Правительство решило поговорить с водителями на понятном им языке и создало видеоролики, объясняющие термин «опасное вождение». Но очередной шаг для продвижения нового правила вызывает больше вопросов, чем ответов.
Первый раз о наказании водителей за опасное или агрессивное вождение на высоком уровне заговорили в 2012 году. Тогда депутаты от ЛДПР внесли в Думу законопроект, согласно которому за опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам движения, резкое торможение, опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него водитель мог получить штраф в от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. Но поскольку в ПДД такого понятия нет, то инициатива не прошла. А идея осталась.
Ее реализация началась с введения определения в Правила дорожного движения, утвержденное буквально вчера постановлением правительства. При утверждении документа Медведев не исключил того, что формулировка будет меняться и расширяться, но сейчас новый пункт ПДД 2.7 звучит так:
«Опасное вождение — неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в
- невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
- перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия;
- несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- несоблюдении бокового интервала;
- необоснованном резком торможении;
- препятствовании обгону,
если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».
Для лучшего понимания того, что имеет в виду правительство, были созданы видео, поясняющие каждое отдельное действие определения. Ну а чтобы и простые водители, и сотрудники ГИБДД не путались и отчётливо понимали, что нельзя нарушать и за что нужно будет наказывать, роликам были даны «народные» названия: «Шашки», «Нервяки», «Торопыги», «Грядки», «Воспитатели» и «Упертый». Вспоминается выражение: «Каждый думает в меру своей испорченности». Что же творится в головах у людей, одобряющих столь безграмотную подачу как по сути (в расшифровке «воспитателей» даже есть ошибка), так и по смыслу?
Многократные перестроения
Ярко-красная машина гипертрофированно спортивного вида без использования «поворотников» несколько раз меняет полосу движения в 3D-модели, а четыре ролика из реальной жизни демонстрируют «перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». О том, что такое «игра в шашки», знают все, и этот мультик и записи с камер и видеорегистраторов данное описание не раскрывают. Ведь в ПДД нет определения «интенсивное движение»: от чего оно зависит — от количества автомобилей, скорости их движения, интервалов между ними или от всего вместе. Так же непонятно, что значит «все полосы заняты» — транспортное средство есть в зоне видимости или интервал между автомобилями меньше, чем их длина? Ведь на примерах машина перестраивается, следовательно, свободное место для этого есть. А из всего описания «шашек» следует, что, выехав на дорогу, водитель не имеет права менять полосу движения без надобности, а перестроения ради объезда ям и колдобин на дороге можно уже считать нарушением — ведь они не являются препятствием. Впрочем, правило, по которому на трассах нужно держаться правой полосы, а в населенных пунктах «менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия», уже содержится в действующих ПДД под пунктом 9.4, а наказать за резкую смену полос можно в соответствии с п.3 ст. 12.14 КоАП (штраф 500 руб.), а если при этом еще и не использовались «поворотники», то прибавляется п.1 той же статьи и еще 500 руб.
Подрезание при перестроении
Схема та же — мультик и четыре реальных истории, которые показывают «невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». Жаль, что по смыслу из них более-менее подходит только один, да и то с натяжкой: кроссовер перед светофором перестраивается под «ГАЗель», но делает он это для того, чтобы пропустить машину скорой помощи с включенным маячком. Первый же пример из жизни некорректен — такси меняло полосу медленно, включив «поворотник», и если такое перестроение считать нарушением, то водители будут часами ждать подходящего окна в потоке. В двух других водители явно отвлекались от дороги и, возвращаясь в реальность, совершали неправильные, но при этом однократные действия — меняли полосу и тормозили. В моделировании же кратность соблюдается — красный BMW, который и представлен тем самым «Нервяком», два раза «неожиданно» перестраивается и зачем-то тормозит в потоке, но при этом теряется и потом опять возникает «источник» его проблемы — неторопливая белая легковушка в левом ряду, также нарушающая ПДД.
Несоблюдение безопасной дистанции
Соблюдение дистанции между автомобилями — требование, закрепленное в пункте 9.10 Правил. Но и существующая, и предлагаемая норма не оговаривают этого расстояния. Каждый водитель должен решать эту задачу для себя сам, принимая во внимание свою реакцию, возможности автомобиля, качество шин и дорожного покрытия, погодные условия. Но видео делает акцент не столько на то, что машина подъезжает слишком близко к впереди идущей, а на то, что «торопыга» вынуждает освободить полосу миганием фар. А вот за такое неправомерное использование дальнего света никакого наказания нет и не предусматривается, хотя в ПДД указано, что «для предупреждения об обгоне ... может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет» (п. 19.11).
