Признак мастерства. Топ-35 автомобилей, проживших самую долгую жизнь на конвейере
Некоторые модели или целые семейства ни в какую не хотят покидать конвейер, и их производственная жизнь напоминает бесконечный сериал. У одних марок это похоже на «Санта-Барбару» — полет фантазии создателей не поражает воображение, а у других получается почти что «Игра престолов» — творцы год за годом фонтанируют идеями, удивляющими публику. Мы выбрали 35 моделей, которые прожили на конвейере 30 лет и больше, и попробовали разобраться в главных «сюжетных линиях» их судьбы и причинах такого долголетия.Чтобы картина получилась полной, мы решили отталкиваться от срока жизни всего семейства (и всех поколений) той или иной модели. Ну а дальше уже уточнить, как эволюционировали эти разработки. Таким образом в наш рейтинг вошли и те модели, которые за свою производственную жизнь успели сменить более десяти поколений, и те, которые прожили ее без существенных обновлений.
Если говорить про такие разработки, как «старая» «Нива» или УАЗ, то тут, пожалуй, все ясно без пояснений. Про них с горькой иронией говорят, мол, постоянство — признак мастерства. За долголетием кроется отсутствие нужных инженерных и организаторских сил, а также финансовых ресурсов у производителя. Но есть в мире и примеры, когда модель настолько хороша, что покупатели сами требуют сохранить все так, как было изначально. Porsche 911? Нет, он эволюционирует — дай Бог каждому. Гелендваген? Нет, есть примеры, которые впечатляют еще больше.
Модели, занявшие места с 35-го по 11-е, мы свели в таблицу, а о каждом автомобиле из Топ-10 поговорим отдельно — там самое интересное.
Место | Модель | Период выпуска | Число поколений | Жизнь на конвейере, лет |
35 | Land Rover Defender | 1983 — 2016 | 1 | 33 |
34 | «Запорожец» (ЗАЗ-965/966/968) | 1960 — 1994 | 3 | 34 |
33 | Opel Corsa | 1982 — н.в. | 5 | 35 |
32 | Bristol Type 603 | 1976 — 2011 | 3 | 35 |
31 | Mercedes Gelandewagen | 1979 — н.в. | 2 | 38 |
30 | Volkswagen Jetta | 1979 — н.в. | 6 | 38 |
29 | Suzuki Alto | 1979 — н.в. | 8 | 38 |
28 | Lada 4x4 (Нива, ВАЗ-2121/21213) | 1977 — н.в. | 1 | 40 |
27 | Honda Accord | 1976 — н.в. | 9 | 41 |
26 | Ford Fiesta | 1976 — н.в. | 7 | 41 |
25 | BMW 3-й серии | 1975 — н.в. | 6 | 42 |
24 | Jeep Cherokee | 1974 — н.в. | 5 | 43 |
23 | Volkswagen Golf | 1974 — н.в. | 7 | 43 |
22 | Caterham 7 (Lotus 7) | 1973 — н.в. | 2 | 44 |
21 | Volkswagen Passat | 1973 — н.в. | 8 | 44 |
20 | УАЗ Хантер (УАЗ-469) | 1972 — н.в. | 3 | 45 |
19 | Honda Civic | 1972 — н.в. | 10 | 45 |
18 | Lada Классика (Fiat 124/ВАЗ 2101-2107) | 1966 — 2014 | 4 | 48 |
17 | Jaguar XJ | 1968 — н.в. | 9 | 49 |
16 | Toyota Corolla | 1966 — н.в. | 11 | 51 |
15 | Ford Mustang | 1964 — н.в. | 6 | 53 |
14 | Porsche 911 | 1963 — н.в. | 6 | 54 |
13 | Hindustan Ambassador | 1958 — 2014 | 6 | 56 |
12 | Ford Falcon | 1960 — 2016 | 7 | 56 |
11 | Mini | 1959 — н.в. | 10 | 58 |
10. УАЗ «Буханка»
Годы производства: 1958 — н.в. (59 лет)
Число поколений: 2
Старейшая отечественная модель, которую выпускают и сегодня, принадлежит к числу самых архаичных автомобилей в мире. Даже удивительно, что «Буханка» наконец-то обзавелась усилителем руля и АБС, а двигатель соответствует нормам Евро-4, поскольку в остальном машина сохранила все прелести наиболее суровых автомобилей 50-х годов. Тут и чудовищная эргономика, и «никакая» безопасность, и плохая управляемость. Неразрезные мосты и рессорные подвески — все это говорит само за себя. Тем не менее у машины есть свои «фанаты», у которых есть поводы любить ее за дешевизну и ремонтопригодность. У завода же есть основания гордиться этой разработкой и сохранять ее на конвейере, несмотря на преклонный возраст. Какая еще марка предложит вам 8-местный внедорожник по цене, близкой к самым дешевым малолитражкам (чуть больше полумиллиона рублей)?
