Беспилотные автомобили, еще недавно казавшиеся далеким будущим, стремительно превращаются в настоящее. Беспилотники компании Google проехали более 2,5 миллиона километров по дорогам общего пользования без аварий, а знаменитый Tesla Model S совсем недавно прошел Третье транспортное кольцо в Москве в режиме «без водителя». Какое будущее нас ждет? Насколько близка эра беспилотного вождения? Попробуем разобраться в этом на примере «живых», уже существующих беспилотных автомобилей, которые для того, чтобы доказать реальность подобного решения, преодолели огромные расстояния.
Глава компании Tesla Илон Маск:
«Все идет к тому, что скоро мы окажемся в мире, о близости которого люди даже понятия не имеют: когда транспорт будет сам возить водителей. Такие автомобили смогут самостоятельно парковаться в гараже в конце пути. Автомобили Tesla также можно будет вызывать удаленно перед поездкой, пока вы находитесь на частной земле. Впрочем, хотя все так и будет с точки зрения технологий, большинство людей понятия не имеют, что грядет. Думаю, им понравится. А еще реальность такова, что автономные системы будут водить на порядок лучше людей. Что касается аварий — на километр их будет меньше. Технически, думаю, мы в трех годах от полной автономии».
Первый и самый длинный беспилотный автопробег через всю Евразию
В далеком уже 2010 году беспилотные автомобили впервые пересекли всю Евразию — от Пармы до Шанхая. Автопробег стартовал 26 июля и завершился 28 октября, участники преодолели 13 000 км по самым разным дорогам — от проспектов европейских столиц до песков пустыни Гоби и грунтовок Сибири. Большая часть маршрута была проложена по России.
Группа исследователей из лаборатории машинного зрения и интеллектуальных систем университета Пармы (VisLab) покорила трансконтинентальный маршрут, добравшись из Пармы в Шанхай на беспилотных микроавтобусах на электротяге Piaggio Porter Electric. Это был самый длинный в мире вояж автономных транспортных средств. Исходные микроавтобусы предоставила университету компания Piaggio Veicoli Commerciali
Фургончик способен проехать на одной зарядке 100 км и может разгоняться до 60 км/ч. Интересно, что система робототехнического управления, вращающая руль и нажимающая на педали газа и тормоза, как и компьютерные «мозги» автомобиля, оснащена собственной, полностью изолированной от электромобиля системой питания: для пущей надежности и безопасности.
Каждый автомобиль-робот из Италии был оснащен четырьмя лазерными сканерами спереди, двумя парами стереокамер, направленными вперед и назад, а также еще тремя камерами, охватывающими 180-градусный сектор обзора передней «полусферы», системой спутниковой навигации и, конечно, набором компьютеров и программ, позволяющих машине принимать решения в тех или иных ситуациях
Для значительной части маршрута не существовало на тот момент электронных карт и дорогу приходилось уточнять на месте. В пути у итальянцев было немало веселых минут. Так, на окраине Москвы в ходе демонстрационного заезда один оранжевый микроавтобус оказался в пешеходной зоне, чем привлек внимание полицейского. Когда машина остановилась, страж порядка очень удивился, не найдя никого за рулем. Подоспевшим участникам эксперимента пришлось долго объясняться, чтобы избежать «первого в мире штрафа для беспилотного автомобиля».
Кстати, на крыше транспортных средств нашлось место солнечным батареям, так что энергию для питания критически важного оборудования фургончики брали от «альтернативного источника». Все остальное «заряжали» от электрических розеток по ходу путешествия. В отсутствие оных к услугам экспедиции были дизель-генераторы на машинах сопровождения
Каждый день колонна из роботов и машин сопровождения проводила в пути по четыре часа, что было обусловлено необходимыми подзарядками. Главное, что роботы оказались способны двигаться в реальном трафике. Хотя в нескольких сложных местах люди все же брали управление на себя. Так, к примеру, львиную долю пути по загруженным московским улицам роботы VisLab проделали в режиме самых обычных автомобилей. Путешественники также выключали «кремниевых» водителей при преодолении таможенных пунктов.
