Интерес к Lada XRAY есть. И нешуточный. При каждой остановке ко мне подходили люди, расспрашивали об особенностях модификации, просились посидеть внутри. Но не праздное ли это любопытство? При цене в 700 000 рублей? Не дорого ли? Ведь Renault Sandero Stepway, из которого и вырастили наш первый Lada-кроссовер, продают почти по той же стоимости. Стоит ли овчинка выделки? Чтобы проверить это, мы решили столкнуть Stepway и XRAY в очном противостоянии, а заодно пригласили поучаствовать в нем схожих по цене и концепции «китайцев» — Dongfeng H30 Cross и Lifan X50.
Цены на «топовые» Renault (102 л.с.) и Lada (110 л.с.) на «механике» расходятся всего на 20 с небольшим тысяч рублей не в пользу Рено — 719 990 рублей против 698 000. Иначе говоря, вместо Stepway на «ручке» можно купить (правда, попозже) XRAY с 1,8-литровым (122 л.с.) двигателем и «роботом». Dongfeng в «топе» Luxury с «автоматом» на 30 000 дешевле XRAY — 669 000 рублей, но на «ручке» он еще доступнее — 599 000 рублей. Lifan X50 с вариатором стоит 619 900 рублей, а с «механикой» — от 509 900 до 559 900 рублей
Как только мы собрали вместе всех наших сегодняшних героев, стало ясно, что квартет условно разбивается на две половины — Renault и Lada, Dongfeng и Lifan. Почему? Да вы посмотрите хотя бы на их внешность! XRAY и Sandero Stepway обладают схожими пропорциями, интерьерами, дорожным просветом, почти одинаковой колесной базой и габаритами. Даже снаружи видно, что эти двое — «родственники». В ходе предыдущих публикаций на Дроме уже неоднократно звучал вопрос: кроссовер XRAY или нет? Так вот — и Лада, и Рено гораздо больше напоминают кроссоверы, чем два «китайца», которые и вовсе совсем недалеко ушли от обычных хэтчбеков. Содрать с них эти псевдовнедорожные обвесы, и точно не придет в голову так их называть. Кстати, виртуально это легко сделать. Посмотрите, как выглядят седан Lifan Celliya (530) и хэтчбек Dongfeng S30 (в России продается только седан), ведь именно из них получились эти «кроссоверы». Впрочем, справедливости ради стоит вспомнить и об обычном хэтчбеке Sandero…
Но, как оказалось, не только по внешности мы разбили их на пары. Про то, что и XRAY, и Sandero Stepway построены на одной и той же платформе В0 (Logan, Duster, Sandero), пожалуй, известно уже каждому. Мы не будем в очередной раз поднимать вопрос, почему не на своей, «вестовской», хотя и выглядит подобное решение «АвтоВАЗа» довольно странным.
Углубившись в изучение происхождения Dongfeng H30 Cross, мы выяснили, что основой для этого китайского кроссовера тоже стал… «француз»! После окончания производства Citroen ZX в Европе в 1997 году эту модель продолжили выпускать в Китае на производственных мощностях совместного предприятия Dongfeng Peugeot–Citroеn Automobile Limited (DPCA). На той же платформе выпускался и хэтчбек Peugeot 306. Так вот именно это шасси — естественно, в переработанном виде — легло в основу Н30.
Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что и Lifan X50 тоже имеет французские корни! Более того, «вырос» этот кроссовер из того же Citroen ZX! След пришлось поискать, но мы «вынюхали», что на этой платформе был построен предшественник Lifan Celliya — седан Breez (520). Ну а модель 530, из которой в свою очередь «отпочковался» наш Х50, стала продуктом дальнейшей эволюции. Кстати, развиваться седану Breez было просто необходимо, потому что эта «поделка» лишь отдаленно напоминала современный автомобиль.
Нужно сказать, что смотрится Х50 очень прилично. Конечно, налицо дизайнерские заимствования, столь привычные для китайцев. Спереди Lifan уж очень напоминает продукцию оставившего Россию Opel, а сзади кому-то видится Kia, а кому и Alfa Romeo. Ассоциации, согласитесь, весьма неплохие. В любом случае Х50 выглядит намного лучше не то что Бриза, но и его преемника — седана Celliya.
