В последнее время о китайских автомобилях приходится говорить все чаще. Полчище растет. Повышается и качество исполнения. Еще недавно все остерегались «китайцев», как чумы, а совсем недавно у нас на тесте был седан Geely, достойно прошедший краш-тест Euroncap. Мы решили продолжить это начинание, и сегодня в нашем тесте сошлись два китайских кроссовера одного класса — Haima 7 и Cherry Tiggo 5. Обе машины переднеприводные, примерно одной цены, размеров и оснащения. А чтобы придать тесту дополнительной острастки, мы добавили к китайской парочке одного из лучших представителей жанра современных среднеразмерных кроссоверов — Тойоту РАВ4.
Toyota RAV4 выступает в этом тесте как референсный автомобиль. Несмотря на то, что по размерам это одноклассник, на рынке Тойота, конечно же, не является «китайцам» прямым конкурентом. Но понять, насколько продвинулись в своем развитии автомобили из Поднебесной, можно лишь орудуя японским «мерилом»
К сожалению, не удалось получить на тест переднеприводный автомобиль. Что ж, придется довольствоваться полноприводной двухлитровой версией на «ручке». Проверка «китайцев» этим референсным автомобилем будет строгая.
Самым доступным автомобилем в тесте является Хайма. Новую машину в салоне можно купить примерно за 599 000 рублей. Причем это будет автомобиль со 150-сильным двигателем, кстати, единственным для Haima 7. Тем не менее тестовая версия потянула на все 779 000 рублей. А топовая «семерка» с навигацией и пятиступенчатым «автоматом» стоит 869 000 рублей.
Что касается Tiggo, то и этот автомобиль на рынке представлен с единственным мотором. Речь идет о двухлитровом агрегате мощностью 138 л.с. Стартовая цена Тигго 5 — 750 000 рублей. Наша, средняя комплектация, потянула на 819 000 рублей. А топ-версия с вариатором стоит 929 000 рублей.
А самым дорогим является, конечно же, RAV4 — его ценовой диапазон после недавнего понижения цен колеблется от 998 000 до 1 615 000 рублей. Что касается тестовой машины, то ее стоимость составила 1 319 000 рублей.
Если оставить в покое вопрос цены, то надо будет признать, что одноклассники отличаются друг от друга несильно. В основе — атмосферные «четверки» похожей мощности, механические коробки передач. Да и размеры схожи. По длине, ширине и колесной базе лидирует RAV4. Зато оба «китайца» немногим выше оппонента
Давайте начнем осмотр подопытных автомобилей. Сначала остановим свой взор на белоснежной Хайме. Выглядит машина симпатично. В ней читается стиль Мазд предыдущих поколений. Впрочем, «китаец» и не стесняется похожести, а наоборот, ее подчеркивает. Формой фар, пластикой боковин, шрифтами. Да и названием с цифровой приставкой. И получается вроде бы неплохо. Но эмблема сразу напоминает об УАЗe. Заставляют еще раз вспомнить кондовый отечественный внедорожник еще и чрезвычайно по сегодняшним меркам высокопрофильные покрышки размерностью 235/70 R16. Смотрится на них Хайма довольно-таки неуклюже. Зато бордюров не боится совершенно.
Красавицей Хайму не назовешь, но и страшилой тоже. В усредненном образе без явных заимствований можно найти следы разве что дизайна Мазд прошлого поколения, но и то не очень явные
Сборка кузова Хаймы также неплохая. На «четверку» тянет. Но приглядевшись, я замечаю на капоте точки. Присматриваюсь — так и есть, проступает ржавчина. Таких крапинок на капоте несколько. А машина-то практически новая. К слову, когда мы подняли Хайму на подъемник, сразу обнаружился совершенной рыжий металл защиты двигателя. Антикоррозийной обработки днища при этом увидеть не удалось. Приглядевшись, мы заметили также, что с левой стороны передней подвески стабилизатор поперечной устойчивости трется о нижний рычаг подвески. А с другой стороны такого контакта нет. Все это настораживает и не вселяет уверенности в общем качестве исполнения автомобиля и его долговечности.
