«Волга» Big-Foot. Внедорожная конверсия - «Автоновости»

«Волга» Big-Foot. Внедорожная конверсия
«Волга» Big-Foot. Внедорожная конверсия - «Автоновости»

Времена меняются, приоритеты и возможности тоже, но хорошие хозяева не бросают своих «питомцев» ни при каких обстоятельствах. Ведь даже «трофийному» прототипу, вышедшему «на пенсию», можно найти отличное применение.


Главной задачей «конверсии» было сохранить кабину «волговского« пикапа практически в первозданном виде

За «плечами» этого с виду нового, аккуратно собранного и качественно покрашенного внедорожного «шоу-стоппера» — долгая «боевая» история. В 2010 году калужские мастера под руководством трофиста Павла Никулочкина построили прототип для участия в серьезных клубных соревнованиях, таких как «Перекати поле» и «Кабан-трофи».




Так «Волга» выглядела в конце своей трофийной карьеры, правда, на этих фото она уже «обута» в колеса низкого давления

Прототип делали по «классическим» канонам — обрезали и усилили раму от УАЗовского микроавтобуса-«буханки», мосты взяли тоже УАЗ — так называемые «военники» с бортовыми колесными редукторами. Правда, переделали их для установки пружинной подвески: полностью разобрали, на «голые» чулки приварили «тарелки» для пружин. А когда собирали мосты «набело», подшипники в них поменяли на качественные детали шведского производства, поставили «короткие» главные пары и самоблоки от БТР-80, сделанные в Арзамасе.




Со снятым кузовом. Хорошо видна усиленная и укороченная УАЗовская рама. Мотор занимает примерно треть длины рамы. Чтобы бак не гремел, его оклеили виброизоляцией. Кузов сварили из стальной трубы прямоугольного сечения, объединив с дугой за кабиной. В результате получилась прочная силовая конструкция

Мосты подвесили на четырех УАЗовских продольных рычагах и тягах Панара, причем передняя и задняя подвески практически одинаковы, поскольку собраны на основе передней подвески УАЗа. Правда, импортные комплектующие все же имеются — пружины подобрали от Mercedes-Benz Gelandewagen, а амортизаторами «поделился» Toyota Land Cruiser 80.




Подвеска полностью пружинная, мощная дуга защищает тягу Панара. Пружины от «Гелендвагена», амортизаторы от Toyota Land Cruiser 80. Чтобы колеса не задевали за кузов, когда мосты «крестятся», пришлось использовать ременные ограничители хода подвески. Чем проще — тем лучше. Главное, чтобы все в этой нехитрой конструкции было собрано правильно и аккуратно

УАЗовские передние карданные валы идут от обоих мостов к УАЗовской же раздатке, которую, вместе с классической 4-ступенчатой коробкой передач без синхронизаторов на двух первых передачах, сняли с древнего милицейского «Бобика». Почему использовали старую, не слишком удобную систему, которая требует навыков двойного выжима сцепления? Как ни печально — качество новых запчастей для «народного» внедорожника настолько ужасное, что коробку с раздаткой приходилось перебирать после каждого соревнования. Поменяв три КПП, собранных из откровенной «сыромятины», Павел решил найти что-то попрочнее, тут друзья и посоветовали обратиться на свалку, куда свозили старые милицейские машины. Служат «Бобики» в основном на асфальте, передний мост у них практически всегда отключен, трансмиссия не испытывает экстремальных нагрузок, а детали, сделанные еще в СССР из качественного металла с соблюдением технологии, оказались намного прочнее новых — проблема была решена.


Советскому прототипу — советский двигатель!

Увидев под капотом внедорожной «Волги» 8-цилиндровый V-образный бензиновый движок от «шишиги» ГАЗ-66, мы первым делом спросили — зачем? Неужели слишком сложно было поставить, к примеру, японский дизель?




Двигатель пришлось опускать вниз. Рулевой вал сложной конструкции огибает мотор и уходит вверх — к кабине

История установки мотора «шишиги» оказалась очень простой — этот двигатель из запасников, тратиться на покупку чего-то другого не было необходимости. Однако советский мотор поставили не только из экономических соображений. Мощность 4-цилиндрового УМЗ-451 от донорской «буханки» — 75 л.с., крутящий момент — 170 Нм. В 8-цилиндровом ЗМЗ-66 — целых 120 «лошадок» и 284 Нм тяги. При этом весит «шишиговский» мотор не так уж много: он примерно на 70 кг тяжелее «буханочного». Глупо отказываться от возможности получить почти двойную прибавку в мощности и тяге с минимальными затратами, тем более что «сращивание» коробки УАЗ с ГАЗовским мотором не слишком сложная процедура. Но подходить к ней нужно со всей тщательностью. Например, очень легко «накосячить» — в прямом смысле этого слова — со сверловкой новых отверстий для шпилек, на которых крепится к двигателю колокол сцепления. Сам движок перед установкой был отправлен на завод для капитального ремонта и замены поршней на облегченные. Только после этого он занял свое новое место под капотом прототипа.




