В конце марта в Испании прошла мировая презентация нового Jaguar F-Type Coupe, посвящённая старту продаж. Перед этим, примерно год назад, началось производство этого же спорткара, только в кузове кабриолет. Что это за автомобиль, на кого рассчитан и что может на дороге? Мы попробовали разобраться с этим на автобанах и автодромах Испании.
Гордые осанкой
«Вот объясните, почему в России так популярны БМВ, а Ягуаров покупают намного меньше?» — спросил за официальным ужином во время презентации Генеральный директор Jaguar Land Rover д-р Ральф Дитер Шпет.
«Видите ли, — ответствовали мы, — дело в том, что когда в России появились первые иномарки, их смогли покупать только… ммм… гангстеры, а они любят БМВ. Ягуаров же предпочитают джентльмены, но их у нас пока ещё мало».
Доктор Шпет был удовлетворён ответом, однако вслед за ним задумались и мы об Ягуарах и их целевой аудитории.
Яркие и эффектные Jaguar F-Type S ждали журналистов сразу по прибытию в аэропорт города Льейда
Так получилось, что когда формировался российский автомобильный рынок, компания Jaguar Land Rover испытывала определённые сложности. Автомобили были красивыми, но капризными и недолговечными, и спросом не пользовались. Рынок прочно занял немецкий автопром, выпускавший простые, понятные, довольно надёжные и местами даже быстрые машины. Англичане оказались в стороне. Но в начале 2000-х появилось новое поколение легковых автомобилей Jaguar. Они сильно изменились внешне, получили брутальные и харизматичные черты европейских маскл-каров, и рынок прогнулся. А лет семь тому назад и на российских дорогах появились эти нестандартные красавцы, не похожие ни на что виденное ранее.
В первый день для тестов на дорогах общего пользования были подготовлены Jaguar F-Type Coupe S мощностью 380 л.с.
В российской действительности они завоевали популярность прежде всего у творческой интеллигенции и у людей, причисляющих себя к элите. Во-первых, в этих автомобилях есть порода, чувствующаяся на расстоянии. У людей она проявляется в осанке, посадке головы, манере держаться и разговаривать, у автомобилей — прежде всего в благородстве черт, сдержанности и изысканности. Но машина должна соответствовать хозяину, поэтому Ягуаров у нас пока не так уж и много.
Чуть позже после появления Jaguar XF, XJ и XK заговорили и о разработке нового продолжателя традиции классического купе E-Type — F-Type. Впервые слухи на эту тему появились в 2008 году, а на Франкфуртском салоне-2011 презентовали концепт-кар С-Х16. В 2012 году в Париже показали уже серийную модель.
По горным серпантинам нам предложили прокатиться на Jaguar F-Type R. Мы почувствовали себя практически участниками ралли Монте-Карло. Единственное, что напрягало — в любой момент на дороге могла оказаться встречная машина…
Выпуск автомобилей был начат с Jaguar F-Type convertible. Как сказал Ян Каллум, директор по дизайну Jaguar Cars, расчёт был такой: «если мы сумеем сделать хороший кабриолет, то сумеем сделать отличное купе, т.к. рассчитывать и строить кабриолет намного сложнее». А ещё он сказал, что счастлив, т.к. мечтал построить такую машину много лет. И автомобиль на самом деле вышел красивым и очень гармоничным.
Минус одна десятая — звучит гордо
Про Jaguar F-Type Convertible мы писали прошедшим летом. Впечатления были самые радужные, хотя протестировать его на полноценном треке тогда не удалось. Красивые, быстрые, яркие — эти машины отлично ускорялись и тормозили, практически идеально держали траекторию, чётко входили в поворот и издавали настолько серьёзный и звучный рык, что глушить двигатель просто-таки не хотелось.
Предлагались они в трёх комплектациях: с двигателем 3.0 V6 объемом 340 л.с. и 380 л.с. (версия F-Type S) и с двигателем 5.0 V8 мощностью 495 л.с. (F-Type R). Первые два варианта остались теми же, но 5-литровый двигатель получил мощность в 550 л.с. Собственно, эта же цифра присутствовала и в характеристиках Jaguar XKR-S, который был снят с производства в прошлом году.