Автомобиль неплохо смотрится и сзади. Немного неуклюжим его делают только высокопрофильные шины. Зато они обеспечивают более мягкий ход
Высокий Tiggo передком с некоторых ракурсов тоже вызывает ассоциации с УАЗом. Чем-то он похож на дорестайлинговый Патриот. Но в целом внешность этой машины можно считать в некотором роде прорывом для дешевого китайского автопрома.
Внешность Tiggo — прорыв для китайцев. У марки появляется собственное лицо. И спасибо за это надо сказать европейским дизайнерам. Смотрится Tiggo 5 спереди неплохо и современно
Tiggo 5 — автомобиль с собственным лицом. Заметно, правда, что его стиль еще до конца не сформирован. Тем не менее понятно, что китайцы (вместе с контрактными европейцами) движутся в верном направлении. Тигго 5 выглядит достаточно современно. Цвет автомобилю идет. Оптика — симпатичная. Чудачеств и «китайщины» не наблюдается. Разве что немного грузной получилась задняя часть, но заметно это не с любого ракурса. Качество сборки кузова Chery лучше, чем у основного конкурента. Машина стоит на неплохих 17-дюймовых колесах и совершенно не теряется в городском потоке. Стыдиться за ее внешние качества владельцу не придется.
А вот задняя часть немного подкачала. Тяжеловесно выглядят арки — 17-дюймовые колеса в них немного теряются. Но в целом владельцу Tiggo 5 за внешность своего автомобиля краснеть не придется
И только когда рядом оказывается Тойота, приходится немного вернуться с «китайских небес» на землю и заметить, что наиболее гармоничным, привлекательным внешне и внешне же качественным в этом трио является, конечно же, RAV4. Даже в далеко не самой богатой комплектации, на обычных 17-дюймовых колесах. Стремительный силуэт, тщательно проработанная оптика, лучшее качество покраски и подгонки кузовных деталей.
Внешностью RAV4 сегодня мало кого удивишь. Особенно в начальной комплектации. Однако на фоне «китайцев» она расцветает. Японский автомобиль смотрится, конечно же, наиболее презентабельно, качественно и современно
В общем, рядом с RAV4 «китайцы» теряются. Но не забывайте, что Тойота в тестовой комплектации без 100 с небольшим тысяч рублей в два раза дороже каждого из оппонентов! Поэтому здесь все логично. Однако надо признать, что для своих денег выглядят машины из Китая прилично. В большей степени это касается Chery.
В задней части обращает на себя внимание большая пятая дверь, которая обеспечивает широкий проем и низкую погрузочную высоту багажника
Салон Хаймы можно хорошо охарактеризовать словом «пластмассовый». Он выглядит пластмассово и пахнет пластмассой. Дизайн интерьера словно поручили разработать бездушным компьютерным программам. Причем не самым современным. Приборы простецкие, передняя панель выглядит как старый «музыкальный» центр. Хотя это даже слишком. Скорее, электронные часы. Графика дисплеев примитивная, алгоритм управления тоже не отличается изощренностью. Вообще удивительно встретить машину с таким топорным интерьером в 2015 году.
Посадка в Хайме достаточно удобная. А вот расположение руля, педалей и кресла напомнило мне о машинах прошлых поколений. Баранка тут обтянута кожей и грубовато прошита. На ее левой части скромно притаились клавиши управления аудиосистемой, которая, кстати, не имеет USB-входа.
Салон Хаймы как будто вырублен топором. Посадка достаточно высокая. Регулировок кресла достаточно. Радует также, что руль регулируется по вылету. Приборы читаются нормально, несмотря на блики. Центральная консоль напоминает старый «музыкальный центр». Не дружит с USB. Пластик клавиш склонен быстро загрязняться. Печка регулируется двумя вращающимися рукоятками. Температуру означает вертикальный столбик в левой части экранчика
Что касается ситуации на втором ряду, то по этому показателю Хайма занимает третье место. Но пространства мне лично там было вполне достаточно, когда я сидел сам за собой (рост 187 см). RAV4 и Tiggo 5 несколько просторнее оппонента.
