Помните, в прошлом поколении кроссовер Nissan Qashqai выпускался в версии «+2» с растянутой колесной базой и дополнительным третьим рядом сидений? Новый X-Trail настолько сильно похож на современный Кашкай, что по аналогии с Qashqai+2 его так и хочется назвать X-Trail «минус два»: новый «Икс» впервые получил третий ряд кресел именно в этом поколении, но в России его предлагать не будут даже в качестве опции.
Давайте сразу разберемся, чего еще мы не увидим в России по сравнению с другими рынками, на которые уже вышел новый Nissan X-Trail. Как ни странно, кроме третьего ряда сидений и сказать-то особо не о чем. Пожалуй, остается только весьма специфическая модификация с турбодизелем, передним приводом и вариатором — ее у нас тоже не будет.
Зато будет все остальное. С девятого декабря 2014 года на заводе под Санкт Петербургом налажен выпуск следующих модификаций: передний привод с бензиновым мотором 2.0 на «механике» либо с вариатором, полный привод с двигателями 2.0 и 2.5 (только с бесступенчатой трансмиссией), а также полноприводная версия с турбодизелем 1,6, только на «ручке». Весьма широкий выбор.
Такая вариативность позволяет ниссановцам полагать, что и нынешний кроссовер удовлетворит покупателя с самыми разными запросами и станет настолько же популярным, как и модель-предшественник, которая за семь лет выпуска нашла в России более 165 000 покупателей! Только вдумайтесь: это означает, что каждый год владельцем X-Trail становилось более 20 000 человек в нашей стране! Очень внушительная цифра, дополнительно «утяжеленная» присутствием Икс-Трэйл в тройке самых продаваемых кроссоверов Nissan все эти годы.
Предыдущие поколения Nissan X-Trail
T30 (2000 – 2007)
T31 (2007 – 2014)
Чем будет «брать» покупателя новый X-Trail? Конечно же, в первую очередь абсолютно иной, более современной и изящной внешностью. Расширение аудитории теперь возможно и за счет женской части населения (не секрет, что в своих предыдущих генерациях этот кроссовер выбирали в основном мужчины), и за счет привлечения под свое крыло тех, кому былой «кубизм» был не очень-то по душе. Впрочем, нельзя не предположить и того, что любителям брутальных форм такая интерпретация, наоборот, не понравится.
Издалека новый Nissan X-Trail, действительно, не так-то просто отличить от вышедшего ранее и, кстати, построенного на той же платформе кроссовера Qashqai. Похожа и форма фар, и общие пропорции кузова, и даже характерный изгиб задних окошек. Но передняя часть Икс-Трэйл выглядит более массивно, с выдвинутой вперед «челюстью»
Для нас внешность X-Trail не сказать чтобы стала совсем в диковинку. Еще в 2012 году в Женеве был представлен концепт-кар Nissan Hi-Cross, с которого наш сегодняшний герой срисован почти под копирку. К тому же, еще до появления на российском рынке нового Икс-Трэйл, стартовали продажи «младшего» Qashqai и «старшего» Pathfinder, которые были сработаны в том же стиле, едином ныне для всех кроссоверов Nissan.
Nissan Hi-Cross Concept, 2012
Впервые о том, как будут выглядеть грядущие кроссоверы от Nissan в целом и X-Trail в частности, мы узнали на автосалоне-2012, где японцы представили свой концепт кар Hi-Cross. Многие элементы дизайна перекочевали на новые Qaqshqai, Pathfinder, а вот теперь и на X-Trail. К сожалению, гибридной же силовой установки мы на новом серийном Икс-трэйл не увидим, как и футуристического интерьера, от которого остались лишь общие черты
Особенно много общего во внешности X-Trail — и мы это уже подмечали в начале статьи — с моделью Кашкай. Сразу видно — родные «братья»! Кажется, что разница лишь в мелких деталях, но на самом деле все кузовные панели, естественно, разные. Кстати, на Питерской линии пока штампуют только крышу и боковины, остальные детали привозные.
Сзади отличия от Qashqai видны более явно. Крыша ниспадает не так стремительно, фонари имеют совсем другую форму и наполнение, нижняя часть бампера выполнена с большим рельефом, а внушительных размеров пятая дверь обещает гораздо больший багажный отсек
Вместе с внешностью Nissan старается привести к общему знаменателю и интерьеры своих кроссоверов. Салон нового X-Trail также напоминает о Qashqai. Подобная Т-образная архитектура, такая же панель приборов, форма руля и семидюймовый дисплей мультимедийной системы NissanConnect второго поколения.
