Эксклюзивный тест-драйв Lada Kalina Sport II: проект эволюционирует, но... ме-е-е-едленно - «Автоновости»

Эксклюзивный тест-драйв Lada Kalina Sport II: проект эволюционирует, но... ме-е-е-едленно - «Автоновости»

Ребята из Лады Спорт очень боятся незапланированных событий в области PR. Непонятно, дескать, как слово отзовётся. Максим Остудин, руководитель коммерческого отдела Лады Спорт, дует на воду: преждевременная «засветка» Калины Спорт может привести к падению продаж Гранты Спорт.



Максим Остудин

Ему вторит Виталий Примак, замдиректора Лады Спорт:

— Калину Спорт мы хотим показать журналистам 7 июня в Москве. Сейчас машина пока несерийная, неконвейерная. Только-только начинаем обкатывать технологию сборки…

Действительно, 7 мая, в день моего приезда в Тольятти, первые пять кузовов Калины-хэтчбека стоят в самом начале производственной линии. Белые.



И возле первого уже суета — несколько ребят примеряют детальки.


По шасси особых различий с Грантой у Калины нет, а вот передняя панель салона скроена иначе, там другой блок климата, иначе разведена проводка.


Это, кстати, делает весьма трудоёмким установку в Гранту Спорт более современной панели от Калины. А такие просьбы время от времени поступают…


Конструкция

Но меня интересует не производственный процесс, а сами машины. Их уже собрали по обходной технологии некоторое количество, на улицах Тольятти Калину Спорт можно сфотографировать совершенно запросто.



Калина Спорт (или, сокращённо, КС), как видим, не так чтобы и сильно отличается от обычной Калины. Дизайнер Андрей Рузанов… Стоп. Не будем про Рузанова, ибо согласно официальной версии дизайн Калины Спорт делали специалисты ВАЗа под руководством Стива Маттина. Облик автомобиля был утверждён Стивом только в феврале. По ВАЗовским меркам — совсем недавно.

Калина Спорт имеет накладки на порогах, слишком толстые, как мне кажется.


Новые бамперы, добавляющие машине немного агрессии.


В заднем бампере есть подобие аэродинамического диффузора.


Конечно, антикрыло — куда же без антикрыла?


На «морде» — новая маска с новой же эмблемой:


Передний бампер на тестовой машине установлен кривовато: это недостатки сборки «на коленке».


В салоне — кресла с характерной вышивкой.




А вот опустить передние сиденья не получилось. И не получится — таковы конструктивные особенности этой платформы.

Что касается ходовой части, то… Ничего не поменялось, если честно. Список переделок тот же, что и для Гранты Спорт. Оригинальная выпускная система (после катализатора), «свои» амортизаторы и пружины, 16-дюймовые колёса тольяттинской фирма Slik с шинами Yokohama C.Drive 195/55R16.

В коробке передач главная пара более тяговитая (4,3 вместо 3,7 у серийной ВАЗовской Калины).


Двигатель 21126 получил новые распредвалы с более высоким кулачком (9,5 мм). Крутящий момент вырос до 156 Hм и реализуется на 4900 оборотах.


На задней оси установлены дисковые тормоза вместо штатных «калиновских» барабанов. Колея сзади за счёт проставок расширена примерно на 1 см, как и у Гранты Спорт.


Изменены углы установки колёс, кастор спереди увеличился до 2,5 градусов и задний развал — до 2,5 градусов (это на полградуса больше «грантоспортского»).



Калина Спорт и Гранта Спорт — вовсе не разные автомобили, а просто разные типы кузовов и комплектаций (Калина традиционно «богаче). Но ВАЗовская классификация с разделением на дешёвый седан и более дорогие хэтчбек/универсал тут не канает. Думаю, ребятам из Лады Спорт придётся изобретать новые маркетинговые «фишки», новые идеи по позиционированию. Наверное, за основу стоит взять разницу в возрасте потенциальных покупателей: хэтч очевидно автомобиль более молодёжный. Как это скажется на цене — пока неизвестно, цены и комплектации объявят в лучшем случае в июне.


За рулём

На Калине Спорт в Тольятти ездить скучновато: тут такое количество «оттюненных» Калин, что на оригинальный обвес от Лады Спорт внимания никто не обращает.