Все суппорты карбоно-керамических тормозов имеют ярко-жёлтый цвет
Благодаря по-иному форсированному двигателю разгон купе стал на одну десятую секунды быстрее, чем у кабриолета: 4,1 сек вместо 4,2. Не уверена, что кто-то сумеет это почувствовать, но звучит гордо.
Специальная модель Jaguar F-Type, на которой можно подробно изучить всю конструкцию автомобиля
Несмотря на использование полностью алюминиевого кузова-монокока вес автомобиля всё равно оказался довольно высоким —1650 кг. Таким образом, удельная мощность автомобиля составляет 333 л.с. на тонну веса.
Коробка передач установлена та же самая, что и в кабриолете: восьмиступенчатая автоматическая трансмиссия Quickshift, управляемая джойстиком, а не шайбой, с возможностью перехода в ручной режим, с подрулевыми лепестками и включением динамического режима. А в топовой версии — и с персональными настройками рулевого управления, подвески и тормозов.
Неприятный сюрприз. Обещанная ранее МКПП сейчас под большим вопросом и скорее всего в производство отдана не будет. Причина: слишком малый интерес со стороны потенциальных покупателей.
Одно из самых важных новшеств автомобиля — увеличенная жёсткость кузова на скручивание. Для кузова купе она составляет 33,000 Нм/градус, что выше, чем у всех прочих моделей Jaguar. Достигнуто это как за счёт длинной алюминиевой балки, проходящей через заднюю и переднюю стойки, так и за счёт того, что, во-первых, все основные алюминиевые панели созданы путём холодной формовки без сварочных швов и стыков, а во-вторых, основные части кузова и укрепляющие элементы сконструированы из высокопрочного алюминия, который раньше в этих автомобилях не применялся.
264 км/час — это нормально
Для того чтобы испытать возможности автомобиля, нас пригласили на трек Motorland Aragon недалеко от города Льейда в Испании. Для трековых заездов были предоставлены самые мощные версии «R» (550 л.с), со значением литеры «R» как «Racing».
На автодроме Арагон нас ожидали Jaguar F-Type R мощностью 550 л.с. Гоночная версия, которая уверенно чувствует себя на треке
Особенность трека — наличие длиннющей (1700 метров) прямой, которая позволяет разогнать этот автомобиль если не до максимальной скорости (300 км/час), то, по крайней мере, подобраться к ней. Прямая к тому же идет под уклон, что даёт дополнительные возможности для ускорения. Забегая вперёд, скажу, что на прямой автодрома Арагон мне удалось разогнать машину до 264 км/ч. И это отличное ощущение.
Испытания на гоночной трассе автодрома Арагон
При проектировании и строительстве машины было применено некоторое количество технологий, которые делают её на треке управляемой и безопасной. Электронный активный дифференциал Electronic Active Differential (EAD) второго поколения перераспределяет крутящий момент между задними колёсами. Благодаря этому машина абсолютно устойчива на высоких скоростях, нет ощущения потери управляемости и контроля. Следующее — система распределения крутящего момента Torque Vectoring by braking, дополняющая работу дифференциала и помогающая в поворотах и на виражах. И, наконец, системы управления подвеской Adaptive Dynamics и Engaging Dynamics, контролирующие положение кузова, коэффициент упругости и отвечающие за минимализацию раскачки и кренов.
Собственно, для меня всё это было интересно в приложении к практическим возможностям автомобиля, их испытаниями мы и занялись — с обязательным присутствием инструктора.
Особый интерес происходящему придавало то, что за несколько минут до начала тестов над автодромом разразилась самая настоящая летняя гроза с громом и молниями. Прошла она довольно быстро, но дневные температуры в это время в Испании ещё не настолько высокие, чтобы трасса моментально просохла. Предполагалось, что мы просушим её колесами.