Чтобы не резать капот «Волги», мотор сместили вниз — заодно и центр тяжести понизился. По словам создателей, карбюратор не боится переливов, с ним машина легко заводится даже на крутом склоне. «Сделано в СССР» — написано на корпусе разборного масляного фильтра

О надежности и неприхотливости «шишиговской» восьмерки ходят легенды. Мотор работает на любом бензине с октановым числом от 76 до 92, не требователен к качеству масла, а в систему охлаждения можно залить и воду. Поддон картера устроен таким образом, что двигатель не испытывает масляного голодания, когда машина долгое время работает при значительном уклоне, карбюратор не боится переливов и позволяет завести двигатель на крутом косогоре. Даже чтобы схватить гидроудар, нужно очень сильно постараться. На одном из рейдов «Перекати поле» после ночной ревизии забыли прикрутить шноркель, поехали вброд, хлебнули движком воды, заглохли. Вытащив прототип на сушу, в спешке попытались его завести — из выхлопных труб хлынул фонтан воды, но мотор, хоть и на половине цилиндров, все же заработал.


Вторая жизнь

Внедорожный прогресс не стоит на месте — меняются технические требования, прототипы устаревают чуть ли не быстрее серийных автомобилей, спортсмены переходят в другие классы. Пару лет назад и нашему герою пришло время отправиться на пенсию, к счастью — на почетную. Машину установили на колеса низкого давления, а вместо алюминиевой коробки решили поставить нормальный кузов. Но какой? На глаза попалось фото внедорожника Lamborghini, тогда и поняли: автомобиль будет красным, с кузовом типа пикап. Долго думали, от чего взять кабину. По размерам примерно подошла от «волговского» полурамного пикапа на основе ГАЗ-31105.




Примерка кабины от полурамного пикапа на базе «Волги» ГАЗ-31105. Довольно свежей кабине 2009 года выпуска к началу постройки исполнилось три года, но гнить она уже начала активно. Каждую деталь тщательно примеряли по месту. Кабину пикапа взяли за основу для шоу-кара, чтобы поменьше «колхозить» — готовые заводские решения часто выглядят аккуратнее «самопала»

Эта модификация выпускалась в последние годы перед окончательным уходом «тридцать первой» с конвейера, сделано их было немного, но подходящий, не слишком гнилой экземпляр все же удалось найти.




Кузов явно не предназначен для перевозки длинномеров, просто хотелось пикап. Алюминиевые борта скрывают силовую конструкцию, в случае переворота водитель и пассажир не пострадают. Для того, чтобы катать по пляжу восторженных девиц, задний борт не нужен. В боковинах кузова оставлены полости — в будущем их, возможно, превратят в закрытые отсеки для мелкого инвентаря вроде тросов и шаклов

Хотелось полностью сохранить узнаваемый облик «тридцать первой» «Волги», так что кабину разобрали на составные части и тщательно подогнали к раме. Чтобы не мучаться с перемещением рычагов управления коробкой и раздаткой, пришлось срезать трансмиссионный тоннель.




Перед сезоном автомобиль проходит плановый ремонт и ТО, так что некоторых деталей не хватает, но в целом салон «тридцать первой» «Волги» легко узнаваем. Для того, чтобы не переносить рычаги управления КПП и раздаточной коробкой, трансмиссионный тоннель пришлось срезать. 4-скоростная коробка от старого милицейского «Бобика» не имеет синхронизаторов на двух первых передачах, поэтому желающим прокатиться нужно освоить навыки двойного выжима сцепления. Все переключение сильно смещено вправо — рука дотягивается, но нужно привыкнуть искать первую скорость на месте третьей

Кабину покрасили, сзади на раме закрепили силовую конструкцию, напоминающую кузов пикапа, а впереди установили аккуратный стальной бампер собственной разработки, причем без лебедки — зачем она нужна, если на арочной резине этот внедорожник и так едет везде, разве что плавает плоховато. Внутри постарались максимально сохранить «волговский» салон — кресла, обивку дверей. Даже «родную» приборку подключили и руль оставили стандартный, причем вращать его помогает гидроусилитель от той же «тридцать первой».


Колеса армагеддона

Сесть за руль «Волги» с устрашающей «улыбкой» огромного силового бампера оказалось непросто — пороги расположены высоко, пришлось запрыгивать в кабину, держась за открытую дверь. На поворот ключа в замке зажигания мотор отреагировал не сразу — я уже подзабыл, что заводить карбюраторный двигатель нужно, вытянув на себя шток воздушной заслонки. С погодой «повезло» — последний зимний циклон обрушил на Калугу снежный вихрь, в котором внедорожник в облаках выхлопа непрогретого мотора смотрелся совсем уж инфернально.


