Шинные компании пристально следят за расширением рынка современных SUV, который и в РФ до сих пор показывал стабильный рост: в год на 2-3%, достигнув сегодня доли в 36,7% (для сравнения, в 2007-м этот показатель составлял 17%). Сейчас темпы роста явно замедляются, однако это не меняет специфику сегмента. То есть шинники хорошо знают, что такие автомобили в своей массе серьезного бездорожья не нюхают, да и в целом мало ездят вне асфальтовых покрытий. Поэтому и штатную резину для них делают с прицелом на безопасную управляемость, комфорт и экономичность на дорогах общего пользования. Финские шинники ко всему любят добавлять, что их продукция даже для летнего сезона учитывает непростые климатические и дорожные условия, с контрастом температур и покрытий. А сейчас, представляя новую линейку шин для кроссоверов, среди всех вышеперечисленных качеств обращают внимание и на прочность. Причем речь идет о повышенной прочности боковин.
Готовь телегу зимой
Со следующего летнего сезона, то есть в 2015 году, на российский рынок выходит новая и расширенная линейка Nokian Hakka для автомобилей категории SUV, и эту продукцию компания представила загодя, уже сейчас. Новая линейка меняет существующие всего лишь с 2011 года модели и включает семейства разной специфики и категории цен. Скоростная модель премиум-сегмента Hakka Black SUV придет на замену Hakka Z SUV, а новая модель среднего звена Hakka Blue SUV сменит «просто» Hakka SUV. Сама же Hakka SUV с сохранением рисунка протектора превратится в самую доступную в новой линейке модель Nordman S SUV. Для легкой коммерческой техники выйдет дальнейшее развитие модели Hakka C, то есть Hakka C2, с симметричным рисунком протектора. Кроме того, с целью укрепления позиций в РФ Nokian припасла новые шины для SUV более тяжелого класса: Rotiiva HT и усовершенствованная «вседорожная» Rotiiva AT Plus.
Знакомьтесь: Nokian Hakka Black SUV (слева) и Nokian Hakka Blue SUV (справа)
Исследуя случаи повреждений, специалисты пришли к нехитрому выводу, что SUV-шины чаще всего «убиваются» в результате именно внешних ударов боковин: во время езды по ухабистой дороге на пониженном давлении, а также при некорректной парковке к бордюрам. Для предотвращения таких случаев в состав резиновой смеси боковин в «премиальные» шины Nokian стали добавлять арамидные волокна (технология Aramid Sidewall) — материал, который применяется в авиации и, например, в изготовлении бронежилетов. При этом на толщину боковин, как и вес шины, такое внедрение практически не повлияло, иначе это противоречило бы всем нынешним достижениям по снижению сопротивления качению, то есть экономичности.
А на сколько, собственно, повысилась ударопрочность? Конечно, о полной «непробиваемости» речи не идет, хотя и никаких сравнительных цифр производитель не дает, и вообще довольно размыто отвечает на этот вопрос. Собственные (заводские) испытания заключались в наездах с разной скоростью на препятствие, имитирующее бордюр с режущей кромкой — определенной высоты и под определенным углом расположения. С учетом равных условий шины по технологии Aramid Sidewall позволяли держать «скорость пробоя» ориентировочно на 10% выше, чем у шин с обычными боковинами. Стоит ли овчинка выделки, если применение арамида само по себе дело дорогостоящее? Нокиановцы обещают у нас цены «на уровне предыдущих моделей», если именно так, то резон, вроде бы, есть. Тем более в разработке новых моделей это далеко не единственная инновация.
Да и сама технология Aramid Sidewall используется только в двух, наиболее продвинутых линейках: Hakka Black SUV и Hakka Blue SUV. Несмотря на присутствие уже существующих для легковых шин названий (Black и Blue), по рисунку и структуре протектора модели с приставкой SUV не имеют с ними сходства.