На специальном (постоянно увлажняющемся) треке рядом с гоночной трассой вода разбрызгивается на части асфальта с помощью специальных форсунок. Другая часть трека — сухая. Смысл в том, чтобы проверить, как ведет себя автомобиль в постоянно изменяющихся условиях
Первые два круга — с инструктором за рулём, который показывает особенности трека и даёт рекомендации. Затем — собственная сессия, состоящая из двух пятнадцатиминуток.
Первое ощущение от машины — едешь слишком быстро, и она вот-вот не справится: либо отправит тебя в снос на вираже, либо, что еще хуже — на газон из-за позднего торможения. Но с каждым кругом становится понятно, что возможности F-Type намного выше, чем можно себе даже представить.
Салон купе никак не изменился по сравнению с салоном кабриолета…
Сначала по требованию инструктора, а затем и по собственному желанию ты направляешь её в поворот на всё большей скорости, тормозишь всё позже, а, главное, что совершенно не нужно усердно работать рулём для того, чтобы она тебя слушалась и держалась на траектории: иногда казалось, что F-Type предугадывает желания, и к тому моменту, когда ты собираешься задать нужный угол, она уже просчитала все возможности и выбрала единственно правильное решение.
…только в новой версии «R» на спинках гоночных ковшей появилась специальная литера
Более того, при попытке отправить автомобиль в снос, он тут же исправляет все ошибки даже на мокрой трассе. Чуть позже мы на специально подготовленном, постоянно увлажняемом треке преднамеренно бросали F-Type в резкие повороты на скоростях в 60-65 км/ч. Машина лишь перераспределяла крутящий момент, подруливая нужными колёсами, и входила в поворот так, будто асфальт был совершенно сухой.
Возможно, кто-то скажет, что это скучно. Однако новый F-Type может быть каким угодно, только не скучным. Его устойчивость создаёт возможность для раскрытия всей динамики двигателя и подвески. С ним не нужно бороться, этот автомобиль работает в тандеме с пилотом и построен, чтобы дарить удовольствие и адреналин, как бы банально это ни звучало.
Отдельно хочется сказать два слова про тормоза. Для модификаций «S» и «R» опционально предлагается система карбоново-керамических тормозов Carbon Ceramic Matrix. Она более прочная и долговечная, более мощная и совершенно не требует специальной подготовки водителя и предварительного прогрева перед торможением, как другие керамические системы. К тому же и ощущения от педали при торможении никак не отличаются от привычных на традиционных тормозах.
Возможно всё
Маршрут тест-драйва был просчитан так, что в основном пролегал вне населенных пунктов. Ну какие качества может обнаружить этот автомобиль с европейским ограничением в 50, а то и в 30 км/ч?!
На испанских автобанах ограничение скорости — 120 км/ч, но устоять и не нарушить пару раз режим, чтобы испытать, на что способен этот автомобиль (дело было до поездки на автодром), почти невозможно. Высокое удовольствие моментального ускорения вызывает чисто физическое желание выпустить из лёгких воздух с громким звуком «йееех!», но поскольку граждане мы законопослушные, то уж совсем наглеть не стали. Но вот горные серпантины, по которым организаторы предусмотрительно проложили трассу, подарили ни с чем не сравнимые ощущения от управления Jaguar F-Type R.
Наш маршрут проходил по небольшому отрезку, где ежегодно проходят этапы национального ралли. Узкая горная асфальтовая дорога, чередующая спуски и подъёмы, правые и левые повороты (да ещё многие из них с доворотами), закрытые, частично огороженные гардрейлами по стороне обрыва, а частично нет. Что приятно — многие из них профилированные, и это дополнительная радость для журналиста. Автомобиль набирает скорость и тормозит практически моментально, что неудивительно, исходя из его динамических характеристик и технологичных решений, но как же чётко он проходит все шпильки и повороты, некоторые фактически в 360 градусов! Ни сноса, ни скольжения, ни малейшей попытки пустить корму в занос и потерять на этом время. Такое впечатление, что для Ягуара не существует ни уклонов, ни недостаточной ширины трассы даже на высоких скоростях: хорошо за 100 км/ч. И если поначалу возникала некоторая боязнь допустить ошибку, то возможности автомобиля излечили её на корню. На асфальте эта машина может всё. А на другое покрытие она и не рассчитана.