В каждый момент времени в автономном режиме шло два робота — ведущий и ведомый (всего их было четыре). Люди в ведущем микроавтобусе выбирали лишь общее направление движения (на большую часть маршрута не было даже карт), но аппарат при этом «вел себя сам». Ведомый робот следовал инструкциям, передаваемым ему компьютером ведущего, и вносил коррективы по обстановке. По пути удалось даже подвезти первого для робомобиля «автостопщика»
Так или иначе, но и в роботе-лидере, и в роботе-ведомом всегда находились люди. Они не должны были ни к чему прикасаться, пока поездка шла по плану, но всегда могли отключить компьютер-пилот и взять управление на себя в том случае, если происходил какой-то сбой. Автопробег завершился вполне удачно. Никаких серьезных технических проблем не случилось: только у одного из автономных автомобилей пришлось поменять 430-килограммовый тяговый аккумулятор. Кучу запчастей экспедиция везла с собой на грузовиках. Глава проекта Альберто Броджи (Alberto Broggi) ожидаемо заявил: «Мы действительно счастливы. Это реальная веха в автомобильной робототехнике».
Некоторые фотомоменты экспедиции…
Беспилотники приобретают вид обычных автомобилей
Сейчас на дворе 2016 год. С момента первого длительного беспилотного пробега прошло более пяти лет. Как же изменились беспилотники за это время? Прежде всего, они приобрели вид привычных автомобилей. Так, например, Audi A7 Sportback piloted driving concept внешне почти ничем не отличается от обычного Audi A7.
Audi A7 Sportback piloted driving concept построен на основе обновленного хэтчбека Audi A7 с мотором 3.0 TFSI (333 л.с., 440 Нм), 7-ступенчатым «роботом» S tronic и полным приводом quattro. Для краткости концепту придумали прозвище Jack
«Автопилотируемое» оснащение у Audi RS7 (на иллюстрации) и Audi A7 идентичное, за исключением GPS-модуля, который есть только у RS7. Разнообразных датчиков хватает и у обычной А7. На решетке радиатора установлена инфракрасная камера ночного видения, но лазерный сканер у концепта более продвинут. Он контролирует пространство на расстоянии до 80 метров, выдавая до 100 000 импульсов в секунду и охватывая 145 градусов обзора и днем, и ночью. В Audi это называют «360-градусным объемным зрением»
Автономный Audi во многом полагается на адаптивный круиз-контроль, активные системы слежения за разметкой и мониторинга пространства позади и сбоку от машины. Видеокамера у зеркала за лобовым стеклом «видит» пешеходов и животных, постоянно «прочесывают» пространство сонары и радары, установленные спереди, сзади и по бокам. Новый вычислительный комплекс концепта — zFAS — работает быстрее, и поэтому может решать задачи не только предотвращения столкновений и автоматической парковки. Центральный блок управления помощью водителю (zFAS) собирает данные аж с 22 сенсоров, в том числе лазерного сканера, и составляет полную картину окружающей обстановки, а потом отправляет команды рулевому механизму, двигателю и тормозам. По размерам это мощное устройство сопоставимо с обычным планшетником, но тем не менее оно представляет собой новый шаг на пути к конвейерному будущему продвинутых автопилотов. Раньше подобные по производительности системы занимали едва ли не половину багажного отсека.
Спецы Audi утверждают: освободить багажник от аппаратуры — не проблема уже сейчас. Вместо нее в стенку у задней арки встраивается блок zFAS размером с ноутбук. За решеткой спрятаны инфракрасная камера и ультразвуковые датчики (сзади — схожий набор). Есть «глаза» и в боковых зеркалах
Внедрение технологии piloted driving разбито немцами на пять этапов: от ранней зари автоматизации до полной автономии машин. Нулевым этапом процесса автоматизации является обычный автомобиль — водитель полностью управляет транспортным средством в любое время. Первый этап автоматизации включает в себя перевод в автоматический режим некоторых функций управления автомобилем, например, наличие систем стабилизации (ESC, ESP, DSC) или систем автоматического торможения. Второй этап подразумевает, что как минимум два элемента управления могут быть автоматизированы и работать одновременно: например, адаптивный круиз-контроль в сочетании с системой удержания полосы движения. Такая «связка» используется на автомобилях Tesla. Нынешний этап — третий. Водитель может полностью передать контроль над всеми важными для безопасной езды функциями в определенных условиях, скажем, на автобане. Но автомобиль «чувствует», когда условия требуют вернуть управление водителю и обеспечивает комфортное для этого время перехода. Сейчас у Audi уже есть «пробочный», «парковочный» и «автобанный» автопилоты, а еще машина может заехать в тесный гараж по нажатию кнопки на смартфоне, как на «семерке» BMW. Но пока все эти разработки — лишь ассистенты. Следующая веха — переход к еще большей автономии. Речь идет о самостоятельности автомобиля в городской среде: распознавании пешеходов, велосипедистов, светофоров, дорожных знаков, а также коммуникации между машинами.
