Именно так — 2 и 3 июня в Челябинске отгремел второй международный фестиваль автотюнинга УралМоторШоу, организованный автопорталом Drom.ru. Вниманию уральских зрителей была представлена яркая шоу-программа, а также более 150 единиц авто- и мототехники от любителей и мастеров тюнинга как с Урала, так и из многих других регионов России: Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и даже Казахстана. 14 000 зрителей, несмотря на непогоду, стали свидетелем этого яркого действа.
Поток зрителей был такой, что временами становилось очень тесно. Особенно когда кто-то из участников заводил двигатель, делал эффектную перегазовку, а то и просто начинал увлеченно рассказывать о своем автомобиле. Или мотоцикле — ведь двухколесная техника в этот раз составила почти треть от общего количества участников.
Впрочем, героями праздника все равно оставались автомобили, доработанные владельцами под собственные запросы и предпочтения, преображенные до неузнаваемости, а порой и вовсе собранные «с нуля» собственными руками. И прежде чем подвести официальные итоги, мы расскажем о некоторых особенно интересных, необычных или уникальных экспонатах нынешнего УралМоторШоу.
Поколение тех, кому «за сорок», помнит, насколько желанной и при этом дорогой во всех смыслах была покупка собственного автомобиля: помимо немалой по меркам советского рабочего стоимости их еще и просто не было в свободной продаже — в очередь на покупку записывались за несколько лет, и нередко — только с разрешения месткома или еще какой организации. Неудивительно, что немало энтузиастов в стране пытались построить «средство передвижения» самостоятельно. Именно тогда родился проект самодельного автомобиля ISV, получивший название по заглавным буквам ФИО владельца — Сергея Иванцова. Изначально машина строилась на основе каркаса из прямоугольных труб с использованием агрегатов ВАЗ. Но со временем его возможностей стало не хватать, и в 2002-м под капотом прописался двигатель и КП от BMW. А уж сколько было изменений во внешности… Тем не менее история 36-летнего проекта до сих пор не закончена!
Ярко-голубой Nissan GT-R Liberty Walk Wide Body, без преувеличения, один из самых стильных и гармоничных автомобилей нынешнего УралМоторШоу. В этот проект вложено немало средств, но времени и любви владельца — Владимира Вострикова — еще больше. Он готов часами рассказывать о своем любимце, едва не погибшем в аварии еще будучи «собственностью» официального дилера Nissan в Екатеринбурге. Да, боди-кит, давший название машине, здесь покупной. Как и все прочие тюнинговые аксессуары. Но каждый из них подобран с максимальной тщательностью и продуманностью, а многие элементы вообще уникальны и существуют в единственном экземпляре. Впрочем, как и сам автомобиль, также ставший единственным и неповторимым!
Honda Civic 4D уфимца Марата Минибаева — еще один пример, как из покупных тюнинг-комплектов сделать оригинальный автомобиль. Передний бампер и обвес здесь, по сути, «фирменные» — от Mugen. Но помимо экстерьера тюнингу подвергся и салон, получивший не только продвинутую аудиосистему на компонентах Alpine, Morel и ряда других, но и гармоничную стилизацию с обновленным кузовом. И хотя в интерьере еще не все доведено до окончательного замысла, машина уже сейчас выглядит полностью завершенной в своей уникальности.
Lada Largus для большинства — утилитарный автомобиль, «рабочая лошадка». Собственно, таковым он и был для пермяка Дмитрия Люсова. Но однажды из рабочего использования Ларгус перешел в личное. А там сразу проявились его недостатки, которые решено было исправлять. Первыми на замену пошли неудобные штатные передние сиденья. Потом начались доработки шумоизоляции, аудиосистемы… В результате в машину было вложено — только не падайте — около трех миллионов рублей! Б?льшая часть пошла на автозвук. Но досталось и салону, и кузову, и ходовой части. Жаль, что к УралМоторШоу не получилось доделать расширенные передние крылья…
Mitsubishi Pajero по прозвищу «Кулак Глатт» — самый дальний гость УралМоторШоу: он приехал из Комсомольска-на-Амуре. Его владелец и создатель — Сергей Матвейчик — говорит, что этот стайлинг создавался по мотивам фильма «Форсаж. Токийский дрифт», хотя в итоге можно вспомнить «Чужого» и даже «Звездные войны» (помните «замороженного» Хана Соло?). В общем, споров автомобиль рождает немало. Зато и внимание привлекает!
Особым развитием стайлинга стоит считать стэнс-проекты — ведь здесь не обойтись без стилистических доработок. Однако на дорогах такие автомобили воспринимаются неоднозначно. Да что там: многие просто не понимают, зачем такие извращения над колесами и подвеской, если все это не только не помогает — скорее мешает повседневной эксплуатации. Да и понятие автомобильной красоты и правильного дизайна у обывателя и стенсера, как правило, разные. Только не надо путать БПАН и Стэнс: занижение просто ради занижения и пиленые пружины не имеют ничего общего с идеально выведенным фитментом и точно настроенной пневматикой.
