационные плакаты советских времен. Потому едва ли не впервые за историю БМШ споров о том, кому отдать «Выбор организаторов», не было, причем решено было разделить главный приз для обеих структур.
«Лучший мотоцикл»
(Специальный приз — 50 000 рублей). Учредитель: компания ABRO Industries — средства для ухода за автомобилем.
1. Иж-49 (Вячеслав Шемелин, Красноярск) — 25 баллов.
2. Suzuki Street Magic (Алексей Кривошеин, Ангарск) — 24.
3. Скутер-чоппер-кастом Motolife 150 (Евгений Потапчук, Усолье-Сибирское) — 22.
4. «Колясыч Тыгыдымский» (Михаил Березовский, Иркутск) — 19.
5. Honda Steed VLX 400 Custom Bobber (Никита Сосновский, Иркутск) — 16.
Евгений Червонный — судья, владелец сервиса по ремонту мототехники:
Победителем с микроскопическим отрывом стал отреставрированный Иж-49 1967 г. Очень качественная историческая реставрация, а вот тюнинга в чистом виде в этой категории в этом году было мало.
Официальные судейские протоколы номинации «Мотоцикл»
«Лучший проект»
(Специальный приз — 50 000 рублей). Учредитель: компания ABRO Industries— средства для ухода за автомобилем.
1. ГАЗ-66 «Зимуха» (Алексей Прохоров, Иркутск) — 26 баллов.
2. Танк БРДМ-2 «Железная гора» (Сергей Сорокин, Черемхово) — 25.
3. Прототип «Саранча» Motor Brothers (Никита Орочко, Чита) — 21.
4. Самодельный гусеничный мотовездеход (Лесопожарный центр Иркутской области) — 15.
5. Амфибийный катер, снегоболотоход (Иван Брюханов, Иркутск) — 10.
Василий Ларин — судья, журналист Drom.ru:
— На этот раз в судейской коллегии совершенно не было единогласия, что можно объяснить разноплановостью заявленных работ и глубиной индивидуального их понимания. На взгляд председателя коллегии, неожиданным, оригинальным и действительно чем-то новым удивил Дмитрий Толмачев в своем Hummer Mini Concept, хотя этот проект больше сосредоточен в области стайлинга. А самой выдающейся работой показался основательно переделанный БРДМ, поскольку именно на базе армейской бронированной техники сегодня мало кто решится сделать что-либо подходящее для активного отдыха.
У моего коллеги, судьи Николая Рудых, свое мнение: «Самый интересный именно как проект — крылатый вездеход Ивана Брюханова. Не совсем понятен замысел с практической точки зрения. И создатель сам осознает — возможно, не получится то, чего хотел, но человек целеустремленно, на инженерном уровне воплощает свою мечту, и поэтому заслуживает уважения».
Другой отличный проект — гусеничный мотовездеход. Возможно, он не совершенен, в частности, на текущем уровне исполнения возможны проблемы с перегревом двигателя летом. Но это действительно оригинальная машина для выполнения конкретных задач, к тому же построенная с бюджетом в разы меньшим, чем покупка того же квадроцикла или снегохода, а ведь именно эти два класса машин и воплощает данный аппарат.
Отмечу проект «Силантий», где понравился здравый рациональный подход в создании автокемпера на базе бывшей спецтехники. Также хорош и проект «Зимуха» на базе ГАЗ-66, все сделано технически грамотно и добротно, хотя сама по себе идея не оригинальна».
Однако именно автокемпер на базе известного армейского грузовика больше всего впечатлил друг