Интерьер нового Nissan X-Trail — это огромный шаг вперед по сравнению с неказистым и морально устаревшим салоном предыдущего Икс-Трэйла. Качество материалов выросло на порядок, появилось больше современных и интересных решений. «Деревенская» простота и «кубизм» форм теперь в прошлом
Но качество материалов, использованных на Икс-Трэйл, лучше «кашкаевского» и, что самое главное, просто на голову превосходит тот серый «деревянный» пластик и старомодные угловатые формы, что мы наблюдали в интерьере X-Trail предыдущего поколения. Если о внешности еще можно спорить, то салон однозначно стал удобнее, качественнее, дороже и приобрел особенный лоск, доселе для Икс-Трэйл не характерный.
Комбинация приборов Nissan X-Trail почти в точности копирует таковую с кроссовера Qashqai. Лаконично, добротно, удобно. «Читается» легко, а на цветной дисплей между «колодцами» можно вывести кучу полезной информации. «Богатство» нового салона X-Trail дополнительно подчеркивают семидюймовый дисплей системы NissanConnect 2.0 с функцией нажатия, на который, помимо прочего, можно вывести изображение системы кругового обзора Around View Monitor, а также активировать автоматический «парковщик» Park Assist
Еще одно выгодное отличие нового X-Trail — удобство посадки. Позиция водителя — вполне «легковая», диапазоны регулировок — достаточные, а сиденья Zero Gravity настолько хорошо распределяют нагрузки, что даже в дальней дороге в них совершенно не устаешь. Очень приятные кресла.
Сиденья Zero Gravity имеют хорошую форму, оптимальную жесткость и приличный уровень боковой поддержки. Единственным недостатком мы бы назвали слишком короткую подушку. Подросшая колесная база нового X-Trail позволила увеличить пространство на втором ряду кресел. Вход — удобный, диапазон продольной регулировки — 140 мм, можно регулировать и угол наклона спинки, а ступни пассажиров легко помещаются под передними креслами. К сожалению, из дополнительных удобств для пассажиров второго ряда предусмотрены только воздуховоды на центральном тоннеле и подлокотник
Помимо прочего, стал Nissan и просторнее. Опять же, стоит заметить, что у них общая с Qashqai платформа — CMF (Common Module Family) — но колесная база X-Trail длиннее, колея шире, а подвески одинаковые лишь конструктивно. По сравнению с Икс-Трэйл предыдущей генерации новый автомобиль стал длиннее на 260 мм, выше на 110 мм, шире на 200 мм, а колесная база подросла на 60 мм, что не замедлило сказаться на увеличении свободного пространства в салоне. К тому же, пассажиры второго ряда, который расположен амфитеатром, могут двигать части «дивана» в продольном направлении на 140 мм и менять угол наклона спинки. Центрального тоннеля сзади нет, двери открываются на широкий угол (80°), а крыша не давит на голову, даже несмотря на столь динамичный «завал».
Nissan X-Trail: платформа CMF
Совместная платформа Renault Nissan — CMF (Common Module Family) представляет собой полностью модульную схему, состоящую из пяти основных компонентов, которые обозначены на изображении разными цветами. Фиолетовый — кокпит, салон; оранжевый — моторный отсек; зеленый — задняя часть кузова; голубой — передняя часть кузова; серый — электрические компоненты. Тасуя между собой эти составляющие, концерн Renault Nissan намерен производить автомобили самых разных классов. Так, на платформе CMF Nissan уже выпускает Qashqai и X-Trail, а Renault, например, собирается запустить новые минивэны Espace и Scenic, а также седан Laguna. Всего пока около 14 моделей.
Возвращаясь к общей платформе CMF, отметим, что «начинка» X-Trail все же очень схожа с «начинкой» Qashqai. Так, например, на оба автомобиля устанавливаются, по сути, одинаковые двигатели — бензиновый 2.0 л и турбодизель 1.6 л. И если последний вообще без изменений (он выдает те же 130 л.с. и 320 Нм момента, что и на Кашкай), то бензиновый мотор MR20D модернизировали для Икс-Трэйла (полная маркировка двигателя сменена с MR20DE на MR20DD). Степень сжатия была увеличена с 10,2 до 11,2, изменен алгоритм впрыска и применена система регулировки фаз, как на впуске, так и на выпуске. Это позволило «украсть» дополнительные три «лошадки» (было 141, стало 144 л.с.) и четыре Нм (было 196, стало 200), при одновременном улучшении экономичности.