Он такой один?
Сколько мы с коллегами ни морщили лбы, так и не нашли ни одного полноценного одноклассника, чья аудитория и возможности совпадали бы с F-Type. Mercedes E-Class тяжелее, беднее и скучнее, да и цена его намного ниже. BMW Coupe 3-й серии тоже весьма демократично по сравнению с Jaguar. Эти два автомобиля отметаем сразу. Как и Lexus LF-С, который лишён спортивного духа.
Porsche 911 S — автомобиль совсем другого характера. Такие покупают в большей степени люди «спортивного склада», а вот Jaguar F-Type же, несмотря на явно спортивные характеристики, вряд ли будут часто вывозить на трек. И тому же Porsche он по спортивным ощущениям будет проигрывать, хотя эти две машины сравнить на треке было бы любопытно. 911-й по весу на 250 килограмм легче, но и мощность у него ниже на 150 л.с., и разгон на 2 десятые секунды выше. Но Porsche — классический трековый автомобиль, построенный специально для автоспорта и на основе гоночных технологий. В противовес Jaguar из автоспорта ушёл давно и, судя по всему, надолго. И он больше рассчитан на человека, любящего динамику в комфортном обличье, Porsche рядом с ним — аскет.
Более люксовые и дорогие автомобили (вроде Ferrari и Lamborghini) мы не рассматриваем, а никто другой для сравнения и в голову не приходит. Вот и получается, что Jaguar F-Typе фактически единственный в своем роде: такого сочетания возможностей, технологий, комфорта и цены больше ни у кого и нет. Единственное, в России скоро появится новый Chevrolet Corvette, про который говорят, что он создан для трека. Будет интересно попробовать.
Сколько это стоит
Во всех версиях купе дешевле, чем кабриолет.
Базовая комплектация Jaguar F-Type Convertible (3.0-литровый V6, 340 л.с) предлагается в России по цене от 3 878 500 рублей. Стоимость купе Jaguar F-Type «в базе» (с аналогичными кабриолету характеристиками) составляет 3 318 500 рублей.
Jaguar F-Type S Convertible (3.0 литра V6, 380 л.с) можно приобрести по цене от 4 478 500 рублей. Аналогичный Jaguar F-Type S Coupe предлагается за 3 918 500 рублей.
Стоимость топового кабриолета F-Type V8 S с мощнейшим компрессорным V8 (495 л.с.) — от 5 678 500 рублей. В версии купе Jaguar F-Type R (5.0 литра V8, 550 л.с.) цена составит 5 588 500 рублей.
Технические характеристики Jaguar F-Type Coupe:
F-Type Coupe
F-Type S Coupe
F-Type R Coupe
Кузов
Тип
Купе
Купе
Купе
Количество мест/дверей
2/2
2/2
2/2
Двигатель
Тип
Бензиновый, с непосредственным впрыском и компрессором
Бензиновый, с непосредственным впрыском и компрессором
Бензиновый, с непосредственным впрыском и компрессором
Расположение двигателя
Спереди продольно
Спереди продольно
Спереди продольно
Кол-во и расположение цилиндров
6, V-образно
6, V-образно
8, V-образно
Рабочий объём, куб. см
2995
2995
5000
Мощность, л. с. при об/мин
340/6500
380/6500
550/6500
Крутящий момент, Нм при об/мин
450/3500-5500
460/3500-5000
680/3500
Трансмиссия
Привод
Задний
Задний
Задний
Коробка передач
8-АКПП
8-АКПП
8-АКПП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Задние
Дисковые
Дисковые
Дисковые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Задняя
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм
4470х1923х1309
4470х1923х1309
4470х1923х1321
Колёсная база, мм
2622
2622
2622
Снаряженная масса, кг
1577
1594
1650
Объём багажника, л
407
407
407
Объём топливного бака, л
72
72
72
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
260
275
300
Разгон до 100 км/ч, сек
5,3
4,9
4,2
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный, л/100 км
8,8
9,1
11,1
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
205, Евро-5
213, Евро-5
259, Евро-5
Мария Мельникова
Drom.ru