В номинации «Инженерия» одним из самых ярких экспонатов, безусловно, стала Toyota Altezza екатеринбуржца Максима Бессонова. Свой автомобиль он приобрел на японском аукционе еще в 2008 году, изначально желая не только комфортабельный, но и динамичный седан. Через какое-то время Максим увлекся дрифтом — так появилась потребность в тюнинге и доработке. Поскольку в то время на Урале дрифт только зарождался, в постройке был использован опыт зарубежных тюнеров. Штатный 3S-GE (кстати, сам по себе не часто встречающийся под капотом Altezza) был заменен на 2JZ-GTE с турбокомпрессором Garrett GTX3076R. Также была заменена коробка, установлено керамическое сцепление, переделана подвеска, интегрирован каркас безопасности и многое другое. В общем, получился полностью законченный и самодостаточный спортивный автомобиль. Недаром эту Альтеззу неофициально называют «пособием для тюнеров»!
Стритрейсинг — дело молодых? Например, Александр Сологубов считает, что нет. Ему 42 года, юрист по образованию, но уже 18 лет занимается настройкой двигателей. Так что Rat rod «Кракен» — первая его работа не на ниве подготовки мотора, а от начала и до конца. Говорит, купил «сварочник», научился варить и создал пространственную раму. Передняя подвеска от вазовских «переднеприводников», задняя — BMW. От «баварца» же редуктор и механическая коробка передач. Ну а двигатель… ВАЗ-2112, 1,6 л, две турбины, одна из которых раскручивает вторую. Был вариант с одной — на диностенде показал 360 л.с. Сейчас, по расчетам, около 450 сил. При весе в 800 кг время на квотере 11,7 секунды, разгон до «сотни» — 3,8 секунды.
Инженерии хватает и в номинации «Внедорожник». Что же касается разработанных самостоятельно узлов, то именно машины, подготовленные для трофи-рейдов, традиционно демонстрируют самый крутой конструктив и берут призы. «Рыжая бестия» Вячеслава Галузина из Златоуста не просто подтвердила это правило — даже задала некие новые стандарты постройки такого рода аппаратов. Ладно, 4,3-литровый V8 3UZ, АКП и каркас из бесшовной холоднотянутой трубы — знакомо, типично. Обратите внимание на мосты! Корпус редуктора и «чулки» волговские, внутри полуоси из стали, которая по характеристикам превосходит ту, из которой делают танковые торсионы. Бортовые редукторы самодельные. И корпус, и пакет шестерен с внешним зацеплением. Последние не подбирались из серийных, а точились. По тому же принципу выполнена раздаточная коробка с отношением 1:1. Занижения хватает благодаря мостам, поэтому она играет роль распределения момента по осям. Кроме того, через нее приводится механическая лебедка со скоростью намотки до 30 км/ч и дисковым тормозом. Тоже выполнена с нуля и, по словам Вячеслава, все-таки требует реконструкции. Слишком мощна, рвет тросы и просит установки пакета фрикционов, скажем, от привода задних колес RAV4.
Неожиданно богатая экспозиция была на сей раз в категории «Ретроавтомобиль». В Челябинске есть несколько клубов, музей, отдельные реставраторы-коллекционеры. Но начнем мы с нашего знакомого — екатеринбуржца Анатолия Александровича Скоробогатых. Человеку 70 лет, а жизнь кипит в нем, как в молодом. Ездит со своими раритетами по стране и продолжает пополнять коллекцию. Последние приобретения — трехколесная Kelsey Motorette 1909 года и Studebaker 25A на три года моложе. Первая (если, конечно, не принимать во внимание то, что обоим автомобилям больше века) примечательна тем, что выпущено было этих «вуатюреток» всего около 200 штук. Ford T вытеснил с рынка более простую и несовершенную модель. До наших дней вообще дожили четыре экземпляра Kelsey. Забавная «коляска» — оппозитный моторчик на 7 л.с., термосифонная система охлаждения, частично ножное переключения передач. Брали у американского дедушки, который в свое время путешествовал на ней по другим континентам и продал в далекую Россию лишь с условием, что Motorette не сгинет, а попадет к заботливому коллекционеру.
«Студер» — серьезный автомобиль! 3,2-литровая 30-сильная «четверка», стартер с цепным приводом, ацетиленовые (у Kelsey керосиновые) фары и четыре полноценных места. Motorette оставили такой, какой пришла из США. 25A и красили, и перетягивали ему салон. Еще один интересный факт — этот Studebaker стал первым экспортируемым автомобилем. В частности, судя по расположению руля, поставлялся в Великобританию.
Еще один «американец» на этот раз из Челябинска — Chevrolet Model 6AC Pickup. Не столь возрастной (1929 год) и потому более привычный по деталям и технической начинке. «Шестерка» объемом 3,2 л развивает уже 46 сил, тесная кабинка закрыта, в полу обычные рычаги и педали. Владелец Андрей Пирогов рассказывает, что пикап (грузоподъемность 500 кг) скорее всего был завезен на Урал еще в 40-х годах. При восстановлении реставратору помогала литература из Штатов, новодельные шины (также выпускаются в Америке, на боковинах аутентичное — Goodrich Silvertown Cord), а обслуживать — специальное масло для ретротехники вязкостью SAE 40, приобретаемое в Англии.
Кстати, у Андрея Пирогова еще пара десятков раритетов. Сколько же их у Федора Федоровича Наумова, если на УралМоторШоу он представил шесть образцов? Среди них, например, Opel P4 1935 года. Достался в виде рамы, реставрировался по кузову и салону. Правда, агрегаты имеет от «Москвича»-407.