Но первое поколение, называвшееся УАЗ-450, не имело пассажирской версии — только двухместный фургон. В 1966 году появился УАЗ-452, у которого уже была 9-местная модификация. В 80-е годы «Буханка» обрела усилитель тормозов, и на этом по большому счету прогресс остановился. Впрочем, чувствительные натуры скажут: есть что-то трогательное в этом «законсервированном» дизайне — простом и логичном, совершенно не похожем на все, что делает весь остальной мировой автопром.
9. Mercedes-Benz SL
Годы производства: 1954 — н.в. (63 года)
Число поколений: 6
Немцы, наверное, никогда не перестанут разрабатывать все новые и новые поколения этой модели. Аристократические родстеры и купе класса Гран Туризмо — это ведь в самой основе ДНК марки Mercedes. Даже когда автомобили полностью перейдут на электрическую тягу, а управлять машиной будут только автопилоты, богатейшие люди Земли все равно будут выкладывать значительные суммы за каждое новое поколение Mercedes-Benz SL.
Первая же модель в этом семействе машин стала знаковой. Знаменитое купе Mercedes 300 SL, которое прозвали «Крыло чайки» за необычный подъемный механизм дверей, удивляет до сих пор своей красотой. А на момент появления это была еще и быстрейшая машина в мире. На ней Вегнер Энгел одержал в 1955 году победу в чемпионате Европы по ралли. Потом вышла открытая версия, а в гамме двигателей появился мотор поскромнее.
С той поры и по сей день Mercedes SL прописался в гаражах тысяч состоятельных людей, имеющих вкус к машинам, которые можно считать произведениями искусства.
8. Chevrolet Corvette
Годы производства: 1953 — н.в. (64 года)
Число поколений: 7
Главный спорткар Америки в особых представлениях не нуждается. Автомобиль-кинозвезда, шоу-стоппер автомобильных выставок и фестивалей, легенда автогонок и коллекционная ценность для богатейших людей мира. При всей своей дороговизне он всегда был невероятно востребован на рынке: заводы GM еще с 60-х годов довели тираж до нескольких десятков тысяч в год. Для суперкара высшего класса — удивительная цифра. К сегодняшнему дню по миру разошлось 1,5 миллиона Корветов. И эта массовость совершенно не мешает модели оставаться увенчанной лаврами.
Первые три поколения Корвета по праву считаются одними из лучших образцов дизайна «золотой эпохи» автопрома. Да и по технике в них много примечательного. Уже в 60-е годы модель получила вместо неразрезного моста сзади независимую подвеску колес, что тогда было очень мало распространено.
Самое свежее поколение Корвета, увидевшее свет в 2014 году, продолжает успех легендарных предков. Американская автопресса в него влюблена, продажи — на достойном уровне. Что еще надо, чтобы оставаться жить на конвейере в числе самых «долгоиграющих» разработок мирового автопрома?
7. Toyota Land Cruiser
Годы производства: 1951 — н.в. (66 лет)
Число поколений: 9
История знаменитых японских внедорожников началась с того, что во время Второй мировой войны правительство Японии дало автопроизводителю задание разработать легкий внедорожник для армии. Сначала инженеры сделали нелегальную копию трофейного американского Виллиса. Но распространения в японской армии эта модель не получила, а в послевоенные годы Toyota решила создать уже собственный аналог Виллиса — внешне похожий, но более крупный, мощный и проходимый. Появившийся в 1951 году внедорожник Toyota BJ был именно таким вездеходом. Land Cruiser BJ стал первым в истории автомобилем, поднявшимся на шестую ступень горы Фудзи.
