Новое поколение Citroen C4 Picasso только-только дебютировало в России, хотя в Европе этот автомобиль доступен еще с середины прошлого года. Зато как только машина появилась у российского представительства Citroen, мы тут же взяли новинку на наш тест. Правда, с цветом немного не повезло. Автомобили с яркой и необычной внешностью должны окрашиваться в не менее яркие цвета, а наш тестовый Citroen C4 Picasso оказался, в лучших заветах незабвенного Генри Форда, радикально черным. Может, поэтому на дорогах Москвы и Подмосковья на французскую новинку никто не обращал внимания?
Впервые компактвэн на базе легковой модели С-класса Xsara с именем Picasso французы представили в 1999 году. Производство началось в 2000-м. Модель предлагалась исключительно в пятиместном исполнении, но с повышенным, в сравнении с базовой легковушкой, комфортом за счет более просторного салона. Отличительной чертой Picasso сразу стала приборная панель, вынесенная под лобовое стекло в центр, а также предлагавшаяся в комплекте с машиной складная пластиковая тележка на колесиках для продуктов из супермаркета.
Второе поколение появилось в 2007 году и почти год выпускалось параллельно с первым Picasso. Однако новинка была создана на платформе уже новой модели C4, чей индекс сменил имя Xsara в названии компактвэна. И это не единственный нюанс, связанный с названием: первоначально под именем C4 Picasso был представлен 7-местный минивэн (вот почему продолжался выпуск машины на базе Xsara), и только с появлением 5-местной версии более вместительный вариант получил еще одно дополнительное обозначение Grand.
Прежний C4 Picasso получился еще более практичным и комфортабельным, чем его предшественник. Здесь было множество вещевых отсеков по всему салону, фирменный руль с неподвижной ступицей, панорамное лобовое стекло и многое другое. Однако популярность модели в России стремительно падала: по итогам 2013 года C4 Picasso разошелся тиражом всего 198 единиц (это в 36 раз меньше, чем у лидера рынка среди вэнов — Chevrolet Orlando), замкнув первую десятку минивэнов на российском рынке. Поэтому неудивительно, что на новое поколение модели ситроеновцы возлагают особые надежды.
На вкус и цвет...
На вкус и цвет, как известно, фломастеры разные: не все в восторге от дизайна нового Picasso в целом, и его головной оптики в частности. И черный окрас кузова позволяет до определенного момента скрывать этот нюанс. Так что не будем пенять ни на смелость французов, ни на выбор цвета. Но отметим, что автомобиль сохранил узнаваемость именно как C4 Picasso.
Отделенные от светодиодной секции дневного света и вынесенные на бампер фары — самая яркая во всех смыслах черта дизайна нового C4 Picasso
В сравнении с предшественниками особенно хорошо видна преемственность общей стилистики Picasso: яйцеподобный профиль кузова с сильно заваленным задним стеклом и обилие стоек крыши позволяют безошибочно идентифицировать автомобиль. Но, повторимся, темные цвета способны частично или даже полностью скрыть большую часть внешнего авангарда модели. Поэтому если вы вдруг по какой-то причине стесняетесь внешности этого Ситроена, но, тем не менее, хотите на нем ездить (странно, да? но так тоже бывает...), лучше присмотреть именно такой вариант.
В отличие от передней части, на оформление кормы в таком же авангардном стиле дизайнерского запала уже не хватило: здесь все традиционно
Впрочем, внешность — не главная особенность Picasso. Основные свои достоинства машина раскрывает тем, кто находится внутри. Причем достоинства эти связаны не только с дизайном: в автомобиле немало скрытых возможностей.
Новый Picasso покоряет добротностью и качеством интерьера, а также опциональным насыщением. Здесь сохранилось центральное расположение приборной панели. Однако другой фирменной «фишки» — неподвижной ступицы руля — автомобиль все же лишился
Это только на первый взгляд в интерьере нового Picasso нет ничего необычного. Легкий шок я испытал еще при первом показе машины в России в январе. Теперь же мое сознание добито окончательно: Picasso — максимально близкий к идеалу семейный автомобиль. По крайней мере, по салону точно. Водитель может сесть и пониже, и повыше. Принципиальных претензий к эргономике — минимум (электрический «ручник» или надрулевой рычажок выбора режимов работы коробки — скорее дело привычки, чем неудобство). Разве что с мультимедиа французы перемудрили, но об этом чуть позже.