А вот купить Qashqai с более мощным (171 л.с., 230 Нм) 2,5-литровым мотором вы не сможете, в то время как для X Trail этот двигатель по прежнему предлагается. Хорошо известный QR25DE тоже немного осовременился: степень сжатия подросла с 9,6 до 10,0, а регулировка фаз есть теперь и на впуске, и на выпуске. Говорят, что это позволит сэкономить аж десятую часть топлива.
На центральном тоннеле расположился удобный рычаг бесступенчатой трансмиссии XTronic, а также «шайба» выбора режимов трансмиссии All Mode 4x4i. Их по-прежнему три: 2WD, Auto и Lock (работает до скорости 40 км/ч)
В качестве полноприводной трансмиссии X-Trail использует ту же систему All Mode 4x4 i, что и остальные кроссоверы Nissan. Суть ее работы хорошо известна: это типичный torque on demand, перебрасывающий назад до 50% момента при пробуксовке передней оси. Остальное доделывает система стабилизации, подтормаживая нужные колеса.
Nissan X-Trail Off-road
На этом видео хорошо видно, как система полного привода All Mode 4x4 i помогает сопротивляться диагональному вывешиванию. Мы экспериментировали с разными режимами (Auto с ESP, Auto без ESP, Lock — также в двух вариациях). Даже в случае автоматического распределения момента с включенной системой стабилизации X-Trail с задачей справляется. Немного «потупив» вначале, поиграв оборотами и передаточным числом вариатора, автомобиль все же продолжает движение. Впрочем, испытания проводились на покрытии с очень неплохим зацепом. Как оно будет на скользком — проверим уже весной.
За время теста в Карелии случалось всякое. Некоторым коллегам удалось и застрять в рыхлом снегу, и даже повисеть на бруствере, перебрав со скоростью на входе в поворот. Иногда мы снимали машину буквально руками, иногда использовали трос и лопаты, но во всех случаях помощь хорошо настроенной и постоянно совершенствующейся системы полного привода ощущалась отчетливо: «мозгов» у нее явно прибавилось.
Клиренс нового Nissan X-Trail остался прежним — 210 мм. Не так уж и мало, но против сугробов и снежных брустверов — утешение слабое. Даже в сочетании с системой полного привода All Mode 4х4 i. Последствия довольно серьезного вылета — минимальны: треснула часть молдинга на переднем бампере, немного замялась «банка» резонатора и сорвало несколько клипс, пристегивающих пластиковую защиту моторного отсека
Работа вариатора XTronic понравилась нам еще на Qashqai. На Икс-Трэйл используется та же бесступенчатая трансмиссия Jatco, но с иными настройками. Причем отличаются они не только от таковых на модели Кашкай. Для вариатора на версии 2.5 используется укороченная главная пара: 5,7 против 6,4 на модификации с двигателем MR20D. А для турбодизеля (напомню, что вариатор возможен также для переднеприводного автомобиля с турбодизелем, которого не будет в России) передаточное отношение еще более короткое — 5,6! Жаль все же, что нам не достанется такого автомобиля; он должен быть весьма шустрым.
Ходы подвесок X-Trail, конечно, совсем невелики. Но в сочетании с удачными настройками вариатора и полного привода этого достаточно, чтобы справиться с весьма серьезным диагональным вывешиванием
Но пока нам и вовсе предоставили возможность протестировать только бензиновые версии, оставив даже полноприводный турбодизель на «ручке» на потом. Насколько шустры они? Чудес от двухлитровой модификации мы не ждали. Вспоминая динамику Qashqai с аналогичной парой «двигатель — вариатор», ждать какой-то особенной прыти от X-Trail явно не стоило. Ее и нет. Это — автомобиль для города. Для ленивых светофорных стартов и неспешного движения в потоке мощности и момента вполне хватает. Но для резкого ускорения или обгона на шоссе требуется выводить двигатель в режим максимальной отдачи. Этому активно способствует вариатор, в ответ на полный дроссель с удовольствием закидывающий стрелку тахометра к отметке 6000 об/мин. Но шуму здесь больше, чем хода, соответствующего истерическому голосу мотора ускорения все равно нет. Подтверждают «опасения» и официальные технические характеристики: 12,1 секунды до «сотни» — весьма невыдающийся результат.
