Нива-3, она же Lada 4x4 New Generation: Модель пропорций, или Яйца в омлете - «Автоновости»

Если взять Honda Pilot как образец, близкий по пропорциям, и добавить к нему пластики Jeep Grand Cherokee, с поправкой, конечно, на иную светотехнику, то получится достаточно правдивый образ. Ну, может, наклон задней стойки у Lada 4x4 NG (NG — New Generation — новое поколение) поменьше будет.

Маттиновский X-стиль едва просматривается, даже в оформлении передней части: фары прямоугольные, на крылья и капот почти не заходят, бампер тоже не особо хитровыдуманный. Разве что по бокам решетки радиатора есть некие элементы, имитирующие Х-образность, но не так явно, как на концептах Стива.

Задняя дверь открывается вверх, запаска находится в удлинившемся заднем свесе, а вот конфигурацию задних фонарей просто не помню.

В целом — образ достаточно «прямоугольный», без модно-кроссоверной обмылочности. Но до предела вторичный: эпигонство лезет изо всех эстетических щелей. Это явно не последнее слово в дизайне, не авангард и даже не постмодернизм, а сугубый классицизм, чтоб не сказать старомодность. Наверное, Нива-3 и должна быть такой — малозависящей от времени и географии. На века.

На картинке вверху, конечно, не сама Нива-3, а ее воссозданный по обрывкам воспоминаний образ. Макеты Нивы-3 снимать запретили категорически. На детали внимания не обращайте, это просто склеенная картинка из фотографий нескольких реальных автомобилей. Сейчас, спустя пару недель после посещения Центра стиля ВАЗа, я, конечно, не вспомню подробностей деталировки. Но, кажется, общее впечатление от машины передано верно. Хотя, подозреваю, ВАЗовские дизайнеры за этот домотканый коллаж поднимут меня на смех. Но как еще воспроизвести образ автомобиля человеку, не умеющему рисовать в принципе?


... Мы идем в Центр Стиля и на ходу Андерссон спрашивает: Почему русских менеджеров всегда нужно подгонять? Почему им нужно так много давления? Почему они все делают в последний момент?

Молчу, ибо не готов к упражнениям в изящной риторике. И чувствую смысловой подвох: неспроста Бу заговорил об этом, неспроста…


В демонстрационном зале управления дизайна стоит множество прототипов на разных стадиях готовности. Но центральное место — у неё, у Нивы-3. У двух образцов — трехдверной и пятидверной. Стив Маттин уехал в Италию, поэтому говорить будем со вторым человеком на ВАЗе по дизайну.

Рассказывает Андрей Захаров, начальник управления дизайна:


— Наша задача в новом проекте — развить традиции старого дизайна и сохранить технические возможности машины, главная из которых — исключительная проходимость. Машина должна остаться достаточно простым внедорожником, недорогим, сохранившим имидж старой Нивы. Поэтому среди разработчиков есть и те, кто делал первые два поколения автомобиля: дизайн создавался Валерием Семушкиным, а компоновка — Петром Прусовым.

Геометрию мы изменили — тут больше колея и база, чем у нынешней Лады 4х4.



То есть улучшили сразу удобство размещение пассажиров и устойчивость с управляемостью. Колея увеличилась на 80 мм, а база — на 100 мм. Размерность колес оставили, разве что шины будут немного шире, 205. Клиренс тоже останется в нынешних пределах. Высота увеличилась — ради оптимизации посадки, примерно до 1600 мм.

Эти экземпляры — суть модели пропорций. Здесь зафиксирована оригинальная посадка и компоновка салона, исходя из них мы будем дорабатывать дизайн. Работаем одновременно над трех- и пятидверкой. Пятидверка будет длиннее по базе примерно на 150 мм, ее длина — 4100 мм. Вообще, во всем, что касается геометрии, Lada 4x4 NG близка к нынешней Chevrolet Niva (4056 мм).

Это связано не столько с общей компоновкой, сколько с внутренним пространством. Chevrolet Niva — это ведь наш ВАЗ 2123.


Посадка в NG получилась даже лучше, чем на ШНиве, особенно сзади, у нас кузов шире.

Мы почти не используем силовой каркас Chevrolet, ни одной детали буквально в новую машину не перейдет, все подвергнется изменениям. Просто когда мы делали 2123, то провели очень большой комплекс работ по проектированию кузова, там еще есть задел, который можно использовать.