На четвертом этапе автоматизации транспортное средство в автоматическом режиме должно будет выполнять все критически важные для безопасности функции на протяжении всей поездки, без необходимости контроля со стороны водителя. Такой автомобиль будет делать самостоятельно абсолютно все — от запуска до остановки. Пятый же этап предполагает полностью автономный автомобиль без возможности ручного управления.
Пульт с красной кнопкой постоянно держит в руках сотрудник компании — с помощью этого «джойстика» можно быстро остановить машину. Видеокамера расположена у внутрисалонного зеркала. Скорость «автономного» Audi задается рычагом круиз-контроля
Беспилотный автоспорт
Компания Audi довольно активно применяет свои «беспилотные» разработки в автоспорте. В 2010 году беспилотный Audi TT Shelley показал на горной трассе Pikes Peak всего на 59% худшее время, чем опытный пилот за рулем той же модели. Shelley, созданный Volkswagen Group, исследовательским центром Стэнфорда CARS и компанией Oracle, прошел 20-километровую дистанцию подъема на холм без остановки за 27 минут. По оценкам экспертов, «живой» пилот на подобном автомобиле проезжает знаменитую американскую трассу за 17 минут. Переделанный в «робота» спорткар Audi TTS использовал спутниковую навигацию повышенной точности и показания специальных сенсоров для выбора оптимальной траектории прохождения поворотов.
В октябре 2014 года беспилотный Audi RS 7 абсолютно самостоятельно прошел круг по гоночной трассе Хоккенхаймринг. Рекордное время трассы, установленное Кими Райкконеном на гоночном автомобиле Формулы 1 в 2004 году, составляет 1:13:78. Точное время беспилотника от Audi не сообщается, но, по словам официальных лиц компании, «финишировал он через «две с небольшим минуты». Очень неплохо для «робота»!
Целью подобных заездов является отнюдь не «лучшее время круга», как можно подумать, а внедрение подобной технологии в серийные машины. Audi хочет наделить автомобили будущего возможностью брать на себя управление при определенных дорожных условиях, например, при интенсивном трафике или на парковке. Что же из этого может получиться? Долго ли еще ждать первого серийного Audi с «автопилотом»?
Рекордная автономная поездка по Северной Америке
Audi Q5 от Delphi был впервые продемонстрирован на выставке CES 2015, проходившей в начале 2015 года в Лас-Вегасе. Для того, чтобы их автомобиль смог совершить рекордный пробег, специалисты компании Delphi снабдили его целым рядом инновационных систем и технологий:
— Радарная система, система компьютерного видения и система вождения ADAS (Advanced Drive Assistance Systems);
— Высокопроизводительный микропроцессорный контроллер, способный к одновременному выполнению множества функций;
— V2V/V2X: Технологии беспроводных коммуникаций, обеспечивающие связь автомобиля с другими транспортными средствами и объектами дорожной инфраструктуры, что существенно расширяет возможности системы ADAS;
— Интеллектуальное программное обеспечение, которое позволяет системе управления автомобилем принимать сложные решения — на уровне действий человека;
— Система избегания пробок Traffic Jam Assist;
— Система входа и выхода из транспортного потока на магистрали Automated Highway Pilot;
— Система вождения в городских условиях Automated Urban Pilot;
— Система автоматической парковки Automated Parking and Valet.
Переоборудованный Audi SQ5 от компании Delphi Automotive. Машина напичкана радарами, камерами и лидарами. В работе комплекса также задействована и система связи автомобиль–автомобиль (V2V)
Эти технологии позволяют автомобилю-«роботу» мгновенно принимать сложные решения во время выполнения маневров, таких как остановка, смена полос движения на магистрали с четырьмя полосами, выбор времени для начала маневра выхода из транспортного потока, расчет траектории безопасного объезда велосипедистов и пешеходов, и многое другое.
В 2015 году компания Delphi Automotive отправила «автономный» Audi в самую длинную автоматизированную поездку по Северной Америке. Беспилотник Audi SQ5 проделал путь длиной 5472 км из Сан-Франциско до Нью-Йорка, большую часть которого прошел в автономном режиме. Обратите внимание на то, что внешне это практический стоковый Audi Q5!
