Наши бывшие. 13 любимых автомобилей, с которыми нас разлучил кризис - «Автоновости»

Наши бывшие. 13 любимых автомобилей, с которыми нас разлучил кризис

«Не выпендривайтесь, слушайте свою любимую песню “Валенки”» — так в советском анекдоте отвечало радио на просьбу слушателя поставить в эфире Boney M или Бетховена. В последнее время наши сограждане снова стали привыкать к жизни по принципу «бери что дают». С 2014 года ассортимент автомобилей в России сократился почти вдвое: если два года назад покупатели могли выбирать примерно из 500 моделей, то за прошедшее с тех пор время с рынка ушли 200 автомобилей. Такие цифры приводит глава Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков.

Каковы итоги беспрецедентного сокращения ассортимента? Во-первых, мы лишились множества очень популярных, даже знаковых для мирового автопрома моделей. Во-вторых, выбор стал попросту скучнее: многие необычные автомобили пришлись не ко двору.

Дорогущий «люкс» остался в продаже почти в полном составе: покупатели таких машин не настолько обеднели в кризис, чтобы отказывать себе в удовольствиях. Из принципиальных потерь можно вспомнить разве что бизнес-седан Lexus GS, покинувший нас в июле 2016 года. В остальных классах перемены более серьезные. Например, импортных хэтчбеков А- и B-классов на нашем рынке, по сути, не осталось. Но, что важнее, ушли самые востребованные компактные кроссоверы, массовые недорогие седаны и наиболее успешные модели гольф-класса.

Мы выбрали 10 исчезнувших бестселлеров и расставили их по общим объемам продаж за последние 5 лет. А в качестве бонуса — три автомобиля «не для всех», потеря которых особенно значима. Без них наш авторынок — неполный.


Топ-10 популярных автомобилей, которые мы потеряли

Chevrolet Cruze

Продано 192 597 машин за 5 лет


Появившийся в нашей стране в 2009 году Chevrolet Cruze очень быстро пробился в лидеры рынка. Он не оставил шансов почти никому из конкурентов: в гольф-классе лучше него продавался только Ford Focus. Казалось, что GM скорее зарубит «Шеви Ниву», чем Chevrolet Cruze — ведь последний расходился лучше. Когда в начале 2015 года GM объявил, что уводит с российского рынка почти все свои модели, автожурналисты замерли в недоумении: Cruze ведь производится в России, а значит, способен пережить любой кризис. Не закроет же GM свой питерский завод… В 2015 году завод закрылся.

Продажи Chevrolet Cruze в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Кстати, прошлым летом за рубежом был представлен Chevrolet Cruze нового поколения, и эта модель сейчас входит в число номинантов на титул «Североамериканский автомобиль года- 2017».




Opel Astra

Продано 170 307 машин за 5 лет


В этом году мы бы могли получить Астру нового поколения (по заводской классификации — поколение К), которая, кстати, победила в европейском конкурсе «Автомобиль года-2016», но теперь о ней мы можем только мечтать. Еще зимой дилеры распродали остатки машин в кузовах J и H, и на этом история марки Opel на российской земле завершилась.

Продажи Opel Astra* в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


* — дилеры параллельно продавали два поколения модели (Astra J и Astra Family), данные по ним суммированы.

Помимо традиционных седанов и хэтчбеков, Astra прославилась в России еще и эффектной трехдверной версией GTC. В этой нише именно опелевская машина удерживала абсолютное лидерство на нашем рынке, оставляя далеко позади Volkswagen Scirocco и Hyundai Veloster. Эти две модели, к сожалению, теперь тоже ушли с рынка. Также нас покинула конкурировавшая с ними двухдверка Kia Cerato Koup.




