И время «классики» пришло: реставрация «Жигулей» - «Автоновости»

Говорим реставрация автомобилей — и неизбежно представляем восстановление чего-то выпускавшегося полвека и даже более назад и дожившего до современности далеко не в том количестве, что сходило с конвейера. В России даже есть четкое, на уровне закона, определение: автомобиль считается культурной ценностью, если его возраст перешагнул 50 лет. Но, согласитесь, официальная формулировка, сложившиеся стереотипы и народная любовь к классике — вещи разные. Пусть это даже любовь к «классике» в буквальном смысле — к «Жигулям» первых моделей. Кто-то скажет — эка невидаль. Скептикам спешим сообщить: в среде ценителей ретро уже сформировалось целое направление, где объектом реставрации выступают автомобили, в которых некоторые до сих пор видят машины для ежедневной эксплуатации — «копеечки»-«троечки», 408-е и 412-е «Москвичи», 24-е «Волги». Делают в основном для собственного использования. Наш же герой радует не только себя, хотя, конечно, не отказывает себе в удовольствии после реставрации «вывести автомобиль в свет». Неожиданно открыл, что у качественно восстановленных ВАЗов есть свой потребитель.

Он приехал на встречу на универсале Lancer Evo IX — эксклюзив почище некоторого ретро (продавался только в Японии, а выпущен был в количестве 1000 экземпляров с «механикой» и 1500 — с «автоматом»). И, несмотря на то, что общаться собирались на тему «Жигулей», как-то незаметно заговорили об «Эвиках» и вообще хороших, интересных машинах. Да, любовь к автомобильным раритетам не обязана укладываться в определенные каноны. Порой она принимает разные формы, органично соседствующие друг с другом. У Дмитрия Штурнева процесс начался с дорогих иномарок. Не редких, нет, но которым в силу этого хотелось придать внешнего колорита. Процесс начался с пикапа Hummer H2 и Camaro предпоследнего поколения. Потом были Gelandewagen'ы, тоже экстерьерно облагораживаемые и всегда находившие благодарных покупателей. Ну а отношения с Evolution имеют долгую историю.


И время «классики» пришло: реставрация «Жигулей» - «Автоновости»


Формула работы с легендарным ралли-каром такова: находится (обычно на западе России) экземпляр в хорошем техническом состоянии, однако с кузовом в разной степени убитости. Такие машины периодически встречаются. Дмитрий отправляется на осмотр, приобретает и, доставив домой, придает внешности былой лоск. Иной раз приходится осуществлять довольно сложные кузовные работы. Потом «Эвики» клиентов находят всегда. Причем за годы занятия подобной реставрацией наш герой сделал себе имя, и покупатель после нехитрого поиска информации в соцсетях не приезжает за машиной — верит на слово. Отправляются Lancer'ы по всей стране, а, к примеру, версия Tommi Makinen Edition (фото справа), восстанавливаемая сейчас, уйдет поклоннику модели из Западной Европы, уже, кстати, ставшему постоянным клиентом (те, кому интересно это направление, могут зайти в аккаунт нашего героя на Instagram — @tommi_makinen)

Доводилось восстанавливать и спортивный «корч» — кроссовую Impreza. На ней потом выиграли этап Кубка России. Вообще психологический аспект тут важен не менее, чем финансовый. Когда покупатели, проехавшие полстраны, сообщают об успешном завершении перегона и говорят спасибо, успешная сделка вдвойне приятна. «Жигули» в этом смысле доставляют еще большее удовольствие. А почему, собственно, «классика», как пришел к этому?



Дмитрий Штурнев

— Почему «Жигули»? В первую очередь — это память об отце. В семье всегда были «копейки». Мне, тогда еще пацану, хотелось «троечку» — как более современную, стильную, что ли. Но разница в цене, помню, была 5600 и 9000 рублей, сами понимаете, очень существенно по тем временам.