Обилие кнопок на руле иногда сбивает с толку: к примеру, малозаметный «бочонок» с надписью «mode», как оказалось, единственный способ вызвать меню на 12-дюймовом центральном дисплее
Раздельные кресла заднего ряда сидений позволяют с комфортом размещаться троим пассажирам (и не обязательно это должны быть дети: взрослые здесь также не будут стеснены). А для удобства предусмотрены откидные столики в спинках передних кресел, с резинками-держателями для книг. Плюс — отдельные дефлекторы вентиляции и даже солнцезащитные шторки на задних дверях!
Задний ряд просторен и в длину, и по ширине. Все три кресла можно сдвигать вперед, можно менять наклон спинок, можно, наконец, полностью сложить все сиденья
И объем багажника здесь вполне достойный. Да, сами по себе 537 литров на фоне иных «народных» седанов уже не кажутся чем-то выдающимся. Но уверяю вас, что недостатка в грузовых площадях вы не испытаете даже с учетом отсутствия в «российских» Picasso двойного пола. Ведь всегда можно выкроить дополнительное пространство за счет продольной регулировки задних сидений (правда, в базовой комплектации такая возможность не предусмотрена). Можно убрать полку и загрузить багажник доверху. Можно сложить задние кресла — хоть частично, хоть целиком. Наконец, Picasso допускает и установку багажника на крышу (привет родственному Peugeot 408!).
Багажник Picasso отличается предельно широким проемом и практически идеально прямоугольной формой. Сложенные сиденья образуют ровную площадку и увеличивают полезный объем багажника с 537 до 1851 литра!
Виртуальная реальность
Но особый восторг здесь вызывают все же не трансформационные способности салона, а мультимедийная начинка. Мы уже привыкаем к тому, что у многих авто приборная панель расположена по центру. И даже цветные мониторы на месте приборов перестают быть чем-то необычным. Однако Citroen удивил и здесь, расширив возможности главного дисплея не только вариантами дизайна приборов или выводом навигационной карты, но и функцией вывода на всеобщее обозрение фотографий с флеш-карты. Причем изначально предполагалось, что на главный экран можно поставить семейный портрет, но, по сути, можно установить любое фото.
Здесь можно просто посмотреть, как может быть оформлена приборная панель на новом Picasso. Лично я в итоге предпочел стандартный вариант с круглыми циферблатами приборов. Но вот выставить на этом экране семейное фото без подсказки так и не получилось
А вот с интерфейсом французы перестарались. Нет, в принципе, большинством основных функций можно управлять интуитивно. Но вот то, что работа с бортовым мультимедиа реализуется из разных «точек доступа» (что-то меняется виртуальными «кнопками» на втором мониторе, что-то — клавишами на руле, а сброс — малозаметной кнопкой сбоку от экрана), может запутать даже опытного юзера. К тому же чувствительность «клавиш» управления сенсорным дисплеем оставляет желать лучшего (особенно это касается зон по бокам нижнего дисплея).
На дополнительный 7-дюймовый сенсорный монитор выводится вся служебная информация — от работы климатической системы и настроек мультимедиа до навигации, камеры заднего хода и работы парковочного ассистента. Здесь же возможен просмотр картинок с USB-флешек
Впрочем, если вы любите каждый раз что-то открывать, то новый C4 Picasso — просто находка! Всю неделю, что автомобиль был в моих руках, я находил в нем то очередные потайные отсеки, то дополнительную 12-вольтовую розетку, то даже штатные складные противооткатные упоры-«башмаки». Как вам наличие розетки 220 V и сразу двух USB-разъемов? А сдвижные солнцезащитные козырьки, позволяющие подкатываться под самый светофор без риска «потерять» его из виду? А съемный аккумуляторный фонарик в багажнике? Или такой же съемный вещевой бокс между передними креслами? В общем, семейному и хозяйственному владельцу с Picasso скучно точно не будет. Это, можно сказать, как смартфон на колесах — смарткар.
Если сложить и сдвинуть солнцезащитные козырьки, лобовое стекло отчасти станет заменой панорамной крыше (она, кстати, тоже предусмотрена среди опций)
Дизель + «робот» =...