Беспилотник Audi с начинкой Delphi уже тестировался на обычных улицах и хайвеях в разных населенных пунктах Калифорнии и в Лас-Вегасе (Невада). На дорогах общего пользования за рулем из соображений безопасности присутствовал человек, но его помощь не пригодилась
Во время путешествия в салоне находились как минимум два человека (один — за рулем). Но они не должны были вмешиваться в происходящее: брать управление в свои руки разрешено только в случае сбоя электроники. Цель путешествия — не только пиар, но и проверка последних разработок в сложных условиях реального трафика. А это и автоматическое вождение по шоссе (со сменой полосы и обгонами), и развитая «самопарковка», и автономное движение в пробках.
За девять дней поездки автономный внедорожник Audi SQ5 Delphi Drive пересек 15 штатов и округ Колумбия. Путешествуя по США, шоферу автономной Audi пришлось всего лишь несколько раз принимать на себя управление машиной. Первый раз, когда участок маршрута проходил по дороге, на которой велись ремонтные работы, а во второй, когда автомобиль должен был миновать место ДТП. А также, по словам представителей разработчика, у беспилотника обнаружился «страх» перед полуприцепами: робот стремился увеличивать дистанцию, предпочитая максимально безопасно объезжать фуры. Вот и все проблемы!
Использованные на Audi Q5 системы машинного зрения, новая электроника и собственно программы автоматического вождения — плод коллективных усилий. В своем проекте компания Delphi опирается на таких партнеров, как израильская фирма Mobileye и американская Ottomatika, ядро которой составляют компьютерщики из Университета Карнеги-Меллона, выигравшие в 2007 году гонку автомобилей-«роботов» в городских условиях — DARPA Urban Challenge
Этот пробег послужил очередным доказательством работоспособности и возможности применения всех разработанных специалистами компании Delphi технологий, из-за отсутствия которых сдерживался беспрепятственный выход автомобилей-«роботов» на дороги общего пользования. Сей факт был отмечен руководством Audi, которые сделало компанию Delphi своим основным партнером в области разработки компьютерной системы управления будущими автомобилями-«роботами» Audi.
Джефф Оуэнс, директор по технологиям Delphi, считает отдельные системы помощи водителю строительными блоками полностью автономного автомобиля
По словам Оуэнса, в Delphi не ожидали, что путешествие пройдет так успешно и машина справится с многочисленными перекрестками, развязками и сложными погодными условиями. Теперь инженерам Delphi предстоит анализ трех терабайт данных, полученных во время автопробега. Оуэнс считает, что различные автономные функции найдут широкое применение в течение ближайших пяти лет, а после 2020 года появятся настоящие серийные «беспилотники». Но даже в этом случае человек не сможет полностью отказаться от руля еще довольно долго, полагает Джефф.
Мексиканский рекорд VW Passat AutoNOMOS
К слову сказать, компания Delphi не единственная, установившая рекорд по беспилотному пробегу. На сей раз речь идет о пробеге по Мексике. В конце 2015 года беспилотный автомобиль Volkswagen Passat Variant 3c, модифицированный разработчиками Свободного университета Берлина (Freie Universität Berlin), без особого ажиотажа и с минимальным вмешательством человека проехал в рамках проекта AutoNOMOS по дорогам Мексики 2414 км, установив рекорд по протяженности пробега беспилотного автомобиля в этой стране.
При подготовке к этому пробегу команда университета совершала поездки на беспилотном автомобиле по дорогам Германии, США и Швейцарии. Разработкой проекта AutoNOMOS немецкие исследователи занимаются совместно с учеными Университета Невады в Рино. Маршрут беспилотного автомобиля прошел по автостраде Ногалес — Гвадалахара, через четыре мексиканских штата, песчано-каменистую пустыню Сонору, тропические регионы в Синалоа, и далее через горы в штат Халиско
Как утверждают немецкие разработчики, пробег их беспилотного автомобиля по Мексике было не менее сложным, чем путешествие Audi Q5 от Delphi, особенно если учитывать качество дорожного покрытия. Автомобилю пришлось не раз пересекать строительные площадки, а также перемещаться по узким старым дорогам без нанесенной разметки и укрепленных полос обочины. Но результат оказался немногим хуже, чем у Delphi.
Tesla вырывается вперед на автопилоте
В октябре 2015 года Tesla официально выпустила публичную версию Autopilot — первый шаг на пути к беспилотному будущему. Владельцы Model S получили ее вместе с обновлением операционной системы своих электрокаров до версии 7.0.