В общем, классические «Жигули» нравятся до сих пор. Пробовал ГАЗ-24 — не то. «Москвичи» как-то не привлекают. Что-то постарше… Повторюсь, здесь все лежит в области личного отношения к машинам, а не финансовых раскладов, выгоды. Если будет заказ на «Волгу» или «Москвич» — выполню. Но, восстанавливая ВАЗы, так сказать, по собственной инициативе, получаю много положительных эмоций — пока продаю, с удовольствием использую как автомобили выходного дня. Тем более что клиент свой у «классики» есть. Это обеспеченные люди в возрасте от 40 до 60, которым приелись новые Mercedes да BMW. Зато присутствует ностальгия по советскому прошлому.

К слову, свою тягу к «Жигулям»-«тройке» Дмитрий реализовал. Первые три проекта, на данный момент законченные, были реставрацией именно ВАЗ-2103.


Первая «троечка» 1983 года бралась, скорее, под себя. По случаю купил у знакомого. Сейчас отмечает, что больше таких ошибок не совершает, поскольку в среде любителей подобного ретро ценятся модели 70-х годов с напольной педалью газа. А у этой машины к тому же еще и был установлен 1,7-литровый нивовский двигатель. По технике тогда ничего менять не стал, с позиции восстановления экстерьера все сделал правильно. В итоге «тройка» приглянулась владельцу торгового центра, который приобрел ее и выставил в зале.




Но что надо сделать, чтобы автомобиль выглядел так, как на снимках? Во-первых, найти хорошо сохранившийся экземпляр. Представьте, такие встречаются — с пробегом менее 100 тыс., иногда и 50 тыс. км. Стоят от 30–40 до 400–500 тысяч. Последние сразу мимо. Краска за 40 лет даже бережного гаражного хранения тускнеет, хром мутнеет, время оставляет свои следы на светотехнике. Покупка за полмиллиона хотя и ухоженной, но все же старушки — сомнительное вложение. А вот приобретение за те же 30–40, максимум 70 тысяч, позволяет вложиться в реставрацию по полной. Нужно лишь попытаться найти экземпляр с целым салоном. Это принципиально, поскольку обнаружить в продаже какие-то элементы взамен утраченных-изношенных практически нереально. Советская промышленность их, похоже, не выпускала или делала это очень ограниченно. Не исключено, наш автолюбитель, с его традицией добывать запчасти впрок, просто не видел никакой ценности в сиденьях и дверных картах. За несколько лет Дмитрию удалось разжиться деталями интерьера лишь однажды. Но и в том случае речь шла о покупке салона целиком, который в красном исполнении нашелся в «копейке» с сильно потрепанным кузовом. Связался с продавцом и договорился о приобретении только его.




Салоны ВАЗ-2101, -03 и их модификаций имели разные цвета и, кроме того, цветовые сочетания дерматиновых или тканевых вставок на сиденьях. А как пахнут! Парадокс — когда-то нас это раздражало. Теперь жигулевский аромат выступает неотъемлемым атрибутом того времени



Колеровка кузова отличалась еще большим разнообразием.


Под 30 цветов, среди которых были распространенные — желтый, зеленый, бежевый. Однако встречались редкие, имевшие поэтичные названия: синий «Валентина», «испано-красный», «примула желтая», «оливковый». К примеру, «троечка», восстановленная первой, окрашивалась в цвет «липа зеленая». А впоследствии покупались ВАЗ-2103 в цветах «голубая Адриатика» и «васильковый»

Разумеется, при поиске машин эксклюзивность цвета также учитывается. Тем не менее в любом случае кузов отправляется в полную перекраску. Потом сверху наносится лак, что в СССР не делали. Затем полировка и два-три слоя покрытия типа «жидкое стекло». Результат по ЛКП однозначно лучше, чем с завода. Более того, Дмитрий позволяет себе усилить эффект от качественной покраски современными эмалями и лаками.



Речь о крыше «в белом». Такого в Тольятти, конечно, не делали, однако смотрится красиво. Желающим иметь абсолютно аутентичный автомобиль Дмитрий сообщает: стыки между цветами выполнены по швам стоек крыши и под молдингами. При желании можно «залить» в тот же «васильковый» (вверху) или в «голубую Адриатику» (внизу). Колесные диски, обратите внимание, окрашены в цвет кузова — тоже не проблема. Наконец, и «реснички» на фарах демонтировать не трудно.



