Тест-драйв нового Mini Clubman. Ягодка опять
Креативная личность или «белый воротничок», возраст от 35 до 50 лет. Это портрет покупателя нового Mini Clubman. Странно, да? За рулем эпатажных малолитражек куда проще представить молодежь с неокрепшим либидо, нежели седовласых «старперов». Однако маркетологи Mini знают, о чем говорят. Яркий тому пример — мой хороший знакомый, владелец Клабмена прошлого поколения. Мужику под «полтинник», спереди пивной животик, сверху лысина... были до покупки Mini. Сейчас же одевается со вкусом, ходит в спортзал для поддержания формы. Подстригся наголо, отрастил стильную бородку. Для таких, как он, Mini — эликсир второй молодости.

Сейчас уже мало кто вспомнит, что Mini — британская марка, а собственно Clubman — грузопассажирская модификация культовой трехдверки, увидевшая свет в далеком 1969 году. Нынешний Clubman уже почти чистокровный «немец», построенный на платформе UKL, которую делит с переднеприводными моделями BMW. McPherson спереди, «многорычажка» сзади, передний или полный привод, трехцилиндровые моторы... Все как у компактвэна Active Tourer или кроссовера Х1.
По сравнению с пятидверкой универсал прибавил 250 мм в длине и сантиметр в колесной базе
Однако «кузовная надстройка» до смешного оригинальна. Наивные «глазки»-фары, висящая в воздухе крыша, распашные двери с ручкой «от холодильника». Детальный осмотр Клабмена — словно выставка необычных вещей. Даже заходя на второй круг, обязательно отыщешь что-нибудь интересное.
В палитре нового Клабмена 12 цветов кузова. По-прежнему можно добавить аппликации, без доплаты — оттенить крышу и наружные зеркала, а также выбрать одну из девяти моделей колесных дисков. Однако в Калининград привезли состав неброских окрасов. Нам дают понять — Mini Clubman стал взрослее. В цифрах это по три с лишним сантиметра к длине и ширине по сравнению с машиной прошлого поколения. На 127 мм растянулась колесная база, багажный отсек вмещает минимум на сотню литров больше, чем раньше — 360–1250 л. А на вид это полноценный универсал гольф-класса без всяких уменьшительных суффиксов.
Задние двери с опционным электроприводом, которые можно открыть с брелока или посредством датчика движения, установленного под бампером
У базового «Купера» под капотом полуторалитровая «турбо-трешка» с отдачей в 136 сил. А у Cooper S — рядная «четверка» с двухпоточным турбокомпрессором twin scroll, мощностью 192 л.с. Версию со 150-сильным турбодизелем держим в уме: спрос на такие Mini традиционно невелик. Куда более ожидаемо появление полноприводного Клабмена и заряженной модификации JCW. Первый докатится до России летом, а второй — ближе к зиме.
Моторы
Количество цилиндров новых моторов от BMW зашифровано в индексах: В38 — с тремя цилиндрами, В48 — с четырьмя. Несмотря на надпись на декоративной крышке — TwinPower Turbo — полуторалитровый двигатель обходится обычным турбокомпрессором, в то время как на двухлитровом установлен двухпоточный аппарат типа twin scroll. Оба двигателя отвечают нормам Euro-6.
А в моем распоряжении пока две бензиновых версии и всего четыре часа ездовой практики по бывшему Кенигсбергу и его окрестностям. В руке брелок от трехцилиндрового универсала, но чтобы закинуть сумку в багажник, на кнопку жать не обязательно: достаточно пнуть ногой под бампер. Причем дважды — двери-то двухстворчатые! Непривычно то, что когда распахиваются створки, приходится каждый раз отступать на шаг назад. А еще поразило, с каким плотным звуком захлопываются все шесть дверей Клабмена. Будто это не автомобиль, а банковский сейф!