Из всего нашего квартета именно Lifan X50 больше всего напоминает обычный хэтчбек. То ли сказывается почти незаметный некрашеный обвес, то ли очевидные заимствования во внешности у компании Opel, но назвать Х50 кроссовером язык поворачивается с трудом
А вот Dongfeng H30 абсолютно оригинален. Динамичный клиноподобный силуэт, «взлетающие» выштамповки по бокам, «алюминиевые» накладки под бамперами, мощные рейлинги (которых, кстати, нет только у ИксРэя)… Но вполне конкурентоспособную внешность портят две детали: слишком длинный передний свес и чрезмерно утопленные внутрь кузова колеса. Ну как же так, товарищи китайцы? «Одели» хэтчбек в обвес из некрашеного пластика, а колею расширить или уменьшить вылет забыли!
Dongfeng, в отличие от своего китайского конкурента, выглядит вполне оригинально, и упрекнуть его в заимствовании никак не выйдет. Но нельзя назвать такую внешность привлекательной: утопленные в ниши колеса и длинный «клюв» переднего свеса сильно портят впечатление
А кто вам нравится больше из «братьев» — XRAY или Sandero Stepway? Лично я бы выбрал «отечественного производителя» только из-за более выразительной «мордашки», рельефных боковин и иного оформления задней части с фарами а-ля Toyota Venza и дополнительными окошками. Но практичный человек — а ведь именно такие покупают подобные автомобили — наверняка отметит и ручки дверей под естественный хват, и более вместительный багажник, и отсутствие закрывающейся на ключ крышки бензобака. Впрочем, к тем же выштамповкам наш «практик» должен отнестись весьма скептически: настоящая беда жестянщика!
На удивление Lada XRAY «живьем» нам показался симпатичнее, чем на фотографиях. Даже эти самые «фамильные» выштамповки на боках не так заметны. Ладный кроссовер с хорошими пропорциями и выдающимися «бедрами» задних колесных арок. Да и спереди XRAY выглядит наиболее напористо и агрессивно. Нам нравится!
Renault Stepway после рестайлинга заметно оживился, но интриги в нем нет. Возможно, автомобиль просто настолько примелькался на наших улицах, что взгляд замылился и перестал цепляться за пухлые колесные арки, большой «сотовый» воздухозаборник и стильные накладки под бамперами. Но тот факт, что мы так привыкли к Степвэю, напоминает нам о том, что до его популярности нашей Lada еще расти и расти. Может быть, XRAY на лопатки положит «француза» иным оформлением и другой компоновкой интерьера?
Даже рестйлинговый Sandero Stepway уже настолько примелькался на наших улицах, что вряд ли способен чем-то удивить. В то же время и «предъявить» дизайнерам Renault нам особо нечего — автомобиль стал выглядеть вполне современно и стильно
Как снаружи, так и внутри очевидно, что Lada и Renault — это одноплатформенные автомобили. Компоновка и эргономика очень схожи. Та же рулевая колонка, которую нельзя отрегулировать по вылету, та же «глыба» мультимедийного дисплея с воздуховодами посередине, почти те же сиденья с короткими подушками, те же подрулевые переключатели («дворники» без нефиксируемого одиночного «взмаха»), тот же куцый центральный тоннель, та же «мешалка» с натирающим ладонь швом…
Интерьер новой Lada XRAY выглядит, пожалуй, даже получше, чем салон «донора» Renault Stepway. Его формы нам больше по душе, руль — с приятным, хотя и не «кожаным» ободом, а ручки дверей — более ухватистые. Хотя по качеству и «деревянности» пластика — паритет (на ощупь все намного хуже, чем на вид), а регулировки руля по вылету по-прежнему нет. Зато у Lada есть обогрев лобового стекла, которого нет больше ни у кого