А что делать тем, у кого, как говорится, бензин в крови? К сожалению, здесь чудес ждать неоткуда. Только не надо говорить, что семейное авто — не для гонок. Тот же Ford S-Max с 2,5-литровой турбопятеркой вполне тянет и на роль «зажигалки». А здесь всего лишь 1,6-литровый 115-сильный дизель (правда, с турбонаддувом), сагрегатированный с роботизированной коробкой передач. Да-да, не с «автоматом» или вариатором, и даже не с преселективными коробками типа DSG или PowerShift, а с простым «роботом», пусть даже и с шестью передачами, но только с одним единственным сцеплением.
1,6-литровый турбодизель по ощущениям «везет» на уровне хорошего 1,8–2,0-литрового бензинового атмосферника. Но весь кайф портит роботизированная коробка — для этого мотора, увы, безальтернативная
Собственно, к «роботу» и возникли основные претензии. Да, он может менять передачи незаметно, плавно и быстро. Но для этого надо либо обращаться с педалью акселератора предельно осторожно (то есть забыть об адекватной современным условиям динамике), либо «играть» подачей топлива «вножную», самостоятельно сбрасывая газ перед предполагаемым моментом смены передач — тогда хотя бы перестает явно проявляться клевок машины (и ее пассажиров) вперед.
В характере управляемости нового C4 Picasso нет ярких черт: все достаточно правильно и надежно, но без изюминки
Еще один вариант: перевести селектор коробки в режим «М» и переключать передачи самостоятельно — с помощью подрулевых лепестков. Но, во-первых, полностью от клевков «вперед-назад» это не избавляет, а лишь делает момент смены передач известным водителю. А во-вторых, зачем тогда вообще городить огород с «роботом», если переключать передачи по-прежнему приходится вручную и с «игрой» газом?
Picasso неплохо справляется и с грунтовыми дорогами. Но лучше всего машина чувствует себя на хороших загородных трассах
Все это особенно досадно на фоне… возможностей двигателя! Да-да, всего 115 «лошадей» дизельной масти вполне могут заменить до 140 бензиновых атмосферных «коней». Турбодизель Picasso не отличается взрывным характером, но в первый день я несколько раз ловил себя на том, что неожиданно быстро разгонялся не только сверх разрешенного в городе значения, но и свыше нештрафуемого 20-километрового лимита. Причем загрузка машины практически не влияет на динамические возможности. Но «робот»… Данные наших замеров, зафиксированные с помощью специального прибора Racelogic, могли быть лучше, если бы не заминки со сбросом газа во время переключений (всего во время интенсивного разгона до 100 км/ч передачи сменяются трижды, причем «четвертая» включается перед самой «сотней», дополнительно прибавляя к разгону «лишние» полсекунды).
Замеры Drom.ru
Покрытие: сухой асфальт
Шины: летние
Погода: переменная облачность, +9°С
Разгон до 100 км/ч (режим коробки А)
13,3
Разгон до 100 км/ч (режим коробки М)
12,6
Боковое ускорение
0,9 g
Обороты двигателя на высшей передаче при 100 км/ч
1800
Точность показаний спидометра при 100 км/ч
104
Расход топлива за время теста, л/100 км
5,8–7,7
Разогнавшись, Picasso находит, наконец, свою стихию. На скорости минивэн идет практически как по рельсам (да простят меня читатели за избитый штамп). Шумность, конечно, есть. Но ни двигатель, ни шины, ни аэродинамика в общем «оркестре» не солируют. Выходить на обгон можно и без заблаговременного включения пониженной передачи (лепестки смены передач остаются активными и в автоматическом режиме). Порывы бокового ветра, конечно, чувствуются, но не пугают. И излишних кренов кузова в поворотах нет, но изюминки по части управляемости Picasso лишен начисто. Хотя для семейного авто с не самым мощным мотором и заторможенным «роботом» это, наверное, даже лучше.