Лейтмотив у «мультяшного» интерьера тот же, но качество материалов в разы выше, чем у прежнего Клабмена. В статике смущают развитые приливы на ободе руля, но при езде ладоням они не мешают
Окантовка центрального «блюдца» с бегущими огнями может менять цвет в зависимости от настроек. Управление мультимедиа — почти как на автомобилях BMW, а вот выбор ездовых режимов (Green, Mid или Sport) осуществляется оригинальным поворотным кольцом селектора АКП. Базовые универсалы комплектуются 6-ступенчатыми механическими коробками передач. «Автоматы» предлагаются в качестве опции, но если у трехцилиндрового Клабмена это «шестиступка» (на фото), то 4-цилиндровые «Куперы» оснащаются новой 8-ступенчатой трансмиссией Steptronic
Внутри — словно в магазине детских игрушек: блестящие рычажки, тут и там сияют лампочки. Цвет фоновой подсветки интерьера можно изменить не заходя в меню, в потолочном блоке есть персональная клавиша. Но больше всего умиляют красный флажок запуска двигателя и огромное поворотное кольцо в основании селектора «автомата», отвечающее за смену ездовых режимов. Впрочем, обычные Mini отличаются тем же креативом. Однако на втором ряду непривычно просторно. Хотя для универсала с почти трехметровой колесной базой это не удивительно. К тому же немцы немного схитрили: отформовали в спинках передних кресел глубокие выемки для коленей.
Передние кресла вполне удобны и позволяют регулировать длину подушки. На втором ряду места двум пассажирам хватит с запасом, но третьему придется мириться с укороченной подушкой и высоким тоннелем на полу
Никогда еще багажники Клабменов не были такими вместительными (360–1250 л) и продуманными. Тут есть крючки, розетки, кармашки и два плафона. Спинки складываются в пропорции 40/20/40. В подполье — «докатка»
Как едет трехцилиндровый Clubman? Представьте себе — неплохо. Понять, что под капотом всего «три горшка», можно лишь при плавном перемещении акселератора. В переходных режимах мотор едва заметно «потраивает», но иных вибраций нет ни на холостом ходу, ни в движении — спасибо двухмассовому маховику и балансиру с подвижными внутренними противовесами. Динамика, понятное дело, не ураганная, но и «овощем» такой универсал не назовешь. Еще и потому, что 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия работает с наддувной «трешкой» как единое целое. А главное, в универсале с базовым мотором есть легкость: немного наступил на газ, и тут же забываешь, что под капотом всего 136 «лошадки». Разгон бодрый, напористый. Правда, почти беззвучный, мотор едва слышно.
На обгон? Легко! Может, «по паспорту» динамика обычного Купера и не впечатляет, но на деле недостатка тяги нет
К тому же трехцилиндровый двигатель не так нагружает переднюю ось. Руль в таком Клабмене относительно легок, а склонность к распрямлению траекторий под тягой минимальна. Однако какой-то особой страсти в повадках универсального Mini я не нашел. Былой азарт растворился в высокопрочной UKL-«тележке» и по «бээмвэшному» плотной, но совершенно неэмоциональной подвеске. С одной стороны, хорошо, что калининградская брусчатка вязнет в недрах амортизаторов, не доходя до салона. Автомобиль, «обутый» в низкопрофильные покрышки R18, не боится крупных ям и острых поперечных стыков — это и вовсе здорово! Но ведь это же Mini, братцы! Его всегда любили за то, что он дарил эмоции. В статике, в динамике... всегда. Этот же будто отличник на экзамене: предмет знает на пять, но отвечает как по шаблону — без импровизации.

Cooper S отличается от базового универсала парой стволов выхлопной системы и задним бампером с диффузором. Обратите внимание на два коротких стеклоочистителя: в дождливую погоду Clubman «моргает» ими подобно героям мультика «Тачки»
Но в базовом «Купере» хотя бы есть гармония, а вот Cooper S даром что на полсотни сил мощнее, отличается взбалмошным характером. На местных дорожках с неровным покрытием его подвеска лязгает что на сжатии, что на отбое. Если же увидел крупную яму — стисни зубы, дабы не прикусить язык. Пенять на колеса нет смысла, они той же размерности 225/40/18, что и на трехцилиндровом универсале. При этом руль тяжелее, информативность ниже, а предельные возможности шасси сильно зависят от качества покрытия. Если выход из виража с кочковатым асфальтом у 136-сильной версии проходит, словно по учебнику — впритирочку к внешней обочине — то «эска» то и дело вываливается «на грунт». Конечно, условия для Cooper S были неподходящие. Стоило выбраться на ровный асфальт, и подвеска мощного универсала превратилась в монолит. Но мы ведь живем в неидеальной России...
