Nissan Almera. Изначально опережавший предложение спрос в начале 2014-го удалось стабилизировать — Almera выходит на проектную мощность, о чем говорит и выросший объем продаж. На сегодня предлагается три уровня оснащения и десять вариантов комплектации, семь из которых покрывают самый «ходовой» диапазон от 499 000 до 576 000 рублей. Минимум, что здесь доступно: ABS, две подушки, бортовой компьютер, кондиционер, туманки, подогрев сидений, электропривод и обогрев зеркал, литые диски. Варианты с АКП начинаются по ценам от 517 000, варианты с навигацией от 544 000, ну а топ-версии, кроме всего, включают кожаный руль, задние электростеклоподъемники, аудиосистему с Bluetooth и AUX
В начале прошлого года этот сегмент успешно делили в основном Hyundai Solaris, Kia Rio и VW Polo — при выборе в ценах еще «до» и «после» самые популярные версии этой троицы реализуются как раз в диапазоне от 500 до 600 тысяч. Но у других на тот момент уже созрели свои конкурентные проекты. И вот в первой половине 2013-го вдогонку кинулись сразу четыре претендента на «счастливую долю»: Chevrolet Cobalt, Nissan Almera, Citroen C-Elysee и Peugeot 301. Именно в такой последовательности они закончили год исходя из результатов продаж.
Господствующие кланы
Hyundai Solaris. За счет упрощенного базового оснащения (Classic), стартовые цены на Solaris немного доступнее, чем на соплатформенный Rio. Однако для более популярного кузова седан самыми востребованными остаются именно комплектации Optima и Comfort, по ценам от 503 000 и 559 000 рублей без учета АКП — за нее еще плюс 35 000. В прошлом году для этих версий расширили оснащение за счет новых пакетов: в зависимости от комплектации стали доступны автодоводчики стекол, сдвижной подлокотник, диодные ходовые огни, подогрев руля. Ну а в текущем году ждем информацию о выходе обновленного Solaris, хотя глубоких изменений, скорее всего, не будет
Как видно, дебютанты особо не напугали захватившую рынок «триаду», все «боссы» которой завершили год с видимым преимуществом и даже в плюсе. Причины разные, в том числе такие объективные, как объем производства и поставок на рынок — если «ветераны» уже раскрутились на полную катушку, то новичкам еще предстоял период рыночного созревания и разгона. Да и производственные условия далеко не одинаковы.
KIA Rio. Соплатформенник Solaris позиционируется дороже — цены как раз от 500 000 рублей, причем за седан и хэтчбек одинаково. Но зато в базе автомобиль уже выглядит «подготовленным»: кроме двух подушек и ABS, предусмотрен кондиционер, корпуса зеркал и дверные ручки окрашены в цвет кузова, а фары имеют черную окантовку. С прошлого года во всех версиях доступен пакет «Теплые опции»: подогрев сидений, руля, а также электроподогрев лобового стекла в зоне покоя дворников можно получить (за доплату) и для базовой версии. До этого полный набор таких опций стандартно был доступен только для высших комплектаций
Тот же Nissan Almera, изначально попавший в дефицитные из-за ограниченного выпуска, только к концу года набрал более-менее необходимый «тираж» и сократил очереди. В прошлом году даже экспортируемый Chevrolet Cobalt оказался расторопнее, притом что имеет всего три варианта комплектации с бедненькой базовой, тогда как Almera — десять, семь из которых составляют группу «от 500». В свою очередь Cobalt, «вытеснив» семейство Lacetti, не достиг его прежних объемов продаж, и даже на пару с заметно подорожавшим, но хорошо оснащенным Aveo, они не смогли дотянуться хотя бы до Polo.