На лаконичном центральном тоннеле — все, что нужно. Жаль, что подстаканники неглубокие. Подогрев сидений — аж пятиступенчатый. Дверные панели — сплошь из жесткого пластика. Мягкая только подлокотная часть
Хайме удалось расстроить еще и багажником. Во-первых, налицо большая погрузочная высота. Во-вторых, спинки сидений второго ряда нельзя сложить вровень с полом. Подушки закреплены, и спинки в них просто упираются. Да и качество отделки кресел при виде сзади, из багажника, не радует. Как у Хаймы, так и у Тигго чехлы сидят криво и топорщатся.
Кресла Хаймы (здесь и далее фото слева) жестковаты. Подушка достаточно плоская, а вот спинка фиксирует ощутимо. Регулировки по высоте нет у пассажира, но есть у водителя (с помощью вращающихся рукояток). Сиденья Тигго 5 (фото в центре ) самые жесткие. Профиль спинки выталкивающий, а посадка — высокая. Регулировка по высоте есть только у водителя. Качество кожи не впечатляет. Зато есть перфорация. Кресла Тойоты (фото справа) — с комбинированной отделкой. Но по сути они тканевые. И самые удобные. Комфортабельные и с достаточной боковой поддержкой. Да и регулировок хватает. Опустить либо поднять можно только водительскую «сидушку».
Сзади меньше всего места в Хайме. Но сам за собой при росте в 187 см я сажусь нормально. В спинках передних кресел есть специальные выемки под ноги. Да и над головой запас есть. Центральный тоннель незначительно выступает в салон. В Тигго еще просторнее. Больше места для ног и выше потолок. Но набивка сидений ощутимо жестче, отчего страдает комфорт. Лучше всего в Тойоте. Тут почти плоский пол, мягкий диван. Много места и есть возможность регулировать угол наклона спинки.
Дополнительных радостей жизни на втором ряду нет ни у кого. Вентиляция подведена только к ногам. Хайма способна предложить двойной складывающийся подстаканник в нижней части торца тоннеля.
Отправляемся в Tiggo 5. Уже первый взгляд на интерьер дает понять, что здесь ситуация лучше, чем у оппонента. Порядок с дизайном. Передняя панель симпатичная, как и внешность, она современная. Упругого пластика нет, но он и не нужен — законы жанра позволяют. Куда важнее то, что здесь качественнее фактуры и больше внимания уделено проработке деталей. Выше и качество сборки. Единственное, что портит впечатление от салона — отделка сидений. Если это и кожа, то выглядит она как пресловутые китайские «кожанки» из начала 90-х. Зато есть перфорация.
Симпатичный рычаг КПП, качественный руль, стильные приборы, нормальный бортовой компьютер. Внутри Tiggo 5 производит позитивное впечатление. По салону он на голову выше Хаймы. Правда, досадный просчет нашелся, когда я пришел заводить автомобиль морозным утром. В нашей комплектации не оказалось подогрева сидений.
Симпатичный дизайн и на удивление хорошее качество сборки. Передняя панель — жесткая. Посадка — самая высокая в тесте. У Chery нет регулировки руля по вылету, что минус. Приборы удобны в пользовании, а вот информационный дисплей по центру мелковат. Но тоннеле — USB и AUX-входы, подстаканники и удобная ниша для мелочей
По запасу места на втором ряду Tiggo также хорош. Плюсом по сравнению с конкурентом является и нормальная трансформация сидений второго ряда. Тигго — самый высокий в тесте, и места над макушкой предостаточно как спереди, так и сзади. Любители ездить за рулем в шапке-ушанке это непременно оценят.
У Tiggo даже в средней комплектации есть камера заднего вида. Блок управления аудиосистемой скомпонован аккуратно. Дверные панели симпатичные, ручка расположена удобно, крепкая, в руке не «играет»
Что ж, на сладкое — RAV4. После жестких салонов и сидений китайских автомобилей в RAV4 усаживаешься, словно в Lexus. Передняя панель кажется футуристической. Отделка «полки» на торпедо мягким материалом, имитирующим кожу, завораживает. Кресло нежно и комфортно принимает в свои объятия, надежно фиксируя в поворотах.
Посадка более глубокая, регулировок больше. В салоне нет лишних запахов. И даже несмотря на то, что центральный дисплей тут меньше, чем в Chery, у него больше функций. Да и вообще этот элемент не портит ощущение более качественного и комфортабельного салона. Даже в этой, относительно бюджетной комплектации, качества автомобиля тут больше, чем в «китайцах». Это очевидно.