Другой образчик германской инженерии, в данном случае послевоенной, от того же хозяина — EMW 340. Кто не знает, была такая марка — те же BMW, но выпускавшиеся в городе Айзенах в советской оккупационной зоне. Конкретный автомобиль любопытен тем, что на нем несколько десятков лет проработал один шофер — возил управляющего банком в Оренбурге. Вышел на пенсию и получил подарок — эту же машину. Разумеется, пришлось восстанавливать. Мотор вот только до наших дней не дожил, используется от польского микроавтобуса Zuk. Тоже в своем роде ретромеханизм.
У БА-64, напротив, рама с мостами и силовая установка от ГАЗ-67, то есть родные. Бронекузов же — довольно качественная реплика.
Из таковых Урал ЗИС-5. Точнее, Урал ЗИС-21А. Нет, сам грузовик отреставрирован, а вот его газогенераторная установка (именно ее наличием объясняется разница в индексах модели) воссоздана по добытым чертежам. Поскольку процесс ее растопки долгий, пришлось поверить на слово, что грузовик передвигается и на дровах.
Несколько ретрообразцов было в экспозиции клубов «Мотор-классик» и «Дивизион», которые представлял Станислав Викторович Тягунов. Что запомнилось? БТР-40, который хотя и выпускался после войны, как-то слишком быстро пошел на лом. Успели выхватить бронетранспортер как раз оттуда. Купили под него ГАЗ-63 (строился на шасси этого грузовика). А рядом с ним пушка — не советская «сорокопятка». Ее германский прообраз Pak 35/36 калибром 37 мм. «Колотушка», как ее называли в войну за то, что она не пробивала броню наших Т-34. Щиток и колеса оригинальные. Остальное сделано по образу и подобию.
Интересно в этой коллекции было увидеть мотоколяску СМЗ С-3Д. Вернее, снегоболотоход «Нара», который производили там же, в Серпухове, при участии компании «Арктиктранс». С 1990 по 1999 годы выпустили порядка 200 вездеходов. И вот нашли, восстановили. Отмечают, что плавает, однако моторчика катастрофически не хватает.
Наконец, среди ретро присутствовал и youngtimer, как называют сравнительно молодые автомобили. Toyota Celica второго поколения 1979 года. Да, ее цвет не соответствует заводским колерам. Да, салон перетянут. Тем не менее вся техника аутентична. Это 1,8-литровый 3T, механическая «четырехступка», цельный задний мост на пружинах. Последний перебирался, капиталился и двигатель. Много было работ, которые заняли восемь лет.
Дом на колесах, оказывается, можно строить на любой мало-мальски подходящей базе. Так, компания из Ижевска не просто переоборудовала ГАЗ-66 (4,5-литровый дизель MAN с коробкой и большой хорошо упакованный «кунг» с проходом в кабину), но и сделала то же самое относительно Fiat Fullback, он же Mitsubishi L200. Газовая плита, умывальник и душ, запасы холодной и горячей воды, четыре спальных места… Удивительно, как все это умудрились разместить вместо кузова пикапа (длина автомобиля все же немного выросла). При этом, по заверениям создателей, жилой модуль из сэндвич-панелей весит всего 400 кг и, соответственно, не требует подготовки подвески. Стоит 1 300 000 рублей.
Кемпинг на основе ГАЗона, разумеется, просторнее и дороже. Но даже втрое повысившаяся стоимость — ничто по сравнению с предложением от европейских коллег. Кстати, ранее ижевская фирма занималась заказами от силовых ведомств. Теперь развивает гражданское направление. Вот такая конверсия.
Усматривается некая ее составляющая и в уфимском проекте. Ведь по историческим меркам еще совсем недавно ЗИЛ-157 был не более чем армейским грузовиком, потом активно эксплуатируемым в хозяйстве. Теперь же для многих это арт-объект. Для Максима Федорова еще и мечта детства — создать что-то с использованием кабины «Ступы». По технике здесь все достаточно просто — рама с двигателем (ЗМЗ-409) и трансмиссией от УАЗа Карго. Но посмотрите, с какой любовью автор отнесся в кабине ЗИЛа — оставил аутентичной, нашел и восстановил все резинки-уплотнения. «Оперение», конечно, пришлось подгонять под иные габариты. Зато сохранился дух того времени — на месте все таблички и есть даже черно-белые фото для антуража.
Мотоциклисты — особая категория. Многие водители их недолюбливают, многие откровенно ненавидят. Но когда на дороге появляется кастомный байк — например, такой как Yamaha XV 1700 Warrior Дмитрия Глазырина из Челябинска — о недопонимании между двух- и четырехколесными уже не вспоминаешь. Несмотря на то что у судей были претензии к байку Дмитрия, его эффектный дизайн безусловно привлекает внимание. Максимально заниженная рама, стильное металлическое «оперение», аэрография и, конечно, традиционные для солидных байков хром и блеск — этот образ создавался не только для удобства передвижения, но и ради более агрессивного вида. Хотя в общении его владелец — обычный человек, во многом даже скромный… )))
А вот байкер из Екатеринбурга Денис Лотов свои мотоциклы делает сам, что называется, «с нуля». В частности, его Custom Nightmare в основе имеет стальную раму из бесшовных труб, благодаря которой снаряженная масса байка составляет всего 185 кг. Совсем немного, учитывая 180-сильный мотор от Kawasaki Ninja.
