Изо дня в день на дорогах России происходят аварии, разные по серьезности, травматизму и причинам возникновения. Drom.ru решил разобраться в том, какие из них случаются чаще, а также составить своеобразный рейтинг типичных схем ДТП. Для этого пришлось изучить терабайты видеороликов и поднять статистику ГИБДД из архивов, чтобы понять… основная масса аварий происходит по глупости.
Статистика ДТП в России за январь-июнь 2016 года:
Всего ДТП | 72 886 |
Столкновения | 30 160 |
Опрокидывания | 5 655 |
Наезд на стоящий автомобиль | 2 270 |
Наезд на пешехода | 22 050 |
Наезд на препятствие | 4 962 |
Наезд на велосипедиста | 2 059 |
Наезд на гужевой транспорт | 12 |
Падение пассажира | 2 501 |
Наезд на животное | 131 |
Иные виды происшествий (наезд на сотрудника Госавтоинспекции, дорожного рабочего, ребенка в коляске и т.п.) | 3 086 |
ДТП, вызванные неудовлетворительными условиями содержания и обустройства уличной дорожной сети (НДУ) | 34 337 |
Впрочем, ранжирование ДТП по типам, исходя из их популярности — задача не из простых. Зачастую аварии происходят из-за цепочки случайностей и пренебрежения сразу несколькими пунктами правил. Превысил скорость и не держал дистанцию — ДТП. Сел за руль в состоянии алкогольного опьянения и проехал на красный — авария. И так дальше... Показательно, что в раздел «столкновения» можно записать как легкий контакт на парковке, так и лобовой удар с фатальным исходом. Или, например, опрокидывание, причиной которого может стать удар двух автомобилей, потеря управляемости из-за аквапланирования, плохого качества дорожного полотна и массы других причин. Поэтому приведенный рейтинг происшествий и группировка аварий по типам в определенной мере субъективны и могут несколько отличаться от сухих статистических цифр.
ДТП при парковке и маневрировании
Самый популярный источник получения незначительных повреждений — легкий контакт (легче, чем в видео) по касательной в момент маневрирования, лежит вне статистических данных. Согласитесь, не каждый оформляет такую аварию должным образом. Многие и вовсе не считают получение пары царапин за ДТП, несмотря на то, что часто последствия даже такого прикосновения недешевы в устранении. Обычно кузов автомобиля ранят столбики, бордюры, пешеходы (самый рискованный случай с точки зрения ответственности за ДТП) и, конечно, другие автомобили. И не зарекайтесь, от того, что с вами этого не случится. Оставив машину на полчаса в неудачном месте, запросто можно нарваться на перекраску бампера и крыла или замену фар.
Неосмотрительно сдал задним ходом
Этот тип ДТП граничит со случайной невнимательностью и популярной схемой подстав или «наказания». В первом случае водитель впереди стоящей машины по каким-то причинам решает сдать назад, но не смотрит в зеркала, т.к. секунду назад он проехал по этой дороге передним ходом и уверен, что сзади нет препятствий. Тем не менее позади уже остановился автомобиль… ДТП. Второй вариант плачевнее. Впереди стоящий автомобиль намеренно сдает назад и ударяет машину. Это так называемые подставы, или «наказания». Доказать невиновность смогут только свидетели или видеорегистратор.
Удар в зад, собрал «домино», «паровозик», въехал в …опу…
Этот тип ДТП называют по-разному, но в подавляющем большинстве случаев авария «паровозик» происходит по причине несоблюдения безопасной дистанции (вытекает из скорости), хотя и не только. Вторая причина — рассеивание внимания. Разговор по телефону, переключение треков, секундный взгляд в боковое окно, чтение SMS. Все это удлиняет время реакции на происходящее вокруг. В итоге времени для того, чтобы остановиться, уже не хватает. Примечательно, что на безлимитных автобанах Германии полицейские засады измеряют не скорость, а дистанцию: у кого она меньше дозволенного (дистанция в метрах считается как скорость, умноженная на два), тому штраф.
ДТП с пешеходами
Как правило, ДТП с пешеходами даже при самом счастливом раскладе заканчиваются как минимум травмами. Больше того: вероятность смерти в таких ДТП весьма высока.
Особо рисковый тип аварий — наезд на пешеходов. Если на городских скоростях человек в салоне автомобиля имеет шансы не только выжить, но и не травмироваться (при использовании ремней безопасности), то пешеход рискует погибнуть даже при ударе от медленно идущего автомобиля (к примеру, он может удариться виском об асфальт при падении). Самый распространенный тип наездов — инциденты на многополосных дорогах, когда за остановившимся автомобилями не видно пешехода. Впрочем, бывают и исключения. Например, здесь мотоциклист при вполне достаточном обзоре все-таки сбил пешехода...
ДТП при перестроении, результат «шахмат»
Аварии при перестроении на многополосных дорогах условно можно разделить на два типа: как результат хулиганской езды с намеренным подрезанием и нарушением рядности движения либо при попадании объекта в слепую зону. Бывает и так, что при возникновении неожиданного препятствия водители рефлекторно уворачиваются и цепляют автомобили вокруг. Хотя по правилам они обязаны лишь тормозить.
Какой бы ни была истинная причина ДТП, помните, если физического касания кузовами с провокатором ДТП не случилось, формально он остается невиновным, поэтому виновника аварии будут определять исходя из ПДД. Единственным шансом разделить ответственность остаются свидетели или запись с видеорегистраторов.