Любопытный дизайн и добротные материалы характеризуют интерьер RAV4. Тут самая глубокая посадка и обширные регулировки кресла и руля. Приборы с главенствующим спидометром хороши. Сенсорный дисплей мультимедийной системы управляется клавишами по бокам. Тут же, на приливе консоли — управление «климатом». Удобно и понято. Отделка под карбон оживляет салон. Подстаканники — нормальные, глубокие. Набалдашник КПП в форме шарика наиболее предпочтителен
Сзади в Тойоте также сидеть удобнее. Диван мягче, пол почти плоский. В том, что касается объема и организации багажного отсека, а также качества его исполнения — Тойота явный лидер этого теста.
Дверные панели — «дизайнерские». Нарядно выглядят. Тем не менее все удобно. Правда, карман мелковат. Подлокотник — с одним дном, а бардачок радует большим объемом
Оснащенная «механикой», тяговитым двухлитровым 150-сильным атмосферником и ортодоксальным гидроусилителем руля, Хайма отправляет своего водителя в недалекое автомобильное прошлое. Тут много достаточно натуральной обратной связи на увесистом руле. В наличии быстрая реакция на нажатие акселератора (педаль, по ощущениям, минимально отягчена экологическими «удавками»). Движок с ростом оборотов весело оживает, отдавая тягу на самом верху. Момент замыкания сцепления чувствуется неплохо, а вот привод «механики» самый длинноходный и наименее четкий в работе. Ходовые качества Хаймы не отторгают, а бодрый двигатель позволяет чувствовать себя на дороге достаточно уверенно. По крайней мере, от китайского оппонента «семерка» уезжает. Но мы ведь не гонять сюда пришли. Что еще, кроме динамики и руля?
Самый мощный в тесте мотор дарит Хайме неплохую динамику, пожалуй, лучшую в тесте. Кстати, только «семерка» развивает скорость в 200 км/ч (по паспорту)
Наверное, шумоизоляция. Она у Хаймы несколько лучше, чем у Chery. Haima 7 также порадует более комфортабельным ходом и лучшей развязкой от вибраций. Думается, высокие шины сказали тут не последнее слово. На хорошей скорости за счет, опять же, резины этот кроссовер требует корректирующих действий рулем — динамический коридор расширяется. Что касается тормозов, то здесь лидера определить не получилось. Все три автомобиля хорошо и прогнозируемо замедляются. А лучшая чувствительность педали у Тойоты.
Благодаря высокопрофильной резине Хайма лучше всего разглаживает микропрофиль, на ней легко покорять бордюры. Но из-за таких покрышек реакции на действия тяжеловатой баранкой не столь быстры, как у конкурентов. От уводов шин никуда не деться
Chery оснащен электроусилителем рулевого управления, и работает этот агрегат на «четверку» с минусом. Руль в большинстве случае легкий, информации мало. Особенно на контрасте с Хаймой. Зато «наматываться» на баранку не надо.
Tiggo 5 на ходу самый жесткий. Машина тряская, а подвеска работает громче всего. Chery на последнем месте и по динамическим характеристикам
Машина высокая, у нее самые заметные крены и наиболее растянутые реакции на работу рулем. А еще у Chery излишне жесткая и шумная подвеска. Трясет пассажиров и передает много лишней информации в салон. И сиденья тут самые недружелюбные. И «шумка» наиболее слабая. В общем, на ходу Тигго «шарабанистый». Громкий и трясучий. Динамические характеристики этого автомобиля также не впечатляют. В тесте он самый медленный. Не удивительно, ведь мощность мотора — самая низкая, а снаряженная масса на 135 кг больше, чем у Хаймы. А RAV4, который на 1,2 центнера тяжелее Tiggo5, разгоняется до «сотни» на 2,6 секунды быстрее! Полный привод, не китайские «лошади» и дополнительная ступень в КПП делают свое дело.