Динамики модификации 2.0 явно не хватает. Если в городе это чувствуется не так сильно — помогает вполне разумный вариатор — то на трассе 144 лошадиных сил явно недостаточно: давишь «в пол», а толку чуть. То ли дело версия 2.5 — совсем другой коленкор! Большая мощность, момент и укороченная главная пара делают свое дело
Другое дело 2,5-литровая версия. С первых метров движения становится ясно, насколько это более самодостаточный автомобиль. Мощности и момента здесь не намного больше, чем у двухлитровой машины, но вкупе с укороченной главной парой вариатора это дает очень ощутимый результат. Автомобиль с гораздо большей охотой реагирует на акселератор, ускорения даются намного легче (особенно после 100 км/ч), а при полном газе обороты стараются держаться в районе максимального крутящего момента (около 4200-4400 об/мин), что сильно улучшает акустическую ситуацию в салоне. Более солидным, правильным воспринимается такой X-Trail, при том что по расходу топлива у нас вышел паритет на обоих модификациях — около 10,5 л на 100 км.
Плавность хода у 2,5-литровой версии — значительно лучше, чем у двухлитровой, потому что настройки подвесок разные. Это заметно с первых метров пути. Интересно, каков будет «дизель». Пока нам на нем поездить не удалось
Сразу после знакомства с 2,5-литровым Икс-Трэйл стало ясно, что он предпочтительнее не только по запасу тяги, но и по плавности хода, а также и по информативности рулевого управления. Для интересующихся «одинаковостью» подвесок Qashqai и X-Trail есть такая информация: некоторые детали, несмотря на внешнюю схожесть, имеют разные номера в каталогах, а, следовательно, разные калибровку и настройки. Более того, отличаются и подвески для всех доступных у нас версий. Именно это вместе с увеличением снаряженной массы, видимо, дает такой эффект: X-Trail 2.5 на ходу воспринимается гораздо комфортнее X-Trail 2.0. Особенно здорово «топовый» кроссовер разглаживает дорожную мелочь, в то время как автомобиль с двигателем 2.0 довольно подробно передает мелкую «гребенку» и камни в салон. Средние неровности Икс-Трэйл проходит просто «на пять», и лишь особо крупные ямы отзываются заметными ударами. При этом особых претензий по управляемости нет ни к одной модификации кроссовера. Поведение понятное, отклик на руль достаточный даже на льду и на зимних шинах, а крены в поворотах совсем невелики (правда, на очень скользком покрытии). Система стабилизации работает корректно и совсем не резко, всегда вовремя подтормаживая нужное колесо. Ее можно отключить и попробовать X-Trail в скольжении.
На заснеженных и ледяных дорогах Карелии X-Trail позволял двигаться на очень приличных скоростях, почти совсем того не замечая. Понятная управляемость, логичные отклики и хорошая шумоизоляция делают свое дело
В поворот кроссовер заходит с небольшой ленцой, с легким сносом передней оси, но потом характер поворачиваемости меняется на нейтральный, и «Икс» скользит всеми четырьмя колесами — плавно, прогнозируемо, легко. Интересно наблюдать за распределением крутящего момента по осям на скользких покрытиях на дисплее приборной панели. Так, в момент сноса система All Mode 4x4 i подкидывает момент назад, а при заносе напрочь убирает тягу с задних колес, чтобы водитель смог вытянуть автомобиль передними колесам. Но это все заметно, если вдаваться в подробности и специально следить. По ощущениям же — просто логичная и понятная работа полного привода, которая позволяет весьма азартное поведение за рулем нынешнего Nissan X-Trail при абсолютной его покладистости.
Вывод
Ну и каков же итог? Действительно ли новый X-Trail так похож на Qashqai, что, может быть, и нет смысла переплачивать? Прочитав этот материал, вы сами смогли оценить, насколько «Икс» отличается от своего младшего «брата». Внешность, детали интерьера да некоторые одинаковые агрегаты — вот и вся похожесть. В то же время, X-Trail гораздо просторнее внутри, его салон отделан более качественными материалами, а багажник больше на почти 150 л. Бензиновые двигатели для Икс-Трэйл изрядно модернизированы, а вариатор и система полного привода имеют иные передаточные числа и настройки.
Объем багажного отделения нового X-Trail составляет 497 л. Предусмотрена специальная полка, с помощью которой можно создать многоуровневое пространство. Максимальный же объем, со сложенными сиденьями второго ряда, теперь составляет 1982 л
Кроме этого, высок уровень возможной индивидуализации внутри самой модели X-Trail. Так, в зависимости от модификации, автомобили располагают по-разному настроенными подвесками и бесступенчатыми трансмиссиями. Поэтому мы рекомендовали бы будущим владельцам протестировать все версии нового X-Trail перед покупкой.