Второй байк Дениса — Savage Custom — еще более оригинальный проект, в основе которого лежит уже алюминиевая рама и американский мотор Revtech.
А как вам мото… точнее, трайк-оркестр? Там, где у обычного мотоцикла размещен бензобак, на трайке Михаила Горбунова из Чебаркуля располагается самая настоящая ударная установка! Не хватает разве что «бочки», вместо которой — мощная акустическая система. А довершает сумасшедшую картину прикрепленный сзади… велосипед-«паук»! )))
Но самыми уникальными двухколесными экспонатами стоит признать коллекцию мини-мотоциклов, представленную челябинским музеем «Мотоэпоха» — мечта любого мальчишки из СССР. Из более чем двух десятков единиц мототехники с приставкой «мини» далеко не все похожи на привычные байки и мопеды. Некоторые напоминают чемодан с моторчиком и колесами — к примеру, у итальянского Piaggio Pack 2 Italjet даже ручка для переноски есть! Еще один мини-байк — Honda Motra — ценен тем, что был создан специально для японской армии, оснащался трансмиссией с демультипликатором (для облегчения буксировки, к примеру, при вывозе раненых бойцов) и выпускался всего пару лет. Есть очень редкие творения и отечественных мотозаводов — минского, рижского и ковровского — также выпущенные ограниченными тиражами. А довершает коллекцию самый настоящий «Конь педальный», что были популярны в парках развлечений в советское время, но до нашего времени по естественным причинам не дожили.
Полные итоги УралМоторШоу-2018:
По сложившейся традиции Drom.ru представляет полные итоги судейского и зрительского голосования УралМоторШоу-2018, а также выбор интернет-пользователей.
«Инженерия». Учредитель номинации: KYB — Официальные амортизаторы Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).
1-2. Toyota Altezza (Максим Бессонов, Екатеринбург) и Mitsubishi Mirage «Желток» (Killer Promods) (Георгий Гаракишиев, Красноярск) — по 49 баллов.
3. Toyota Corolla V8 (Максим Ахтямов, Челябинск) — 43 балла.
4. «Москвич-400» («Рыжик») (Иван Гренц, Тюмень) — 38 баллов.
5. ВАЗ-2108 Turbo 4WD (300 л.с.) (Иван Пульников, Екатеринбург) — 37 баллов.
Итоговый судейский протокол
Сергей Анкудинов (Челябинск) — главный судья номинации «Инженерия», президент Федерации автомобильного спорта Челябинской области, заместитель декана Автотракторного факультета Южно-Уральского государственного университета, руководитель Уральской Лиги Дрифта:
— Первое место разделили два достойных проекта — Toyota Altezza и Mitsubishi Mirage. Определить лучшего из них оказалось невозможно. У каждого свои незаурядные решения.
Toyota Altezza — идеальное исполнение авторской задумки: установлен двигатель 2JZ-GTE от Toyota Supra JZA80, турбина Garrett GT3076, и управляет всем этим блок Vems. Все сделано аккуратно, качественно и по делу. Автомобиль создавался для соревнований по дрифту и получился очень сбалансированным. Перенос системы охлаждения в багажник улучшил как охлаждение двигателя, так и развесовку автомобиля. Проект полностью завершен. Но каких-то наград в дрифте автомобиль не получал, используется как выставочный экспонат.
На Mitsubishi Mirage установлен двигатель 4G63 от Mitsubishi Evolution 1-3, здоровенная турбина Holset и блок управления двигателем «Январь 7.2». Реализация проекта удивила судей необычным и редким решением охлаждения топлива — магистраль проходит через бак с водой и льдом, что позволяет дополнительно остудить топливо-воздушную смесь, при этом автомобиль использует бензин с октановым числом 113. Добавлен вилли-бар, это позволяет улучшить старт автомобиля. Проект красноярца Георгия Гаракишиева успешно выступает в дисциплине дрэг, имеет множество наград вплоть до чемпиона России. Это самый мощный автомобиль в номинации «Инженерия» — 720 л.с. Но в целом качество доработок хуже, чем у Altezza.
Отмечу боевой автомобиль Toyota Corolla V8 с огромным количеством доработок. Из родного остались только кузов и рычаги передней подвески. Автомобиль готовился для соревнований по дрифту (есть достижения в региональных соревнованиях), получился очень легким и сбалансированным. Также судьям понравился «Москвич 400» («Рыжик»). Необычный, красивый, но не совсем соответствующий категории «Инженерия».
«Внедорожник». Учредитель номинации: «Авторадио-Челябинск» — информационный партнер Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).
1. Самоделка «Рыжая бестия» (Вячеслав Галузин, Златоуст, Челябинская область) — 125 баллов.
2. ВАЗ-2121 «Кикимора» (Александр Гасаненко, Магнитогорск, Челябинская область) — 78 баллов.
3. Прототип «Малинка» ТР-3 (Артем Малиновский, Нижний Тагил, Свердловская область) — 68 баллов.
4. Вездеход двухосный (Вячеслав Розин, Камышлов, Свердловская область) — 56 баллов.
5. ВАЗ-21214 «Проект 800» (Андрей Скороходов, Омск) — 52 балла.
