Есть в английском языке такое выражение «brand new», что на русский лучше всего переводится как «с иголочки новый». К сожалению, в последнее время мы все реже можем говорить подобным образом о появляющихся на автомобильном небосклоне моделях той или иной компании. Зачастую «новый» автомобиль использует платформу и наработки предшественника, являясь, по сути, лишь модернизированной в той или иной степени версией. Новый Volvo XC90 полностью рушит этот стереотип. Он, действительно, «новый с иголочки», не имеющий ничего общего со своим легендарным «предком», продержавшимся на конвейере очень внушительны, по современным меркам, 12 лет.
История Volvo XC90
Volvo XC90 — первый кроссовер шведской тогда еще компании — появился на свет в далеком 2002 году. Платформа Р2 от седана-«флагмана» S80, полный привод Haldex, подвески МакФерсон спереди и многорычажка сзади, а также широкий выбор бензиновых и дизельных двигателей и «автоматов» — все это быстро сложилось в весьма востребованный и популярный в итоге автомобиль
В 2006 году Volvo XC90 подвергся первому рестайлингу. Впрочем, облик автомобиля он почти не изменил. В 2005 году на «ксюше» появился 4,4-литровый V8 от Yamaha (на фото именно такая машина в версии Sport), а в 2006-ом — «шестерка» 3.2 л
На этих фотографиях представлен Volvo XC90 D5 одного из последних годов выпуска в модификации R-Design. Модель завоевала устойчивую популярность, особенно в таких странах, как США, Китай и Россия.
Именно так — целых 12 лет Volvo XC90 прошлого поколения исправно находил своих покупателей во всем мире, не исключая Россию, которая была для этого автомобиля третьим по величине рынком после США и Китая. Когда-то он был инновационным первым кроссовером компании, потянувшим за собой внушительный ряд изменений, период сотрудничества с компанией Ford и последующий в 2010 году переход под контроль китайцев из Geely.
Концепты Volvo XC90
В марте 2001 года на автосалоне в Женеве шведы впервые показали концепт-кар АСС (Adventure Concept Car) и стало понятно, что первому кроссоверу от компании Volvo быть. В следующем году дебютировал серийный ХС90
А вот из этих концепт-каров, продемонстрированных публике в 2013 и 2014 годах, в той или иной степени вырос новый серийный Volvo XC90. Во всяком случае, кроссовер использовал изрядную часть решений, «обкатанных» на этих концептах. Так, например, в этой «троице» впервые использована модульная платформа SPA.
Volvo Concept Coupe
Volvo Concept XC Coupe
Volvo Estate Concept
Многие опасались, что после того как компания Volvo «из шведской превратится в китайскую», ее автомобили уже не будут стоять так высоко на иерархической лестнице мирового автопрома. Вольво, действительно, в последние годы демонстрирует серьезную смену курса (вспомните хотя бы модели S60 и V40), но при этом никто не может упрекнуть фирму в ухудшении качества своих автомобилей. Некоторым, наоборот, нравится, что Volvo стали намного подтянутее и «спортивнее». Для предпочитающих же «олд-скул» в строю до сих пор остается универсал ХС70.
Сразу же после 2010 года в Volvo взяли курс на дезинтеграцию с компанией Ford. Со временем решено было полностью отказаться от использования каких-либо сторонних платформ, агрегатов или систем. И вот это время настало. Неудивительно, что миссия выплеснуть в массы все самое новое, передовое и при этом исключительно свое, ни у кого не заимствованное, была возложена на долгожданного «флагмана» — новый Volvo XC90.
Что можно выковать «Молотом Тора»
Новый ХС90 стал на 143 мм длиннее, база увеличилась на 127 мм, и общего с предшественником — только пропорции. Идентифицировать в новинке Volvo ХС90 можно, пожалуй, только по новой эмблеме, характерным «бедрам» или «стоячим» задним фонарям. В остальном — абсолютно другой автомобиль. Мощный, солидный, создающий ощущение защищенности, словно разрубающий воздух внушительным «отвалом» решетки радиатора и переднего бампера. Кстати, несмотря на такую «туполобость», уровень аэродинамического сопротивления кроссовера равен всего 0,3.