По максимальной скорости Chery на равных с Тойотой — 180 км/ч
Ходовые качества Тойоты самые взрослые. Конечно, наличие полного привода и дополнительная масса сказываются. Идет увесистый RAV солиднее и с достоинством полноприводной машины (что обусловлено изменившейся развесовкой). Но и моноприводный японский кроссовер однозначно будет ехать лучше и качественнее своих китайских оппонентов, сомневаться в этом не приходится. «Японец» демонстрирует недосягаемо слаженную для оппонентов работу всех систем и узлов автомобиля. Эффективный и экономичный мотор, четко работающий привод коробки передач и сцепление. Достаточно информативный и отзывчивый руль с электроусилителем. Комфортабельная подвеска, которая неплохо проявила себя и в предельных режимах. О преимуществах полного привода и говорить лишний раз не стоит.
Ходовая RAV4 после «китайцев» — «это просто праздник какой-то». Подвеска комфортабельна, но при этом наделяет автомобиль качественным и прогнозируемым поведением на дороге
Вообще, двухлитровый RAV4 на «механике» произвел на меня даже лучшее впечатление, чем в свое время топ-версия с мотором 2.5. Наш «Равик» более сбалансированный и комфортабельный. Рулится ничуть не хуже, и лишь немногим проигрывает самой мощной версии в динамике.
RAV4 — самый тихий в тесте автомобиль. Крены умеренны, руль в меру чувствителен. Но по степени обратной связи автомобиль несколько проигрывает Хайме с гидроусилителем
В общем, тест со всей очевидностью дал понять, что такое история и гигантский опыт создания автомобилей. Опыт, который уже есть у Тойоты и которого пока так мало у китайцев. И который они всеми силами пытаются получить. Причем в максимально короткие сроки.
Самой экономичной в тесте стала полноприводная Тойота. В городском режиме ее мотор «выпивает» 10-11 литров на «сотню». На втором месте оказался Chery — его показатели 11-12 литров. Лучшим аппетитом обладает Хайма — 12-13 литров на «сотню» в городе
Не приходится сомневаться, что у них получится. И ближе к этому моменту сегодня стоит компания Chery, которая уже создала нормальный современный автомобиль. Тигго 5 в этом тесте побеждает оппонента. Он современнее, качественнее, просторнее. У него лучше внешность и салон. Да, пока он немного проигрывает по некоторым нюансам ходовой и управляемости. Но это поправимо. А еще Tiggo экономичнее, что важно для машин такого класса. И не ржавеет так быстро...
Осмотр днища Хаймы обнаружил «цветущую» защиту моторного отсека. Вкупе с ржавыми пятнами на капоте и отсутствием видимой антикоррозийной защиты днища это настораживает. На вывешенной машине передний стабилизатор соприкасался с левым рычагом подвески, в то время как справа контакта не было. Что это — «гуляющая» геометрия подвески? Форма пола свидетельствует об изначально полноприводной платформе. Но, увы. Задние рычаги хлипкие. Заденешь таким камень — погнется на раз. Топливный бак находится выше нижней точки. Но обратите внимание — глушитель пролегает совсем рядом, а теплозащиты нет.
Chery Tiggo не снабжен защитой картера, но он и не нужен — тут есть мощная поперечина подрамника. Вообще, днище Тигго производит чуть более позитивное впечатление. Собрано все как будто качественнее, краски не видно. В задней части ситуация очень схожа с Хаймой. Тонкие поперечные рычаги подвески, беззащитный бак. Но на самой трубе выпускной системы можно заметить небольшие тепловые экраны.
И у Тойоты нет защиты моторного отсека снизу. Вообще никакой. Напрашивается хотя бы пластик. Сзади узел полного привода и многорычажка, где нижние рычаги не вызывают сомнений в своей прочности. Обратите внимание, что глушитель тут снабжен теплозащитой.
У всех автомобилей нижними точками являются глушитель и передний подрамник.
Haima 7 — это, по большому счету, тень прошлого. Автомобиль морально устарел. Да, он достаточно быстр, вместителен, в меру комфортабелен. Но когда ты видишь ржавчину, когда тебя встречает странный салон, то, скорее всего, до тест-драйва дело не дойдет. Вы просто пойдете в другой автосалон, увы.
Багажное отделение Хаймы в стандарте насчитывает 453 литра. Погрузочная высота максимальная в тесте. Проем — самый узкий. Спинки сидений второго ряда до конца не складываются — они упираются в закрепленные намертво подушки сидений. И остаются под углом примерно в 45 градусов.