C4 Picasso базируется на новой модульной платформе EMP2, единой для концерна PSA Peugeot Citroen. На этой «тележке» создан и новый Peugeot 308, о котором мы рассказывали совсем недавно. Интересно, что в обоих случаях французы использовали заднюю полузависимую схему подвески (хотя возможности платформы позволяют применять и полностью независимую схему подвески). И если на легковом 308-м ее настройки близки к идеальным, то вот более крупный и тяжелый компактвэн столь же отточенной управляемости лишен
Единственное, чего хотелось бы — более мягкой подвески. Нет, плавность хода у Picasso нормальная: пломбы не выбивает ни на брусчатке, ни при пересечении трамвайных рельсов. Но именно хорошая здоровая упругость подвески мешает проповедовать подчеркнуто размеренный стиль вождения, так хорошо подходящий и все тому же «роботу», и микрогибридной системе e-HDI, благодаря которой средний расход даже в самых жестоких московских пробках перед майскими праздниками не превышал 7,7 литров на 100 км. Если честно, мне до сих пор не верится, что такое возможно. Еще бы убрать для полной идиллии ощутимые вибрации при остановке или запуске мотора: после тест-драйва мое подсознание несколько дней « чувствовало» дрожь при любой попытке расслабиться в кресле или на диване…
***
Традиционно по итогам того или иного тест-драйва подводят резюме: обобщают плюсы и минусы автомобиля, предсказывают целевую аудиторию... Но в этот раз я хочу просто привести реакцию своей второй половинки, которая обычно к машинам относится достаточно сдержанно и ровно. Сев в автомобиль и осмотревшись, она задала мне всего один вопрос: «сколько, говоришь, надо отдать за эту машину?». Что может быть лучше для семейного авто, чем заинтересованность семьи?
Комплектации и цены
В России новый Citroen C4 Picasso предлагается с тремя двигателями. Базовым является 1,6-литровый атмосферный бензиновый мотор (120 л.с.), агрегатированный с 5-ступенчатой МКП. В более дорогих исполнениях также доступны 1,6-литровые турбомоторы: бензиновый (150 л.с.) и дизельный (115 л.с.). С первым из них предлагается гидромеханический 6-ступенчатый «автомат», а со вторым — обновленный 6-ступенчатый «робот» ETG-6 с одним сцеплением и микрогибридной системой e-HDI (по сути это система «старт-стоп»).
В начальных комплектациях вместо 12-дюймового монитора идет упрощенный вариант электронной приборной панели
Самая доступная комплектация — Dynamique — предлагается только с базовым 120-сильным мотором. На старте продаж в апреле ее стоимость составляла 879 900 руб., однако сегодня цены изменились и теперь базовый C4 Picasso оценивается минимум в 909 900 руб. Впрочем, даже этот Picasso отличается хорошим оснащением: здесь есть круиз-контроль, система динамической стабилизации ESP, запуск двигателя кнопкой, светодиодные секции дневного света в фарах, раздельные кресла второго ряда, двухзонный кондиционер, передние и задние электростеклоподъемники, панорамное лобовое стекло, 7-дюймовый сенсорный экран на передней панели и др. опции.
Полный набор подушек безопасности и надувных занавесок (об их наличии говорят шильдики на стойках крыши), а также ряд иных систем безопасности (в том числе и ESP), доступны уже в базовой версии
Второй уровень оснащения — Tendance — дополнен противотуманными фарами, датчиками света и дождя, складной спинкой сиденья переднего пассажира, сетками и столиками в спинках передних кресел, съемным вещевым отсеком между передними креслами, двухзонным климат-контролем, а также возможностью заказа некоторых других опций. Эта комплектация — единственная, доступная со всеми двигателями. Стоимость базовых исполнений — от 944 900 руб. до 1 079 900 руб.
Съемный вещевой бокс оказался очень удобным подспорьем в размещении мелких вещей — от мобильного телефона до барсетки. Доступен начиная с исполнения Tendance
Основное отличие следующего уровня — Intensive — в наличии 12-дюймового многофункционального монитора на приборной панели. Кроме того, здесь есть навигационная система, легкосплавные диски колес и еще более широкий список предлагаемых за доплату опций, среди которых парковочные ассистенты, активный круиз-контроль, аудиосистема JBL и три варианта кожаной отделки салона. Комплектация доступна только с турбомоторами (1 119 900 и 1 144 900 руб.).
Возможность вывода карт навигатора сразу на два дисплея, конечно, интересное решение, но смысл в этом есть только если нижний дисплей требуется для других действий: управления климатом или музыкой. А еще к навигатору есть претензии по актуальности карт: ошибки возникали даже в центре Москвы, а что тогда ждать в российской глубинке?
Топ-версией является исполнение Exclusive. Здесь уже в базе предусмотрены система бесключевого доступа в салон, комбинированная (ткань + кожа) отделка сидений, активный круиз-контроль, 17-дюймовые легкосплавные диски колес… Стоимость — от 1 231 900 руб. за дизельную машину и от 1 256 900 руб. за авто с бензиновым турбомотором.
