Вчера в Тольятти состоялся торжественный запуск производства хэтчбека Lada XRAY, который редакция Drom.ru не могла обойти вниманием. Чтобы поход по цехам и общение с представителями «АвтоВАЗа» были более продуктивными, мы спросили у читателей блога Весты, что им больше всего хочется узнать про еще одну новую модель. За неделю нам задали несколько десятков интересных вопросов, и мы постарались найти ответы на них. Передаем слово нашему коллеге Фариту Фатхуллину, корреспонденту Drom.ru в Тольятти.
Стив Маттин на фоне своего очередного детища
XRAY. Первые впечатления и ответы на вопросы
У армянского радио спросили: — Правда ли, что Рабинович выиграл в лотерею Волгу? |
Итак, сразу о главном — о полном приводе (треть поступивших вопросов так или иначе касаются 4WD).
Полный привод будет. Но... смотри эпиграф. Будет он позже и только на модели XRAY Cross.
Каким будет этот полный привод? Пока тайна. Когда будет XRAY Cross? Приблизительно через год.
Подчеркну, что полный привод на Cross, машине с поперечным расположением мотора, будет не способом сделать из хэтчбека полноценный внедорожник или хотя бы его подобие, а средством повышения безопасности на скользкой дороге и преодоления небольших снежных заносов. Заменой Ниве (Lada 4x4) этот автомобиль не станет, да, пожалуй, и не должен. Не ставилось перед ним таких задач. Хотя, конечно, параметры геометрической проходимости у этой машины неплохие. Практически отсутствующий задний свес, клиренс в 195 мм, при том что у Нивы он не намного больше — 221 мм. Какими эти параметры будут у модели Х-рей Кросс — остается только гадать.
Подытожу. XRAY будет только в переднеприводном варианте, XRAY Cross — как с полным приводом, так и с передним.
Второй пул самых популярных вопросов — про двигатель и коробку передач. Начнем с ДВС.
Читатель Максим из Новосибирска интересуется: «Будут ли побеждены проблемы двигателя 1.8 от «СуперАвто» (низкий ресурс, масложор, слабый коленвал из-за тонких шеек) в новом двигателе ВАЗ-21179?»
Двигатель объемом 1,8 л, который на Х-рей будет агрегатироваться с «роботом» АМТ, является новой вазовской разработкой, а вовсе не тем мотором, что сейчас ставится фирмой «СуперАвто» на Приоры. Так что можно предположить, что если у него и будут проблемы с надежностью и эффективностью, то свои собственные, а не наследственные.
Как мне сообщил один из сотрудников компании, 1,8-литровый ДВС будет адаптирован также и под продольное расположение в моторном отсеке. Нехитрая дедукция подсказывает, что речь идет о его размещении под капотом модернизированной Нивы, ибо других авто с подобной компоновкой у завода не осталось. Однако мы отошли от темы.
Для LADA XRAY на текущий момент предусмотрено три варианта силовой передачи.
Самой популярной должна стать версия с зарубежными агрегатами: 1,6-литровым двигателем HR16 разработки Nissan мощностью 110 л.с. и пятиступенчатой МКПП серии JH разработки Renault.
Чуть менее трети Лада Х-рэй планируется сделать с вазовскими разработками: 1,8-литровым двигателем 21179 мощностью 122 л.с. и пятиступенчатым «роботом» АМТ.
Для базовой версии хэтчбека предусмотрен 1,6-литровый двигатель 21129 разработки «АвтоВАЗа» мощностью 106 л.с. и французская пятиступенчатая «механика» JH (ожидается, что таких модификаций будет меньше всего).
На предоставленных для теста автомобилях был установлен мотор компании Ниссан, который собирается здесь, в Тольятти, из готовых комплектующих. При этом уже сейчас на «АвтоВАЗе» осваивается литье и механообработка деталей этого двигателя.
Под капотом — двигатель Nissan, сборка которого осуществляется на «АвтоВАЗе»
Выбор коробки передач для XRAY волнует многих читателей. Кто-то требует установить на него классический «автомат», кому-то интересен вариатор — в общем, лишь бы не «робот». Но, увы. Со слов Олега Груненкова, начальника проекта XRAY, речь сейчас идет только о вазовском «роботе», и это однозначно. Почему? В основном из-за цены. Кроме того, проект АМТ продолжает развиваться, и нет оснований относиться к этому типу трансмиссии с былым предубеждением. Для своего ценового сегмента «робот» неплох. И что немаловажно в нынешних условиях, он позволит заводу меньше зависеть от импортных поставок.