Chevrolet Cobalt. Седан бразильского происхождения длиной 4479 мм с единственным двигателем 1,5 литра в 105 сил и багажником 545 литров не отличается оснащением и выбором комплектаций. Одно из преимуществ — 6-ступенчатая АКП, хотя самая доступная версия с таким автоматом стоит 532 000 рублей, при этом в наличии всего одна подушка, усилитель руля и начальный электропакет с подогревом сидений. Надо доплатить еще 30 000, чтобы получить машину с ABS, двумя подушками, кондиционером, бортовым компьютером, аудиосистемой и литыми дисками
Вместе с тем Almera на полную мощность производства в 70000 машин в год обещает выйти к апрелю, и результаты февраля 2014-го тому подтверждение: продан 4481 автомобиль (по данным дилеров, модель хорошо идет для корпоративных целей и такси), что не так и далеко до месячной нормы производства — около 5800 штук. И хотя даже в свою полную силу Almera пока не может тягаться с той же «корейской мафией», конвейерные возможности которой выше, начало нового года уже вносит свои коррективы. При сохраняющемся дефиците базовых версий Almera все же пока растет. Тогда как «триада» за первые два месяца по-разному, но сбавила обороты: Solaris на 1%, Rio на 3%, Polo на 8%.
Volkswagen Polo Sedan. Не меняясь в целом, этот седан расширяет уровень комплектаций, причем именно более дорогого сегмента. В прошлом году «на базе» Comfortline появилась ограниченная серия Sochi Edition с оригинальными элементами декора, дисками и электроподогревом лобового стекла — сейчас ее стоимость от 562 000 рублей. А сейчас вышла новая версия Style, которую отличают эксклюзивный цвет и отделка, а также обогрев лобового стекла и форсунок омывателя, кожаный руль и прочее. И впервые для семейства — базовый для Style двигатель в варианте мощности 85 л.с., который идет только с МКП. Цены за новую версию от 565 400 рублей
Конечно, на фоне общих потерь рынка ничего страшного еще не происходит и какие-то прогнозы делать рано, к тому же лидеры не сидят на месте. В текущем году ожидается рестайлинг Solaris — вряд ли он будет глубоким, скорее речь идет о фейслифтинге, но свою роль сыграть должен. По сложившейся традиции, вслед за ним слегка обновится и Rio. А седан Polo уже преобразился по собственному рецепту — вышел дефорсированный до 85 сил вариант 1,6-литрового двигателя. Причем не ради снижения базовой цены, а как самый доступный в новой же версии Style, которая только чуть беднее топовой и предлагается как раз по «интересующим» нас ценам. Тем не менее, факт становления очередных бюджетников в лице Cobalt и Almera можно констатировать.
Продажи некоторых легковых автомобилей стоимостью 500-600 тысяч рублей в РФ за 2013 год (данные АЕБ):
Марка/модель
Кол-во продаж, шт.
Показатель к 2012 году
Hyundai Solaris
113991
(+3%)
Kia Rio
89788
(+6%)
VW Polo Sedan
72565
(+5%)
Chevrolet Aveo
23867
(+3%)
Skoda Fabia
22292
(−3%)
Chevrolet Cobalt
18519
(—)
Nissan Almera
15704
(—)
Geely Emgrand
14500
(—)
Nissan Note
9617
(+6%)
Opel Corsa
5452
(−26%)
Citroen C-Elysee
3408
(—)
Peugeot 301
2472
(—)
FAW Besturn B50
1987
(—)
Peugeot 208
1560
(—)
Последователи
Сказать такое обо всех дебютантах нельзя, и только ли в объективных условиях дело? Вопрос особенно возникает с вялым стартом соплатформенных Citroen C-Elysee и Peugeot 301. Чем внешне они хуже других? Да и едут нормально, а большого успеха нет, и такое мы предположили в прошлом году после анонсирования моделей — исходя из соотношения характеристик и цен, которые на фоне конкурентов оказались менее «боеспособными».
Citroen C-Elysee
Судя по всему, французы не учли некоторые важные обстоятельства, в первую очередь — базовый двигатель: всего 1,2 литра, три цилиндра и 72 силы, а ведь именно с ним обе модели в основном и покрывают цены до 600 тысяч. Робот (у обеих) и 4-ступенчатая АКП (только у 301-го с двигателем 1,6) — тоже не самые «любимые» коробки в народе. К тому же C-Elysee весьма скуп на базовое оснащение (всего одна подушка, ABS и кое-что по мелочи) и за все другие опции, кажется, неоправданно дерет деньги.