Вы сможете заказать один из 1927 новых Volvo XC90 уже 3 сентября этого года!
Первый выпуск Volvo XC90 будет называться First Edition. 1927 автомобилей черного цвета (Onyx) в бензиновой 320-сильной версии Т6 и самой богатой комплектации Inscription с «янтарным» салоном будут «выброшены» в продажу на сайте компании уже 03.09.2014. Машины будут укомплектованы 21-дюймовыми дисками, пневмоподвеской и «музыкой» Bowers & Wilkins с 19 колонками. Стоимость пока не разглашается.
Самая заметная деталь — Т-образные ходовые огни, которые шведы просят величать не иначе как «Молотами Тора». Для не особо разбирающихся в германо-скандинавской мифологии напомним, что Тор — это бог грома и бури. И как его деревянная трость от удара о землю превращалась в сокрушительный молот, так обрюзгший за 12 лет своей жизни и устаревший по всем параметрам старый ХС90 обернулся элегантным и утонченным красавцем.
Кто-то попытается, конечно, найти в новом ХС90 заимствования, вспоминая то Audi Q7, то Range Rover Sport, то даже Jeep Grand Cherokee. Но все же это свой, собственный стиль Volvo новой формации, к которому компания шла последние два года, и последние концепт-кары тому подтверждение. Теперь стало понятно, что казавшиеся на тот момент авангардными модели S60 и V40 были всего лишь промежуточным звеном в деле обретения маркой Volvo своего нового корпоративного стиля под руководством главного дизайнера Томаса Ингенлата. В скором будущем мы увидим, как ему удастся перенести этот хай-тек облик и на другие автомобили Volvo.
Шведский простор и уют
Тот же Ингенлат, говоря об интерьере нового ХС90, упоминает о «внушительном пространстве, удачном насыщении салона светом, о создании атмосферы благополучия». Благополучие — какое правильное слово! Оказавшись внутри ХС90, чувствуешь себя действительно состоявшимся человеком. Отделка — почти безупречная, материалы — на самом высоком уровне, кресла — эргономичной формы, что их совсем не портит, а вертикально-ориентированный огромный 9,5 дюймовый «планшет» напоминает о том, что на дворе уже давно XXI век, и обычные «кнопки-клавиши» не интересны поколению смартфонов и «айпэдов».
Долой кнопки!
Помимо того, что эта вещица потрясающе элегантно выглядит, на нее еще и возложено управление функциями и системами автомобиля. Интерфейс разделен на три основных блока, которые меняются обычным «перелистыванием». Тачскрин реагирует на нажатие даже в перчатках. Доступ почти ко всем функциям организован очень достойно. Беда одна — у экрана нет «фидбэка», то есть нажатие вы никак не ощущаете. Приходится дополнительно отвлекаться. Помимо этого, вы можете «зазеркалить» в систему свой iPhone или Android. Также управлять большинством функций можно с помощью кнопок на руле, а основная информация (скорость, навигация, сообщения систем безопасности) выводится на head-up дисплей.
Внутри ХС90 становится как-то особенно тепло. Здесь позаботились о деталях, доведя уровень отделки до действительно премиального. К чему ни прикоснись — все очень приятно на ощупь и выглядит дорого и основательно. Уютно, как дома. И не зря Ингенлат говорит о просторе и большом количестве света. Площадь остекления огромна, панорамная крыша велика, а внутренний свет в салоне очень мягкий и обволакивающий. Сидишь в кресле, словно закутанный в плед, слегка покачивая ногой в такт мощному и сочному звучанию аудиосистемы от Bowers & Wilkins с 19 динамиками, и жизнь кажется прекрасной…
В гибридной модификации Volvo XC90 T8 Twin Engine рычаг «трансмиссии» отделан хрусталем от всемирно известной шведской компании Orrefors
При этом интерьер вовсе не промах и с практической точки зрения. Он легко и просто трансформируется, образуя при этом такое багажное отделение с ровным полом, которому позавидуют многие полноразмерные кроссоверы. Ну и не следует забывать про очень сносный задний ряд, на котором даже при росте около 180 см вполне можно осилить длительную поездку.