Безопасность
Краш-тест Euro NCAP новый C4 Picasso прошел в июне 2013 года и показал очень высокий пятизвездочный результат. Эксперты отметили высокий уровень безопасности как взрослых пассажиров, так и детей, а также хорошее оснащение электронными системами безопасности. При этом были отмечены повышенные нагрузки на грудь водителя возможны при ударе о столб. Кроме того, не слишком высок уровень безопасности и по отношению к пешеходам.
Результаты краш-теста Citroen C4 Picasso
Оснащение системами безопасности:
Фронтальные подушки безопасности
+
Боковые подушки безопасности
+
Неотключаемая ESP
+
Парктроник
+
Камера заднего вида
+
Brake Assist
+
Датчик дождя
+
Датчик света
+
«Аварийка» при экстренном торможении
+
Система контроля «мертвых зон»
+
Технические характеристики Citroen C4 Picasso e-HDI 115 ETG-6 (данные производителя)
Кузов
Тип
Компактвэн (универсал)
Количество мест/дверей
5/5
Двигатель
Тип
Дизельный, с турбонаддувом
Расположение двигателя
Спереди, поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
Рабочий объём, куб. см
1560
Мощность, л. с. при об/мин
115/3600
Крутящий момент, Нм при об/мин
270/1750
Трансмиссия
Привод
Передний
Коробка передач
6-РКПП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Задние
Дисковые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, McPherson
Задняя
Полузависимая, пружинная, с торсионной балкой
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм
4428х1826х1610
Колёсная база, мм
2785
Клиренс, мм
н.д.
Снаряженная масса, кг
1370
Объём топливного бака, л
55
Объём багажника, л
537–1851
Шины
205/60 R16 или 205/55 R17
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
189
Разгон до 100 км/ч, сек
12,3
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл
4,0
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
104, Euro 6
Стоимость, руб.
Базовая
от 1 054 900–1 231 900 (1 182 900*)
* в скобках — стоимость тестового автомобиля, комплектация Intensive + опции
Конкуренты:
Пятиместные среднеразмерные компактвэны можно считать редким видом семейных авто. Большинство подобных авто (а это такие вэны, как Opel Zafira Family или Toyota Verso) допускают перевозку до семи человек (для Picasso семиместный вариант предлагается в виде обособленной модели Citroen Grand C4 Picasso). А среди чисто пятиместных компактвэнов с Citroen сегодня спорят практически только две модели.
Renault Scenic
Пятиместный Scenic (7-местный вариант, как и Citroen, носит приставку Grand) в России доступен с двумя бензиновыми атмосферными двигателями: 1,6-литровым (110 л.с.) и 2,0-литровым (138 л.с.), которые хорошо знакомы по другим моделям Renault. С первым идет только 6-ступенчатая «механика», а со вторым — бесступенчатый вариатор (CVT). Предлагается две комплектации. Базовая — Authentique — возможна только с менее мощным мотором и стоит 899 000 руб. Более богатая комплектация Expression доступна с обоими моторами и оценивается в 938 000 и 1 048 000 руб. соответственно. В целом (с некоторыми нюансами) эти исполнения примерно соответствуют первым двум комплектациям Picasso.
Mercedes-Benz B-Class
В России B-Class предлагается в трех исполнениях. Самая доступная версия — B 180 — имеет 1,6-литровый бензиновый мотор мощностью 122 л.с. в сочетании либо с 6-ступенчатой «механикой», либо с 7-ступенчатым «автоматом» 7G-DCT. Такой B-Class предлагается от 1 020 000 руб. Дизельный вариант B 180 CDI (1,5 литра, 109 л.с.) имеет тот же выбор по коробкам и доступен от 1 070 000 руб. Наконец, самая мощная модификация — B 200 — имеет 156-сильный вариант 1,6-литрового бензинового мотора и комплектуется только АКПП. Стоимость — 1 290 000 руб. Заметим, что немецкий конкурент уступает Ситроену по уровню мультимедиа, однако предлагает не менее широкий список электронных систем безопасности.
Также стоит отметить, что на российском рынке доступны и другие пятиместные компактвэны — Opel Meriva, Nissan Note, Skoda Roomster и Kia Venga. Однако все они из-за своих меньших размеров и стоимости являются конкурентами другой модели Citroen — C3 Picasso.
Фотобонус:
P.S. Звуки му...
Алексей Степанов, фото и видео: Евгений Муругин, автора, Citroen и Euro NCAP
Drom.ru