В городских условиях машина оказалась неожиданно удобной: куда-то делся провал тяги в зоне низких оборотов, стартовать можно комфортно и без напряжения, не ловя судорожно момент смыкания сцепления с маховиком. Да и сам «калиновский» привод сцепления понятен и прогнозируем.

Высокая посадка пригодна для «народной» Калины, но идеологически несовместима с «горячим хэтчбеком». Такое ощущение, что сидишь в маленьком внедорожнике! Жёсткие полуспортивные передние кресла, так удачно дебютировавшие на Гранте Спорт, слегка скрадывают неприятные ощущения от «колхозной» посадки, но только слегка. По-хорошему, надо что-то придумывать с салазками. Но, как говорилось выше, ничего пока придумать не удаётся.

Остались на своих местах и другие особенности базовой машины, которые раздражали ещё в Гранте Спорт. Такие как зуммер, не к месту сигнализирующий о затягивании «ручника» (при этом зуммер молчит при попытке на «ручнике» тронуться!), откровенно архаичный мультимедийный комбайн с безбожно тормозящей «операционкой» Windows CE (и это в эпоху Android 4.4, QNX Neutrino и Windows 8.1!), не имеющий ни навигации, ни даже GSM-модема, очень плохая акустика…

Звук выхлопа, точнее, его тональность, у Калины Спорт свой, посконный. Если Гранта Спорт откровенно рычит, иногда переходя на визг, то Калина Спорт шуршит — и с ощутимо меньшей амплитудой. Отчасти это связано с другими резонансными характеристиками кузова-хэтчбека, отчасти — с усовершенствованной шумоизоляцией. Если раньше в качестве демпфера лепили нехитрый Вибропласт, то сейчас используют продвинутый Бимаст.


В подвеске силового агрегата остались штатные ВАЗовские опоры, но — удивительно — вибраций стало меньше, чем в Гранте Спорт. Или их скрадывают плотные кресла?

Пиратским способом въезжаю на автодром КВЦ — единственную площадку в пределах Тольятти, где можно безопасно замерить разгонную динамику и оценить управляемость.


Асфальтовая площадка автодрома кажется большой, но когда разгоняешься до «сотни»… Чёрт, длины хватает едва-едва, приходится внимательно следить за дисплеем Рейслоджика и лихорадочно тормозить, как только скорость превышает 100 км/ч.


Делаю по несколько заездов в обе стороны, на старте нещадно жгу сцепление, пытаясь не допустить пробуксовки при броске педали на 4000 оборотов. Значения динамики ложатся кучно, в пределах 10,5-10,7 секунд.


Лучшее время, как ни странно, Калина Спорт показала при небольшой пробуксовке на старте — так удаётся не «упасть» по оборотам и выжать из машины максимум в первые пару секунд разгона.

Бог мой, как же плохо втыкается третья передача, если это делать быстро! Первые пару заездов она не включалась вообще, точнее, недовключалась. Всё из-за избыточного хода именно в этом направлении: по всем прикидкам передача уже должна воткнуться, а на деле оказывается, что рычаг нужно ещё немного «дослать».

Пару раз реально было страшно: до отбойника оставались считанные сантиметры и затормозить машина не успевала. Приходилось отворачивать пацанским способом, на ручнике, благо система стабилизации Калины, перекочевавшая в КС безо всяких изменений, к такому манёвру толерантна. А вот со сносом ESP борется порой излишне рьяно, всем иным методам предпочитая ограничение подачи топлива.


Управляемость интересная. В отличие от Гранты Спорт, Калина имеет более жёсткое крепление рейки к моторному щиту (упразднили один из демпферов). Это дало более точные реакции в поворотах, особенно в резких. Дают знать о себе и новые калибровки электроусилителя руля, сделанные совместно с французами.


Передние амортизаторы вполне комфортны в «гражданских» условиях. А при скоростных переставках, когда масса гуляет с одного борта на другой, перегружая одно из передних колёс, становятся едва ли не собственной противоположностью: сопротивление на сжатие растёт ровно так, как растёт скорость перемещения штока. Но в какой-то момент упругости подвески перестаёт хватать, Калина Спорт приседает на нагруженное колесо и резина безжалостно начинает скрести по арке. Это не только некомфортно, но и опасно: зажатая в проёме шина увеличивает усилие на руле.