Покраска — это лишь полдела. Как говорилось выше, вся внешняя бижутерия от времени страдает не меньше. Единственный выход — замена всего декора и прочих элементов на новые. Да-да, именно новые, советские — те, что десятилетиями были расфасованы по ящикам-коробкам рачительными советскими гражданами. Только их использование гармонично дополнит применение современных технологий покраски.

Сложнее всего найти молдинги, особенно окантовку колесных арок и полоски на пороги. Видимо, как и в случае с салонами, Волжский автомобильный не считал необходимым выпуск такого рода запчастей. Либо автолюбители не могли себе позволить тратиться на вещи, от которых не зависит, скажем, успех открытия дачного сезона. В общем, приходилось из трех купленных комплектов собирать один целый. Редко попадается в продаже передний бампер — в хорошем состоянии, в хроме и с клыками. С задним проще. Все остальное — фары, фонари, в общем, светотехника полностью; брызговики с логотипом; решетка радиатора; эмблемы — в продаже имеются.



Любопытна ситуация с фарами и фонарями. Первые выпускались не только в СССР — еще в Чехословакии и ГДР. Вторые — у нас в стране и в Польше

Правда, для того, чтобы все это собрать, требуется время, порой немалое. К примеру, на «Адриатику» комплект подбирался восемь месяцев. И это несмотря на то, что едва ли не каждый свой день Дмитрий начинает с мониторинга объявлений. Цены, если брать с рук, пока еще вполне гуманные. Комплект фар можно приобрести за две-три тысячи. Решетку радиатора за полторы. Пару передних крыльев на «тройку» (кузовщина для «копейки», на удивление, еще выпускается, однако металл уже тонкий, качество самих деталей неважное) за две тысячи.



Новыми приобретаются даже камеры и шины — И-151 и МИ-16. Есть хромированные колпаки. Вот «штамповка» с ушками под их крепление — опять же редкость. Приходиться брать то, что попадается, прокатывать, пескоструить, красить. White wall`ы тоже обязательный аксессуар, добавляют шарма. К тому же такие выпускались и в Советском Союзе

Для примера, на ГАЗ-21 все втрое дороже. Между тем, и для «классики» существует, так сказать, «антидемпинг». В Москве и Питере появились фирмы, специализирующиеся на продаже запчастей к советскому ретро. Берут там же, где и Дмитрий, продают потом в 5-10 раз дороже.

Минимум сил требует реставрация технической составляющей. Здесь ради сохранения аутентичности автор обходится единственным штришком.



Двигатель по необходимости может быть откапитален, все остальные узлы и агрегаты — тоже (например, при полном восстановлении подвески можно обойтись 25 тысячами). И, естественно, никакого тюнинга! Только обязательная покраска моторного отсека и отдельных элементов — блока, клапанной крышки, радиатора, вентилятора и т. д. А принципиальный штришок — это занижение подвески. Ну не идет, как ни крути — при такой-то покраске, да еще двухцветной, при хромированных колпаках и колесах в цвет кузова — этим отреставрированным машинам кроссоверный жигулевский клиренс. Поначалу использовали пружины, укороченные на 30 мм, впоследствии — на 50 мм. Оказалось, что вторая коррекция именно то, что нужно.

В таком виде за «классику» уже не стыдно просить суммы в районе полумиллиона. Продавать — и принимать благодарность за качественно выполненную работу. Причем не только от покупателей — от прежних владельцев, что сохранили автомобиль за десятилетия. Отдали в хорошие руки и с удовольствием получили фотоотчет о том, что машина не пошла в распил для спорта — преобразилась в «молодую красотку», которой по выходным устраивают дефиле. Говорим же, тут все замешано не столько на деньгах, сколько на любви и ностальгии. Ну а у нашего героя в работе «копеечка» — с фисташковым салоном и по проекту в оригинальной (не по крыше) двухцветной окраске. По готовности расскажем. Может быть, даже выкатим на тест и попробуем найти для сравнения какого-нибудь «иностранца»-одноклассника того же возраста.

Фотобонус





















7-04-2018, 19:11
Вернуться назад