Несоблюдение бокового интервала
Как и у предыдущего примера, ни действующие, ни предложенные правила не оговаривают безопасного интервала между транспортными средствами. Более того, этот самый интервал зависит и от транспортного средства, и от дорожной разметки. Хотя нарушение действительно больше свойственно мотоциклистам, ряды которых пополняются с каждым годом, как раз потому, что между рядами можно хоть как-то ехать, а не стоять в пробке. Но и у машин это часто встречается. Вспомните ситуации, когда при сужении дороги автомобили выдавливаются из своих рядов, но еще не успевают занять соседнюю полосу. Судя по описанию — это тоже нарушение.
Резкое торможение
Это, пожалуй, единственный ролик и указание в определении, которые смогут найти поддержку. Ведь ситуации на дороге складываются по-разному, и подобные обиженные «воспитатели» или «учителя» действительно создают аварийные ситуации. Но опять же, такое правило уже есть в ПДД: п.10.5 «Водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия». И если бы повсеместно не соблюдалось правило, что виноват тот, кто сзади — из-за несоблюдения дистанции, — то такой класс водителей после пары неполученных страховых выплат перевелся бы сам собой.
Препятствование обгону
Как и большинство нарушений, эта норма уже прописана в ПДД (п.11.3). А такая скупая формулировка объясняется тем, что невозможно отразить все нюансы подобного маневра. Свидетельством тому служат все ролики: в первом происходит явное недопонимание, во втором — человек просто объезжает ямы на дорогах, ну а в последнем, и самом страшном, сюжете белая «шестерка» препятствует обгону в закрытом повороте. Да и на модели показаны явно аварийные ситуации — для обгона недостаточно свободного расстояния до транспорта на встречной полосе.
И формулировка нового правила, и компьютерная графика подчеркивают кратность совершаемых действий. При этом цифра, с которой она начинается, опять же не приводится. Сколько раз нужно проехать между рядами или перестроиться, создав помеху, — 2, 3 или 10, сколько перестроений создают кратность, непонятно. Поэтому если привлекать к ответственности можно будет только на основании снятого правоохранительными органами или самими водителями видео (именно такая доказательная база рассматривается в качестве допустимой), то таких роликов найдется немного — вероятность заснять одного и того же «воспитателя» или «торопыгу» крайне низка. Если же решать, насколько опасно человек управляет автомобилем, станет сотрудник ДПС, то привлекать к ответственности можно будет практически любого водителя за малейшее отклонение. Впрочем, штрафовать за неиспользование «поворотников», несоблюдение полосности и прочие нарушения ценой в 500 руб. можно и сейчас, только этого никто не делает.
Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности»:
«Самое важное это то, что термин «опасное вождение» обсуждается на официальном уровне и будет введен. Мне кажется, достаточно второстепенным будет то, каким образом будут освидетельствованы эти нарушения и какого размера будет штраф. Главное — сформировать отношение участников дорожного движения к такому типу нарушителей. Так же, как это было сделано в отношении нетрезвых водителей. Лет 10 назад выпить и сесть за руль считалось хорошим тоном, проявлением смелости и навыков в управлении. Сейчас это неприемлемо и асоциально. То же самое должно произойти и с опасным вождением. Появление этого сайта и тех попыток расшифровки должны разъяснить, что это такое и насколько опасно. Это должно быть доработано, дорасшифровано и углублено, но работа идет в правильном направлении».
Но даже если прописать все цифры для интервалов, скорости, количества машин на квадратный метр, то как это сможет соблюсти водитель и доказать инспектор? На глазок? У нас до сих пор нет регламента по проверке износа шин, которые можно протестировать в статике специальным прибором, прошедшим поверку. А тут нужно доказывать перемещения в сантиметрах у движущихся объектов — нереально. И никакая формула «трех секунд», которую рекомендуют использовать для расчета дистанции, не поможет.
Вячеслав Лысаков, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству:
«Эти примеры опасной езды нужны, чтобы понимать, к какому виду правонарушения они относятся. Понятно, что это не отдельные нарушения, и не два подряд, а длящаяся во времени цепочка нарушений. Здесь главное не только формулировка, которая достаточно подробно описана в проекте изменений, а то, как будет фиксироваться опасное вождение. Конечно, оно должно фиксироваться не на глаз, а на видеоноситель. Для этого будет запущено приложение, разработанное МВД и Минсвязью, которое позволяет закачивать видео с видеорегистраторов и смартфонов от пользователей. Оно будет 100-процентной доказательной базой, поскольку будет защищено в том числе и индивидуальной подписью отправителя. Получается, что сейчас водители знакомятся с нормой, потом она будет внесена в ПДД, далее появятся внутренние приказы и регламенты, определяющие практику применения, и осенью будет внесена соответствующая поправка в КоАП».