И вот что интересно: установив шестнадцатидюймовые колёса, создатели Калины Спорт вынуждены были ограничить ход рулевой рейки, дабы в поворотах шины не задевали арки. Количество оборотов руля от упора до упора даже меньше, чем в Гранте Спорт — 2,6. Но это не помогло: шины в крайних положениях руля всё равно скребут по пластмассе локеров. Можно, наверное, было бы увеличить вылет передних колёс, но это приведёт к повышенному износу ступичных подшипников. Тут уж либо менять типоразмер шин, либо пытаться установить подкрылки глубже, там есть запас 5-6 мм.


В целом, управляемость Калины Спорт понравилась чуть больше «грантовской», как-то всё происходит легче, с меньшим напряжением. И — субъективно — радиус разворота меньше, чем у Гранты Спорт. Хотя этого не может быть.

Теперь замер максимальной скорости. В области, километрах в двадцати от города, есть совершенно прямая и, что важнее, пустынная дорога, длиной примерно 3,5 км. Этого должно хватить для разгона до максимума.

Опять же, несколько заездов в обе стороны. На четвёртой передаче, прямой, при достижении 170 км/ч двигатель как бы упирается в электронный ограничитель. Нет, резкой «отсечки» не происходит, просто обороты балансируют возле отметки в 6500. И всё, дальше разгона нет. На пятой, повышающей, Калине Спорт удаётся преодолеть это ограничение, но всё равно быстрее 183,3 км/ч машина не раскочегаривалась категорически.


Это не совсем понятный результат, ведь Гранта Спорт с аналогичными мотором и шасси разгоняется до 200 км/ч. А хэтчбек, теоретически, должен быть более обтекаемым… Видимо, новый обвес Калины сыграл с её аэродинамическим качеством злую шутку. Интересно было бы сравнить Сх обоих «Спортов». Но Калина Спорт испытания в аэродинамической трубе не проходила, насколько мне известно.


Есть ещё нюанс: двигатели Лады Спорт тоже все немножко разные (это нормально), их мощность колеблется от 118 до 125 л.с. И не факт, что ГС, на которой довелось ездить в прошлом году на полигоне в Сосновке, не имела мотор «по верхней планке». Плюс ещё шины: даже у одной модели разброс по сопротивлению качению может быть значительным.

Все замеченные отличия Калины Спорт от Гранты Спорт объективно невелики, часть из них вполне может попадать в рамки статистической погрешности. Где-то «допилили» конструкцию, где-то используют более качественные комплектующие… Вот, например, бамперы раньше делали из стеклопластика, а теперь — из долговечного ABS-пластика. Идёт работа, в общем, Лада Спорт эволюционирует. Но ме-е-е-едленно…

Калина Спорт могла появиться минимум на полгода раньше. Но её искусственно придержали, дабы «снять сливки» с Гранты Спорт. Не знаю и даже не могу предположить, будет ли отбирать Калина Спорт покупателей у Гранты Спорт. Пока хотят производить обе модели. А если случится «внутренний каннибализм», то его легко можно компенсировать дополнительным выпуском более популярной машины. Производство-то гибкое и весьма неспешное, 8-10 штук в день. Хотя уже собираются вводить вторую смену, аккурат под КС. Или развести модели ценой: уверен, что Калина Спорт будет дороже тысяч на 30-40. Это исключительно авторское предположение, создатели машины категорически не хотят озвучивать комплектации, цены и сроки запуска производства. И я их понимаю: сейчас машина проходит сертификацию, в процессе которой могут потребоваться доработки. Сколько они займут времени — бог весть. Вероятнее всего, что Калина Спорт широкой публике будет представлена на Московском Автосалоне в августе и только после этого появится в продаже.

У меня просьба к читателям. Если вы думаете о покупке автомобиля от Лады Спорт, то покупайте седан, не ждите хэтчбека. Если в ближайшие дни после этой заметки продажи Гранты Спорт провалятся, Виталий Примак мне этого не простит :-)


Фотобонус:
















Сергей Цыганов, фото автора
Drom.ru

4-06-2015, 11:19
Вернуться назад