Итоговый судейский протокол
Евгений Осыко (Челябинск) — организатор зимней гонки «Бермудский треугольник», председатель оргкомитета Кубка Южного Урала 2016 по трофи-рейдам, организатор этапов Кубка Южного Урала, администратор сайта «KVEST4x4», участник соревнований по трофи-рейдам, участник большого количества экспедиций, в том числе на перевал Дятлова и плато Маньпупунер:
— Вместе с моими челябинскими коллегами, организаторами и судьями off-road мероприятий — Сергеем Тараничем и Дмитрием Кокаревым — мы решили, что для себя (так сказать, для внутреннего пользования) согласно позициям в Регламенте стоит присудить различное количество баллов и уже на основе их распределить места. В частности, речь идет о масштабе доработок, их сложности и эффективности, о функциональности эксплуатации в условиях бездорожья и на дорогах общего пользования. Например, по последнему качеству приятно удивляет «Нива-Кикимора». Достойно, на уровне «котлет» соревнуется в трофи и способна на долгие марш-броски. При этом собрана на всем отечественном и не ломается.
Проект 800: сделано очень много и грамотно. Обращает на себя внимание механизм Уатта, заменяющий тягу Панара. С ним «Нива» перестает болезненно воспринимать «гребенку» и больший, по сравнению со штатными 27 дюймами, колесный диаметр.
Вездеходы из Камышлова, безусловно, интересны. Созданы под конкретные условия, проходимы. Почему не в призерах? При большом масштабе работ по узлам и агрегатам нет инновационных решений. То есть скомпонован из стандартных моторов, коробок, мостов.
Прототип «Малинка» — классическая «котлета», построенная на «портале» Volvo. Вроде должна отвечать условиям, под которые создавалась. Но на деле в соревнованиях у нее немало технических сходов.
Полностью самостоятельно сделано багги «Багира». Казалось бы, имеются основания для достойной оценки. Однако есть вопросы к качеству работ, к развесовке, к надежности трансмиссии. И опять же, если говорить об объеме работ, то вне конкуренции по этому критерию «Рыжая бестия». Сколько элементов создано c нуля, от корпуса до начинки. Более того, в ней все рассчитано, сделано грамотно по деталям, поэтому она соревнуется и не ломается.
«Стайлинг». Учредитель номинации: «Авторадио-Челябинск» — информационный партнер Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).
1. Самодельный автомобиль ISV (Сергей Иванцов, Челябинск) — 120 баллов.
2. Nissan GT-R R35 Liberty Walk Wide Body (Владимир Востриков, Екатеринбург) — 112 баллов.
3. Lexus IS 300 Monsterservice (Петр Окулов, Красноярск) — 102 балла.
4-5. ГАЗ-24 Lowrider (Максим Кручинин, Екатеринбург) и ЗАЗ-968М ProZAZ «Красный-громкий» (Александр Блохин, Астана, Казахстан) — по 101 баллу.
Итоговый судейский протокол
Алексей Степанов (Москва) — эксперт, бильд-редактор Drom.ru, главный судья номинации на БайкалМоторШоу (Иркутск), ЮгМоторШоу (Краснодар) и СибирьМоторШоу (Красноярск):
— Более подробно о победителе было рассказано выше. Здесь — о том, почему он стал лучшим. Да, дизайн у этой самоделки понравится не всем, однако именно он с завидной регулярностью проходит через апдейт — чем не тюнинг? При этом отметим высокое качество изготовления кузова и интерьера. Не безупречное, но учитывая общий объем работ — впечатляющее. Ну и не стоит сбрасывать со счетов оригинальность: отдельные элементы отсылают то к одному, то к другому серийному автомобилю, однако в целом облик купе эксклюзивен и, главное, гармоничен.
Не меньше впечатляет серебряный призер. За стильно оформленной внешностью скрывается целый ряд нестандартных решений, каждое из которых владелец готов объяснить — что, зачем и как. И если бы здесь был использован не покупной, а сделанный индивидуально боди-кит — при условии сохранения качества изготовления и инсталляции — конкуренцию этому GT-R на УМШ никто бы составить не смог.
Что касается занявшего третье место Лексуса, то он опередил ближайших конкурентов всего на один балл. При этом он имеет минимум дополнительных доработок, демонстрируя пусть и не поражающий масштабностью, но безупречно выполненный стайлинг в чистом виде, в то время как уступившие ему всего балл и поделившие пятое–шестое места «Волга» и «Запорожец» часть своих баллов набрали за счет дополнительных доработок.
«Ретроавтомобиль». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 100 000 рублей).
1. Studebaker 25A (Константин Скоробогатых, Екатеринбург) — 44,8 балла.
2. Kelsey Motorette 1909 (Анатолий Скоробогатых, Екатеринбург) — 40,75 балла.
3. Chevrolet Model 6AC Pickup (Андрей Пирогов, Челябинск) — 38,7 балла.
4. ГАЗ-АА (ММ) «Полуторка» (Владимир Малев, Челябинск) — 38,4 балла.
5. ГАЗ-67Б «Иван-Виллис» (Владимир Малев, Челябинск) — 32,4 балла.