Передние кресла Lada XRAY на первый взгляд кажутся довольно удобными, в коротких поездках не устаешь. Но после 400–500 км за рулем ноги начинают затекать из-за не очень удобной и короткой подушки, а спина — жаловаться на отсутствие поддержки в области плеч. Клавиша подогрева расположена на французский манер — в слепой зоне. «Приборка» Lada выполнена на манер Skoda, даже шрифт похож. В пасмурную погоду она подслеповата, а ночью, наоборот, слишком ярко подсвечивается. Оцифровку поменяли — теперь она с привычным нам «ударением» на 20–40–60… км/ч, а не на 30–50–70…, как на «французе»-«доноре». Семидюймовый сенсорный дисплей достался XRAY в наследство от Renault почти без изменений (немного поменялось оформление) и даже с навигацией! Быстродействие и логика — на высоте. Но это прерогатива исполнения Top
Но отличия от Renault все же есть и, к счастью, почти все они — позитивные. Так, удобнее стали ручки дверей и сиденья. Хотя оптимальную посадку все так же тяжело найти, а блок стеклоподъемников по-прежнему находится в труднодоступной зоне (зато в Lada с него можно управлять всеми четырьмя окнами). Салазки на Ладе закрыты пластиковыми кожухами, тогда как на Рено — голый металл. Впрочем, кресло в Sandero двигается без проблем, а в XRAY — рывками, как на «девятках»: кривоваты полозья или их крепеж. Руль на XRAY лучше лежит в руках, а блок «климата» организован понятнее, хотя дисплей температуры видно не всегда. Также у Lada другой формы воздуховоды, иначе оформленная панель приборов и установленные «пищалки» в передних стойках. По качеству материалов (хотя их фактура и различается) и сборки, пожалуй, паритет. Портит впечатление от XRAY, прежде всего, теснота педального узла, вызванная топорщащейся обивкой центрального тоннеля. Несмотря на то, что это брак конкретного автомобиля, все равно не мешало бы педали раздвинуть. На заднем же ряду обоих автомобилей откровенно тесно. Но иная форма «дивана» второго ряда и спинок передних кресел позволяет в Lada разместиться немного вольготнее. А вот запас пространства над головами приблизительно одинаков в обоих автомобилях. Почти одни сплошные плюсики для ИксРэя!
Больше всего в салоне Renault раздражает невозможность вытянуть «баранку» на себя и занять нормальное положение за рулем. После рестайлинга салон сильно «помолодел», появились новый блок «климата» и приборная панель, но пластик по-прежнему жесткий и на вид, и на ощупь
К передним сиденьям Stepway — та же претензия, что и к креслам Lada: короткая подушка (как следствие — усталость в дальней дороге), и кнопка подогрева, найти которую можно только на ощупь. Да и профиль «реношных» сидений понравился нам меньше. Выглядит новая «приборка» Stepway явно лучше, чем до рестайлинга, но подсветка не регулируется, а информация считывается хуже, чем на обычном Sandero, из-за появившихся оранжевых «точек» на циферблатах. Сенсорный семидюймовый дисплей системы MediaNAV — привилегия «топовой» версии Prestige. Для комплектации Confort она предлагается за доплату 19 990 рублей. И, безусловно, стоит того
Ну а что там «китайцы»? Честно говоря, ни один из них не выдерживает конкуренции с парой Renault/Lada по качеству и проработке интерьера. Особенно плохо дело с Lifan. На фото салон Х50 выглядит вполне на уровне. Но на деле «кожзам» кресел неприятен на ощупь, как и весь пластик, кнопки и «крутилки» люфтят, приборная панель ночью ослепляет красной подсветкой, телевизор, «зашитый» в мультимедиа (у других автомобилей такой функции нет), «ловит» каналы с трудом, а кондиционер не работает при минусовой температуре. Но это еще «цветочки», на которые как-то можно закрыть глаза при цене на 100 000 рублей меньше, чем у Лады или Рено. Но жить в этой тесноте на переднем ряду, каждый раз ударяясь о стойку при посадке, терпеть непонятной формы кресло, диапазон регулировок которого явно рассогласован с таковым у рулевой колонки, чувствовать запах бензина в салоне и держаться за криво установленный руль не захочет даже владелец того же Dongfeng.