Зато очевидно, что Hakka Black SUV тоже создана именно как спортивная шина в своем сегменте: будет 26 типоразмеров с посадочным диаметром от 17 до 22 дюймов и, в зависимости от размеров, с индексами скорости V (240 км/ч), W (270 км/ч) и Y (300 км/ч). Понятно, что основная, если не единственная среда их обитания — это асфальт. Сухой или мокрый, но подчеркиваются именно шоссейные характеристики, ради чего используется жесткий и более «плотный» по рисунку протектор, который имеет довольно сложную конструкцию.
Так называемые перьевые канавки прорезаны через ребра в центральной зоне и способствуют лучшему отводу воды к основным продольным каналам. А увеличенные углы наклона канавок призваны повышать жесткость ребер при боковых нагрузках, тем самым сохраняя стабильность управления
Так, для более эффективного отвода воды применяется целая «сеть» дренажных канавок особой формы (перьевые, расширяющиеся), а также главные каналы с полированной поверхностью, мощные центральные ребра с ассиметрично скошенными углами наклона призваны уменьшать деформацию и стабилизировать управляемость. Вообще, микромир протектора здесь «художественно» насыщен. Например, стенки ребер испещрены полусферическими полостями (Silent Groove Design), по заверению производителя, такая «перфорация» снижает уровень шума и сопротивление воздуха, а также способствует охлаждению шины.
И ко всему для протектора используется новая резиновая смесь Black Coral Silica, разработанная с учетом интенсивной эксплуатации и высоких скоростей. Суть ее в том, что молекулярные цепочки между микропористой силикой и резиновой смесью образуют структуру, напоминающую коралл, с большой контактной поверхностью и необходимой жесткостью. Это должно повышать сцепление в различных условиях вождения, а заодно противостоять износу и порезам. В итоге по результатам испытаний самого производителя, в основных дисциплинах (торможение, управляемость, уровень шума) новая шина тоже лучше предшественника.
А вот Hakka Blue SUV позиционируется совсем по-другому, как модель более универсальная и массовая. И дело не только в ценах и основных «въездных» параметрах: семейство включает 30 популярных размеров с посадочным диаметром от 15 до 18 дюймов с индексами скорости T (190 км/ч), H (210 км/ч) и V (240 км/ч). Дело еще и в отношении к дорогам: кроме повышенной прочности за счет арамида и других подобных с Black SUV технологий, Hakka Blue SUV отличается наличием боковых грунтозацепов и самоочищающимся протектором.
«Зацепы», конечно, не в стиле шин класса МТ, но все же на «слабонесущих грунтах» эти «коготки» должны увеличивать сцепление. Противодействовать «забиванию» глины и камушков призваны специальные кирпичики в глубине центральных канавок, они же дополнительно могут способствовать проходимости. То есть шина ориентирована на типичную среду обитания наших кроссоверов: асфальт с периодическими выездами на грунтовые и гравийные дороги. При этом для Hakka Blue SUV, следуя тенденциям, обещают и низкое сопротивление качению.
И все же в качестве «народной» для нас выступит Nokian Nordman S SUV. В этой модели нет престижного слова Hakka, она не обладает списком новейших титулов в области шинных технологий, но цена ниже и дорожные характеристики ближе к универсальным, что нам обычно и требуется.
При этом от нынешней Hakka SUV преемнику достанется только дизайн протектора, тогда как боковины и состав резиновой смеси, по заверению производителя, тоже будут усовершенствованы (а не наоборот, как можно было подумать). К сожалению, саму шину на эту презентацию не подготовили: она еще проходит заводские испытания, но в 2015-м продукт появится в торговле в полном составе. Это 15 самых ходовых типоразмеров с посадочным диаметром от 16 до 18 дюймов, причем Nordman S SUV, кроме России, будут продаваться и в скандинавских странах.
Асфальт и немного вне
Тестовые же премиум-кроссоверы на этой презентации были обуты подороже, с европейским «глянцем», в высокотехнологичные, зато уже серийные шины. В составе SUV, кстати, автомобили не просто разных брендов, а с разным характером, есть гибридные, есть и мощные. Но всех уравнивали условия проведения теста.