Chevrolet Aveo

Продано 96 464 машины за 5 лет


Потеря Aveo — это самое сильное потрясение в популярном классе компактных моделей. Уход импортных хэтчбеков Mazda 2, Peugeot 208, Citroen C3 и Toyota Yaris был предопределен: они и в лучшие-то годы продавались еле-еле. Но маленькие седаны и хэтчбеки Chevrolet российской сборки по ценам успешно конкурировали с самыми востребованными на нашем рынке моделями — Hyundai Solaris и Kia Rio.

Продажи Chevrolet Aveo в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Теперь кризис будто бы переносит нас во времени назад. Осенью 2016 года на российский рынок выходит Aveo… предыдущего поколения (образца 2005 года). Только теперь эта модель называется Ravon Nexia R3 и выпускается в Узбекистане. Она приходит на смену долгожительнице Daewoo Nexia, которую в 2016 году, наконец, сняли с производства. Эту машину подкосил не кризис, а возраст: «старушка» Nexia была с нами с 90-х годов.




Mitsubishi ASX

Продано 94 093 машины за 5 лет


Компактные кроссоверы в последние годы покорили сердца россиян, и марка Mitsubishi в этом классе была в числе законодателей мод. «Паркетник» ASX на равных боролся с другим бестселлером — Nissan Juke, — и по итогам продаж за 5 лет даже оказался немного впереди. Но в 2015 году над японскими кроссоверами сгустились тучи. Американский завод, с которого к нам поставляли Mitsubishi ASX, закрылся, и российскому представительству пришлось выбирать между поставками с завода из Японии или из Таиланда. Оба варианта оказались экономически нецелесообразными из-за низкого курса рубля.

Продажи Mitsubishi ASX в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Продажи продолжались вплоть до мая 2016 года, пока у дилеров оставались запасы ранее ввезенных машин. Теперь ASX убрали с официального сайта. Надежда на возобновление поставок — разве что призрачная. По словам президента Mitsubishi в России Наоя Такаи, продажи могут начаться, если рубль укрепится. Поставки вновь станут рентабельными при курсе около 50 рублей за доллар, но о таком сейчас можно только мечтать.




Nissan Juke

Продано 93 679 машин за 5 лет


У кроссоверов Nissan, производящихся в России, — X-Trail и Qashqai — дела идут просто отлично. В этом году по популярности они уступают только Дастеру и RAV 4. А вот Nissan Juke к нам импортировали вплоть до недавнего времени, и падение рубля его сгубило.

Продажи Nissan Juke в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


До кризиса эта модель уверенно держалась в списке наиболее востребованных «паркетников». Официально о прекращении поставок Nissan объявил в мае 2016 года.




Skoda Fabia

Продано 77 765 машин за 4 с небольшим года


Считается, что компактным хэтчам, ориентированным на западный рынок, в России ловить нечего: у нас хорошо идут в основном седанчики, разработанные для стран третьего мира. Но Skoda Fabia была исключением.

Продажи Skoda Fabia в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


До кризиса эта модель уверенно держалась в числе бестселлеров своего класса. Сборку Фабии второго поколения в Калуге завершили весной 2014 года, и дальше дилеры распродавали складские запасы. На Западе летом того же года на конвейер встала новая генерация хэтчбека, но в планы калужского завода ее включать не стали. На тот момент первая фаза экономического кризиса была очевидна всем: иностранные санкции и наши собственные продуктовые контрсанкции уже начали действовать, рубль стал колебаться, и неизбежность дальнейшего обвала ощущалась всеми игроками рынка. Skoda решила сделать ставку на более доступный и практичный лифтбек Rapid и не прогадала: к настоящему времени он стал самой продаваемой моделью марки и по итогам 2015 года даже немного обогнал докризисные показатели Фабии.




Opel Mokka

Продано 44 208 машин за 3 с небольшим года


Опелевский кроссовер пришел к нам менее чем за два года до кризиса, и на тот момент считался одной из самых перспективных моделей в классе: в 2014 году он оказался даже популярнее, чем ASX и Juke. С точки зрения дизайна, оснащения и отделки салона Opel Mokka была в числе лучших моделей в классе.