Олег Груненков, директор проекта XRAY
Завершая тему трансмиссий, вынуждены разочаровать Максима из Тюмени: межколесной блокировки у XRAY не будет. О наличии же межосевой до появления хоть какой-то конкретики про XRAY Cross и гадать не стоит.
Был вопрос от Валентина из Новосибирска о кнопке отключения ESP. Такой кнопки здесь нет, система стабилизации работает всегда. Массовый автомобиль для среднего обывателя должен быть безопасным. Хотите удовлетворения псевдоспортивных амбиций — значит, этот автомобиль не для вас.
Ильгиз из Стерлитамака спрашивает: «Могут ли разработчики и инженеры XRAY рассмотреть вариант установки задних сидений на полозьях (пусть даже с регулировкой взад и вперед на 5, 7, ну или еще лучше, на 10 см, что ОТЛИЧНО скажется на КОМФОРТНОМ расположении всех пассажиров в салоне и груза в багажнике), уже в базовой комплектации или же хотя бы как дополнительная опция, доступная во всех комплектациях?». Со слов Олега Груненкова, это авто класса В, и здесь сложенные задние сиденья позволяют значительно увеличить объем багажника (с 360 до 1200 литров), а салазки усложнили бы конструкцию и, разумеется, сделали бы конечный продукт дороже.
Немало вопросов было про использование реношной платформы B0 при создании Х-рей. Кто-то называл ее ущербной, другие предлагали использовать базу Весты или делать свой проект с нуля, а не заниматься рестайлингом модели Renault Sandero...
В целом, если вести разговор о том, почему использовалась платформа В0, а не собственная разработка, то, говоря попросту, для того завод и вступил в Альянс, чтобы иметь возможность использовать готовые инжиниринговые решения партнеров, а не изобретать велосипед. Это выгоднее как с точки зрения финансовых, так и временных затрат.
Был также задан вопрос от Ефима из Северска о штатной системе дистанционного запуска двигателя. На что мне ответили довольно расплывчато, что в целом работы по интеграции автомобилей Лада в единое информационное пространство ведутся, и довольно активно. Но будет ли среди опций пресловутый автозапуск, сказать трудно, особенно учитывая, что во многих европейских странах длительный прогрев двигателя запрещен, или, по крайней мере, не приветствуется из экологических соображений.
Теперь о личных впечатлениях.
Двери здесь открываются и закрываются далеко не так приятно, как на Весте. Замки французские. Есть небольшое закусывание при открывании, звук при закрытии не столь глухой и приятный. Да, пресловутое закусывание не столь ярко выражено, как у Калины и Гранты, но тем не менее оно есть. У Весты двери субъективно лучше.
Устраиваюсь за рулем, вспоминаю вопрос Елены из Санкт-Петербурга про регулировку руля по вылету. Спрашиваю, получаю отрицательный ответ. Уточняю о перспективе — скорее всего, тоже нет. В авто такого класса подобную опцию конструкторы сочли нецелесообразной. Впрочем, в большинстве случаев, когда я получал отрицательный ответ на «хотелки» мои и наших читателей, представители завода интонационно обозначали что-то вроде «никогда не говори никогда». Однозначного и категоричного «Нет» я не услышал.
Традиционно пробую сесть за собой, пытаясь найти ответ на возмущение Станислава из Брянска: «Прочитал новость про самарских чиновников, которых пересадят в XRAY, и мне стало смешно. Их задницы разве влезут на задний ряд? Почему, увеличив багажник, вы не увеличили место для задних пассажиров?» Не будет откровением, если скажу, что три толстых чиновника здесь явно не сядут, по крайней мере, с комфортом. Однако, в отличие от Весты с ее покатым потолком, здесь я не чувствовал прикосновения волос к обивке. И перед коленями оставалась еще пара сантиметров.
http://s.rdrom.ru/5/pubs/4483/38235/1994043.jpg[/img]В положении «за собой» перед коленями осталась пара сантиметров
Примерно те же пара-тройка сантиметров остались и над головой
Но будем честными: ну не тот это класс авто, чтобы пытаться пересадить на него представителей чиновничьего аппарата, как бы ни хотелось этого самарскому губернатору Н. Меркушкину. Я, по крайней мере, с трудом представляю себе подобную картину.