Интерьер Lifan X50 понравился меньше других — качество материалов и сборки здесь хуже, чем на Dongfeng. Большой дисплей «притормаживает», блок «климата» крайне неудобен, потолок давит, бензином воняет, обзорность никудышная
Посадка водителя в Lifan — самая неудобная. Налицо рассогласование регулировок сиденья и рулевой колонки. Кресло узковато в спинке, но излишне широко в области подушки. Скользкая кожа — сомнительный вариант. Приборная панель Lifan X50 мало того что читается отвратительно, так еще и раздражает в темноте ярко-красной подсветкой а-ля SEAT. Графика семидюймового дисплея Lifan уж очень примитивна, а логику управления постичь дано не каждому. Зато экран умеет «превращаться» в часы на темном фоне при неиспользовании оного в течение пары минут
Поэтому Н30 хоть и так же неприятен своим «дубовым» пластиком, управление мультимедиа посредством тачскрина оставляет желать лучшего, а «климат» размечен аж до 32 «виртуальных» градусов, кроссовер от Dongfeng располагает лучшими в нашем квартете сиденьями. Жесткая набивка, правильный профиль, широкие диапазоны регулировок — это точно «китаец»? Нет подогрева? Даже в холодную погоду кресла H30 очень теплые — нагреваются телом за секунды. Несмотря на отсутствие регулировки руля по вылету, удобная посадка находится здесь с первого раза. Пожалуй, Н30 Cross обладает лучшей эргономикой в нашем квартете. А также DFM лидирует по удобству посадки и количеству пространства на втором ряду. Усевшись «сам за собой» при росте 182 см, я обнаружил почти 10-сантиметровый запас между коленями и спинкой переднего сиденья. В Lifan места меньше (зазор всего 4–5 см), но зато у Х50 полностью отсутствует центральный тоннель, и его «диван» более гостеприимен для третьего пассажира. Правда, в обоих «китайцах» на головы пассажиров будет сильнее, чем в Lada/Renault, давить крыша. Особенно в тесном салоне Х50.
Интерьер H30 Cross на фото выглядит вполне презентабельно, но вблизи и на ощупь явно заметен недостаток качества материалов, хлипкие кнопочки, шершавый пластик, скользкий руль и слишком низко расположенный дисплей
Передние сиденья Н30 — вот что для нас стало настоящим откровением. Плотная набивка, хороший профиль и поддержка — почти немецкий вариант! Лучшие кресла в нашем тесте! Приборная панель Dongfeng — без изысков и прикрас, но читается великолепно. Просто, но информативно. А что еще нужно бюджетному кроссоверу? Графика семидюймового touch-screen оставляет желать лучшего, логика работы — тоже, а надписи на клавишах сделаны словно кисточкой от руки
Однозначного лидера по салону определить трудно. XRAY и Renault отличают лишь нюансы, и тут, скорее всего, придется действовать по принципу «нравится — не нравится». В то же время может активно «выступить» и Donfeng со своей очень приличной эргономикой, классными сиденьями и очень просторным задним рядом. А вот плюсов в интерьере Lifan мы так и не нашли. Ну если только «телик» посмотреть на стоянке…
Самый просторный задний ряд — у Dongfeng H30, что, впрочем, не удивительно, у него и колесная база самая длинная. На втором месте — Lifan: чуть поменьше пространства, полное отсутствие центрального тоннеля, но спинка «дивана» уж слишком завалена назад. Самые тесные — Lada и Renault. Причем в XRAY места немного больше из-за иной формы спинки переднего кресла и чуть измененного положения заднего
Учитывая то впечатление, которое уже в статике произвел на нас Lifan, мы не ждали каких-то откровений от него в плане динамики и управляемости. И, к сожалению, оказались правы. Ребята, зачем вы так поиздевались над классным шасси Citroen ZX? Зачем оснастили его самым «чахлым» в квартете мотором (103 л.с.) и вариатором? Лучше бы просто до сих пор продавали Peugeot 306 с другими шильдиками. Конечно, Х50 довольно далеко ушел от седана Breez, который и вовсе был неуправляемым, но до европейских или японских аналогов Лифану по-прежнему как до Луны. Топорно сработано. В подвеске есть запас по энергоемкости, по ямам Х50 скачет почти без пробоев, хорошо держит прямую и лучше всех фильтрует мелочевку, но… это все. Руль — абсолютно пустой, реакции автомобиля на его поворот — хуже, чем у конкурентов, вариатор постоянно закидывает стрелку тахометра к 5–6 тысячам оборотов, чтобы обеспечить хоть какую-то динамику (Х50 — самый медленный в нашем тесте). И опять это бензиновое «амбре» при выключенной рециркуляции… Печально. Может, второй представитель из Страны восходящего солнца — Dongfeng — поведет себя более прилично?