Прошивка 7.0 включает в себя ряд механизмов автопилота Tesla: автоматический поворот руля, перестроение между полосами и параллельную парковку. Второй бета-релиз позволил водителю ставить на паузу и вновь запускать «автопарковщика». Функция автопилота не позволяет передавать управление машине полностью, но автомобили Tesla могут самостоятельно передвигаться по скоростным шоссе, перестраиваться из одной полосы в другую и устанавливать скорость в соответствии с условиями дорожного движения
С прошивкой до версии 7.1 автопилот дополнили функцией Summon («призыв»). Она позволяет владельцу электрокара, подъехавшему к дому, доверить электронике парковку в гараж. Tesla сама найдет его, откроет ворота, въедет, заглушит двигатель и закроет «калитку» (в этом поможет система HomeLink, используемая для открытия и закрытия дверей гаража на основе месторасположения владельца). При самостоятельной парковке в гараж электромобиль предупреждает о том, что может не распознать узкие предметы, такие как велосипеды, припаркованные вдоль стены, или, например, свисающие с потолка каяки, а также скейтборд или другие расположенные на полу предметы. На обычной автостоянке Summon тоже работает, причем и в труднодоступных местах.
Также в прошивке 7.1 была частично ограничена функциональность автопилота в угоду безопасности. Теперь на городских улицах, а также на дорогах без центрального разделителя, Tesla автоматически ограничит скорость до максимально разрешенной на данном участке (плюс 8 км/ч), даже если круиз-контроль настроен на бОльшую скорость передвижения. Также в Tesla Motors утверждают, что теперь электромобиль стабильнее «держит» свою полосу движения на участках дорог со стертой разметкой и правильнее проезжает развязки на автострадах.
Приборная панель способна отображать различные транспортные средства — автомобили, грузовики и мотоциклы. Число ложных тревог системы мониторинга дорожной обстановки было сокращено
Как удалось достичь подобного результата уже в настоящем времени? Секрет Tesla очень прост. Компания готовилась к внедрению беспилотных технологий заранее. Машины, выпущенные после октября 2014 года, она оснащала набором соответствующих сенсоров: камерами, радарами, ультразвуковыми датчиками и GPS-системой. Все эти технологии давным-давно используются в «парктрониках», адаптивных круиз-контролях, системах превентивной безопасности, навигаторах. Однако каждая из них по отдельности не обладает достаточной точностью и надежностью, чтобы водитель мог выпустить руль из рук. А вот когда все четыре модуля объединены в единую систему и работают одновременно, совокупного количества и точности этих данных становится достаточно для того, чтобы компьютер мог вести машину сам.
Как чувствуют себя беспилотники в российских реалиях?
В конце октября 2015 года компания «Фридом Финанс» первой в России установила на свой электрокар Tesla Model S автопилот и протестировала его с московским Тесла Клубом на дорогах столицы. Tesla полностью проехала Третье транспортное кольцо в Москве. Стоить заметить, что не обошлось без казусов: автомобиль Tesla, движущийся на автопилоте, подрезал таксист. Как на это отреагировал электрокар, можно посмотреть на этом видео.
Вот еще одно доказательство дееспособности автопилота. Это видео снято из салона Tesla Model S, движущейся в режиме автопилота на скорости около 70 км/ч. Водитель, по его словам, в тот момент отвлекся от дороги, не успел среагировать и нажать на тормоз. Автомобиль все сделал сам.
Впечатляет, правда? Выходит, перед нами первый в мире серийный автомобиль, который способен ехать самостоятельно, без участия водителя. По-настоящему. На любые расстояния. Пусть на первом этапе возможно только движение по шоссе, но ведь это лишь начало!
Нынешний автопилот позволяет Модели S самостоятельно двигаться по «автобану», контролируя скорость, подруливать, перестраиваться с «поворотником», избегать боковых столкновений
В дальнейшем Autopilot от Tesla будет развиваться быстрее, чем любая другая беспилотная технология, и вот почему: телеметрические данные, получаемые от автономных машин в процессе реальной езды по реальным дорогам, — это основной источник данных для алгоритмов машинного обучения, благодаря которым программа оттачивает свои навыки вождения. У кого больше данных, тот быстрее и лучше научит компьютер управлять автомобилем. Так вот, на данный момент у Tesla есть несколько тысяч реальных автомобилей, постоянно использующих систему Autopilot. Tesla с автопилотом уже сегодня ездят по всему миру, включая Россию, и передают данные на серверы компании. Чем больше данных получено с таких машин, тем умнее становится система и тем лучше она «ведет машину». В Tesla говорят, что Autopilot улучшается каждый день, и некоторые владельцы Тесла подтверждают это собственными наблюдениями.
