Народную мудрость «Бери Solaris — не ошибешься» многие воспринимают как руководство к действию. В прошлом году так поступили почти 116 тысяч россиян. Вот и мы не стали изобретать велосипед: взяли на тест топовый седан с 1,6-литровым мотором и 6-ступенчатым «автоматом» и поставили ему ультиматум в виде хэтчбека Ford Fiesta и кроссовера Chery Tiggo FL. В итоге получилась еще одна разношерстная компания со схожими ценниками, но разными типами кузовов. Вдруг за те же деньги, что просят за «корейца», можно подыскать что-нибудь получше? Ведь не одним же Солярисом живет Россия.
Такой же 123-сильный Solaris, как на фото, без учета дополнительных опций обойдется покупателям в 822 400 рублей. За полностью упакованный седан готовьте около миллиона! Хэтчбек Ford Fiesta с 120-сильным мотором и роботом PowerShift потянет на 877 тысяч, а тестовая пятидверка — на 950 500 рублей. Зато Chery Tiggo FL относительно недорог — 669 900 «деревянных»
Снаружи
Внешний осмотр начинаем с «корейца». Обходим седан кругом... К чему бы придраться? Стоило нам повысить рублевую планку теста на 100 тысяч и уйти от «бюджетников» типа Ларгуса и Sandero, как качество кузовов пришло в норму. Hyundai собран и покрашен на совесть. Взгляд цепляется разве что за куцые брызговики, которые защищают лишь краску внизу колесных арок, но никак не пороги. Да и пакет «Свет», как нам показалось, не стоит тех 30 000, что за него просят: ближний свет тускловат, а светодиодные фонари, напротив, горят слишком ярко, ослепляя едущих сзади.
Народная мудрость: «бери Solaris — не ошибешься».
У Фиесты ближний свет еще хуже, зато дальний светит отлично. За колесами висят внушительные «лопухи» брызговиков — за сохранность порогов можно не опасаться. А сам кузов собран и покрашен не менее качественно, чем у Соляриса. Из приятных мелочей — фонарики в корпусах зеркал, подсвечивающие зоны высадки из машины, и яркие полоски ходовых огней (версия Titanium). Но в ненастную погоду «дворники» оставляют сверху стекла внушительные непрозрачные зоны (особенно со стороны пассажира). Спрашивается, зачем ставить на маленький хэтчбек панорамную «лобовуху», если щетки очищают лишь три четверти ее площади?
Ford Fiesta — горожанин с кокетливой внешностью
и очень талантливым шасси.
Интересно, но и китайский Chery особо упрекнуть не в чем. Да, зазоры между кузовными панелями у него пошире, чем у Hyundai и Форда, особенно по периметру задней распашной двери, но общее качество сборки и окраски на твердую четверку. К тому же только на крыше Tiggo есть продольные и поперечные рейлинги для крепления грузов. Не ругать же высокий кроссовер за то, что каждый раз, загоняя его в гараж, приходится откручивать штыревую антенну, а утром возвращать ее на место. Тем более что радио неплохо ловит и без нее.
Только у Tiggo на крыше есть продольные и поперечные рейлинги
для крепления грузов.
Внутри
А вот тут уже заметны существенные различия между дуэлянтами. Hyundai сразу подкупает богатым оснащением: бесключевой доступ, система стабилизации и трэкшн-контроль, подогрев руля и лобового стекла, парктроники и камера заднего вида, упрятанная в салонное зеркало... Да, все это прерогативы дорогих версий или пакетные опции за дополнительные деньги, но ведь они есть! Тем более что и «фундамент» у Соляриса крепок. Обзорность отличная, водителя окружают крупные кнопки с понятной символикой, рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. Еще бы подушку кресла подлиннее да наполнитель чуть помягче, и совсем было бы замечательно.
Впрочем, есть и шероховатости. Например, вентилятор печки работает шумно, а в перчаточном ящике нет подсветки. Сколько ни дергай за ручку, но открыть запертую автоблокиратором дверь не получится, не повернув неудобный «флажок» или не нажав на клавишу центрального замка. А вдруг понадобится срочно покинуть автомобиль?! И к «синюшной» иллюминации передней панели привыкнуть сложно. Зато на потолке есть очечник, а в нише рядом с селектором «автомата» — USB-разъем и две розетки. Корейцы знают, на что клюнет покупатель, а на что можно закрыть глаза.
На втором ряду Соляриса не просторно и не тесно: перед коленями и над головой стандартные для данного класса 10 см. Дверные проемы широкие, а сами двери распахиваются на достаточные углы. Да и задний диван в меру удобен. Но мы уже прониклись корейской щедростью и ищем на «галерке» подогревы подушки. Тщетно... Вот и «мобильник» тут зарядить негде, а кармашек есть только на спинке правого сиденья. Есть к чему стремиться.
