В отличие от сегодняшнего поколения пикапа Mitsubishi L200, дизайном нового Pajero Sport занималась команда под руководством знаменитого Цунехиро Кунимото, поэтому внедорожник полностью соответствует новой фирменной концепции Dynamic Shield и совсем не похож на своего грузового «брата». Роднит их только общая платформа и неординарные способности к преодолению бездорожья.
Дизайнерская концепция Dynamic Shield оставила на «лице» Pajero Sport отпечаток гламура, но не превратила его в «метросексуала»
Стоило вставать ни свет ни заря и два часа тащиться на автобусе к полигону у подножия знаменитой горы Фудзи, чтобы не увидеть японскую святыню хотя бы одним глазком — все окрестные пейзажи затянуло плотным туманом. Впрочем, и при ясной погоде у нас не было бы времени заглядываться на эту капризную красавицу — на знакомство с новым Mitsubishi Pajero Sport нам дали всего два часа, причем немало драгоценных минут японцы потратили на лекцию по технике безопасности.
Новый Pajero Sport вырос в длину на 90 мм, ширина и высота такие же, как у прежнего поколения
Новый Pajero Sport «в жизни» оказался не таким гламурным, как на изученных вдоль и поперек фото, но все же «общей гребенкой» концепции «Динамического щита» его причесали так, что новый стиль не может не вызвать раздраженного ворчания внедорожных консерваторов. Особенно выделяются большие задние фонари, каплями джиперских «слез» стекающие со стоек к заднему бамперу. Да и вообще, задняя часть «Спорта» с изогнутой, уходящей вверх поясной линией, выглядит тяжеловато, а вот передняя, если закрыть глаза на обилие хрома, удалась. Несмотря на кроссоверную суть «динамического щита», художникам удалось придать «лицу» внедорожника весьма грозное выражение. В любом случае, европейцу не суждено понять прелести азиатского дизайна, для этого надо с младенчества смотреть «анимешные» мультики и учиться наслаждаться цветением сакуры, так что перейдем к техническим подробностям.
«Ниспадающие» к бамперу задние фонари слишком вычурны для внедорожника, а подъем боковой линии делает заднюю часть тяжеловесной
Нового для нас, кстати, не так много. Ведь «Спорт», как всегда, базируется на шасси пикапа Mitsubishi L200 нового поколения, к тому же для нашего рынка еще не до конца определены комплектации. Если все пойдет по плану, первые «российские» Pajero Sport мы увидим к началу лета 2016 года, собирать их планируют в Калуге, но не исключают и возможности доставки из Таиланда, где на заводе Laem Chabang Mitsubishi Motors развернуто основное производство. Там, кстати, «Спорты» уже продаются по цене около 1 450 000 бат в топовой комплектации, что по сегодняшнему курсу составляет примерно два с половиной миллиона рублей. Но не стоит придавать этим расчетам серьезного значения — в Таиланде со «Спортом» происходит слишком много странного, включая, с одной стороны, семиместный салон и потолочный DVD-монитор, а с другой — задний привод на «палке» со старым дизелем. Да и курс рубля уже второй год непредсказуем.
Пластмассовое «дерево» в облицовке центральной консоли (на фото слева) — не для нашего рынка. В России торпедо нового Pajero Sport будет выглядеть примерно как на снимке справа
Недоприводных «извращений» мы, к счастью не увидим, как и дополнительных сидений в багажнике. К нам Mitsubishi Pajero Sport по традиции придут в максимальных и близких к ним комплектациях — с «автоматом», трансмиссией Super Select, блокировкой заднего моста и множеством опций.
