Зачем чистить автомобильный кондиционер и какой способ лучше? - «Автоновости»

В сервисах предлагают подготовить кондиционеры к летнему сезону, проведя антибактериальную обработку. Что это — действительно необходимая процедура или бессмысленная трата денег? Drom.ru испытал два вида чистки кондиционеров: профессиональным устройством, которое используют в сервисах, и с помощью аэрозольного баллончика, который можно купить в автомагазине.

На СТО вам скажут, что в испарителе кондиционера могут скапливаться вредные микроорганизмы, и будут правы. Дело в том, что на холодном испарителе конденсируется влага из воздуха, основная часть которой стекает под машину через дренажное отверстие. Однако остатки конденсата остаются внутри климатической установки и вместе с теплом от моторного отсека образуют рай для развития грибов (в простонародье — плесени) и бактерий.

Эти проблемы не зависят от того, какая у вас система — с ручным управлением или полноценный климат-контроль — ведь испаритель имеется в любом случае.

Чем опасны плесень и бактерии в системе вентиляции?

Помимо неприятного запаха они могут провоцировать аллергические реакции, воспаление слизистой оболочки, насморк, кашель и одышку. Некоторые микроорганизмы являются канцерогенами, а еще любителей прохлады пугают легионеллой — бактерией, вызывающей легионеллез, опасный вид пневмонии.



Так выглядит плесень

Мы взяли для испытаний два автомобиля и попросили эксперта экологической лаборатории взять пробы из глубины воздуховодов и провести анализ. В обеих обнаружились грибы.

Владельцы машин об этом даже не подозревали, ведь ни кашля, ни других симптомов у них не было. Почему? Иммунитет! Организм здорового человека в состоянии противостоять многим патогенным микроорганизмам, к тому же в салон регулярно поступает свежий воздух с улицы. Но специалисты утверждают — от плесени вред для здоровья все равно есть. А если вы аллергик или регулярно возите в машине детей, об антибактериальной обработке стоит задуматься тем более.


Как чистят кондиционер и сколько это стоит?

В сервисах используют профессиональную установку, которая превращает дезинфицирующую жидкость в мелкодисперсную взвесь. Устройство устанавливается в салоне, климатическая система включается в режим рециркуляции, и дезинфицирующий «туман» начинает проходить через «внутренности» кондиционера.

Стоимость профессиональной обработки у официальных дилеров может отличаться на порядок: у массовых марок такая процедура обойдется около 1200 рублей, а на станции премиального бренда — в десять раз дороже.


Еще один способ профессиональной обработки, который набирает популярность в последнее время, основан на использовании так называемого «сухого тумана». Эта технология пришла от клининговых компаний, занимающихся дезинфекцией и удалением запахов из различных помещений. Принцип здесь тот же — создать как можно более мелкие частички, которые проникают в труднодоступные места. Только генерируются эти частички не с помощью ультразвука, а путем подачи антибактериальной жидкости из форсунки на нагревательный элемент, где и происходит мгновенное испарение. Средний размер капель «сухого тумана» — около 15 микрометров.

За обработку климатической системы «сухим туманом» просят от 700 до 1500 рублей в зависимости от размера автомобиля.


Можно ли почистить кондиционер самостоятельно?

Профессиональный аппарат для чистки кондиционера стоит около 40 000 рублей. Многие производители автохимии предлагают альтернативу — средства для самостоятельной дезинфекции, продающиеся в автомагазинах. Они делятся на два типа: аэрозольные и пенные. Из иностранных производителей подобные средства предлагает, к примеру, Liqui Moly и Sonax, из отечественных — Step Up и «Супротек». Стоимость — от 400 до 1000 рублей.




В составе указаны различные спирты, аммониевые соединения, хлориды, фенолы и многое другое. По информации, полученной нами от Московского городского центра дезинфекции, эти вещества действительно используются при борьбе с вредными микроорганизмами.

Инструкция к пенному средству гласит, что часть его при помощи трубки нужно подать прямо внутрь воздуховодов вентиляции, а часть — непосредственно на испаритель. Добраться до него непросто, но можно попробовать вставить трубку в дренажное отверстие под капотом. Через некоторое время пена превратится в жидкость, а систему вентиляции потребуется просушить, включив печку и вентилятор. Остатки средства при этом могут вылететь из дефлекторов, попасть на сиденья и другие детали салона. В общем, этот способ кажется нам наименее аккуратным.


Гораздо меньше возни с аэрозольным средством. Достаточно просто убрать из салона все вещи, перевести «климат» в режим рециркуляции, поставить баллончик между передними и задними сиденьями и активировать его. Само собой, окна и двери автомобиля должны быть закрыты. Таким образом система вентиляции будет гонять антибактериальную взвесь через себя, включая воздуховоды и испаритель. По идее, капельки должны осесть на деталях «климата» и дезинфицировать их.

Кстати, такую нехитрую аэрозольную дезинфекцию предлагают некоторые «гаражные» сервисы.