Альтернативный взгляд на беспилотники
Некоторые компании, такие как Google, уже выпустили на дороги свои беспилотные автомобили. Правда, «гугломобиль» пока известен только в Маунтин-Вью — городе в Кремниевой долине, в котором находится штаб-квартира компании. Но и это — очень серьезное достижение. Впервые в потоке машин присутствует автомобиль, разработанный с нуля фирмой, которая никогда не занималась производством каких-либо транспортных средств. Да и потом, «гугломобиль» просто обязан «поехать» без водителя, потому что и создан исключительно для этой цели. Правда, первое время скорость ограничена на отметке 40 км/ч — это стандартный скоростной лимит в жилых зонах Силиконовой долины.
Нынешнее законодательство штата требует, чтобы в салоне беспилотника постоянно находился человек для принятия управление на себя, если что-то пойдет не так. Но конечная цель Google — полностью автономная машина без руля и педалей, поэтому в «панда-каре» их не предусмотрено. Но временно, пока того требует закон, в автомобиле присутствует съемный руль и педаль тормоза
Устройство беспилотника от Google. Радар на крыше позволяет «видеть» вокруг себя целое футбольное поле
Полностью беспилотный аппарат есть и у Mersedes-Benz, но пока в стадии концепт-кара. Это Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion. Беспилотный режим тут основной, четверо пассажиров сидят лицом друг к другу в удобных креслах. К их услугам — самые разнообразные электронные средства связи и развлечения. Обычный пилотируемый режим — лишь вспомогательный. Если потребуется, водитель может развернуть кресло в традиционное положение, лицом вперед, и вытянуть из «приборки» рулевое колесо.
Mercedes-Benz F 015 Luxury in Motion — автомобиль на топливных элементах. Литиевая буферная батарея емкостью 29 кВт/ч способна обеспечить 200 км хода. Она заряжается бесконтактным способом. Еще 900 км обеспечивает водород (его на борту — 5,4 кг). Итого 1100 км без заправки. На задней оси — пара электродвигателей с пиковой мощностью 136х2 л.с., которые еще и суммарно выдают 400 Нм крутящего момента. Этого потенциала хватает, чтобы набрать с нуля «сотню» за 6,7 секунды и разогнаться до максимальных 200 км/ч.
А как же Россия? Россия идет своим путем!
В октябре 2015 года в Набережных Челнах ОАО «КАМАЗ» представило беспилотный грузовик на базе серийного КАМАЗа-5350. Говорят, отечественный беспилотник умеет ездить по дорогам с плохой разметкой, и даже там, где ее вообще нет!
Разработка получила госфинансирование как «соответствующая приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России». Проект реализуется ОАО «КАМАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies
Автомобиль способен самостоятельно ездить «змейкой», совершать развороты, а также останавливаться перед препятствиями, распознавать дорожные знаки, разметку, пешеходов, велосипедистов и другие возможные препятствия. Все эти действия машина может выполнять на скорости до 60 км/ч. Но пока КАМАЗ не допускают для движения по дорогам общего пользования, тестирование проходит на закрытом полигоне.
Сначала машина преодолела дистанцию на автопилоте, объезжая искусственные препятствия, а затем проделала то же самое в составе колонны из двух автомобилей. Умный КАМАЗ выполнял все действия, получая команды с пульта управления, однако в кабине для подстраховки находились водитель и программист.
В серию беспилотник может пойти уже в 2022 году. В первую очередь разработка рассчитана на повышение уровня безопасности междугородных и международных перевозок. Но в дальнейшем не исключается применение такой техники и в военных целях.
Вывод
Когда же ждать на дорогах общего пользования машины вообще без водителей? Возможно, что уже через каких-то десять лет! В наибольшей готовности пребывают технологии. Но дело встало за инфраструктурой и, главное, регуляторами, ведь ни в одной стране мира нет законов для «автопилотов». Ну что ж, вносим коррективы в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, национальные ПДД, утрясаем проблемы со страхованием, и вперед, к светлому будущему без руля?