В движении Lifan X50 — самый неотесанный. Вариатор постоянно закидывает стрелку тахометра чуть ли не к красной зоне, мотор ревет, руль не передает абсолютно никакой информации, а подвеска работает грубо, хотя энергоемкости ей тоже не занимать
И действительно, Н30 снова нас удивил! Нет, звезд с неба и этот «китаец» не хватает, но его подвеска настроена гораздо более качественно, на руле есть хоть и недостаточное, но прогрессирующее в поворотах усилие, под капотом установлен 117-сильный мотор разработки Nissan, а всего лишь четырехступенчатый «автомат» Aisin выполняет свою работу вполне сносно. Да, он нетороплив, а при обгонах на трассе перескакивает аж на вторую передачу, заставляя мотор орать во весь голос, но динамика Dongfeng воспринимается уже как вполне приличная, по сравнению с Lifan, а управлять ускорениями логично и просто. При этом по энергоемкости подвеска Н30 Cross не уступает таковой на X50, а вот управляется DFM намного четче и понятнее. Спасибо «Дунфэну», что совсем не испортили тот самый Citroen ZX. Впрочем, грохочут подвески обоих автомобилей от души. И это не поломка, а конструктив. Будет ли тише в Lada и Renault, платформе которых тоже уже более десяти лет, но ее, по крайней мере, не «доводили» китайцы?
Подвеска Dongfeng хорошо разглаживает неровности мелкого и среднего калибра. На крупных ямах она работает грубее, чем на паре Rnault/Lada, но запас энергоемкости также велик. Динамические показатели Н30 сильно портит древний задумчивый четырехступенчатый «автомат» Aisin
По сравнению с представителями Поднебесной, парочка Xray/Stepway — тихони. Конечно, уровень шума и в этих автомобилях великоват, особенно, на высоких оборотах мотора, но все равно в них тише на порядок, а работы подвесок не слышно вплоть до того момента, когда начинаешь откровенно «дубасить» по разбитым дорогам. Впрочем, подвеска Renault даже такие издевательства переносит почти «без слов», в то время как у Lada она чаще срабатывает на отбой с заметным стуком. Но происходит это только при явном переборе со скоростью на сильных ухабах. В целом же шумоизоляция XRAY лучше, чем у Sandero, не говоря уж о китайских «коллегах».
У Renault такая же трансмиссия, как и у Lada, но с немного укороченной главной парой (4,5 на Рено против 4,357 на Лада), и, как следствие, еще более высокими оборотами на каждой передаче и повышенной шумностью. Подвеска Stepway больше подвержена вертикальным колебаниям, но по полю на Sandero вы можете также нестись, как и на Lada, хотя и с меньшим уровнем комфорта
Напомним, что подвеска и рулевое управление Lada не претерпели каких-то конструктивных изменений по сравнению с Renault, но настройки у тольяттинского автомобиля другие. И нам они понравились больше! XRAY меньше болтает в колее, руль вращается с меньшим усилием, но при этом его нельзя упрекнуть в недостатке информации. Уж во всяком случае ее здесь не меньше, чем в Stepway, «баранку» которого приходится крутить с гораздо большим усилием. Охотнее Lada шпарит и по плохим дорогам, и по грунтовкам, и по другим «долинам и взгорьям». Подвеска работает немного интеллигентнее, мягче, но и с меньшими вертикальными колебаниями. Она также непробиваема, как и у Renault, но ощутимо комфортнее для пассажиров. Расплата за это — чуть более заметные крены в поворотах. На наш взгляд — это абсолютно верный российский расчет: выиграть в плавности хода, чуть проиграв в управляемости.
Динамики Lada XRAY вполне хватает в городе, а на трассе недостаток начинает явно ощущаться только на при 120–130 км/ч, к тому же и шум на такой скорости становится уж слишком назойливым. Так что крейсерская скорость — 110–120 км/ч. А вот на дорогу можете внимания не обращать: XRAY отлично фильтрует неровности!