Новая модульная платформа SPA
«Вольвовцы» особо гордятся именно тем, что этот автомобиль brand new, что он разработан с нуля и без каких-либо заимствований от моделей других компаний, которые раньше имели отношение к Volvo. Шведы особо подчеркивают, что новый ХС90 — это целиком заслуга так называемого «satand alone brand», то есть компании-«одиночки». Но не забывают упомянуть и о 11 миллиардах долларов инвестиций, внушительную часть которых, безусловно, обеспечила китайская сторона.
Самое главное, конечно, это собственная платформа SPA (Scalable Product Architecture), над которой инженеры работали последние пять лет. Из названия (scalable — масштабируемая (англ.)) видно, что это даже не платформа, а набор сочетающихся в разных вариациях элементов, на базе которых можно будет построить автомобиль почти любой компоновки. Можно удлинять и укорачивать базу и свесы, менять высоту. Неизменным остается только один параметр — расстояние от передней оси до передней двери. Поэтому неудивительно, что к 2019 году мы, скорее всего, увидим сконструированные на основе SPA новые модели S90 (на смену S80) ХС70 и ХС60.
Пока же, в «флагманском» варианте для ХС90, — это максимально длинная база (почти три метра) и, как следствие, возможность разместить в просторном салоне целых три ряда сидений, серьезно увеличить максимальный объем багажного отделения и обеспечить погрузочную площадку длиной более двух метров. При этом третий ряд вполне комфортен для людей среднего роста, а за своей «спиной» он оставляет места, как в багажнике какого-нибудь хэтчбека гольф-класса.
Кузов ХС90, собранный на базе SPA, более чем на 90% состоит из новых деталей. Традиционно для всех современных автомобилей при его производстве используется большое количество сверхпрочных сталей, что позволило новому поколению модели «похудеть» в среднем на 125 кг относительно предшественника. Также в рамках презентации звучала такая цифра: дескать, новый XC90 на 200 кг легче конкурентов. Если предположить, что ХС90 весит около 1975 кг, то он, действительно, оказывается легче BMW X5 cDrive30d и Range Rover Sport TDV6, но, правда, на 100 и 130 кг соответственно.
Подвесочные метаморфозы и незаменимый Haldex
Многие помнят, что у кроссовера предыдущего поколения спереди был заурядный МакФерсон, а сзади многорычажка. Новое поколение щеголяет более сложной и обещающей хорошую управляемость «двухрычажкой», сзади — по-прежнему «мультилинк», но совершенно иной. Здесь снова (подобное решение Volvo уже использовала на ряде моделей в 1990-х годах) в качестве упругого элемента используется рессора из композитного материала. Все подвески алюминиевые, собранные на стальных подрамниках.
Можно оснастить Volvo XC90 и пневмоподвеской с пятью режимами. Новый кроссовер будет иметь только одну переднеприводную версию — с турбодизелем D4 (190 л.с.). Все же остальные модификации будут полноприводными, с использованием муфты Haldex пятого поколения, кроме гибридной версии Т8, где передача момента на все четыре колеса организована совсем другим способом.
Только четыре цилиндра
Настало время поговорить о предусмотренных для ХС90 силовых установках. Ну что, «фанаты» ХС90 прошлого поколения, помните «ямаховский» двигатель V8? А «шестерку» 3.2 л? А 2,5-литровый бензиновый турбомотор? А 2,4-литровый пятицилиндровый турбодизель? Так вот — ничего этого больше не будет! Только два литра, только четыре цилиндра, только Drive E, только «даунсайзинговый» хардкор! Дожили. И вся эта «роскошь» — для кроссовера самого высокого класса.
Впрочем, может, не стоит жаловаться? Довольно подробно о новой линейке двигателей Drive-E мы уже рассказывали, но для ХС90 гамма моторов, построенных на основе того же одинакового блока цилиндров (рабочий объем — 1969 см³), была существенно расширена.