Продажи Opel Mokka в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Теперь, когда все три бывших бестселлера нас покинули, пустующую нишу быстро заполняют новички: в первом полугодии 2016 года на рынок вышел Renault Kaptur, а самая ожидаемая новинка второго полугодия — Hyundai Creta, которую уже начали производить на заводе в Санкт-Петербурге.




Nissan Teana

Продано 40 044 машины за 5 лет


Еще недавно казалось, что Teana — в числе непотопляемых флагманов класса D+: вместе с Тойотой Камри она традиционно входила в число самых востребованных моделей этой категории. Но в кризис Teana не устояла, даже несмотря на российскую сборку.

В 2014 году российский завод Nissan поставил на конвейер новое (третье) поколение Teana, и продажи тогда пошли вверх, но уже спустя год производство пришлось сворачивать. Представительство Nissan сочло, что лучше отдать мощности завода под расширение производства более перспективного Qashqai. Теану сняли с конвейера в октябре 2015 года.

Продажи Nissan Teana в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Любопытно, что заклятая соперница Теаны — Toyota Camry — держится молодцом: в июле 2016 года эта недешевая модель заняла седьмую строчку самых продаваемых в России автомобилей (среди всех классов). По итогам года продажи Camry составят как минимум 26 000 штук.

А вот у других «японцев» класса D+ дела на российском рынке сложились совсем плохо. Honda Accord продавалась в последние годы тиражами в 2-3 тысячи экземпляров, и когда в 2015 году ранее ввезенные машины были распроданы, новых уже не поставляли. Еще хуже сложилась судьба Subaru Legacy: эта модель накануне кризиса продавалась из рук вон плохо (в 2013 году — всего 158 штук). В течение следующих двух лет реализовывали остатки, но теперь этой модели тоже больше нет с нами.




Mitsubishi Lancer

Продана 36 021 машина за 5 лет


Не будет большим преувеличением сказать, что японский седан в свое время изменил российский автомир. В 2000-е годы именно Lancer стал одной из первых по-настоящему массовых иномарок в нашей стране (наряду с Ford Focus). Седаны Mitsubishi импортировались в Россию в гигантских количествах — более 60 000 машин в год — и все равно этого не хватало: Lancer считался одной из самых дефицитных моделей.

Чем так нравился россиянам Lancer? Эту модель никогда не собирали в России, но она удивительным образом была очень доступной: в середине «нулевых» за базовую версию просили менее 400 000 рублей, что сравнимо с Фокусом российского производства. Toyota Corolla и Mazda3 были заметно дороже.

Продажи Mitsubishi Lancer в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


К 2014 году, когда цена Лансера пробила рубеж в 800 000 рублей, спрос упал ниже 5000 штук в год, а в 2015 году, когда цены продолжили расти, российским дилерам удалось продать всего 648 штук, и на этом поставки прекратились.

У других «японцев» гольф-класса дела шли еще хуже. Honda Civic в прошлом году нашла всего 63 покупателя и ушла с рынка. Subaru Impreza покинула нас еще раньше — в 2014 году.




Chevrolet Cobalt

Продано 33 930 машин за 2 с небольшим года


По задумке концерна GM, эта модель должна была повторить успех снятого с производства Lacetti. Еще накануне кризиса оказалось, что этот план невыполним: конкуренция в классе доступных иномарок обострилась, и реальная популярность Кобальта стала вдвое ниже показателей Lacetti. Тем не менее, провалом это не назовешь: цифры продаж были сравнимы с Aveo. В вину Cobalt можно поставить неказистую внешность, но если бы не кризис, мы бы уже сейчас получили обновленную версию модели, которая гораздо симпатичнее.

Интересно, что главный конкурент Кобальта — вазовский Nissan Almera — был гораздо успешнее. Даже в провальном 2015 году эта модель нашла почти 26 000 покупателей.