Peugeot 301
У Peugeot 301 при сопоставимых ценах базовое оснащение получше (две подушки, кондиционер, туманки), но очевидных преимуществ ему это не дает. Что же касается более привлекательных моторов 1,6, то здесь линейка цен и вовсе далеко перешагивает рубеж. У 301-го на выбор даже имеется того же объема дизель, но цены тем более уже в той «теме», где вовсю начинает играть сегмент постарше. В общем, эта французская парочка на балу «бюджетников» — как бедные родственники, пока в сторонке.
Geely Emgrand. По продажам в 2013 году лишь немного уступил Nissan Almera, которую превосходит в оснащении и выборе силовой части. Emgrand по одним ценам и в одинаковых комплектациях предлагается в кузове седан и хэтчбек — всего по семь вариантов. С базовым двигателем 1,5 литра модель позиционируется еще «до 500», а с ценами от 502 000 рублей предлагается с двигателем 1,8 литра и уровня оснащения Comfort: ABS, две подушки, климат-контроль, электрообогрев лобового стекла, кожаный салон. Такая же версия с вариаторной коробкой стоит на 60 000 дороже. Топ-варианты Luxury включают 6 подушек, люк, Bluetooth, литые диски — по ценам 552 000 рублей с МКП и 612 000 с CVT
Зато «новые китайцы» по углам уже не жмутся — речь о «феномене» Geely Emgrand. Автомобиль в размерах D-сегмента (длина седана 4635 мм), понятно, в хорошем базовом оснащении, начал год скромным набором версий, а закончил не только с размноженным выбором модификаций, включая варианты с CVT (с двигателем 1,8), но и с очевидным результатом продаж — почти не хуже Almera. Даже вышедший раньше FAW Besturn B50 ничего не смог противопоставить: он и чуть меньше, и выбор версий не сравнить, и цены выше.
FAW Besturn B50. Этот седан длиной 4600 мм выходил на рынок не без амбиций: оригинальный дизайн с участием итальянцев, шасси «от Mazda6 предыдущего поколения», в базе климат-контроль, сигнализация, литые диски, а версия чуть дороже имеет 4 подушки, кожаный салон, электропривод водительского кресла и прочие атрибуты не бюджетного оснащения. В качестве «автомата» — классическая 6-ступенчатая АКП, что для китайцев эксклюзив. Однако с выходом Geely Emgrand седан среднего класса от FAW потерял конкурентные преимущества: двигатель всего один и не впечатляющий, кузов тоже один, а версии с АКП предлагаются значительно дороже 600 000 рублей
Другие фигуранты сегмента — модели компактнее. Рыночные успехи у всех разные, но вот «судьба» в последнее время похожая, без ясных перспектив. Из хэтчбеков В-сегмента лучше остальных показала себя Skoda Fabia, чему способствовало оптимальное соотношение характеристик и стоимости. Но ее дни сочтены: с марта на модель прекращен прием заявок, а на ее место выдвигается более дорогая и новая для российского рынка модель — лифтбек Skoda Rapid. Он обещает появиться в салонах уже текущей весной, но на данный момент еще не объявлены цены, базовые версии, предположительно, будут как раз в секторе «500-600».
Skoda Rapid
Не менее важный вопрос и в отношении линейки двигателей. В Европе для Rapid предусмотрены бензиновые 1,2 и 1,4 литра (75 и 122 л.с.) и дизельные 1,6 литра (90 и 106 л.с.). Предложат ли нам прежний атмосферный 1,6, узнаем совсем скоро. Что касается появления в России Fabia нового поколения, дебютировавшей в Женеве, об этом пока ничего конкретного не известно.
Теневой сектор
На закате карьеры неплохо раскрутился Nissan Note, однако хлопоты компании сейчас простираются на другие модели, поскольку уже существующий преемник для рынка РФ пока не заявлен. Тихо «свернулся» хэтчбек Citroen С3, причем без прямого наследника, «сдувается» Opel Corsa, объявлено о прекращении поставок хэтчбеков VW Polo, но и новички сегмента — Peugeot 208 и Seat Ibiza, ничего сверхъестественного не привнесли. В Европе они популярны, а у нас «несоразмерно дороги», к тому же проходные версии в данных ценах лишь базовые.
