Статистика ГИБДД 2017: как много людей гибнет, сколько нарушают - «Автоновости»

Госавтоинспекция опубликовала официальные данные об аварийности на российских дорогах за 2017 год. Большинство показателей улучшается, но есть и весьма печальные цифры. Drom.ru предлагает вам ознакомиться с основными результатами и оценить, как повлияло на них изменение законодательства.

Российские дороги становятся безопаснее, несмотря на постоянное увеличение автопарка. На государственном учете находится 56,5 млн транспортных средств. Прирост за прошедший год составил 2,5 млн единиц (+4,6%). Снижение аварийности началось в 2012–2013 годах, и тенденция по основным показателям продолжает сохраняться. В 2017 году число погибших уменьшилось на 6% (19 088), раненых — на 2,6% (215 374), а количество ДТП снизилось на 2,5% (169 432). Нужно понимать, что это только те аварии, которые зафиксированы в ГИБДД. Например, по данным Российского союза автостраховщиков, в 2017 году за компенсациями по ОСАГО обратились 1 639 000 пострадавших, треть из которых оформили аварию по европротоколу.


Как и в предыдущие годы, самым опасным становится конец недели: в 2017-м больше всего аварий (26 124 — 15,4% от общего числа) происходило по пятницам, в 2016-м — по субботам (27 496 — 15,8%). Что же касается времени суток, то особенно внимательным нужно быть с 18 до 19 часов: в это время за прошлый год случилось 12 210 (7,2% от общего числа) ДТП (в 2016-м — 12 333 (7,1%)).


При общем улучшении ситуации в 2017-м увеличилось количество ДТП с особо тяжкими последствиями (в них погибает пять человек и более, получают ранения 10 и более человек). Их стало на 15,5% больше по сравнению с 2016-м годом. Всего произошло 223 подобных аварии, в которых погибли 552 человека (+ 17,7%), ранены 2300 человек (+36%). Не последнюю роль в этих событиях сыграли водители автобусов: только в пяти ДТП с их участием, произошедших в республиках Татарстан, Марий Эл, Краснодарском и Забайкальском краях и Владимирской области, погибли 80 и получили ранения 88 человек. Всего же автобусы попали в 78 аварий с особо тяжкими последствиями, в которых погибли 121 и получили ранения 155 человек. Водители автобусов вообще стали больше нарушать: в 2015 году рост составлял 1,9%, в 2016-м — 6%, а в 2017 году водителями автобусов совершено 5608 (+5,9%) ДТП, в которых погибли 324 (+26,1%) и получили ранения 8693 (+6,1%) человека.


Основная масса водителей стала нарушать меньше. За год зафиксировано 143 458 ДТП (-4,9%), в которых погибло меньше людей — 15 691 (-7,3%), и меньше пострадало — 191 648 (-4,5%). Основными нарушителями являются водители в возрасте от 30 до 40 лет, со стажем более 15 лет.

2017 год стал рекордным по количеству ДТП и пострадавших в них из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств. Всего произошло 6455 (+19,7%) таких аварий, в них погибли 1058 (+8,2 %) и ранены 9737 (+20,9%) человек. С одной стороны, у этой статистики есть объективные причины: средний возраст автомобиля в России хоть и сокращается, но все равно достаточно велик — 12 с половиной лет, а в связи со сложной экономической ситуацией у людей просто нет денег на поддержание техники в нормальном рабочем состоянии. С другой стороны, уже не первый год ГИБДД пытается вернуть под свою опеку техосмотр, и ухудшение состояния автопарка может быть основанием для этого.


Еще одна тенденция как причина аварий — «неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети». Хотя в 2017 году таких ДТП стало меньше по сравнению с предшествующим годом — зафиксировано 67 896 (-5,1%) происшествий, в которых погибли 6990 ( 10,9%) и пострадали 86 070 (-5,6%) человек — но их все равно достаточно много по сравнению с показателями предыдущих лет: 63 093 ДТП, 8016 погибших и 79 193 пострадавших в 2015 году, 51 573/7038/64 795 в 2014-м. Хорошо одно: за каждой подобной аварией стоит конкретное должностное лицо, которое должно нести ответственность и устранять причину.


Еще в июле 2015 года ужесточили ответственность за вождение в состоянии опьянения (штраф 30 000 рублей и лишение прав на 1,5–2 года) и ввели такое же наказание для отказавшихся от прохождения медосвидетельствования. Это возымело свое действие, таких нарушений стало меньше. В 2017-м при участии пьяных водителей совершено 16 265 (-3,4%) ДТП, в которых погибли 4647 (-4,2%) и ранены 22 049 (-3,8%) человек. При участии отказавшихся от прохождения медосвидетельствования водителей совершено 4025 (-6,1%) ДТП, в которых погибли 176 (-8,8%) и получили ранения 5678 (-7,1%) человек.


Впрочем, это же ужесточение ответственности негативно сказалось на показателе скрывшихся с места ДТП. Если с 2010 года количество «беглецов» в среднем за 5 лет составляло 8722, то в 2015-м аварий со скрывшимися участниками стало больше в 2,2 раза — 19 308. В 2016-м наблюдалось небольшое снижение — 18 651 ДТП, и в 2017-м количество заметно сократилось — до 12 613, а количество погибших (744 человека) вернулось с 1202 жертв в 2015 году на уровень предыдущих пяти лет — 735 человек. При этом количество найденных участников ДТП с 2013 года почти не меняется и колеблется около показателя 10 тысяч человек, но раскрываемость заметно снизилась: в 2013-м и 2014-м было найдено более 97% скрывшихся водителей, в 2015-м — 57,8%, в 2016-м — 58,7%, в 2017-м — 84%. Видимо, сокращение количества сотрудников МВД не позволяет выявлять нарушителей с прежней эффективностью. Сейчас эта задача решается благодаря увеличению количества камер на улицах.


Увеличение штрафов за непредставление преимущества пешеходам медленно, но верно улучшает ситуацию с этой незащищенной категорией участников дорожного движения. В 2017 году снизилось количество наездов на пешеходов: в 51 839 (-0,3%) таких ДТП погибли 5634 (-2,6%) и ранены 48 377 (-0,2%) человек. Стали законопослушнее и сами пешеходы: они были признаны виновными в 20 861 (-4.1%) ДТП с их участием.


В заключение — самая печальная статистика: в 2017 году на 1,6% (19 581) увеличилось количество ДТП с участием детей до 16 лет, число погибших выросло на 0,4% (до 713), а раненых — на 2,5% (21 136). Причем пострадавших детей-пассажиров больше, чем детей-пешеходов, а виновниками аварий в четверти случаев являются сами малыши. В среднем по стране ежесуточно происходит 54 аварии с детьми, в которых гибнут двое и получают ранения 58 несовершеннолетних.


Одним из основных направлений деятельности Госавтоинспекции в 2018 году будет повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения — детей и пешеходов. Помимо этого, приоритетными будет развитие системы оказания помощи пострадавшим, а также совершенствование улично-дорожной сети, включая развитие работ по организации дорожного движения. А формировать культуру поведения участников дорожного движения и повышать уровень правосознания можно вечно.

17-03-2018, 11:35
Вернуться назад