И вопрос к заключительной фразе определения опасного вождения: «если указанные действия ... создают угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Любое транспортное средство представляет из себя опасность (ст.1079 Гражданского Кодекса), поэтому любое движение на нем можно трактовать как угрозу, а все дополнительные описания с попутным направлением и пр. лишь слова, которые будут интерпретироваться в нужную кому-то сторону.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Эта библиотека (имеется ввиду информация на сайте — прим. ред.) будет пополняться, мы будем ее рассматривать и дальше, другие дополнения к ней. Пока с Министерством внутренних дел договорённость такая: они своими циркулярами и внутренними разъяснениями будут ориентировать сотрудников ГИБДД на то, чтобы при определении того, опасно ли было вождение водителя или нет, руководствоваться примерами, которые находятся в этой библиотеке. Ещё раз скажу, что в настоящий момент таких примеров шесть, никаких других помимо этих сотрудники пока рассматривать не будут — только после того, как пройдут публичные обсуждения и произойдёт дополнение к этой библиотеке».
Но глядя на официальные видеоролики про опасное вождение, становится совершенно непонятно, о какой культуре вождения идет речь, когда само государство на федеральном уровне навязывает нам «нервяков» и «упертых»? И вместо того, чтобы нести доброе и вечное в виде продуманной организации движения и качественных дорог, бюджетные деньги тратятся на концепции о «торопыгах» и «грядках». Подтверждается стереотип того, что агрессивно водят дорогие спортивные машины, преимущественно красного цвета, а на практике нарушают обычные «Жигули» и иномарки не первой свежести. И сколько бы ни вводили терминов и штрафов, те, кто уже нарушают, будут продолжать делать это и дальше. Ведь новое правило ПДД не отменяет ни административных ресурсов подобных лихачей, ни привычки «решать вопрос» за деньги. А ведь именно такие водители могут позволить себе подобное поведение, для обычных людей это слишком дорого.
ГИБДД провела опрос на своем сайте, и 41% из 17 тысяч проголосовавших поддержали появление понятия «опасное вождение», а еще 30% — за его введение, но при условии наличия весомых доказательств вины. Такому результату можно только порадоваться — людей, у которых нет оснований не доверять инспектору, становится больше. А инспекторам, в свою очередь, дается полный карт-бланш по привлечению водителей к ответственности. Но ведь ради благой цели — повышения безопасности на дорогах можно делать все, и главное — принимать дублирующие существующие правила нормы, ограничивающие водителей, повышающие коррупционную составляющую, влекущие увеличение дел в судах.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»:
«Эти ролики, как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Они развеяли все сомнения по поводу того, нужно или не нужно вводить термин «опасное вождение». Конечно, не нужно. Поскольку даже сами авторы этих поправок не понимают, что есть опасное вождение, а что — обычное нарушение. В частности, показаны автомобили, которые перестраиваются в разрешенном месте. Хотели показать лихача, а получилось, что показали водителей в рабочих ситуациях. При этом происходит путаница в понятиях. И если у нормотворцев нет понимания, что такое опасное движение, то для обычных людей опасными являются совершенно разные ситуации: для кого-то встречка, для кого — обочина или еще что-то. Нет согласия ни в обществе, ни среди экспертов, ни среди самих авторов, что считать «опасным», а что не опасным вождением. Вопросы с доказательной базой: как доказывать то, что не прописано в законе. Это делает формулировку абсолютно коррупционной. Наказывать будут либо с целью наживиться, либо отчитаться за проведенный рейд».
Цитаты из комментариев на сайте «опасноевождение.рф»:
«Повысьте скоростной режим в крайних левых полосах, и не придется выдумывать очередные поводы для "туманных" штрафов со стороны инспектора. Перестаньте перекрывать центр на 2 часа, купите вертолеты (к слову, сильно дешевле выйдет, чем кортеж сопровождать), и не будет никаких нервов на дороге. Не садите за руль мощных авто людей до 5 лет стажа (права категории "У", ограничение по мощности, запрет на обгон, 80 км/ч максимальная скорость). Учите в автошколах не на бумаге экстремальному вождению, а на практике давая понять молодому горящему подростку, что автомобиль не может "все", а живет по законам физики, не зная которые за руль садиться просто нельзя. И самое главное — дороги делайте без торчащих люков на 5 см и "ямочного ремонта, которого, к слову, не существует в мире инженеров-дорстроителей ни в одной из цивилизованных стран". Вот что-что, а такие дороги, как в Москве, точно могут обеспечить полет на встречку или в отбойник... Очень хорошо придумывать и освещать херню, когда глобальные проблемы не решаются».