Seat Ibiza. Предлагается в 3-х и 5-дверном исполнении (разница в цене 10 000 рублей), и в отличие от других современных хэтчбеков В-сегмента, в базовых комплектациях оснащается традиционными для этого класса двигателями: 4-цилиндровые атмосферные объемом 1,4 и 1,6 литра. К тому же начальные версии можно рассматривать как реальные варианты покупки, поскольку уже в базовое оснащение входят две подушки, ABS, кондиционер, автокорректор фар, обогрев форсунок омывателя, подогрев передних сидений, электропривод передних стекол. Однако версии побогаче, а также с роботом или турбомоторами, — это уже далеко свыше 600 000, то же касается и универсала Ibiza ST
Действительно, не с литровым же двигателем хотелось бы ездить на 208-м, но даже с 1,2 этот хэтчбек теперь вне данной зоны доступа. В этом плане Ibiza с базовым двигателем 1,4 выглядит привлекательней, к тому же продвижению этой модели может помочь уход с российского рынка VW Polo (не специально ли пожертвовали?), но пока и дилеров Seat не так много.
Suzuki Splash
В прошлом году подвергся легкой модернизации Suzuki Swift, главным достижением чего явилась полноприводная версия (но без всякого кроссоверного антуража). К сожалению, японский хэтчбек В-сегмента стал недосягаем даже в базовых версиях, а по прежней цене «до 600» еще можно приобрести только дорестайлинговую модель. Хэтчбек Mazda2 здесь также засвечен лишь в стартовой версии, которая по оснащению не красит японца: две подушки и ABS, нет ни кондиционера, ни аудиосистемы — ничего.
Kia Picanto. Среди хэтчбеков сегмента А и А+ пока явный фаворит — в 2013 году было продано более 5000 таких автомобилей (для сравнения, Chevrolet Spark не дотянул и до 3000). Стартует с литровым двигателем и МКП, закрывая цены еще «до 500», но для потенциальных потребителей наиболее интересен именно с двигателем 1,2 литра — 4-цилиндровый, идет в паре только с классическим 4-ступенчатым автоматом, а базовое оснащение включает кожаный руль с подогревом и подогрев сидений. Цены на такой автомобиль — от 514 900 до 609 900 руб. Уместно отметить и достаточно выразительный интерьер, который с момента выхода модели в 2011 году еще не утратил актуальности в своем классе
В самом компактном сегменте — А и А+, события и вовсе скромные. Сравнительно неплохие показатели у Kia Picanto — в 2013-м реализовано 5025 автомобилей. И хотя (частично за счет литровых версий стоимостью до 500 тысяч) этот микровэн и с двигателем 1,2, смотрится он как-то интересней, чем, скажем, упрямый в цене Fiat 500. Для парочки Citroen C1 и Peugeot 107 уже подготовлена замена, соответственно, новый Citroen С1 и Peugeot 108, правда, сроки выхода на Россию еще не назывались. Внешне, конечно, машинки преобразились, стали привлекательнее, даже солиднее, хотя и от них вряд ли стоит ждать рыночного реванша.
Соплатформенные Citroen C1 new (слева) и Peugeot 108
Логично видеть, что за год этот ценовой диапазон фактически избавился от линеек моделей С-сегмента даже в лице маркетинговых версий. Разве что Ford Focus еще маячит «входным билетом», но, понятное дело, этот пустой вариант с дефорсированным мотором и мифическим количеством выпуска принципиальной роли не играет.
Fiat 500. «Ностальгический» хэтчбек А-сегмента (длина 3546 мм) не поставляется к нам с 2-цилиндровым турбомотором 0,9 литра, как в Европе, а только с атмосферными 1,2 и 1,4 литра, в базовое оснащение входят 6 подушек, ABS, кондиционер, электропакет, аудиосистема. Но спроса все равно нет. Очевидно, слишком высока стартовая цена, а самая доступная версия с простеньким роботом стоит уже свыше 600 тысяч, и это только с двигателем 1,2 литра! С мотором 1,4 он и вовсе «играет на поле» с нормальными автомобилями С-сегмента. Смелый малыш, особенно если учесть, что смена грядет только через пару лет
Динамика цен
За год разные модели показали отнюдь не солидарный рост цен. Некоторые обошлись сравнительно скромным подорожанием на 10-12 тысяч рублей, правда, это наблюдается за такими «уходящими» персонажами, как Skoda Fabia или Nissan Note. Хотя VW Polo, Hyundai Solaris или Kia Rio — не уходящие, но тоже на цену особо не жадничали, разве что Rio подтянул седан до более дорогого хэтчбека. Обычный же разброс наценки составил 25-40 тысяч рублей и больше. Конечно, не обошлось без рекордсменов, причем такого от них никто не ждал. Импортируемый Suzuki Splash «вырос» на 80 тысяч рублей, еще сильнее возвысился Swift (более чем на 100 тысяч!), но особенно удивил собираемый ныне в РФ Chevrolet Aveo, подорожавший на 85 тысяч.
