Стоит лишь мельком взглянуть на наиболее выдающиеся машины, созданные американцами в прошлом веке, и можно многое понять о психологическом портрете нации в целом. Линкор Айова времен Второй Мировой войны был одним из мощнейших за всю историю судостроения, имел на борту энергоустановку мощностью 212 000 л.с., девять 16-дюймовых орудий и водоизмещение 58 000 тонн (на момент списания). Большой Грумман А6А Хеллкэт был одним из самых смертоносных военно-морских истребителей всех времен. Ракета Сатурн-5 — самая высокая, самая тяжелая и самая мощная из всех, когда-либо созданных человечеством.
Но стремление к достижению больших мощностей у нас не ограничено военной и космической сферами. Наши автомобили тоже мощные, о чем можно судить по двум классическим масл-карам, рассматриваемым в данной статье. Недавно обновленный Chevrolet Camaro ZL1 2014 модельного года — самый мощный Camaro за всю историю модели, в его распоряжении 580 л.с. Dodge Challenger SRT Hellcat 2015 модельного года, также новинка, является одним из мощнейших серийных автомобилей за всю историю — под его капотом табун в 707 неутомимых пони. Учитывая, что на данный момент Ford прекратил выпуск 662-сильного Shelby Mustang, Camaro ZL1 и Challenger Hellcat с их 1287 «лошадками» на двоих являются самыми крутыми масл-карами современности. При этом один из них должен быть лучше другого и, в соответствии с традициями, установившимися в эпоху процветания масл-каров, победитель этого сравнительного теста должен продемонстрировать свое явное преимущество на треке, на квотере, оказаться самым ярким на прогулочной набережной и вообще в любой ситуации. Определив таким образом круг задач, мы направили этих накачанных стероидами жеребцов на юг Калифорнии, в одно из самых горячих мест, наиболее подходящих для того, чтобы выбрать лучшего в этой паре.
Сравнение 707-сильного Challenger Hellcat с 580-сильным Camaro ZL1 — не такая простая задача, как может показаться изначально. Оба автомобиля оснащены 6,2-литровыми моторами V8, в случае с Camaro он дополнен 1,9-литровым нагнетателем типа Roots, а у Challenger его Hemi Hellcat — 2,4-литровым нагнетателем типа Lysholm. Несмотря на то, что Camaro производит 580 л.с. и 754 Нм (по стандартам SAE) против 707 л.с. и 881 Нм у Challenger, Шеви оказался на 180 кг легче. Более того, Camaro вышел победителем из схватки с Ford Shelby GT500 2013 года, мощность которого составляет 662 л.с. Challenger укомплектован опциональной восьмиступенчатой АКПП, а Camaro — стандартной шестиступенчатой «механикой». Обе модели оснащены подвеской, регулируемой при помощи электроники, с возможностью выбора между несколькими предустановленными режимами.
Первым в списке испытаний для наших Challenger Hellcat цвета «зеленый перламутровый» и Camaro ZL1 цвета «холодный серебристый металлик» стал тестовый трек, позволивший нам утолить любопытство по части цифр, которыми могут порадовать эти две великолепные машины. Camaro ZL1 стал образцом для подражания по части постоянства показываемых результатов: 3,9 секунды на разгон с нуля до 60 миль/ч (96 км/час), 12,2 секунды на квотере, скорость на финише 186,7 км/ч. Это очень быстро, с любой точки зрения, и все же на фоне Dodge он кажется очень медленным. Вполне ожидаемо, что при мощности свыше 700 л.с. и на узких 275-ых покрышках Pirelli P Zero резко тронуться на Challenger оказалось весьма проблематично, даже при помощи системы контроля старта. Лучшее время Challenger, заряженного для гонок по прямой, при старте со второй передачи составляет 3,7 секунды (разгон с места до 60 миль/ч), а на квотере — впечатляющие 11,7 секунды и безумные 202 км/ч. Эта скорость на финише способна смутить не только владельцев Camaro ZL1, но и тех, в чьих гаражах стоят Nissan GT-R Nismo и Porsche 911 Turbo S.