Тому, кто ни разу не водил старый советский грузовик, управлять этой «Волгой» будет не тяжело, но непривычно. Впрочем, навык переключения передач в КПП без синхронизаторов приходит очень быстро, да и тяги «шишиговского» мотора хватает, чтобы переключаться пореже

Пытаюсь включить первую передачу — не получается. Вроде и двойной выжим делаю правильно, но рычаг не идет вперед. Оказалось, вся схема переключений сильно смещена вправо: первая включается примерно там, где обычно ищешь третью скорость. Наконец-то освоившись, давлю на газ, и под громкий рев мотора «Волга» трогается с места.


Это не дым от движка — плотную «завесу» создает быстро испаряющаяся с глушителя вода из колеи

Из гаража выезжаем на жутко разбитую «короткую дорогу», ведущую в поле. Колеса накачаны довольно сильно, однако ямы и торчащие из луж обломки плит вообще не ощущаются. Обратная связь отсутствует полностью, и это даже к лучшему, ведь до руля не доходят никакие удары, а колеса прекрасно видны из салона. Единственная проблема — сильная задержка в реакции на поворот руля: баранка уже повернута на хороший угол, а машина только начинает маневр. К счастью, тормоза работают хорошо, иначе я бы наверняка «вписался» в легковушку, «задумавшуюся» перед очередной дырой в асфальте.




И впереди и сзади установлены дисковые тормоза — вот почему «Волга» останавливается именно там, где хочет водитель. Передний и задний мост держат передние продольные рычаги УАЗ, карданные валы тоже одинаковые — использованы передние карданы УАЗ. Военные мосты с бортовыми редукторами от УАЗ перебрали, подшипники заменили на качественные шведские

Легко перескакиваем рельсы железной дороги какого-то завода, впереди кювет, но механик справа говорит: «Вали смело»! Капот проваливается в заполненную снежно-водяной кашей траншею, затем взлетает к мутному небу, и мы, не снижая скорости, выскакиваем в заросшее бурьяном кочковатое поле.




Найти в этом огромном силовом бампере место для установки лебедки не составит труда, но зачем — машина и без нее едет практически везде (кстати, оказалось что стандартные фары для ГАЗ-31105 практически невозможно найти в продаже. Купить их удалось с огромным трудом, за каждую заплатили по 15 000 рублей еще по докризисным ценам двухлетней давности). В «обычной» грязи не всегда нужен полный привод, достаточно «самоблока» — они есть в обоих мостах. И обратите внимание, насколько качественно, ровно и аккуратно выполнены расширители колесных арок, да и вообще эта «Волга» собрана с тщанием, не характерным для отечественного джипостроения

Как же мягко идет! Одной арочной резины для такого эффекта «надувного матраса» недостаточно. Правильный подбор пружин и амортизаторов даже в таком случае играет немаловажную роль. Часто переключать передачи не приходится, трогаться в поле можно со второй — третьей пониженной, тяги хватает. Ради хорошего кадра проносимся по грунтовке, разбрасывая комья грязи, при этом кузов остается довольно чистым — вот что значит продуманная конструкция расширителей колесных арок.


«Волга» очень мягко идет по любому грунту и буеракам, правда, реактивное усилие на руле нулевое, но это не страшно — колеса хорошо видны из кабины

Время теста подходит к концу, напоследок хочу еще раз промчать поперек борозды, но внезапно кончается бензин — заправить забыли. Приходится топать пешком к отдыхающей на асфальте «техподдержке» за канистрой. Заливать топливо очень легко. Плоский бак в раме, крышка которого прикрыта дверцей в полу кузова — поднял, открыл и наливай. Даже воронка не особенно нужна. Стартер долго крутит, пока бензонасос закачивает топливо в карбюратор. Наконец, движок «схватывает», и, чувствуя себя уже гораздо увереннее, я возвращаюсь «на базу».




Нарочитая грубость сварных швов — тоже элемент брутального имиджа. Плоский топливный бак находится внутри рамы и надежно защищен от повреждений. В полу кузова — дверца на защелке, под ней крышка топливного бака. Чтобы залить бензин, при известной меткости и воронка не нужна

По ощущениям эта «Волга» — настоящий снегоболотоход с эффектным кузовом шоу-кара. Так оно и есть! Владельцы рассказали, что организаторы разнообразных мероприятий на открытом воздухе любят приглашать внедорожную «Волгу» на свои площадки — покатать зрителей или попозировать. Так что в своей второй жизни — в отличие от первой, «трофийной» — этот прототип сам «зарабатывает» деньги на свое содержание, причем даже когда просто стоит на месте.


Фотобонус





















27-06-2016, 00:16
Вернуться назад