Что касается динамических характеристик, то по нашим замерам разница оказалась всего в одну «десятку» в пользу Рено. При этом оба автомобиля обогнали «автоматический» 117-сильный Dongfeng как минимум на полсекунды, не говоря уже о Lifan, разница с которым превысила две секунды. И это несмотря на то, что под капотом Stepway установлен «родной» 102-сильный двигатель, а наш XRAY щеголяет ниссановским 110-сильным мотором HR16DE/H4M.
В нашем тесте у Renault и Lada — механические пятиступенчатые коробки передач JH3 (от Renault). Четкость переключения и избирательность — не на высоте, но это явно лучше старой вазовской «механики». Рычаги переключения натирают швом руку в обоих автомобилях. На Lifan устанавливают вариатор CVT со спортивным режимом, а на Dongfeng — четырехступенчатый «автомат» Aisin (доступны положения Sport и Snow)
Управление разгоном на Lada и Renault схоже — на оба автомобиля установлена французская коробка передач JH3, но на XRAY с чуть более «длинной» главной парой. Передачи короткие, но цепляются одна за другую хорошо. Жаль, что не додумались «удлинить» пятую ступень: на скорости 100 км/ч на тахометрах уже около 3000 об/мин, а в салоне — заметный шум, который с ростом оборотов возрастает в геометрической прогрессии. Стоит напомнить, что уже сейчас вы можете купить такой же Sandero Stepway с четырехступенчатым «автоматом», а для Lada XRAY «робот» будет предлагаться только для «топовой» 122-сильной модификации, которую обещают в апреле.
Рассказав вам об этих четырех автомобилях, мы, кажется, чуть не упустили из виду главный вопрос: кроссоверы это или нет? Мучить переднеприводные автомобили, какой бы дорожный просвет у них ни был, серьезным бездорожьем мы не стали. Но по ухабам и косогорам поносились вдоволь, а потом устроили для всех одинаковое испытание — кто дальше проедет по снежной целине в поле.
Если вы часто «валите» по разбитым дорогам, грунтовкам, а также преодолеваете препятствия, то в этих дисциплинах вне конкуренции Renault и Lada. У них лучшая геометрическая проходимость и самые непробиваемые подвески. Но если вы настроены помесить грязь (или снег), а под «ногами» зачастую оказывается нестабильное покрытие, то тут на арену выходят «китайцы» — лишь по той причине, что на них можно ездить без вмешательства ESP. И если Lifan сильно мешает бережливый вариатор, то Dongfeng «роет землю» до тех пор, пока не уткнется в сугроб, который он нагребает своим «клювом» с низким дорожным просветом. Что, впрочем, не помешало ему выиграть наше «полевое» соревнование. И не забывайте о том, что и Н30 Cross, и Х50 можно купить на «механике». Правда, в более простых комплектациях.
В подмосковных снегах…
Наличие только переднего привода у всех испытуемых, конечно же, сильно снижает их проходимость. Тем более что и дорожный просвет у всех автомобилей лежит в весьма скромном диапазоне —175–195 мм. Самый скромный — у хэтчбека Donfeng, максимальный — у одноплатформенных Renault и Lada, а посередине (185 мм) — Lifan. К тому же у всех кроссоверов обнаружились довольно длинные передние свесы, особенно своим «клювом» отличился Н30. ESP отсутствует только на Donfeng, у Х50 ее можно отключить, а у остальных двоих ее, напротив, нельзя деактивировать. Но мы все же попробовали пробиться на них по целине с тяжелым размокшим снегом. Возможно, на фото и видео эти условия выглядят безобидно, но на самом деле для переднего привода это непросто: автомобили банально нагребают под днище кучу снега и «зависают» на «морде». Вроде бы решает клиренс? Но, как ни странно, победил в этом испытании автомобиль с самым низким дорожным просветом — Dongfeng. Именно ему удалось продраться дальше других, правда, он стал и единственным, кого пришлось потом выталкивать. Lifan явно бережет вариатор и не позволяет как следует раскрутить мотор даже с отключенной ESP, поэтому «догнать» Н30 ему не удалось. К тому же у Лифана — самые «слабые» шины: Amtel NordMaster 2. Они показались даже менее удачными, чем установленные на Dongfeng Nordman 4. Ну а хуже всех выступили «братья» на Michelin X-Ice — Lada и Renault, которые при возможности отключения систем стабилизации, скорее всего, оказались бы в лидерах.