Хэтчбек от Форда также радует неплохим оснащением: система стабилизации, обогрев кресел и лобового стекла, кнопка запуска двигателя, фоновая подсветка интерьера. Есть даже навигационная система! Но «теплый руль» нельзя получить даже за доплату, а навороченная медиасистема SYNC вгоняет в ступор количеством кнопок и логикой управления. Зато переднее кресло Фиесты удобней корейского, а рулевая колонка регулируется в большем диапазоне. Жаль, боковые зеркала подкачали: обрезанный нижний край лишает водителя самого информативного сектора обзора. И надеяться на салонное зеркало не стоит: заднее окошко — словно амбразура. Вот и камеры заднего вида нет, лишь графический парковщик.
При этом пластик на панели Фиесты преимущественно мягкий, а климат-контроль позволяет полнее распоряжаться тепловыми ресурсами, нежели в Солярисе. Подсветка перчаточного ящика есть — мелочь, а приятно. Хотя сам отсек невелик. И уж куда грамотнее в Форде работает блокировка дверных замков: дергаешь за ручку один раз – отпираются замки по всему салону, тянешь повторно — открывается дверь. Что может быть естественней?!
При попытке проникнуть на задний ряд Форда в ненастье обязательно испачкаешь брюки о порог: дверной проем узок, а дверь распахивается под таким малым углом, будто это не семейная пятидверка, а хот-хэтч с посадочной формулой 2+2. Ох и намучаются те, кто будет крепить детское кресло. Впрочем, и по запасу пространства, и по удобству посадки Fiesta и Solaris сопоставимы. А по оснащенности Ford даже чуть впереди: два кармашка в спинках передних кресел, плюс персональная розетка на 12V. Однако высокая подоконная линия хэтчбека ухудшает обзор невысоким пассажирам. Детишкам так и вовсе некуда смотреть.
Пересаживаешься после Форда и Hyundai в Chery и думаешь: а это точно новый автомобиль? На ретро-ассоциации наводит устаревший дизайн интерьера, как у японских кроссоверов восьмидесятых. Оснащение скудное: электропакет, кондиционер да люк в крыше. И пластик вокруг беспробудно жесткий. Но есть железный контраргумент — а чего вы, собственно, хотели за 700 тысяч рублей?! Тем более что по простору в салоне тягаться с Tiggo не могут ни Solaris, ни Fiesta.
Вообще союз «но» витает по салону Tiggo FL, как тополиный пух по окраинам города в начале лета. Комбинация приборов отлично читается и днем и ночью, но маршрутного компьютера нет. Подушка водительского кресла удобна, но спинка провалена. Руль хваткий, но не регулируется по вылету. Блок микроклимата простой и понятный, но крайние шайбы заедают. Подогрев сидений есть, но работает слабо. И список этот, увы, не полный. К чему нет ни одной претензии, так это к обзорности: стойки кузова тонкие, зеркала крупные — видно все! Особый «китайский шик» — компас и альтиметр, встроенные в зеркало заднего вида. Первый постоянно путает полюса, второй, напротив, неохотно меняет показания. Хорошо хоть, что все это хозяйство можно отключить.
Пробраться за задний ряд Tiggo также непросто: двери открываются на малый угол, а клиренс — высокий. Однако простора здесь побольше, чем в наших легковушках, особенно над головами. Высоко установленные передние кресла позволяют вытянуть ноги. Нет претензий и к удобству посадки. Но как сложить половинку спинки для размещения длинномеров? На поиски рычажка или петельки мы потратили добрых пять минут. Впустую! Оказалось, сложить задний ряд Tiggo можно лишь из багажника, дотянувшись до фиксаторов в дальних углах отсека. Ну что ж, полезли...