В топовых версиях, оснащенных Apple Carplay и Android Auto, монитор с сенсорными кнопками. Среди опций — система мониторинга «мертвых» зон с индикацией в боковых зеркалах и четыре парковочных камеры с возможностью создания полной картины пространства вокруг машины
Как и L200, новый Pajero Sport действительно «all new», но его пропорции почти не изменились — он стал на 90 миллиметров длиннее, однако ширина и высота такие же, как у прежнего поколения. Кузов покоится на раме — усиленной, с повышенной на семь процентов жесткостью на кручение. Кроме креплений для задней пружинной подвески вместо рессорной, она не имеет принципиальных отличий от той, что лежит в основе пикапа. Все как обычно — впереди пружинная независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, сзади неразрезной мост. Подвеска не отличается от предыдущего поколения почти ничем, кроме настроек, новых пружин и задних продольных рычагов, однако заметно мягче отрабатывает неровности. К сожалению, у нас не было возможности оценить изменения на асфальте — тест был исключительно внедорожным, но и на грунте заметно, что рулевое управление совсем не такое «расхлябанное», как раньше. Руль стал острее, а чтобы прокрутить его от упора до упора, теперь нужно сделать всего 3,8 оборота. Радиус разворота 5,6 метра, причем японцы не забыли отметить, что это «минимальный радиус разворота в классе пассажирских машин на базе пикапа».
Рама почти не отличается от таковой у пикапа. Кузов нового Mitsubishi Pajero Sport спроектирован по собственной технологии RISE, цветом выделены детали, изготовленные из высокопрочных сталей
Из линейки двигателей к нам попадут новые четырехцилиндровые турбодизели 4N15 объемом 2,4 литра мощностью 181 л.с., а также уже известные по L200 и, возможно, не менее свежие трехлитровые шестицилиндровые бензиновые моторы 6B31 на 220 «лошадей», которые ставят на Mitsubishi Outlander. Оба двигателя работают в паре с восьмиступенчатым «автоматом» Aisin, по словам производителя, специально разработанного для данной модели (напомним, что L200 довольствуется пятиступенчатой автоматической трансмиссией того же бренда). Дизель же может комплектоваться «родной» шестиступенчатой «механикой». Правда, машины на «ручке» в России могут и не появиться — на них практически нет спроса.
Турбодизель 4N11 (181 л.с. при 3500 об/мин и 430 Н.м. при 2500 об/мин) на 17% экономичнее прежнего, выброс CO2 — 200 г/км, что относит его к экологическому классу Еuro-5, который будет введен в России в январе 2016 года
В новом Pajero Sport отлично поработали над шумоизоляцией, к тому же дизель 4N15 сам по себе тише «старика» 4D56, в результате шумность в салоне удалось снизить чуть ли не наполовину относительно прошлого поколения. На тест для сравнения выкатили новый «Спорт», предназначенный для азиатского рынка, — со старым дизелем и трансмиссией — разница заметна «невооруженным ухом». Вибраций в салон тоже передается меньше, да еще рычаг переключения режимов трансмиссии заменили шайбой, теперь на центральном тоннеле нет никаких дрожащих «отростков», остался только селектор «автомата». Установка электроручника вместо механического привода позволила освободить место для двух больших подстаканников.
Раздельный климат-контроль, с центрального тоннеля исчезли рычаги селектора раздаточной коробки и стояночного тормоза. «Ручник» теперь с электроприводом, управление «раздаткой» — с помощью вращающейся шайбы. Управление программами Off-road mode одной кнопкой. Нужный режим выбирается последовательными нажатиями и появляется на дисплее между приборами
Салон нового Pajero Sport «богаче» на вид и намного изящнее, хотя материалы отделки недорогие, а пластик торпедо не самый мягкий. Но это ерунда, главное, внутри стало гораздо удобнее. Передние сиденья с нижней подушкой нормальной длины и неплохой боковой поддержкой оснащены электроприводами регулировок, а руль, как и у пикапа, настраивается не только по высоте, но и по вылету. Причем амплитуды настроек хватает как для маленьких азиатов, так и для рослых европейцев. В списке чисто российских опций будут подогрев руля и задних сидений.