ДТП на перекрестках — проезд на красный, нарушения приоритета проезда
Происшествия на перекрестках — весьма частый тип в рейтинге всех аварий. Причем особо не важно, какой это перекресток — регулируемый или же нет. Конечно, чаще аварии случаются на бессветофорных пересечениях, когда водители должны руководствоваться дорожными знаками или правилом правой руки. Реже аварии происходят на перекрестках со светофорами, но зато их последствия часто серьезнее, ведь водитель, едущий на зеленый, как правило, уверен в свободном коридоре.
ДТП при начале движения
Согласно ПДД водитель, начинающий движение, должен подать сигнал поворота, а главное — убедиться в безопасности совершаемого маневра. Стартуя с места вслепую и не посмотрев в зеркала, можно запросто попасть в серьезное ДТП.
ДТП с мотоциклами
Вместе с началом мотосезона начинается и сезон ДТП с мотоциклами. Двухколесные байки и автомобили не лучшим образом уживаются на дороге. Мотоцикл быстрее ускоряется и интенсивнее тормозит, не попадает в зеркала заднего вида и не защищает своего наездника в случае ДТП. Зачастую контакт автомобиля и мотоцикла заканчивается фатально.
Петр Шкуматов
координатор движения «Общество Синих Ведерок»
1. Основные причины ДТП — это ошибки водителей и неблагоприятные дорожные условия. Ошибки водителей часто усугубляются дорожными условиями (примерно в 40% случаев). Также решающую роль играет состояние инфраструктуры и наличие элементов пассивной безопасности. На кривой смертности есть два характерных пика: поздней весной и ранней зимой. В первом случае это асфальт сошел со снегом, во втором случае снег выпал, а водители оказались к нему не готовы.
2. Поскольку 40% ДТП происходит не только по причине нарушения ПДД, а еще и по причине неудовлетворительных дорожных условий, связь между строгостью наказания и количеством аварий весьма условная. Катастрофическое состояние дорожной инфраструктуры резко усугубляет последствия ошибок водителей. Например, отсутствие отбойников практически на всех российских трассах приводит к смертельным последствиям в тех случаях, которые могли бы ограничиться испорченным железом.
3. Нашей стране необходимы масштабные инвестиции в дорожно-транспортную инфраструктуру. Примерно половина смертей происходит по причине ее отсталости и несоответствия современной нагрузке. Также нужно усиливать контроль за соблюдением ПДД в городах, где основная причина аварийности именно в нарушениях ПДД. Впрочем, в городе разделители потоков встречных направлений тоже должны быть, особенно на таких дорогах, как Кутузовский проспект.
ДТП при обгонах
Обгон — один из самых опасных маневров. А самый опасный его исход — лобовой удар со встречным автомобилем. ПДД определяют обгон как «опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу для встречного движения и последующим возвращением обратно». Ключевое здесь — выезд на встречную полосу, ведь при ударе со встречным автомобилем скорости участников ДТП складываются. Принимая во внимание, что большинство обгонов совершаются на загородных трассах, на скоростях за «сотню», последствия лобового удара чаще всего бывают фатальны.
Превышение скорости
Зачастую потеря управления автомобилем происходит из-за превышения допустимой скорости. Не вписался в поворот, потому что превысил скорость, и сила инерции протащила автомобиль прямо. Превысил скорость на мокрой дороге, и автомобиль всплыл на водяной пленке, став неуправляемым. Превысил скорость, проиграл в борьбе за прямолинейное движение и в результате убрался в столб.
Вячеслав Лысаков
депутат Госдумы РФ, лидер всероссийской политической партии «Автомобильная Россия»
Есть статистика: около 7% — пьяные ДТП; 23-25% — состояние дорожного полотна; 70%, то есть две трети всех ДТП — человеческий фактор, грубые нарушения ПДД — невнимательность, случайность, глупость.
Задача законодателей — обеспечить неотвратимость наказания, что крайне актуально для злостных нарушителей ПДД, «отморозков», которых надо либо убрать с дороги, либо замотивировать на адекватное поведение на дороге: таковых 5%, то есть около пяти миллионов! Не менее важно воспитание и пропаганда, формирование стереотипа законопослушного поведения. Например, социальная реклама в прайм-тайм не менее эффективна, чем репрессивные меры (повышение штрафов и жесткое регулирование запретами).
В сухом остатке
Самолет статистически считается самым безопасным транспортом. Взгляните на общедоступные авиарадары: ежедневно в небе висят сотни авиалайнеров, и разбиваются они редко, но если такое случается, то погибают обычно все поголовно. Вот и мелких ДТП, где страдает исключительно техника, происходит несравнимо больше, чем серьезных аварий с травмами и погибшими. Просто во втором случае приходится платить куда большую цену…
Статистика ДТП за последние четыре года:
Год | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Всего ДТП | 199 868 | 203 597 | 204 068 | 199 720 | 184 000 |
Погибло, чел. | 27 953 | 27 991 | 27 025 | 26 963 | 23 000 |
Ранено, чел. | 251 848 | 258 618 | 258 437 | 251 785 | 231 000 |
Другие статьи из раздела «Автоправо и автострахование»
47701 202
Опасное вождение: борьба с водятлами или очередная кормушка ГИБДД?
105889 259
Drom.ru исследует работу камер видеофиксации в городах России: какие бывают, как работают, оплачивать ли «письма счастья»?
51530 165
Правила КАСКО: как сэкономить, но получить выплату в полном объеме и вовремя + рейтинг страховых компаний
42468 244
Гарантия: спасительный парашют или бесполезный балласт?
48237 126
Штрафы за нарушение ПДД. Как платить?