Продажи Chevrolet Cobalt в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


На Московском автосалоне-2016 было объявлено, что Chevrolet Cobalt все же должен вернуться к нам, но под другим именем — Ravon R4. Правда, впервые об этих планах представители узбекского бренда Ravon говорили еще год назад, однако поставки, как и в случае с новой Нексией, до сих пор откладываются.




Автомобили «не для всех», по которым мы будем скучать

Toyota GT86 / Subaru BRZ

Продано 498 машин за 4 года


Японские купе-близнецы Toyota GT86 и Subaru BRZ появились на нашем рынке в 2012 году и фактически открыли для нас новый класс автомобилей. Задумка на грани гениальности: по цене «горячего» хэтчбека получаешь нечто гораздо более интересное — эффектное заднеприводное спорткупе. Однако двухдверки, задуманные как доступные спорткары, в кризис оказались на нашем рынке неприлично дорогими. По последнему тойотовскому прайс-листу за GT86 просили более 2 млн рублей. Для сравнения: два года назад эту модель можно было взять всего за 1,3 млн рублей.

Продажи Toyota GT86 и Subaru BRZ в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


Toyota держалась до последнего: лишь в августе 2016 года с официального сайта окончательно убрали все упоминания о купе GT86. У Subaru поставки прекратились еще в прошлом году. Продажи, по сути, остановились сами собой. За весь прошлый год Toyota GT86 нашла в России всего 14 покупателей, а Subaru BRZ — лишь 4.




Peugeot RCZ

Продано 308 машин за 5 лет


Эта двухдверка появилась у нас в 2010 году и сразу встала особняком на фоне всех аналогов. Да, силуэт напоминает Audi TT, но цена в полтора раза ниже, а дизайн во многом интереснее. Чего только стоят двойные волнообразные выпуклости на заднем стекле и крыше. За 2014 год эта необычная машина нашла в России 55 покупателей, в 2015 году — одного. Поставок с тех пор не было.

Продажи Peugeot RCZ в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)





Mazda MX-5

Продано 183 машины за 4 года


В России продолжают проводить гоночную серию Mazda MX-5 CUP, но в продаже таких машин уже давно нет. С наступлением кризиса эта модель попала «под нож» одной из первых.

Родстер МХ-5 впервые появился у нас в 2007 году, и это была долгожданная новинка. Во всем мире эта модель к тому моменту уже была культовой: по популярности она обошла все прочие открытые двухместные машины на свете и по этой причине попала в Книгу рекордов Гиннесса. У нас она тоже нашла ценителей: автожурналисты не скупились на эпитеты вроде «гормон счастья» и «тонна радости». Но кризис не оставил ей шансов.

Продажи Mazda MX-5 в России с 2011 по 2015 гг. (шт.)


В 2014 году российские дилеры распродали остатки родстеров предыдущего поколения, и поклонники этих машин замерли в ожидании. В марте 2015 года на конвейер встала новинка (тест которой, кстати, вы все же прочитаете скоро на Дроме), и на тот момент еще сохранялись надежды, что поставки в Россию возобновятся. Этого не произошло.




В европейском конкурсе «Автомобиль года-2016» новая Mazda MX-5 заняла третье место, уступив Opel Astra и Volvo XC90.


Другие статьи из раздела «Обзоры рынка новых авто»



46723 136
Обзор рынка «спортивных» автомобилей. Не думай о секундах свысока

49241 141
Что вы знаете о trade-in? Анализируем программы по приобретению автомобилей с пробегом

83366 334
Обзор рынка: Лада Веста и 26 ее конкурентов. Цены, характеристики, оборудование

248323 203
Обзор рынка новых авто. Что купить за 400-500 тысяч рублей?

69629 176
Обзор рынка популярных в России SUV. На круги своя
2-09-2016, 04:16
Вернуться назад