Итоговый судейский протокол
Евгений Бушуев — главный судья, президент авторетроклуба OldMotors (Тюмень):
— В категории «Ретро» решающим фактором является возраст автомобиля, и в данном случае Kelsey Motorette 1909 года и Studebaker 25a 1912 года из коллекции знаменитого екатеринбуржца Анатолия Скоробогатых были вне конкуренции (при том что оба авто с любовью сохранены в оригинальном виде). Отметим при этом высокий уровень реставрации военных автомобилей из коллекции Владимира Малева (Челябинск). Но другой челябинец Анатолий Пирогов с Chevrolet model 6AC pickup 1929 года лучше подготовился к шоу, задействовав все возможности получения лучшего результата, что принесло ему заслуженное третье место.
«Мотоцикл». Учредитель номинации: «СТС-Челябинск» — информационный партнер Фестиваля (Гран-при — 50 000 рублей).
1. Custom Nightmare (Денис Лотов, Екатеринбург) — 39 баллов.
2. «Урал» Custom (ИМЗ-8.103-10) (Юрий Носков, Первоуральск/Екатеринбург) — 23 балла.
3. Мотоцикл Savage Custom (Денис Лотов, Екатеринбург) — 23 балла.
4. «Урал-кастом» («Бомбер») (Андрей Алексеев, Екатеринбург) — 22 балла.
5. Yamaha XV 1700 Warrior (Дмитрий Глазырин, Челябинск) — 15 баллов.
Итоговый судейский протокол
Султан Хабибрахманов (Екатеринбург) — мастер кастомайзинга, владелец мультибрендового мотосервиса CoronaMechanics. Бронзовый призер чемпионата по стантрайдингу Свердловской области:
— В номинации «Мотоцикл» сразу определились три фаворита — два проекта Дениса Лотова из Екатеринбурга (Custom Nightmare и Savage Сustom) и «Урал» Custom ИМЗ 8.103-10 Юрия Носкова из Первоуральска. Остальные мотоциклы были хороши, но все же недотягивали до подиума. К примеру, Yamaha XV 1700 Warrior Дмитрия Глазырина смотрится очень эффектно, однако это оболочка, внутри нет никаких изменений, которые бы впечатлили судей, тем более есть отрицательные нюансы типа болтающегося реле регулятора или торчащих блоков розжигов. На другом Yamaha Warrior Дениса Касатонова сварные швы переделанного маятника просто пугают, хотя сам проект выглядит эффектно.
Вернемся к победителям. Custom Nightmare — действительно талантливый проект, полностью готовый к формату УралМоторШоу, при том что от заводского варианта остались только мотор и колеса. Победа за явным преимуществом (39 баллов). Второе и третье место, набрав по 23 балла, поделили «Урал» Custom ИМЗ 8.103-10 и Savage Custom. Однако судьи решили что «Урал» более достоин второго места, так как этот проект более цельный и законченный, чем Savage. Последний хорош смелыми идеями алюминиевой рамы, дерзкими формами и так же малым количеством стоковых деталей, но не совсем закончен.
«Проект». Учредитель номинации: KYB — Официальные амортизаторы Фестиваля (Гран-при — 100 000 рублей).
1. Rat Rod «Кракен» (Александр Сологубов, Челябинск) — 36 баллов.
2. Scion xB «Полторашка» (Сергей Свирков, Новосибирск) — 34 балла.
3. ГАЗ-66 «Комфорт за пределами асфальта» (Алексей Орленко, Ижевск) — 26 баллов.
4. ГАЗ-69А (Евгений Косенков, Миасс, Челябинская область) — 20 баллов.
5. Iveco-«Трумэн» (Вячеслав Розин, Камышлов, Свердловская область) — 19 баллов.
Итоговый судейский протокол
Максим Маркин (Иркутск) — главный судья, эксперт, журналист Drom.ru, главный судья номинации на БайкалМоторШоу (Иркутск) и СибирьМоторШоу (Красноярск):
— Категория «Проект» — это традиционно «винегрет» из необычных решений и конструкций, некоторые из которых призваны облегчать повседневную эксплуатацию. Другие могут использоваться лишь ограниченно. А третьи построены по принципу «была цель удивлять окружающих, потому поставил все». Плюс, конечно, разноплановость работ, которые нельзя привести к единому знаменателю. Сложно, очень сложно давать оценку в этой номинации.
Вот как, к примеру, сравнивать Rat Rod «Кракен» и Scion xB «Полторашка». В первом случае речь идет о полностью самодельной пространственной раме и глубоком тюнинге вазовского двигателя (при двух турбинах и давлении в 2,3 бара расчетная мощность составляет 450 л.с.). Во втором, несмотря на то, что также присутствует силовая подготовка (приводной нагнетатель), основной упор делался на «музыку», эстетику и необычный формат (прицеп в стиле автомобиля, обрезанный у последнего вверх сзади, выдвижные панели дверей с динамиками).
А как соотнести Iveco-«Трумэн», о котором мы писали, и Ford F350? Каждый создавался для своих условий, которые слишком разные. В итоге американский пикап прошел курс силовой подготовки (тюнинг мотора, «автомата», небольшая коррекция подвески) и теперь еще лучше может таскать тяжелые прицепы.