Прохождение «восьмерки» помогло выявить принципиальные отличия в направленности Camaro и Challenger. Camaro обладает хорошим балансом, можно даже сказать, что инженеры, разрабатывавшие эту модель, делали ее с мыслями о хорошем автомобиле не только для стремительной езды по прямой, но и для трека. ZL1 демонстрирует отличную управляемость, у него быстрый, точный и хорошо сбалансированный руль, он собран в каждый момент времени, не в последнюю очередь благодаря хитрым «магнитным» амортизаторам GM. ZL1 прошел круг по треку за 24 секунды ровно со средним боковым ускорением 0,85g, а в посвященном этому показателю тесте он развил 0,99g. Прохождение круга на Camaro с большой скоростью — дело нехитрое, поскольку он буквально приклеивается к трассе и мчится вперед, а водителю остается лишь задавать нужное направление.
Если Camaro ведет себя как спорткар, то Challenger даже не пытается притвориться чем-то отличным от дрэгстера, ездящего исключительно по прямой, так что любой поворот на нем — почти подвиг. Скотт Эванс отметил, что «Hellcat ведет себя, как типичный Challenger. Недостаточная поворачиваемость на входе в поворот и избыточная — на выходе». Наиболее эффективный способ прохождения «восьмерки» в данном случае — старый проверенный метод: «медленный вход, быстрый выход», особенно для машины размером с моторную лодку. И все же результат впечатляет, при том что Hellcat кажется медлительным, «восьмерку» он прошел за 24,7 секунды со средним боковым ускорением 0,85g. Лучший же его показатель — 0,94g. Возможно, Hellcat не вселяет уверенности в поворотах, зато он может подарить вам неописуемый восторг от дрифта, к которому у него большой талант.
Лучше всего подытожил различия между Camaro и Challenger наш технический редактор Ким Рейнольдс. Проехав на Hellcat и Camaro круг по треку, он указал на Camaro и сказал, что у него возникло ощущение, будто его создали инженеры из команд Формулы 1 McLaren или Red Bull. Hellcat, напротив, ведет себя как hot rod (хот-род — тюнинговый авто, доработаный с прицелом на достижение большой скорости).
На следующий день мы поехали в аэропорт Камарилло, потому как Мемориальный музей воздушных сил южной Калифорнии любезно предоставил нам для съемки настоящие истребители F6F Hellcat и F8F Bearcat. F6F Hellcat удивляет своей схожестью как со старыми моделями GM, так и современными представителями Chrysler. Предшественник F6F Hellcat, Wildcat, в период Второй мировой войны собирался, в том числе, силами заводов GM. В период военных действий подразделение GM Buick также построило собственный Hellcat — M18 Hellcat Tank Destroyer. Теперь же у Chrysler есть собственный Hellcat. Не имея в своем распоряжении такой огневой мощи, как некоторые другие сородичи, этот Hemi вдвое мощнее, чем M18 Hellcat, который даже 70 лет спустя является одним из самых быстрых боевых бронированых машин за всю историю.
Между аэропортом и нашим следующим пунктом простиралась автомагистраль, по которой нам пришлось проехать немало километров, и вот здесь мы особенно остро начали ощущать различия между Chevy и Dodge. В этой паре Camaro ведет себя более непринужденно. Его V8 ненавязчиво бормочет задним фоном, он просто несет вас вперед — идеальный автомобиль класса Гран Туризмо. На шоссе Challenger заиграл другими красками. Едет он чуть беспокойнее, но его сиденья превращают такие поездки в наслаждение. Двигатель Hellcat Hemi довольно шумный, постоянный свист не дает забыть о большом суперчарджере под капотом, но благодаря восьми скоростям его трансмиссии ведет себя машина довольно смирно, ожидая лишь команды, чтобы неистово сорваться вперед.
Тут же, на автомагистрали, мы получили первое представление о том, какое впечатление будут производить на окружающих эти два масл-кара. Мы с Эвансом возвращались в Лос-Анджелес. Он сидел за рулем Challenger, я следовал за ним на Camaro, когда к нам внезапно приблизился автомобиль Калифорнийского дорожного патруля. Полицейский медленно объехал меня справа, пристально глядя мне в глаза, и затем подъехал к Challenger. С пару минут он проверял скорость движения Hellcat, и в тот момент мне казалось, что нас сейчас попросят остановиться и выпишут штраф.
Внезапно двигатель Hellcat взревел, Challenger присел на задние колеса и рванул вперед, прямо от машины автопатруля. «Вот Эванс молодец...», — подумал я, поскольку патрульный автомобиль тут же пустился вслед за ним. А затем произошло нечто очень странное: нас не оштрафовали. Полицейский сбросил скорость, и я увидел, что он снимает Hellcat на свой телефон, довольно улыбаясь. Я ущипнул себя. Не снится ли мне все это? Попробуй я выкинуть нечто подобное в Camaro, уже давно сидел бы в наручниках. Через пару секунд зазвонил телефон. «Пожалуйста, скажи, что ты это видел!» — завопил Эванс, а затем начал рассказывать, что полицейский подъехал и попросил погонять с ним. Никогда прежде мы не видели, чтобы калифорнийские патрульные, чье появление вызывает у нас благоговейный ужас, просили о подобном. Такой чести удостоился только наш Dodge Challenger.