Важный момент, который нужно держать в голове при работе с аэрозольным средством, касается салонного фильтра. Дело в том, что на многих автомобилях воздух проходит через фильтр даже в режиме рециркуляции, поэтому если его не удалить, то сравнительно крупные частицы аэрозоля просто осядут на фильтре и процедура потеряет смысл. Мы в своих испытаниях использовали чистящие средства, которые, если верить инструкции, не требуют демонтажа салонного фильтра. В случае с другими средствами эта операция может потребоваться. Читайте инструкцию или перестрахуйтесь, удалив салонный фильтр перед чисткой системы вентиляции.

И конечно, не забудьте по окончании тщательно проветрить автомобиль.

Безопасны ли антибактериальные чистящие средства для здоровья?

За безопасность антибактериальных баллончиков, которые попадают на прилавки магазинов легально, переживать не стоит, поскольку выпускать и продавать их можно только после получения свидетельства о государственной регистрации, которое выдает Роспотребнадзор. Для этого делается исследование химического состава, токсикологическая экспертиза и проверка эффективности. Во время испытаний в специальных стерильных боксах проверяется действие средства на микроорганизмы в воздухе и на различных поверхностях. Положительное заключение выдается, если средство убивает как минимум 95% паразитов. И это не обман! В лабораторных условиях дезсредства действительно работают. Но одно дело, когда аэрозоль распыляется в пустой камере, и совсем другое — в автомобиле со сложной системой вентиляции с множеством патрубков и заслонок. Распыл просто может не добраться до всех зараженных мест.


Испытание: недорогое средство очистки против профессионального устройства

В одном из автомобилей мы использовали российское аэрозольное средство, в другом — профессиональную установку бельгийской компании.

В составе аэрозоля заявлен изопропиловый спирт, 2-фенилфенол, катионные поверхностно-активные вещества плюс эфирное масло эвкалипта. В составе антисептика, который использовался в профессиональной установке, — четвертичная аммониевая соль, алкилдиметилы, хлориды и изопропиловый спирт.

Конечно, исходные условия двух экспериментов изначально не совсем одинаковы: двух машин с абсолютно одинаковыми загрязнениями кондиционера быть не может. Пробы из воздуховодов это подтвердили. Каким средством чистить первый автомобиль, а каким — второй, решил жребий.

Автомобиль № 1. Испытание аэрозоля

Перед испытанием мы поменяли салонный фильтр на новый, но демонтировать его не стали, поскольку в инструкции к аэрозолю об этом ничего не сказано: «средство разработано для самостоятельного использования и не требует специальных знаний, навыков или инструментов».



Активируем баллончик, он распыляется около семи минут, в течение которых вентиляция гоняет через себя антибактериальную смесь, десять минут проветриваем, готово!

Проба до чистки показала, что в этом автомобиле были грибы пенициллы, кладоспориумы и немного аспергиллов. Проба после чистки — увы, аэрозоль справился только с аспергиллами, «пощадив» другие грибы. То ли активное вещество не смогло просочиться в труднодоступные места, то ли просто осело на фильтре.

Автомобиль № 2. Испытание профессионального устройства

По заявлениям производителя, размер частичек генерируемой взвеси — всего пять микрометров, и они спокойно проходят через фильтрующий элемент. Перед испытанием мы, как и при первом тесте, сменили салонный фильтр на новый.



Ставим прибор перед сиденьем переднего пассажира. Включаем рециркуляцию, запускаем установку, и через пять минут весь салон заполняется дезинфицирующим туманом. Десять минут отводим на работу, еще десять — на проветривание. Дело сделано.

Каков же результат? Если до обработки во втором автомобиле мы выявили пенициллы и незначительное количество аспергиллов, то после — почти ничего!


Вывод

Профессиональная антибактериальная обработка оказалась эффективнее любительской. Если хотите очистить систему кондиционирования своего автомобиля самостоятельно, то скорее всего придется повторить процедуру с баллончиком несколько раз, но эффективнее и, возможно, даже дешевле воспользоваться профессиональной антибактериальной обработкой.


Однако имейте в виду — никакая обработка не поможет при сильно загрязненном испарителе, на котором есть, например, крупные очаги плесени. В этом случае придется разбирать салон.

Читайте также:

Системы кондиционирования. Простые и надежные, но забывать о них не стоит

Другие статьи из раздела «Устройство автомобиля»


Зачем чистить автомобильный кондиционер и какой способ лучше? - «Автоновости»

123451 220
Особенности национального двигателестроения. Часть 2. «Американцы». Нижневально! Чугунно! Надежно!

62647 82
Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес

71717 111
Газотурбинные двигатели (ГТД). Тупиковая ветвь эволюции

59751 163
Легкосплавные колеса: Крутятся диски, крушатся диски

206484 569
Газобаллонное оборудование (ГБО): экономия денег, конец мотору или все же бахнет?
28-05-2018, 21:43
Вернуться назад