На неровном асфальте реализовать отдачу 192-сильного мотора непросто. Универсал, оснащенный жесткой подвеской, стряхивает с траектории
Новый 8-ступенчатый «автомат» спотыкается о рядную «четверку» — вне зависимости от качества дорожного покрытия. При наборе скорости — паузы, при переходах на две ступени — задержки. Да и динамика как-то не впечатляет. Вроде бы 7,1 секунды до «сотни», но в реальности выходит медленнее, чем по паспорту. Чем Cooper S выгодно отличается, так это звуком мотора: плотным, живым, «звереющим» по мере повышения оборотов. Настоящий BMW!
Мировые продажи Mini, по сравнению с 2014 годом, выросли более чем на 20%. С появлением нового Клабмена немцы рассчитывает ежегодно отвоевывать у рынка по четыре процента, а к 2020-му году отломить у сегмента премиальных малышей кусок в размере четвертинки
Нет, я ничего не попутал — именно BMW, а не Mini. Нынешний Clubman с закрытыми глазами не отличить от того же Active Tourer или «икс-первого», с которыми он полностью унифицирован по технической начинке. По сути, британского в Mini — лишь название. Так что лучше открыть глаза. Как ни крути, а стильный дизайн по-прежнему — сильная сторона Mini. Хватит ли этого покупателям? Мой немолодой приятель, отлично разбирающийся в автомобильных породах, относится к новому Клабмену весьма прохладно. Говорит — ненастоящий. Лукавит, конечно, ведь и прежний универсальчик с асимметричной задней дверцей был далек от исходника семидесятых годов. Но он был молод и наполнял второй свежестью своих владельцев. Новый же Mini Clubman повзрослел и остепенился.
| Дизайн | Ездовые качества версии Cooper S |
| Вместимость салона и багажника | Унификация с автомобилями BMW |
| Ездовые качества версии Cooper | |
Технические характеристики Mini Clubman (данные производителя)
| Тип | Универсал |
| Количество мест/дверей | 5/5 |
| Тип | Бензиновый, с турбонаддувом |
| Расположение двигателя | Спереди поперечно |
| Кол-во и расположение цилиндров | 3, в ряд | 4, в ряд |
| Рабочий объем, куб. см | 1499 | 1998 |
| Мощность, л.с. при об/мин | 136/4400 | 192/5000 |
| Крутящий момент, Нм при об/мин | 220–230/1250 | 280–300/1250 |
| Привод | Передний |
| Коробка передач | 6-МКП (6–АКП) | 6-МКП (8–АКП) |
| Передние | Дисковые вентилируемые |
| Задние | Дисковые |
| Передняя | Независимая, пружинная, McPherson |
| Задняя | Независимая, пружинная, многорычажная |
| Длина/ширина/высота, мм | 4253х1800х1441 |
| Колесная база, мм | 2670 |
| Клиренс, мм | н.д. |
| Снаряженная масса, кг | 1375 (1395) | 1435 (1465) |
| Объем топливного бака, л | 48 |
| Объем багажника, л | 360–1250 |
| Шины | 225/40 R18 |
| Максимальная скорость, км/ч | 205 (205) | 228 (228) |
| Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,1 (9,1) | 7,2 (7,1) |
| Комбинированный цикл | 5,1–5,3 (5,1–5,3) | 6,2 (5,8) |
| Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 118 (118), Euro-6 | 144 (134), Euro-6 |
| Базовая комплектация | 1 349 000 | 1 679 000 |
Безопасность
История
Mini Clubman Estate — 1969–1980 гг.
Mini Cooper Clubman — 2005–2014 гг.
Фотобонус