Ну какие три толстых чиновника, о чем вы?! Стандартное заднее сиденье, лишь номинально являющееся трехместным
Возвращаюсь за руль. Не люблю искать недостатки там, где их нет, и, может, это лишь моя субъективная придирка, но мне в моих «ботинках с рантиком» в педальном узле было тесно. Судите сами. Нажимая педаль газа, цепляю соседнюю педаль тормоза. Может, дело привычки, но я честно говорю о том, что почувствовал сам.
Мне было тесно в педальном узле
Шел снег, вазовский трек покрылся тонким и скользким его слоем. Самое то для проверки работы ESP. Работает. Виляние рулем на скорости около 70 км/ч к фатальным последствиям не привело. Кстати, на тестовых машинах стояли 16-дюймовые колеса, обутые в зимнюю нешипованную резину. На сегодняшний день такой типоразмер является топовым для этого автомобиля.
205/55 R16 — на сегодняшний день это максимальный типоразмер шин, одобренный производителем для установки на XRAY
Еще одна появившаяся недавно опция обратила на себя мое внимание. Контрольная лампа-подсказчик, рекомендующая переключиться на следующую передачу. Загорается после пересечения стрелкой тахометра двухтысячной отметки, горит зеленым цветом: не заставляет, а ненавязчиво подсказывает.
Относительная новинка — лампа на шкале тахометра предлагает переключиться на следующую передачу. Включается после 2000 оборотов
А вот уровень температуры двигателя можно определить лишь с помощью контрольной лампы. Ни стрелки, ни цифровой индикации нет. Стандарт Альянса.
Что сказать в целом об автомобиле? Если смотреть как на кроссовер, то слабоват, надо ждать версию Cross. Если же принять как хэтчбек с клиренсом, отвечающим нашим российским реалиям, то машина вполне заслуживает внимания.
Фотографии с тест-драйва и осмотра LADA XRAY
Форма нижней кромки бампера — дань дизайнерским изыскам или все же аэродинамике?
Заглушку буксирной проушины придется выковыривать отверткой. Пальцами ее удалить не удалось
Камера заднего вида доступна только в топовой комплектации
На оборотной стороне лючка бензобака — ненавязчивая реклама и «предупреждалка»
Приборы имеют приятную зеленую подсветку
Мультимедийная система, как и система управления климатом, органами управления не перегружена
Меню мультимедийной системы
Обзор с камеры заднего вида и «предупреждалка». На камеру надейся, но по сторонам смотреть не забывай
Водительский козырек также оснащен зеркалом
Перчаточный ящик, он же бардачок. В его глубине прячется закрытый заглушкой диагностический разъем OBD-II
Подпружиненная ручка плавно возвращается на свое место
В нише правого заднего крыла скрывается баллонник и домкрат
В нише левого заднего крыла — только катушка ремня безопасности
Ремень безопасности регулируется по высоте
Экскурсия по заводу
Участок логистики. Моторы в красной таре будут отправлены на сборку XRAY и на «Автофрамос»
Культура производства впечатляет. Распредвалы упакованы в полиэтилен до самой установки в головку двигателя
На сборке моторов трудятся и такие вот милые девушки
Культура производства, качество — это все на высоте. А вот грамотность хромает...
Винтажный автомат. Немного ностальгии...
«За стеклом». Участок инженерно-технических работников (ИТР). Здесь, как на ладони, все ИТР производства двигателей от мастеров до инженеров и руководителей
Все белое и чистое. Культура производства продолжает впечатлять. А ведь когда-то ходили мифы об окурках в масляных каналах двигателя...
5% операций на сварке кузовов осуществляется роботами. Остальное — вручную
Свет. Очень много света. Так называемая бестеневая камера — здесь контролируют поверхности кузова перед отправкой на окраску
Моральная мотивация — тоже мотивация