В дальнейшем японцы приняли два важных решения, которые обеспечили «Крузеру» долголетие и успех по сей день. Во-первых, уже начиная со второго поколения (1955) они начали штурмовать американский рынок. Во-вторых, в 1967 году модельный ряд разделился на две ветви: помимо аскетичных вездеходов появился более комфортный Land Cruiser FJ55. Впоследствии комфортные модели эволюционировали до Land Cruiser Prado (1984 г.), Land Cruiser 100 (1998 г.) и нынешнего Land Cruiser 200. Последний представитель сугубо внедорожной серии — Land Cruiser 70 — появился в 1984 году и производится по сей день в Венесуэле.
6. Volkswagen Transporter
Годы производства: 1949 — н.в. (68 лет)
Число поколений: 6
Модель, которой суждено было стать самым продаваемым минивэном в истории, появилась в те времена, когда Volkswagen еще имел весьма небольшой опыт в производстве автомобилей. Это всего лишь вторая модель в истории марки после «Жука». Но уже тогда компания обладала своей главной чертой — умением невероятно точно угадывать новые потребности массового рынка. Послевоенной Европе требовался недорогой автомобиль для перевозки мелких грузов. Но у Фольксвагена получилось сделать нечто большее.
Идея сместить водителя максимально вперед, усадив над передней осью, была для своего времени очень прогрессивной. Вслед за Фольксвагеном так стали делать американские и японские производители минивэнов. Не забудем и нашу «Буханку». Так при минимальных габаритах кузова получается максимальное пространство внутри для груза или пассажиров.
Первое же поколение Транспортера (тогда его чаще называли Type 2) сразу же оказалось востребованным не только на Западе, но и в Америке и Австралии. А дальше случилось совсем уж неожиданное: автомобиль внезапно становится желанным в среде хиппи. Надо понимать, что для 60-х годов это означало, что машина стала одной из моднейших в мире.
Архаичная по нынешним временам конструкция (с расположенным сзади мотором) оказалась невероятно живучей. Такая версия продержалась на конвейере в Бразилии аж до 2013 года. А в Европе тем временем модель быстро эволюционировала. С конца 70-х мотор переехал вперед, еще через 10 лет пришлось удлинить носовую часть, а водителя сместить за переднюю ось. Сидеть буквально на переднем колесе — крайне опасно при фронтальных столкновениях. Впрочем, японские компактвэны по сей день имеют компоновку как у старого Volkswagen Type 2.
Сегодняшний Транспортер уже лишен того культового флера 60-х годов. Просто остается одним из самых продаваемых минивэнов в мире. А за все время существования этого семейства моделей она разошлась тиражом более 12 млн экземпляров.
5. Rolls-Royce Phantom
Годы производства: 1925 — 2016 (68 лет с учетом перерывов)
Число поколений: 7
Впервые модель с таким именем появилась на рынке 91 год назад, и с таким внушительным возрастом Phantom мог бы победить в нашем рейтинге, но пришлось учесть длительные перерывы в производстве, составившие 23 года. Из-за них Rolls-Royce оказался на пятом месте.
Phantom всегда был самым роскошным автомобилем в модельном ряду Роллс-Ройса. В 1925 году это означало, что сам автопроизводитель выпускает лишь шасси, мотор и трансмиссию, а производят кузова на заказ под конкретного клиента в специализированных ателье. Для европейских покупателей кузова и салоны Фантома создавали английские и итальянские «кутюрье» (включая знаменитое Zagato). Для американского рынка кузова выпускала местная компания.
Рассказывать об истории создания каждого из поколений и перечислять знаменитые персоны, которые в разное время владели Фантомами, можно долго. Самые известные, вероятно, — королева Елизавета II и Джон Леннон. Причем Фантом последнего прославился еще и как арт-объект: кузов был расписан яркими психоделическими узорами.