С одной стороны, они по местным возможностям максимально разнообразили дорожный ассортимент, но с другой, о свободе «направлений» в российском понимании не было и речи. Прежде всего — дисциплина! Ознакомительная программа включала несколько этапов, но основная часть проходила по дорогам общего пользования в режиме конвоя, то есть в сопровождении головной машины организаторов, что-то вроде автоэкскурсии. Правильно, а то, не ровен час, сгоряча нарушишь холодные финские правила и красней потом.
Первым автомобилем, за рулем которого удалось оказаться, был Volvo XC60. Погода сухая и теплая, под капотом ровный дизель, под колесами автомагистраль, а между ними те самые скоростные Hakka Black SUV. Но куда уж на них погонишь, даже на магистрали максимально разрешенная скорость 120 км/час, а мы в упряжке, да и вообще. Поэтому пока все внимание — к уровню комфорта. Жесткие ли на грубых стыках, говорить здесь бессмысленно, а вот по уровню шума все очевидно. Шумят, но так это, благородно, не слишком громко и с бархатистым оттенком. На скорости 120 км/час можно разговаривать почти шепотом. Какие-то экстремальные маневры на магистрали практически исключены, но по части курсовой устойчивости и торможения «замечаний нет».
Финская автомагистраль, качественная и не очень скоростная — справа виден знак ограничения максимальной скорости
Со скучного автобана наконец-то уходим на провинциальные дороги. Вот это уже интереснее. Скорости хоть и ограничены до 80 км/час, но сама трасса узкая и живописно вьется через поля и перелески. Появилась возможность почувствовать машину в связке поворотов, и в этом отношении все нордически надежно, предсказуемо. Кстати, качество асфальта варьируется от гладкого до шершавого, из-за чего прямо меняется и тональность движения. Однако никакими стыками, грубыми заплатами или вздутиями «не радуют» и эти второстепенные дороги.
Даже в России второстепенные дороги имеют обочины, а здесь их что-то не видно — за асфальтом сразу кювет, да и ограждений не наблюдается
Правда, и обочин в привычном понимании на них почти не наблюдается. То есть за кромкой асфальта фактически сразу заросший травой кювет и никакой «лишней» полоски. А как же обгоны справа? Или, как в нашем классическом случае, остановиться, подышать свежим воздухом? Не принято здесь, да и перегоны не слишком большие, всегда можно дотянуть до организованного пункта отдыха. Вместе с тем узенькие дороги без обочин, но правильными глубокими кюветами, как гоночная трасса без зоны безопасности, взывают к повышенной внимательности и точной надежной управляемости. И ладно бы летом, зимой здесь бывают снежные заносы и гололед.
Зачем в Европе кроссоверы, если и «лесные дороги» здесь гладкие, как асфальт
Между тем «дорожная карта» вновь меняется. И куда мы сворачиваем на этот раз? Не может быть, грунтовая дорога! Не иначе, конвой завел на резервные маршруты министерства обороны. Хотя нет, вокруг просто аккуратные фермерские хозяйства. Но кроме пыли, ожидания по другим факторам почти не оправдались. Финны «не виноваты», что их гравийки и грунтовки получше нашего иного асфальта. Встречаются выбоины, но каждая воспринимается как экзотика и норовишь проехать именно по ней: надо же проверить подвеску, точнее, плавность хода шин. Нет, пожалуй, Hakka Black SUV будет жестковата на разбитых дорогах, если даже здесь мясистый Volvo XC60 на них резко вздрагивает и недовольно бубнит.
Единственная лужа в лесном массиве, конечно, не позволила всесторонне раскрыть новые шины SUV-сегмента вне асфальтовых дорог
Наконец, проселочная дорожка интригующе углубилась в лесные дебри, подбросила под колеса немного колеи, камней и лужиц и вывела на «заимку» Arctic Trucks. Специализирующаяся на тюнинге внедорожников фирма из Исландии начинала «местечковую» деятельность в сотрудничестве с компанией Toyota в 1990 году, а на сегодня уже имеет интернациональный размах, в том числе с российским представительством. Теперь география интересов не ограничивается только северными широтами, но с финскими шинниками партнерство связано с зимней тематикой: именно здесь был размещен заказ на специальную версию Hakkapeliitta LT2 Arctic Trucks в размере 315/70 R17, какая, например, ставится на подготовленный пикап Toyota HiLux (для наглядности он находился тут же).