Реакция общественности на наш Challenger, и в меньшей степени на Camaro, в течение всего дня, что мы передвигались по старой трассе № 66 и стояли на парковке мотеля Route 66, оставалась весьма бурной. Но расставить все точки на i в этом вопросе мы смогли, приехав на ночные гонки по треку Irwindale Speedway. Как только мы въехали на парковку, стало ясно, какая машина привлекает к себе львиную долю внимания. Публика толпами устремилась к Hellcat, оставив несчастный Camaro на пару с Эвансом скучать в полном одиночестве. Отцы и дети, стар и млад, поклонники импортных машин и ярые сторонники американского автопрома — одним словом, абсолютно все захотели взглянуть на новый Challenger собственными глазами.
Даже после первых пробных заездов на 1/8 мили для фоторепортажа интерес публики нисколько не угас. Challenger привлекал внимание кучи детишек, автолюбителей и даже некоторых местных журналистов, которым нужно было непременно разобраться, что именно вызвало такой переполох. За ночь минимум трижды ZL1 и Hellcat финишировали ноздря в ноздрю, и несколько раз с минимальным разрывом, поскольку Camaro может похвастаться отличным сцеплением с дорогой и имеет преимущество в весе над Challenger, чем и пользуется на коротких дистанциях.
На следующее утро, пребывая в приподнятом настроении после целой ночи дрэг-рэйсинга, мы прибыли в Сан-Педро, а именно в музей, посвященный линкору Айова. Даже на фоне легендарного линкора два этих автомобиля, особенно Hellcat, собрали вокруг себя толпу. Даже если не брать во внимание зловещие линии кузова и могучий двигатель, Challenger SRT Hellcat — предел мечтаний многих из нас. У него один из лучших салонов в сегменте, с качественными материалами, великолепной информационно-развлекательной системой, отличной аудиосистемой, местом для пяти пассажиров, и все это за поразительно скромную сумму — $60 995 (стоимость тестируемой комплектации $64 570).
Салон Camaro ZL1 на этом фоне кажется простоватым. Да, алькантарой здесь покрыто практически все, и сиденья приятные, но создается впечатление, что разработчики думали о чем-то ином. В Challenger радуют глаз мелкие детали, внимание к которым и делает масл-кар особенным (вроде эмблемы Dodge Brothers, притаившейся на центральной консоли), тогда как в Camaro нет дизайна как такового, система навигации тут размещена так, будто ее воткнули в салон в самый последний момент. Вполне логично, что в этой паре он оказался дешевле соперника: его базовая стоимость составляет $57 650, а тестируемый нами Camaro ZL1 обойдется в $59 045.
Мы сравнивали Camaro и Challenger в гонках по прямой, в поворотах и во всех мыслимых условиях, но не стоит забывать и о таком немаловажном критерии, как привлечение внимание на улице. Здесь все оказалось очень просто: Challenger SRT Hellcat получил тонны взглядов, Camaro ZL1 — значительно меньше. А между тем, масл-кары должны быть настолько же яркими, насколько они быстры. Dodge со своим новым Challenger доказывают, что все еще понимают этот принцип, тогда как Chevy подзабыли, каким грозным изначально был Camaro.
Иными словами, это Америка, а в Америке, как в бейсболе, не бывает игр вничью. Побеждает Challenger Hellcat. Его мощность, яркая внешность и динамика на прямой безоговорочно доказывают, что ребята в Dodge все еще знают, как создавать грозные масл-кары даже спустя несколько лет господства Ford и Chevrolet в этом сегменте. И рядом с мощным и хорошо сбалансированным Camaro ZL1, Challenger SRT Hellcat — бескомпромиссный масл-кар. Подобно своим предшественникам в конце 60-х и начале 70-х годов прошлого столетия, он создан быть королем улиц и подкрепляет это грозной внешностью и серьезной мощностью. Hellcat доказывает, что расцвет масл-каров был не 45 лет назад, их время настало сейчас.