Спинки сидений второго ряда складываются одним движением в пропорции 2:3 (но отдельно можно еще и убрать большую секцию подлокотника)
А в том, что этот кроссовер останется все таким же популярным, мы не сомневаемся. Если только новые цены и кризис не дадут о себе знать. С потребительской же точки зрения Икс-Трэйл в своей последней ипостаси только выиграл. Автомобиль реально «вырос» по всем статьям. А тот факт, что мы так и не увидим семиместной версии, может расстроить только очень узкий круг потенциальных покупателей. Так что забудем об этом…
Конкуренты
Toyota RAV4 Переднеприводную версию Toyota RAV4 с двухлитровым мотором (146 л.с.), на «ручке», в начальной версии «Классик» дешевле 1 208 000 рублей теперь не купишь. Полноприводный «рафик» с таким же двигателем и вариатором в комплектации «Стандарт» стоит 1 440 000 рублей. Подобным же образом оснащенный кроссовер с турбодизелем (2,2 л, 150 л.с.) оценивается в 1 548 000 рублей. В топовой версии «Престиж Плюс» автомобили 2.0 и 2.2 стоят, соответственно, 1 794 000 и 1 889 000 рублей. RAV4 со 180-сильным мотором 2.5 л можно купить по цене от 1 694 000 до 1 895 000 рублей.
Honda CR-V Кроссовер CR-V от Honda нынче стоит минимум 1 329 000 рублей. Столько просят за автомобиль со 150-сильным мотором 2.0 л на «механике» в самой простой комплектации Elegance. В версии Lifestyle такой же CR-V стоит уже 1 589 000 рублей. «Автомат» повышает цену еще на 180 000 рублей. За версию с мотором 2.4 л (190 л.с.) придется отдать от 1 589 000 до 1 919 000 рублей, в зависимости от комплектации. Все автомобили 2.4 оснащаются автоматической трансмиссией.
Mazda CX-5 В простейшей комплектации Drive можно купить только Mazda CX-5 с передним приводом, бензиновым мотором 2.0 л (150 л.с.), по цене от 1 180 000 до 1 250 000 рублей, в зависимости от коробки передач: «ручка» или «автомат». В версии Active продается либо СХ 5 2.0 2WD (1 310 000 рублей), либо 2.0 4WD (1 410 000 рублей), либо СХ-5 2.5 4WD (192 л.с. — 1 500 000 рублей), либо СХ 5 с турбодизелем 2.2 л и полным приводом (175 л.с. — 1 637 000 рублей). В топовой модификации Supreme кроссовер стоит 1 500 000 рублей (2.0 л), 1 590 000 (2.5 л) и 1 736 000 рублей (турбодизель).
Технические характеристики Nissan X-Trail 2015 для российского рынка (данные производителя)
2.0 2WD
2.0 4WD
2.5 4WD
1.6 Diesel 4WD
Кузов
Тип
Универсал (SUV)
Универсал (SUV)
Универсал (SUV)
Универсал (SUV)
Количество мест/дверей
5/5
5/5
5/5
5/5
Двигатель
Тип
Бензиновый
Бензиновый
Бензиновый
Дизельный, с турбонаддувом
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
4, в ряд
4, в ряд
Рабочий объем, куб. см
1997
1997
2488
1598
Мощность, л.с. при об/мин
144/6000
144/6000
171/6000
130/4000
Крутящий момент, Нм при об/мин
200/4400
200/4400
233/4000
320/1750
Трансмиссия
Привод
Передний
Полный
Полный
Полный
Коробка передач
6–МКП (вариатор CVT)*
вариатор CVT
вариатор CVT
6-МКП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Задние
Дисковые
Дисковые
Дисковые
Дисковые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, McPherson
Независимая, пружинная, McPherson
Независимая, пружинная, McPherson
Независимая, пружинная, McPherson
Задняя
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм
4640х1820х1715
4640х1820х1715
4640х1820х1715
4640х1820х1715
Колесная база, мм
2705
2705
2705
2705
Клиренс, мм
210
210
210
210
Снаряженная масса, кг
1525 (1555-1585)*
1642–1692
1659–1701
1675–1717
Объем топливного бака, л
60
60
60
60
Объем багажника, л
497–1585
497–1585
497–1585
497–1585
Шины
225/65 R17, 225/60 R18
225/65 R17, 225/60 R18
225/65 R17, 225/60 R18
225/65 R17, 225/60 R18
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
183
180
190
186
Разгон до 100 км/ч, сек.
11,1 (11,7)*
12,1
10,5
11,0
Расход топлива, л/100 км
Комб., л/100 км
8,3 (7,1)*
7,5
8,3
5,3
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
192 (165)*, Euro 5
174, Euro 5
192, Euro 5
139, Euro 5
Стоимость автомобиля, руб.
Базовая версия
1 249 000 (1 441 000)*
1 419 000
1 661 000
1 581 000
* — данные для автомобиля с вариатором
Фотобонус