Для этих мажориков дальше дороги нет, начинаются заболоченные участки — до озера на рыбалку теперь только пешком
Правда, все это действо в душевных природных декорациях было связано с заявкой куда более приземленной шины — той самой Rotiiva AT Plus, ориентированной на серийные, но хотя бы нормальные внедорожники. К тому же Plus означает «прибавку» по части проходимости.
В отличие от рынка Северной Америки, в России у Nokian позиции по шинам в классе All-Terrain, по сути, никакие, и сейчас этот пробел намерены устранить. Однако конкурировать придется с матерыми в этом сегменте производителями, уже давно занявшими сердца российских джиперов. Собственно, и в этот «лес густой» нас занесло только на визуальную премьеру этой шины, никакого теста в реалистичных для нее условиях эксплуатации, к сожалению, не предполагалось.
Подготовленные джипы Toyota на тестовом полигоне Arctic Trucks, к сожалению, всего лишь антураж к «теоретическому» знакомству с внедорожными шинами
Путь назад в обратной последовательности довелось пройти как раз на том, в чем финны пока больше уверены в отношении российского рынка — на Hakka Blue SUV. Звук качения от них другой, больше «басов», но общий уровень шума показался не выше, при этом на неровностях они воспринимались мягче. Правда, и было это уже за рулем другого автомобиля — Audi Q5, к тому же в версии Hybrid. Так что, пользуясь случаем, больше внимания уделял именно характеристикам силовой части кроссовера. А она ничего так, зажигает: не мгновенно, но гибридный «КуПять» отлично выстреливает! При этом, в отличие от некоторых других гибридных кроссоверов, сохраняет полноценный полный привод Quattro. Однако отвлеклись.
Автоэкскурсия логично продолжилась заездами на треке полигона Premier Park, и вот здесь, наконец, удалось хоть как-то почувствовать новые шины на пределе сцепных свойств и управляемости. Поделюсь впечатлением именно от Hakka Blue SUV, поскольку эти шины и позиционируются как более массовые. То, что они не «колют» остротой реакций, а просто послушно следуют за командами, было понятно еще на дорогах общего пользования, а здесь, в связках быстрых поворотов, открылась их «предупредительная» сущность.
Прежде всего, в поведении новых шин можно отметить надежность управления и невысокий уровень шума, в том числе во время скольжения на сухом асфальте
На сухом покрытии боковые нагрузки держат достаточно хорошо, но главное, не теряют траекторию и за гранью «жесткой связи» с дорогой. В агрессивных поворотах упираются не как по рельсам, но само скольжение остается под контролем: потеря сцепления начинается и развивается мягко, информативно, срывов и глубоких провалов нет, автомобиль продолжает слушаться руля и газа, ведет себя предсказуемо, спокойно. Шины в этой ситуации даже и не «визжат» сильно. «Лосиный тест», то есть имитация объезда внезапно возникшего препятствия, тоже не вызывает трудностей. А вот подобный тест на обводненном участке уже не отличается той же «клейкостью» поведения, той же уверенностью, но разобраться во всех нюансах в принципе получилось бы только в сравнении.
Участок для «лосиного теста» с принудительным поливом: результаты «мокрой управляемости» тоже неплохие, но без сравнительных заездов толком не понять
Для Nokian в России по-прежнему главным временем года остается зима, хотя даже этот проверенный сезон в плане рыночных позиций начинает «таять»: сказываются ослабление рубля к евро и большое предложение шин средней ценовой категории. Тем не менее, после зимы придет лето, и каким бы ни оказался будущий год для автомобилей сегмента SUV, кое-что из шинных новинок для них уже заявлено.
P.S. Компания Nokian поступила довольно странно, устроив презентацию новых летних покрышек в самом конце сезона, когда большая часть автомобилистов России уже задумалась о том, какие покрышки поставить на зиму... Напомним, что в выборе хорошей зимней резины вам всегда поможет Каталог шин на Drom.ru — доска объявлений (со скидками) от магазинов и частных лиц, каталог автошин, отзывы и тесты.