Последнее поколение Фантома, разработанное в эру, когда марка уже перешла под контроль BMW, покинуло конвейер в 2016 году, и Rolls-Royce вновь взял паузу. Следующий флагман британской марки появится в 2018 году, и пока не известно, продолжит жить имя Phantom или на этом история модели закончена.
Кстати, Phantom до последнего держался в числе моделей, обладающих самыми большими двигателями в мире (по рабочему объему). Подробнее об этом 6,75-литровом V12 — в нашем материале «Топ-10 cамых больших серийных моторов. Долой даунсайзинг, или F**kfueleconomy!».
4. Ford F-Series
Годы производства: 1948 — н.в. (69 лет)
Число поколений: 13
Появившийся в 1948 году грузовичок с характерной «улыбкой» решетки радиатора и хромированными «ноздрями» на передней части капота стал одним из символов автопрома послевоенной Америки. Для страны, в которой исторически процветает культ предпринимательства, и в особенности малого бизнеса, автомобиль оказался незаменимым: торговцам и фермерам только такой транспорт, как Ford F-Series, был и нужен. А дальше происходит любопытная вещь: в 50-е годы пикапы становятся популярными и среди тех, кому не требуется возить грузы. Недорогая, практичная машина, да еще и с хорошим имиджем транспорта для «настоящего мужика».
GM и Chrysler тоже успешно играют на этом поле, но фордовская линейка пикапов оказалась самой востребованной. Причем не только среди грузовичков! С 1982 года и по сей день Ford F-Series удерживает титул самого продаваемого автомобиля в США. Общий тираж выпущенных пикапов с таким именем превысил 33 миллиона штук.
Сегодня флагманская модификация Ford F-Series принадлежит к числу самых могучих пикапов в мире. Версия Super Duty может буксировать прицеп массой более 14 тонн, а полная разрешенная масса автопоезда — почти 19 тонн.
3. Volkswagen «Жук»
Годы производства: 1938 — н.в. (79 лет)
Число поколений: 3
Вот кто доказал всему миру, что однажды разработанная удачная конструкция может жить на конвейере бесконечно долго. Классический «Жук» (Type 1) разошелся по миру тиражом в 21,5 млн экземпляров, технически оставаясь все тем же автомобилем, созданным в 30-е годы Фердинандом Порше по заказу Адольфа Гитлера. «Народная машина» вышла ладной, даже красивой, а кроме того, успех определила дешевая и простая заднемоторная конструкция. Подробнее об этом — в нашем материале «Рокировка мотора и багажника. Топ-10 автомобилей с двигателем сзади».
Оригинальный «Жук» — Volkswagen Type 1, — как и любой другой автомобиль-долгожитель неоднократно проходил модернизацию, но сохранял все особенности конструкции, включая двигатель воздушного охлаждения, вплоть до 2003 года. Европейских покупателей эта модель, конечно, уже давно не могла удовлетворить, а вот в Латинской Америке она имела спрос. До последнего Type 1 оставался на конвейере завода в Бразилии.
Ну а на Западе с 1997 года начал продаваться «Новый Жук» (New Beetle) на агрегатах Гольфа. Строго говоря, считать его техническим наследником исходной модели невозможно: мотор спереди, охлаждение — жидкостное, привод — на передние колеса, габариты — гораздо больше. Но дизайн — дань уважения классическому «Жуку». И раз уж мы считаем все поколения «Крузеров», такие не похожие друг на друга, единой серией машин, то и для «Жука» логично считать, что модель производится с 30-х годов прошлого века по сей день. Пусть и с радикальными изменениями.
2. Morgan 4/4
Годы производства: 1936 — н.в. (81 год)
Число поколений: 7
Мы привыкли, что подобные ретрокары середины прошлого века — это чудом сохранившиеся, отреставрированные экземпляры или «реплики», имеющие лишь условное сходство с антиквариатом. Но Morgan 4/4 — по-прежнему продукт серийного производства. За 7 поколений и 81 год жизни автомобиль почти не изменился. Только первая, довоенная генерация была совсем иной, а начиная с 1955 года Morgan обрел законченный вид.