Еще два антипода — Mazda RX4 середины 70-х и Багги-ТАЗ 2. Оба проекта не претендовали на лидерство, тем не менее по-своему интересны. «Рыкса» — тем, что такая в России встречается реже, чем какой-нибудь довоенный «американец»-«европеец». И хотя двигатель с коробкой здесь уже мерседесовские, приятно видеть, что владельцам (молодые парни) небезразлично будущее японского раритета. Багги же — неплохое (и недорогое) приложение рук, в котором лишь узлы-агрегаты заимствованы серийные, а рама и подвески выполнены самостоятельно.
В результате лидеры определились по традиционным для МоторШоу критериям — масштабу доработок, и в первую очередь — по безумству идей.
«Стенс Статик». Учредитель номинации: «СТС-Челябинск» — информационный партнер Фестиваля (Гран-при — 25 000 рублей).
1. Mazda RX-7 (Виталий Кардаполов, Челябинск) — 147 баллов.
2. Lexus IS 200 The Lowdown (Владислав Гузенко, Екатеринбург) — 132 балла.
3. Volkswagen Jetta (Роман Осипов, Магнитогорск) — 115 баллов.
4. Honda Civic 4D The Power of Dreams (Александр Болбашев, Магнитогорск) — 86 баллов.
Итоговый судейский протокол
«Стенс Пневмо». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 25 000 рублей).
1. Honda Accord VII «Уральская дичь» (Николай Палкин, Екатеринбург) — 148 баллов.
2. ВАЗ-2103 Stance (Александр Колбанов, Челябинск) — 103 балла.
3. Lada Granta BlackGarnet (Александр Ноздрин, Челябинск) — 81 балл.
Итоговый судейский протокол
Юсуф Шахидов (Екатеринбург) — главный судья, энтузиаст стенс-движения, лидер сообщества низких авто Свердловской области. E-mail: ipip-123@mail.ru:
— В «Стенс Пневмо» выделялся уникальный и самый зрелищный проект екатеринбуржца Николая Палкина, собранный по канонам японского стиля на базе Honda Accord. Победителем в номинации «Стенс Статик» стала аккуратно сделанная, низкая и редкая по базе для этого стиля Mazda RX7 Виталия Кардаполова из Челябинска, которую начали тюнинговать после выхода всеми любимого фильма Форсаж.
«Лада-стайл». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 50 000 рублей).
1. Lada 212140 «Урбан/Нивушка» (Николай Почуев, Челябинск) — 113 баллов.
2. Lada Largus «ГусЪ» (Дмитрий Люсов, Пермь) — 95 баллов.
3. ВАЗ-2108 «АН-602» (Александр Черниченко, Каменск-Уральский, Свердловская область) — 90 баллов.
4. ВАЗ-217250 «ТурбоПриорка» (Евгений Заварухин, Челябинск) — 88 баллов.
5. ВАЗ-2101 Купе (Дмитрий Педан) — 80 баллов.
Итоговый судейский протокол
Алексей Степанов (Москва) — эксперт, бильд-редактор Drom.ru, главный судья номинации на ЮгМоторШоу (Краснодар) и СибирьМоторШоу (Красноярск):
— Не ошибусь если скажу, что многие считают дизайн классической «Нивы» совершенным, улучшать который — малоперспективное занятие. Однако и невозможное возможно: эта «Нива» стала еще более «городским» внедорожником в сравнении с легшей в ее основу версии «Urban». Качество исполнения — лучше чем с завода (что, впрочем, не должно удивлять), а в довесок к внешности здесь видоизменен (хотя также осталась узнаваемой) и интерьер. Плюс — сопутствующие технические доработки. А в результате — заслуженная победа с уверенным отрывом от соперников.
О конкурентах. Ларгус фактически подвела неудачная попытка изготовить фендеры перед самым УМШ: передние крылья были безнадежно испорчены. А ведь здесь объем выполненных по автомобилю работ даже более масштабный, нежели у победителя. Но недоделка повлекла ухудшение внешнего вида — ключевого параметра для «Стайлинга», и это стало решающим фактором. Ну а занявшей третье место матово-черной «восьмерке» помимо некоторого проигрыша в качестве исполнения не хватило еще и законченности (есть недоделки по салону, который все время экспозиции был скрыт от зрителей).
К сожалению, на этом список добротного стайлинга ВАЗов заканчивается. Оно и понятно: старые модели даже масштабными доработками сложно (а зачастую и дорого для их владельцев) довести до уровня просто нормального современного автомобиля, тогда как время тюнинга Вест и ИксРэев еще не настало…
«Ретромотоцикл». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 50 000 рублей).
1. Мотоцикл Hecker K-125 JLO (Виктор Билевич, Екатеринбург) — 31,95 балла.
2. Мотоцикл Л-300 «Красный Октябрь — Черный Ноябрь» (Владимир Седельников, Миасс, Челябинская область) — 31,3 балла.
3. Иж-350 «Чижик» (Владимир Седельников, Миасс, Челябинская область) — 29,1 балла.
4. EMW R35/3 (Максим Вайтман, Челябинск) — 28,68 балла.
5. Harley-Davidson WLA 42 (Максим Вайтман, Челябинск) — 27,9 балла.
Итоговый судейский протокол
Евгений Бушуев — главный судья, президент авторетроклуба OldMotors (Тюмень):
— В номинации «Ретромотоцикл» победил прекрасно отреставрированный довоенный Hecker K-125 1938 года выпуска Виктора Билевича. Второе и третье место получили «Красный Октябрь» 1939 года выпуска и ИЖ-350 1948 года выпуска из коллекции Владимира Седельникова. Все три мотоцикла скрупулезно восстановлены руками самих владельцев, вплоть до ручной отрисовки эмблем. Порадовал подход реставраторов к своей технике: она вся исправна и может использоваться по прямому назначению.