Багажные отделения
Багажник Соляриса можно открыть как снаружи, так и изнутри. Под крышкой широкий проем достаточной высоты, за которым внушительные 470 л объема. Правда, петли в виде полумесяца ограничивают высоту поклажи, а проем для длинномеров больше похож на лаз. Еще смутили фиксаторы спинок: они находятся за подголовниками — приходится тянуться. В подполье полноразмерное запасное колесо и кубышка с инструментом
В походном состоянии багажник Фиесты невелик — 295 л. Но при сложенных спинках объем увеличивается втрое — до 980 л. Хотя ровного пола при этом не получается. В подполье «докатка». Боксов и емкостей для мелочевки в отсеке нет, но есть резиновые зажимы, которыми удобно фиксировать канистру с «незамерзайкой»
Одностворчатая дверь с правосторонним махом по определению хуже подъемной. Зато у Tiggo FL низкая погрузочная высота, в боковинах отсека по объемному боксу, а сам багажник вмещает 520 или 1365 литров. Второе значение могло быть и больше, если бы откидывалась подушка дивана. Но нет, только спинки, которые в сложенном виде образуют высокий уступ. На сам механизм трансформации мы уже пожаловались. Еще смутила полка: по идее складная, но как это работает, мы так и не поняли. Вдобавок в темное время суток полка оставляет отсек без подсветки, так как плафон закреплен на потолке
Разгонная динамика и тормоза
Заметили, как гоняют владельцы Солярисов? Потому что могут! 123-сильный мотор честно выдает заявленную мощность. При старте с места седан резковат, но с набором скорости чуткий акселератор позволяет ускоряться без заминок. Правда, «автомат» не очень любит перескоки вниз на две передачи — долго думает, разрывая процесс ускорения. Но если жать на газ аккуратнее, то вопросов к работе коробки не возникает. Тормоза? С одной стороны, хорошая эффективность и мягкая педаль, с которой совладает даже хрупкая девушка. С другой — привод неинформативен: блокировку колес можно распознать разве что по стрекоту ABS. Впрочем, в штатных режимах Solaris замедляется отлично.
Заметили, как гоняют владельцы Солярисов? Потому что могут! 123-сильный мотор честно выдает заявленную мощность.
У Форда 120-сильный «атмосферник» 1,6 л сопряжен с роботизированной трансмиссией PowerShift. Динамика у хэтча убедительная, но на малом ходу, например, в заторах, нелинейный акселератор конфликтует с «преселективом». Ровно катиться в потоке Fiesta не может: при постоянном положении педали газа то немного ускоряется, то проседает по оборотам. Зато переключается «робот» быстрее, чем «автомат» Соляриса, и не тушуется при падении на две-три ступени. Понравились и тормоза. Замедлением тут управляешь давлением на педаль, а не длиной хода, как у Hyundai. К тому же водитель отлично чувствует степень загрузки колес.
Точный, информативный руль и хорошая сопротивляемость боковым нагрузкам помогают прописывать дуги виражей словно циркулем.
У Tiggo FL отдача мотора немногим больше, чем у легковушек, — 132 л.с. Однако кроссовер тяжелее того же Соляриса минимум на 200 кг. Так что особой прыти от Chery не ждите. Впрочем, поддерживать постоянную скорость легко, а при обгонах можно даже рассчитывать на вполне сносное ускорение. Зато у китайского мотора отменная эластичность. Третья передача везет уже с 30 км/ч. Четвертая — с 40-ка, а чтобы подхватила пятая, достаточно разогнаться до 60-ти. Хорошая отдача на низах позволяет не так часто орудовать разболтанным рычагом пятиступенчатой «механики» с длинными ходами.
Поддерживать постоянную скорость не трудно, и даже при обгонах можно рассчитывать на вполне сносное ускорение.
Моторы
Solaris отличился продуманным подходом в организации подкапотного пространства, что облегчает самостоятельное обслуживание. Подтянуть ремень генератора или заменить лампы в фарах не составит труда. На виду и кожух воздушного фильтра. Однако добраться до масляного можно лишь с ямы или на подъемнике. Смутило расположение блока ABS — на стыке лонжерона и моторного щита, куда летит грязь с левого переднего колеса
Моторный отсек Фиесты упакован немного плотнее. «Банка» воздушного фильтра на виду, а добраться до генератора и тормозного бачка еще проще, чем на Солярисе. Но поменять лампу в левой фаре без ее демонтажа вряд ли получится. К тому же точно под заливной горловиной для «незамерзайки» расположен электрический разъем, что чревато замыканием
Только у Tiggo капот удерживается газовыми упорами. Неплохой доступ к мотору и «горячим» точкам облегчит самостоятельное обслуживание. Разве что генератор можно залить при заправке омывающей жидкости. Зато доступ к лампам фар у Chery — самый беспроблемный, а защитный кожух мотора здесь не пластиковый, а из толстостенной резины — легко гнется и хорошо глушит звук. А вот защиты снизу моторного отсека нет. Легковушкам подобное простительно, но у кроссовера она должна быть по определению
Плавность хода и управляемость
Hyundai, как всегда, усреднен по всем параметрам. По меркам класса плавность хода у Соляриса отличная, но ровно до тех пор, пока под колеса не попала рытвина с острым краем или поперечный стык — жесткий удар отчетливо ощущается в салоне. К тому же корейцы никак не могут справиться с излишней мягкостью задних амортизаторов. На провалах асфальта седан раскачивается, а если просадка покрытия случилась на дуге, то еще и спрыгивает в сторону. Дело усугубляется тем, что на шипованных шинах и без того пустоватый в околонулевой зоне руль опустел с