«Ну собственно благодаря вот таким вот "компетентным" суждениям подобные законопроекты имеют место быть, а культура вождения упирается в неучей, не знакомых ни с кинематикой движения автомобиля, ни с физическими его свойствами, ни с эффективностью различных скоростных режимов в городских условиях на многополосных дорогах. Будем бояться повышения скоростного режима крайней левой полосы, вводить законопроекты, позволяющие любой твой маневр при необходимости трактовать как нарушение закона. Коррупции же в стране нет, инспектор абсолютно незаинтересованное лицо!».
«Интересно, откуда взялся этот блатной жаргон на официальном сайте? Что это за: грядки, нервяки, упертый? Что за бандюки или стритрейсеры разрабатывают этот закон? Абсолютно все, что описано в этих блатных терминах, уже сейчас запрещено ПДД. Причем не по-блатному и не абстрактно, а конкретно и с описанием ситуации. Всех авторов этого сайта и этой законодательной инициативы необходимо лишить водительских удостоверений. Ведь эти люди не знают ПДД, как сдали экзамены, неизвестно».
«Вопрос принуждения к аккуратности езды решен частично. И как обычно — боремся со следствием. У каждого действия есть "причина и следствие". Нельзя законами бороться со "следствием". Закон должен искоренять "причины"».
«Ой да ладно… У нас кто больше всех нарушает-то? Либо те, у кого денег много и для него штрафы за превышение скорости все равно что для меня оплата проезда на автобусе, либо те, у кого есть хорошие связи».
«Во многих странах Европы и Америки, а особенно в странах Азии, междурядье не только разрешено, но и закреплено законодательно. Во Франции в этом (2016) году в крупных городах разрешили междурядье, на очень справедливых условиях.
Среди мотосообщества уже давно есть такие же правила, которые гласят: — ехать только в крайнем левом междурядье (между крайней левой машиной и правой от нее)».
«А вот очень интересно, кто и КАК будет это отслеживать, ведь чтобы увидеть полную картину происходящего, зачастую надо не один километр за машиной проехать, чтобы понять, нарушил человек или был вынужден совершить то или иное действие!! Бред какой-то!».
«Буду капитаном, но это очередная кормушка для наших доблестных блюстителей инспекции безопасности дорожного движения. В правилах уже все эти ситуации описаны. Но бороться с правонарушителями не хотят, видимо, поэтому и вводят дублирующие законопроекты как дополнительный доход в доблестную ГИБДД. Может, перестанете просиживать штанишки и начнете наказывать нарушителей? А… вот еще что в новостях понравилось...Будет создан портал, через который можно будет "настучать" на водителя, скинув видео с видеорегистратора своего. Классно, не правда ли?) Закон подписываем, стукачи жалуются, такое вот пресечение нарушения самими гражданами, а ГИБДД просто снимает сливки в виде штрафов и отправляет вам «письма счастья») Мне кажется, лучше придумать невозможно было бы!)».
«Может быть, проблема не в том, что у нас в законе чего-то не хватает, а, как всегда, отсутствует правоприменительная практика? Может быть, надо мотивировать ГИБДД работать более эффективно? С тех пор как водителей обязывают оформлять документы на месте без вызова сотрудников ГИБДД, предполагается, что у них появилось больше времени для исполнения своей главной функции — обеспечения безопасности движения. Однако же я лично не наблюдаю увеличения сотрудников ГИБДД на дороге, т.е. там, где им самое место. Куда они все подевались? Где обеспечивают безопасность, в своих кабинетах?».
P.S. Постановление правительства № 477 было подписано председателем правтельства 30 мая и уже вступило в силу. Пока для водителей ничего не меняется — даже если их действия можно трактовать как «опасное вождение», то наказывать их можно лишь по действующим статьям КоАП. Ситуация поменяется, когда в Кодексе появится соотвествующая норма, а произойдет это не ранее осени. И судя по активности правительства, это будет один из первых законов, принятых Думой нового созыва. Наказанием станет штраф в 5000 рублей и, возможно, более строгое привлечение к отвественности.