«Приз зрительских симпатий». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 100 000 рублей).
1. Вездеход трехосный (Вячеслав Розин, Камышлов, Свердловская область) — 365 купонов.
2. Самоделка «Рыжая бестия» (Вячеслав Галузин, Златоуст, Челябинская область) — 211 купонов.
3. Nissan GT-R R35 Liberty Walk Wide Body (Владимир Востриков, Екатеринбург) — 169 купонов.
4-5. Lada 212140 «Урбан/Нивушка» (Николай Почуев, Челябинск) и Jeep Grand Cherokee V5.9 The Wild Beast (Альберт Фахритдинов, Екатеринбург) — по 154 купона.
6. Самодельный автомобиль ISV (Сергей Иванцов, Челябинск) — 136 купонов.
7. Opel Astra J OPC Lambo (Игорь Пименов, Екатеринбург) — 134 купона.
8. Toyota Tundra «Кочевник» (Константин Попов, Челябинск) — 123 купона.
9. ЗАЗ-968М ProZAZ («красный-громкий») (Александр Блохин, Астана, Казахстан) — 100 купонов.
10. Toyota Altezza (Максим Бессонов, Екатеринбург) — 78 купонов.
Итоговый судейский протокол
Марина Верхозина (Москва) — главный судья, организатор фестивалей тюнинга БайкалМоторШоу, СибирьМоторШоу, УралМоторШоу, ЮгМоторШоу с 2014 года:
— Камышловец Вячеслав Розин вновь очаровал зрителей своими исполинами вкупе с открытостью для зрителей. И хотя у его экспозиции никто не пел и не танцевал, именно масштаб проектов и возможность без каких-либо ограничений изучать их и внутри, и снаружи предопределили любовь зрителей.
«Выбор организаторов». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 100 000 рублей).
Mitsubishi Pajero «Кулак Глатт» (Сергей Матвейчик, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) и ЗАЗ-968М ProZAZ («Красный-громкий») (Александр Блохин, Астана, Казахстан).
Игорь Верхозин (Иркутск) — продюсер фестивалей тюнинга БайкалМоторШоу, СибирьМоторШоу, УралМоторШоу, ЮгМоторШоу с 2005 года:
— Мы решили разделить Гран-при между двумя нашими участниками, которым пришлось «продираться» на УралМоторШоу через тысячи километров и границы. Олег Матвейчук из Комсомольска-на-Амуре проехал 7000 км. Александр Блохин — единственный иностранный участник, да еще с весьма оригинальным проектом.
«Группа поддержки». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 50 000 рублей, 2-е место — 30 000 рублей, 3-е место — 20 000 рублей).
1. ВАЗ-217250 «ТурбоПриорка» (Евгений Заварухин, Челябинск) — 100 баллов.
2. ГАЗ-М-21 «Волга» («Серая мышь») (Денис Кичан, Екатеринбург) — 95 баллов.
3. Honda Civic 4D (Марат Минибаев, Уфа) — 94 балла.
4. Toyota Altezza (Максим Бессонов, Екатеринбург) — 71 балл.
5. Scion xB «Полторашка» (Сергей Свирков, Новосибирск) — 52 балла.
Итоговый судейский протокол
Ксения Фролова (Владивосток) — главный судья, художник, основатель группировки «Hero4Hero», продюсер городских и частных мероприятий:
— Первое место ВАЗ 217250 «ТурбоПриорка» определило то, что девочки работали профессионально, активно представляли автомобиль на сцене. В целом слаженная команда, профессиональный подход и заслуженная победа. При этом между командами разыгралась настоящая битва. Группы поддержки устроили на сцене танцевальный батл: разница между вторым и третьим местом (95 и 94 балла) всего в один балл. Именно суммарная оценка судей за первый день работы коллектива позволила занять второе место Группе поддержки Дениса Кичана.
«Выбор пользователей Drom.ru». Учредитель номинации: Drom.ru — организатор УралМоторШоу-2018 (Гран-при — 20 000 рублей).
1. Mitsubishi GTO (Айдыс Саая, Кызыл) — 1716 голосов.
2. ВАЗ-21214 «Проект 800» (Андрей Скороходов, Омск) — 1144 голоса.
3. Самоделка «Рыжая бестия» (Вячеслав Галузин, Златоуст, Челябинская область) — 920 голосов.
4. Toyota Tundra «Металлика» (Григорий Батраков, Златоуст, Челябинская область) — 425 голосов.
5. Honda Steed Bobber (Егор Пересадило, Челябинск) — 349 голосов.
Андрей Ящерицын — сотрудник Drom.ru:
— В пятерке лидеров интернет-голосования — один спорткар, один мотоцикл и сразу три автомобиля повышенной проходимости. Наиболее активным в борьбе за голоса оказался Айдыс Саая из Тувы. Его впечатляющий Mitsubishi GTO набрал более 1700 голосов. Казалось, за владельца спортивного купе болела вся горная республика — и вот заслуженная победа.