Технические характеристики
Chevrolet Camaro ZL1 2014
Dodge Challenger SRT Hellcat 2015
Двигатель/шасси
Компоновка
Двигатель спереди, задний привод
Двигатель спереди, задний привод
Тип ДВС
Бензиновый, с нагнетателем, V8, алюминиевый блок и головка, OHC, 2 клапана на цилиндр
Бензиновый, с нагнетателем, V8, чугунный блок, алюминиевая головка, OHC, 2 клапана на цилиндр
Рабочий объём, куб. см
6162
6166
Степень сжатия
9,1:1
9,5:1
Мощность двигателя, л.с./об.мин
580/6100
707/6000
Крутящий момент, Нм при
753/3800
881/4000
Отсечка, об/мин
6200
5750
Трансмиссия
6-МКП
8-АКПП
Подвеска передняя / задняя
Независимая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости / независимая, многорычажная, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Независимая, регулируемая, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости / независимая, многорычажная, пружинная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Передаточное отношение рулевого механизма
16,1:1
14,4:1
Кол-во оборотов руля
2,5
2,5
Тормоза передние / задние
Дисковые, вентилируемые, 14,6 дюйма / дисковые, вентилируемые, 14,4 дюйма, с ABS
Дисковые, вентилируемые, 15,4 дюйма / дисковые, вентилируемые, 13,8 дюйма, с ABS
Колесные диски спереди/сзади
Алюминиевые литые, 10,0х20 / 11,0х20 дюйма
Алюминиевые кованые, 9,5 x 20 дюйма
Шины, передние/задние
285/35 R20 100Y / 305/35 ZR20 104Y, Goodyear Eagle F1 Supercar G:2
275/40 ZR20 Pirelli P Zero
Размеры
Колёсная база, мм
2852
2951
Колея передняя/задняя, мм
1618/1618
1626/1618
Длина/ширина/высота, мм
4841х1918х1377
5016х1923х1415
Диаметр разворота, м
11,5
11,7
Полная масса, кг
1838
2018
Нагрузка по осям (перед/зад), %
52/48
57/43
Пассажировместимость, чел.
4
5
Высота салона (перед/зад), мм
950/896
998/942
Место для ног (перед/зад), мм
1077/759
1067/840
Ширина салона (перед/зад), мм
1445/1079
1486/1369
Объём багажника (перед/зад), л
320
458
Результаты замеров
Разгон 0–48,3 км/ч (0–30 миль/ч), сек.
1,6
1,8
Разгон 0–64,4 км/ч (0–40 миль/ч), сек.
2,2
2,4
Разгон 0–80,5 км/ч (0–50 миль/ч), сек.
3,0
3,0
Разгон 0–96,5 км/ч (0–60 миль/ч), сек.
3,9
3,7
Разгон 0–112,7 км/ч (0–70 миль/ч), сек.
4,9
4,6
Разгон 0–128,7 км/ч (0–80 миль/ч), сек.
6,1
5,5
Разгон 0–144,8 км/ч (0–90 миль/ч), сек.
7,5
6,5
Разгон 0–160,9 км/ч (0–100 миль/ч), сек.
8,9
7,7
Разгон 72,4–104,6 км/ч (45–65 миль/ч), сек.
1,8
1,4
Прохождение 402 м, сек/км/ч
12,2/187,6
11,7/201,8
Торможение 96,5–0 км/ч (60–0 миль/ч), м
30,5
33,2
Боковое ускорение, g
0,99
0,94
Обороты двигателя при 96,5 км/ч (60 миль/ч), об/мин
1700
1250
Потребительская информация
Базовая стоимость автомобиля (в США), $
57 650
60 995
Стоимость тестируемого автомобиля, $
59 045
64 670
Система стабилизации/антибуксовочная система
+/+
+/+
Подушки безопасности
Фронтальные, передние боковые, передние и задние оконные занавески
Фронтальные, передние боковые, передние и задние оконные занавески
Базовая гарантия, лет/км
3/57 940 (36 000 миль)
3/57 940 (36 000 миль)
Гарантия на силовую часть, лет/км
5/160 900 (100 000 миль)
5/160 900 (100 000 миль)
Помощь на дорогах, лет/км
5/160 900 (100 000 миль)
5/160 900 (100 000 миль)
Объем топливного бака, л
72
70
Расход топлива (город/шоссе/средний), л/100 км
16,8/12,4/14,7
не определяся
Рекомендованное топливо
Неэтилированный Premium (АИ-95)
Неэтилированный Premium (АИ-95)