Наконец-то к посадке не нужно приспосабливаться — передние кресла с хорошей боковой поддержкой, руль регулируется по высоте и по вылету, сидеть удобно человеку любой комплекции. Мультируль с полным набором управляющих функций специально для нас оснастят еще и подогревом. Второй ряд достаточно просторный и тоже будет оснащен подогревом
Прежде чем допустить нас к машинам, японцы показали видео, в котором новый Mitsubishi Pajero Sport на полном ходу влетает в лужу, причем не предельной для него глубины 700 мм, а самую обычную. «Фишка» в том, что водяной шквал при этом не обрушивается на лобовое стекло, а разлетается в стороны, и водитель ни на секунду не лишается обзора. Никакой воды на полигоне у подножия Фудзи, правда, не было, только трасса с крутыми подъемами и спусками да геометрическая «гребенка» с поочередным вывешиванием колес на обеих осях. Несмотря на крутизну, инструкторы даже не стали требовать перейти на пониженную передачу — тяги и так хватало за глаза. Переводить трансмиссию в режим 4HLc и не забывать включать систему помощи при спуске с холма просили лишь на подъемах.
Электроника на службе Mitsubishi Pajero Sport
В отличие от своих предков, новый Mitsubishi Pajero Sport буквально напичкан вспомогательной электроникой. Кроме обычного мониторинга «мертвых» зон с предупреждающей индикацией в боковых зеркалах, он получил четыре парковочных камеры с функцией кругового обзора и оснащен очень полезной штукой под названием Forward Collision Mitigation system (FCM), то есть системой предотвращения лобового столкновения. С помощью радара FCM определяет расстояние до впереди идущей машины, и если оно слишком быстро сокращается, подает предупреждающий сигнал и (если водитель не реагирует) задействует тормоза и аварийную сигнализацию. Еще одна система — Ultrasonic missacceleration mitigation system (UMS) — исключает столкновение с неподвижными препятствиями при случайном нажатии педали газа. То есть мы вряд ли увидим в интернете ролик типа «блондинка въезжает в закрытые ворота гаража» с участием Pajero Sport. Конечно, в «электронный пакет» входит и система динамической стабилизации, и «противобуксовка». А вот и еще одно свидетельство того, что «Спорт» совершил гигантский скачок из эры динозавров прямиком в век технического прогресса — топовые версии будут оснащаться мультимедийной системой с поддержкой Apple Carplay и Android Auto: вы сможете объединить ваш смартфон с мультимедиа автомобиля и управлять им через центральный монитор.
Forward Collision Mitigation system (FCM) — система предотвращения лобовых столкновений с движущимся впереди автомобилем. Датчики реагируют на слишком быстрое приближение к объекту, включается сигнализация, а если водитель не реагирует, то автомобиль самостоятельно начинает торможение
Картинка с четырех камер составляется на мониторе в единое целое
Система Ultrasonic missacceleration mitigation system (UMS) предотвращает столкновение с неподвижными препятствиями при случайном нажатии педали газа
Мониторинг «мертвых» зон с индикацией в боковых зеркалах
Да-да, управлять Pajero Sport на бездорожье теперь может любая домохозяйка — кроме помощи при спуске он оснащен ассистентом старта в гору и набором внедорожных программ, вшитых в противобуксовочную систему на уровне «софта». Интересно, что новинке не дали громкого названия типа «лендроверовского» Terrain Response или «тойотовской» Multi-Terrain Select. Не устроили и помпезной презентации, хотя повод очень серьезный — в истории Mitsubishi «прицельное» внедорожное программирование случилось впервые.
Управление новой системой Off-road Mode тоже не выставляется напоказ и не занимает половину центральной консоли, как в TLC Prado — всего-то одна скромная кнопка и хорошо читаемая индикация в верхней части дисплея на приборной панели. Off-road Mode имеет четыре режима: «Гравий», «Грязь/снег», «Песок», «Камни» — нужный выбирается последовательными нажатиями. Режимы, как у всех подобных систем, отличаются степенью допустимой пробуксовки. Впрочем, с диагональным вывешиванием Паджеро Спорт отлично справляется и в «полном автомате» — я специально «замирал» на всех буграх с вывешенными колесами, но откатываться назад и брать разгон, чтобы переехать «диагоналку», не пришлось ни разу. Сделав несколько кругов на «абсолютно новом» Pajero Sport, я пересел на «частично новый» — со старой пятискоростной «механикой» и дизелем 4D56 мощностью 178 л.с., с одной лишь ABS. Полез на тот же холм и не смог въехать — потребовалось скатываться вниз, переходить на пониженную и гораздо тщательнее работать с газом. И ведь не старый дизель тому виной — тяги и у него достаточно, крутящий момент версий с «механикой» составляет 400 Нм, доступных с 2000 об/мин, просто мы слишком быстро отвыкаем «включать голову», предпочитая перекладывать всю ответственность на компьютеры. В конце теста наш старый знакомый, знаменитый гонщик Mitsubishi Хироши Масуока, прокатил всех желающих в раллийном режиме. Насмотревшись, как новый Pajero Sport взлетает на метр над трассой, выпрыгивая из оврага, я решил, что будет жестко, и как следует ухватился за боковые рукоятки, но ожидания не оправдались — пробоя не было, прыжка я почти не заметил. Подвеска нового «Спорта», как и прежде, готова к самым серьезным испытаниям.