Обратите внимание — на NG задний свес больше, соответственно, больше и багажник. Запасное колесо мы убрали с задней двери и положили под днище. Багажник получается в пределах 420 литров (на Lada 4x4 — 265 литров, а у Chevrolet Niva — 320 литров). Задний свес у трех- и пятидверок будет почти одинаковый, там много унифицированных деталей. Поэтому у трехдверной машины багажник будет таким же большим.

Естественно, мы сохраним на Lada 4x4 NG постоянный полный привод.

Дизайн не оценивайте — повторюсь, это модель пропорций. Решения по светотехнике и передку не окончательные. Мы постараемся развить наш фирменный стиль, но прямого транслирования стиля Весты и X-Ray не будет. Хотим сохранить узнаваемый «нивовский» образ, поэтому передок будет вертикальным, бампер брутальным (в базовой версии — обязательно черного цвета) и малоцарапаемым. В NG планируется версия Urban, и там, конечно, бамперы будут окрашены в цвет кузова. Предполагаются, таким образом, два стилевых варианта — внедорожный и городской.

По пропорциям и компоновке решения утверждены, тут ничего меняться не будет. А с дизайном закончим до конца этого года. Инжиниринг тоже входит в завершающую стадию.

Вступает Бу Андерссон:

— Мы работаем параллельно над дизайном и конструкцией. Чему я удивлен на ВАЗе: Калину Кросс мы сделали за три месяца. Немного больше времени ушло на Ларгус Кросс. И я уверен, что Lada 4x4 NG мы запустим в конце 2017 года. Это значит, что надо искать инжиниринговые решения, которые помогут вписаться в этот срок. Это цель, мы к ней идем.

Мы не должны геройствовать и надрываться. Но, как я уже говорил, и Chevrolet Niva в качестве платформы мы тоже брать не будем. За 38 лет мы продали 2,2 миллиона старых Нив, у нас очень лояльная база потенциальных покупателей. Все, с кем говорил я, просят: сохраните нынешние — как у Lada 4x4 — размеры. Сохраните стиль, особенности поведения машины. Мы одновременно делаем проработку пропорций, дизайна и конструкции. Можно делать последовательно, но на это уходит больше времени. У нас его нет.


Вспоминаю грустную сентенцию Бу про необходимость давления на русских менеджеров...

Не могу не спросить его о важном:

— Какова стоимость всего проекта?

(Бу делает длинную паузу, мнется, смотрит на меня с сомнением.)

— 10 миллиардов рублей. В целом. Или меньше.

— Будет ли ВАЗ как акционер GM-АвтоВАЗа делать что-то, чтобы СП прекратило свое существование, убирая таким образом конкурента с рынка? Это вполне в компетенции акционера, имеющего 50-процентную долю в СП.

— Я являюсь председателем Cовета директоров GM-АвтоВАЗа, мы там сейчас и акционеры, и поставщики. В сегодняшней программе, с Chevrolet Niva первого поколения, мы будем в СП до конца. Я говорил об этом и в российском правительстве: нет никаких проблем, чтобы после ухода GM мы остались в этом СП. Но оставаться только акционером (а именно к этому сведется участие ВАЗа в СП после возможного запуска Chevrolet Niva-2 — авт.) — это как делать омлет без яиц. Сегодня мы — яйца в омлете GM-АвтоВАЗ, а завтра мы что, вообще не участвуем в этой кулинарии?

— Какова же стратегия ВАЗа в отношении СП?

— Я позитивно настроен. Это очень хороший завод. Он никогда не терял денег. Мы разрабатываем план, который будет приемлем для обеих сторон. Большего я вам сегодня сказать не могу.


История проекта Нива-3 длительна и ухабиста. О ней начали задумываться сразу после передачи 2123 на GM-АвтоВАЗ, то есть более десяти лет тому назад. И все никак не могли решить, делать совсем новый автомобиль или можно воспользоваться наработками по старым. При Комарове про «совсем новый» речь уже не шла, понятно было, что ни по кузову, ни по агрегатам ВАЗ оригинальную конструкцию не вытянет. Да и объем выпуска никогда не будет таким, чтобы отбить почти миллиард долларов на принципиально новую платформу.

Евгений Шмелев, в бытность свою вице-президентом ВАЗа по техническому развитию, был убежден, что Ниву-3 надо делать из кузова Лады 4х4, удлиняя его и ужесточая силовой каркас. Сергей Курдюк, главный конструктор, склонялся к варианту использования «двадцать третьей» платформы. Алан Дибуан, нынешний директор по программам и продуктам, вообще тихой сапой отстаивал интересы французских акционеров и «протаскивал» платформу Дастера. Именно он был настойчив в определении базы Нивы-3 длиной 2500 мм. Это предельно усложняло использование кузова 2123, спроектированного под базу 2450. Казалось бы, всего 50 мм, но ими Дибуан фактически ставил крест на ШНиве как доноре.