Chevrolet Aveo. Судя по динамике цен (в начале 2013 года от 454 000 тысяч рублей), автомобиль как будто перешагнул в другой класс, хотя ничего принципиального в нем не изменилось, а сборка организована на территории РФ. Базовое оснащение сравнительно небедное, однако, тоже ничего особенного: четыре подушки, ABS, кондиционер, бортовой компьютер, CD, USB, Bluetooth, сигнализация. Да, автомат 6-ступенчатый — это преимущество в классе, но с ним и цена уже не демпинговая — от 574 000 рублей. Единственное утешение — — то по-прежнему доступнее, чем «автоматный» VW Polo Sedan, особенно в свете последнего на него повышения цен
Вместе с тем сейчас еще горячая пора скидок на модели 2013 года: акции у дилеров вкупе с агрессивной рекламой свое дело знают — итоги февраля с замедлением снижения рынка (2% против 6% в январе) о том говорят. Под эту «дудочку» по ценам до 600 тысяч сейчас можно приобрести и автомобили постарше, точнее — потенциально дороже. Отмечают также некоторый покупательский ажиотаж из-за событий последнего времени. Посмотрим, что будет в марте и дальше — весна всегда приносила оживление, но при условии, что вокруг стабильность.
Новые автомобили по ценам 500-600 тысяч рублей на март 2014 года:
Модель
Кузов
Двигатель (л/л.с.)
Ориентировочная стоимость, тыс. руб
Citroen C3 Picasso
минивэн
1,4/95
от 570
Citroen C-Elysee
седан
1,2/72
до 582
Citroen C-Elysee
седан
1,6/115
от 571
Chevrolet Aveo
седан
1,6/115
от 539
Chevrolet Aveo
хэтчбек
1,6/115
от 582
FAW Besturn B50
седан
1,6/103
от 549
Fiat 500
хэтчбек
1,2/69
от 562
Fiat Punto
хэтчбек
1,4/77
от 569
Ford Focus
седан
1,6/85
589
Geely Emgrand
седан/хэтчбек
1,8/126
от 482
Hyundai Solaris
седан
1,4/107
от 468
Hyundai Solaris
седан
1,6/123
от 513
Hyundai Solaris
хэтчбек
1,4/107
от 454
Hyundai Solaris
хэтчбек
1,6/123
от 499
Kia Rio
седан/хэтчбек
1,4/107
от 550
Kia Rio
седан/хэтчбек
1,6/123
от 560
Kia Picanto
хэтчбек
1,2/85
515-600
Mazda 2
хэтчбек
1,3/75
585
Nissan Almera
седан
1,6/102
до 576
Nissan Note
хэтчбек
1,4/88
529-584
Nissan Note
хэтчбек
1,6/110
от 562
Opel Corsa
хэтчбек
1,2/85
от 545
Peugeot 208
хэтчбек
1,0/68
от 550
Renault Stepway
хэтчбек
1,6/84
503
Renault Stepway
хэтчбек
1,6/103
559
Suzuki Splash
хэтчбек
1,2/94
от 556
Skoda Fabia
хэтчбек
1,4/86
от 484
Skoda Fabia
хэтчбек
1,6/102
от 529
Skoda Fabia
универсал
1,2/70
524
Skoda Fabia
универсал
1,4/86
564
Seat Ibiza
хэтчбек
1,4/85
от 560
Seat Ibiza
хэтчбек
1,6/105
от 590
VW Polo
седан
1,6/85
от 565
VW Polo
седан
1,6/105
от 461
VW Polo
хэтчбек
1,2/60
от 513
VW Polo
хэтчбек
1,2/70
от 527
VW Polo
хэтчбек
1,4/85
от 559
Василий Ларин
Drom.ru