Так, на начальном уровне стоит уже упомянутый выше 190 сильный турбодизель D4 (400 Нм). На ступеньку выше теперь также четырехцилиндровый мотор D5 (225 л.с. и 470 Нм). Кстати, именно автомобили с D5 первыми поедут в Россию из шведского Гетеборга весной следующего года.
Самый «слабый» бензиновый турбодвигатель Т5 будет мощнее агрегатов, работающих на солярке — 254 л.с., но «всего» 350 Нм момента. Если же к мотору Т5, помимо турбины, «прикрутить» еще и механический нагнетатель, то он будет называться уже Т6, а отдача возрастет до 320 л.с. и 400 Нм.
Но самая мощная — гибридная модификация Т8 Twin Engine на основе «топового» бензинового турбомотора Т6. Вместе с установленным на задней оси электродвигателем суммарная отдача достигает 400 л.с. и 640 Нм, при среднем уровне СО2 всего в 60 г/км и запасе хода на электротяге около 40 км. Причем гибрид этот может подзаряжаться от «розетки» и имеет в своем арсенале три режима движения: Pure (чисто электрический, задние колеса приводит в движение электромотор), Hybrid (энергия ДВС используется для передачи момента на переднюю ось и подзарядки аккумуляторов) и Power, когда гибридная установка работает с максимальной мощностью. Несмотря на увеличение снаряженной массы, такой Volvo XC90 оказывается самой быстрой модификацией: до «сотни» ХС90 Т8 разгоняется всего за 6,4 секунды! «Обычный» Т6 медленнее на полсекунды.
Мы не будем раскрывать все секреты гибридной версии в этом ознакомительном материале, да и не все подробности еще известны. Но тем, кому эта тема интересна, мы рекомендуем почитать на следующей неделе тест-драйв дизельного (!) plug-in гибрида от Вольво — модели V60.
Все безопаснее и безопаснее
В Volvo традиционно во главу угла ставят безопасность. Построив легкий и прочный кузов на основе архитектуры SPA, «вольвовцы» еще и как следует напичкали «флагман» системами активной безопасности. Причем, например, City Safety (распознающая и предотвращающая наезды как на автомобили, так и на велосипедистов и пешеходов) и система распознавания дорожных знаков идут уже в «базе».
Есть и две новинки. Одна из них — система Run Off Road Protection, призванная максимально обезопасить седоков при возможном съезде с дорожного полотна и последующем столкновении. При «несанкционированном» пересечении разметки сначала немного подтягиваются ремни безопасности, специальный сминаемый элемент (космические, между прочим, технологии!) обеспечивает лучшую фиксацию спины при «атаке» кювета, а перед возможным столкновением ремни затягиваются еще туже, ну а потом уже в дело вступают поглощающие элементы кузова, «отстегивающаяся» педаль тормоза и подушки безопасности, которыми новый ХС90 завешан изнутри по всему салону.
Вторая новинка — очередной виток развития систем автоматического торможения, который называется Auto brake at intersections. Смысл этой системы в возможности ХС90 самостоятельно остановиться, если водитель не заметил выезжающий на перекресток автомобиль. Очень полезная штука. Интересно, как будет работать в наших условиях.
Еще одно интересное нововведение — это система кругового обзора. На основе ее камер, а также специальных радаров, работают еще две системы — полностью автоматический «парковщик» и ассистент, предотвращающий столкновение при выезде задним ходом со стоянки или наезд на препятствие сбоку автомобиля.
После таких «навороченных» штучек говорить об «обыденностях» вроде адаптивного круи-контроля с функцией stop-and-go, ремней безопасности с преднатяжителями, контроля за полосой движения или трансформирующегося в детское заднего кресла как-то совсем неловко. Всем этим, естественно, можно укомплектовать XC90.
*****
Ждет ли новый Volvo XC90 успех своего предшественника? Пока сказать трудно. Солидная, элегантная, с иголочки новая и весьма необычная «статусная» внешность, «дорогой» и просторный салон, конечно, будут притягивать покупателя. Думаю, даже высокотехнологичные «даунсайзинговые» моторы в итоге понравятся своим умеренным расходом, при том что в мощности новый кроссовер только выиграл во всех модификациях. Да, нет больше ни V8, ни «шестерки», ни даже «пятерки». Но, в конце концов, мы же все прекрасно понимаем, к чему склоняется современное двигателестроение. Все это неизбежно, к сожалению многих.