Сейчас, как сказано выше, остановились на базе 2300 мм для короткобазной версии и 2450 для длиннобазной. Последний параметр косвенно говорит о том, что платформа ШНивы использована все-таки в большем объеме, чем говорил Захаров.

Кстати, ВАЗовцы постфактум деликатно попросили не публиковать геометрические параметры Нивы-3. Я ответил не менее деликатным отказом. Сошлись на том, что эти параметры нужно назвать предварительными, так как проект еще развивается. Косвенно это свидетельствует о том, что параметры как раз окончательные, но ВАЗовцам не хотелось бы их преждевременно обнародовать.

Прямых и стопроцентно точных сведений по набору агрегатов и компонентов, равно как и по конструкции привода нет, поэтому далее я буду передавать информацию из собственных источников.

Компоновка Lada 4x4 NG остается продольной. Базовым мотором будет ВАЗ 21176 — 122-сильный 1.8, чья подготовка производства идет полным ходом и который впервые появится на X-Ray. Дизель тоже запланирован, но вот будет это Fiat 1.3 16v MultiJet или что-то другое, пока не решено.

Главная проблема — переработка трансмиссии, с тем, чтобы убрать промежуточный вал между коробкой передач и раздаточной коробкой. ВАЗовцы внимательно смотрели, каким путем пойдет конструкторская группа Ольги Шопп, проектировавшая ШНиву-2. И увидели, что можно переделать кузов 2123 весьма малыми усилиями, чтобы разместить раздатку вплотную к коробке. Для этого нужно изменить конфигурацию «среднего пола» (так называется один из штампов каркаса). «Джиэмовцы» даже фактически повторили конструкцию ВАЗовской раздатки 2123, изменив только картер и внедрив электропривод переключения. Самое главное, что они взяли принципиально новую коробку передач Isuzu, под больший крутящий момент.


Коробка передач Avtec–Isuzu. Фото с сайта tzvd.ru

Это именно то, чего так не хватает Ниве-3. Коробка передач от «классики» едва справляется с 150 Нм. С мероприятиями по усилению — до 165 Нм. А двигатель 1.8 развивает 173 Нм! А если вспомнить про опционный дизель...

Доподлинно неизвестно, как ВАЗовцы планируют решить эту проблему, дальнейшими попытками усиления старой «классической» коробки, применением импортного агрегата или, чем черт не шутит, постановкой на производство совсем новой КП. Последнее не так уж нереально, известно как минимум об одной конструкции, предложенной ВАЗу со стороны — там коробка держит момент в 195 Нм. Остальные элементы трансмиссии в той или иной степени перейдут от ШНивы с оглядкой на опыт построения ШНивы-2.

Я, кстати, пытался поговорить с директором проекта Натальей Воробьевой, но ничего не вышло — даже на письменные вопросы она не ответила. Рано, дескать. Но из других источников известно, что количество нерешенных вопросов на проекте все еще очень велико, так что, возможно, руководству просто нечего сказать.

Если говорить про шасси, то оно принципиально не изменится, передняя двухрычажная подвеска и задний мост на пружинах останутся, сделают поправку только на новую колею. Изменится и передний подрамник — ему теперь нужно будет нести еще и реечный рулевой механизм.

В целом же, как ни крути, получается машина, конструктивно весьма схожая с Chevrolet Niva-2. Но ВАЗовцы убеждены, что Нива-3 будет лучше «джиэмовской» разработки — у ВАЗа есть возможность наблюдать за ходом эволюции 2123, реализуемой GM-АвтоВАЗ, и учиться на чужих ошибках. Впрочем, они всегда так говорят, на любом новом проекте.

Но сейчас все серьезно: Нива-3 станет омлетом исключительно из ВАЗовских яиц. Значит, машина будет как минимум дешевле Chevrolet Niva-2. Если она вообще увидит свет.

Что-то мне подсказывает, что Андерссон неспроста умолк в разговоре о судьбе СП GM-АвтоВАЗ на самом интересном.


Фотобонус: как делают Lada 4x4, апрель 2015
Нива-3, она же Lada 4x4 New Generation: Модель пропорций, или Яйца в омлете - «Автоновости»























27-05-2015, 13:36
Вернуться назад