Дальше англичане уже занимались только филигранной настройкой шасси (а в этом им мало равных) и подбирали для автомобиля моторы и трансмиссии. Как и другая знаменитая британская марка — Lotus — компания Morgan посчитала, что для удовольствия от вождения не обязателен мощный мотор. Легкому родстеру вполне достаточно двигателя от малолитражки. Конечно, «фордовский» мотор объемом 1,2 л, развивавший в 50-е годы 36 л.с., сегодня уже никого не устроит. Сейчас у Morgan 4/4 начинка вполне современная: мотор Ford Sigmа объемом 1,6 л, выдающий 112 л.с., и маздовская 5-ступенчатая «механика». Безумными скоростями этот родстер не отличается: разгон до 100 км/ч занимает 8 секунд, а максимальная скорость — 185 км/ч. Но любят Морганы не за это. Модель неплохо продается по всему миру (по меркам мелкосерийных спорткаров). Официальные дилеры Morgan есть и в Японии, и в ОАЭ, а в Европе и США их десятки.
1. Chevrolet Suburban
Годы производства: 1933 — н.в. (84 года)
Число поколений: 11
Именно эту модель (правда, без самой первой и самой последней своей генерации) вы можете видеть на заглавном фото. Сегодня Chevrolet Suburban не только носит гордое звание автомобиля, пережившего на конвейере все существующие машины, он еще и самый крупный внедорожник в мире. К 2015 году Субурбан дорос до 5,7 м в длину, что пусть лишь на мизерные три миллиметра, но все же превосходит соплатформенный Cadillac Escalade. А начиналась эта история 84 года назад, когда о внедорожном Кадиллаке никто и не задумывался. Собственно, и Suburban поначалу не был внедорожником.
В 1933 году первый Suburban представлял собой 8-местный универсал на платформе грузовика, привод у него был лишь на заднюю ось, а кузов — частично деревянный. Цельнометаллическим он стал в 1937 году. Пройдет почти 20 лет, сменится три поколения, и в 1955 году Suburban, наконец, обретет полноприводную трансмиссию.
Впрочем, и тогда еще он не был настоящим внедорожником: низкий клиренс, маленькие колеса — все это не предполагало возможности покорения офф-роуда. Поворотным моментом стали 60-е годы, когда Suburban начинает приобретать очертания, ставшие классикой больших американских SUV. Кстати, самой этой аббревиатуры тогда еще не существовало. Именно рекламщики Chevrolet придумали термин Sport Utility Vehicle и стали им оперировать с 1975 года.
К концу века у Suburban появляются «близкие родственники» на его платформе: Chevrolet Tahoe и GMC Yukon. В 1999 году на платформе Suburban начинают выпускать Cadillac Escalade — модель, которая создала новые стандарты роскоши в классе внедорожников. С той поры и по сей день это один из самых любимых автомобилей рэп-исполнителей и звезд Голливуда. Сам же Suburban продолжает жить и здравствовать: вместе с соплатформенными «братьями» он сменил поколение в 2015 году.
P.S. Когда совершенно новый автомобиль выпускается под именем модели 80-летней давности, в этом безусловно есть определенное маркетинговое лукавство. Но не только. Каждая серьезная автомобильная марка держится на своей инженерной и дизайнерской школе, своих традициях и наследии. И если взглянуть под таким углом, то получается, производители вовсе не лукавят, говоря, что некую модель они развивают на протяжении многих поколений. Это ведь не только поколения автомобилей, но и поколения технарей и творцов, объединенных общей идеей.
поделиться
Читайте также на Дроме
71236 172
Законы для водителей: что поменялось за лето и ожидания осени
85196 241
Сравнительный тест-драйв: Kia Optima, Toyota Camry и Mazda 6. Кто в классе хозяин?
131029 333
Блог Лада Веста: ведем эпическую битву за гарантию
115294 168
ТОП-12 типичных случаев обмана при купле-продаже автомобиля без посредников
75605 446
Народное ретро: Toyota Sprinter Carib 4WD (АЕ95) — карибский антикризис