Говорить об успехе или провале ХС90 рано и по той причине, что поездить на «живых» автомобилях нам удастся только в начале следующего года. Тогда-то и станет ясно, оправданны ли все те дифирамбы, что мы слышали в адрес новинки от шведских инженеров во время этого первого знакомства. Все предпосылки вмешаться в распределение сил внутри Большой немецкой тройки и подвинуть Range Rover Sport у Volvo с выходом нового ХС90 будут, даже несмотря на начальную цену модификации D5 в 2 830 000 рублей…
Внутрифирменный краш-тест нового Volvo XC90
Испытания совмещают в себе европейскую методику EuroNCAP (фронтальный и боковые тесты) с методикой тестов американских и австралийской ассоциаций (тест на переворот).
Краткие технические характеристики Volvo XC90 (данные производителя)
Кузов
Тип
Универсал (SUV)
Количество мест/дверей
7/5
Двигатели
Тип
Турбодизели, бензиновые и бензин-гибрид семейства Drive-E
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
Рабочий объём, куб. см
1969
Мощность, л. с.
от 190 до 400
Крутящий момент, Нм
от 400 до 600
Трансмиссия
Привод
Полный
Коробка передач
8-АКПП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Задние
Дисковые вентилируемые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя
Независимая, пружинная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм (приблизительно)
4950х2008х1775
Колёсная база, мм
2984
Дорожный просвет, мм
237 (от 187 до 267)*
Снаряженная масса, кг (приблизительно)
1975
Объём топливного бака, л
71
Объём багажника, л (максимальный)
1899
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
н.д.
Разгон до 100 км/ч, сек
6,4**
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный цикл (приблизительно)
6,0***
Выбросы СО2 (г/км), эк. класс
н.д.
Стоимость, руб.
Базовая
от 2 830 000***
* — при наличии пневмоподвески
** — для гибридной модификации T8 Twin Engine
*** — данные для 225 сильной (470 Нм) версии с турбодизелем D5
Конкуренты
BMW X5 Минимум 2 999 000 рублей придется выложить за BMW X5 xDrive35i (306 л.с.). BMW xDrive30d (249 л.с.) на 158 000 рублей дороже. 3 474 000 рублей стоит автомобиль с 313-сильным турбодизелем 40d, а 3 848 000 рублей оценивается xDrive50i (450 л.с.). Все Х5 оснащаются восьмиступенчатыми «автоматами». Особняком стоит версия M50d с 381-сильным турбодизелем. Ее цена — 4 348 000 рублей.
Range Rover Sport Минимальная цена на Range Rover Sport — 3 135 000 рублей за самую «простую» комплектацию S и компрессорный бензиновый 340-сильный V6. В версии SE такой же кроссовер уже на 240 000 рублей дороже. Столько же стоит версия TDV6 с турбодизелем (258 л.с.), а вот модификация SDV6 (292 л.с.) дороже еще на 283 000 рублей, а в версии HSE такой кроссовер оценивается уже в 4 039 000 рублей. Модификации с мотором V8 Supercharged (510 л.с.) стоят от 4 630 000 до 5 175 000 рублей.
Mercedes-Benz M-klasse Немного меньше 3 000 000 рублей стоят сразу четыре модификации «Эм-класса»: 204 сильная версия с турбодизелем 250 BleuTEC (2 980 000 рублей), 249-сильный турбодизель 350 BlueTEC (249 л.с.) оценивается всего на 15 000 рублей дороже, в эту же цену встанет бензиновый ML 300 (249 л.с.), а вот ML 400 (333 л.с.) будет даже немного дешевле — 2 950 000 рублей. В 3 160 000 рублей оценивается «Особая серия» ML 400, а в 4 110 000 рублей — ML 500 (408 л.с.).
Фотобонус