Под управлением знаменитого гонщика Хироши Масуока Pajero Sport легко взмывал в воздух и на удивление мягко приземлялся
Итак, Mitsubishi Pajero Sport третьего поколения совершил качественный скачок в своем развитии. Настолько серьезный, что возникает вопрос — что же остается на долю собственно Pajero? Да ничего. Его просто не будет. Японцы, для которых «потерять лицо» страшнее, чем сделать себе харакири, говорят о «консервации» работ над преемником Pajero IV, но «в кулуарах теста» нам объяснили, что на самом деле это означает остановку проекта. Именно поэтому новый Pajero Sport постарались сделать побогаче и напичкали электроникой — надо же как-то заинтересовать тех, кто ждал Pajero V. Но скорее новый «Спорт» оттянет покупателей у Toyota Land Cruiser Prado — смотрится он не хуже, а опций теперь столько же, если не больше. Разница в имидже компенсируется разницей в цене — топовый «Прадо» стоит хорошо за три миллиона. А других конкурентов у Pajero Sport после ухода Chevrolet Trailblazer на нашем рынке не осталось — не считать же соперником дешевый, но донельзя убогий УАЗ Patriot, до сих пор поддерживающий «лучшие» традиции «совкопрома».
Технические характеристики Mitsubishi Pajero Sport III (данные производителя)*
Тип | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 |
Тип | Дизельный, с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2442 |
Мощность, л.с. при об/мин | 181/3500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 430/2500 |
Привод | Полный |
Коробка передач | 8–АКПП |
Передние | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые |
Передняя | Независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя | Зависимая, пружинная |
Длина/ширина/высота, мм | 4785/1815/1800 |
Колесная база, мм | 2800 |
Клиренс, мм | 218 |
Снаряженная масса, кг | н/д |
Объем топливного бака, л | н/д |
Объем багажника, л | н/д |
Шины | 265/60 R18 |
Максимальная скорость, км/ч | н/д |
Разгон до 100 км/ч, сек. | н/д |
Комбинированный цикл | н/д |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | н/д, Euro-5 |
Базовая комплектация | н/д |
*поскольку комплектации Mitsubishi Pajero Sport третьего поколения для российского рынка еще не определены, некоторые технические характеристики недоступны |
Сиденья складываются в ровный пол, образуя внушительный грузовой отсек. Третьего ряда для российского рынка не предусмотрено
Все поколения Mitsubishi Pajero Sport
Первое поколение 1996–2008
История Mitsubishi Pajero Sport начинается с 1996 года, когда в компании решили, что самому Pajero пришло время превратиться в очень большой и суперсовременный по тем временам внедорожник с полностью независимой подвеской. Первый Pajero Sport, хоть и использовал наработки Pajero II, но с самого начала шел рука об руку с пикапом L200. Изначально Pajero Sport оснащался торсионной независимой передней подвеской и неразрезным задним мостом на рессорах. Автомобиль производился в Японии и с 1997 года стал доступен на многих рынках в Европе, Америке и Азии. Первый Pajero Sport пережил несколько обновлений, в результате которых получил в дополнение к 2,5-литровому дизелю 4D56 трехлитровый бензиновый V6 мощностью 170 л.с., а в 2000 году задние рессоры уступили место пружинам. В зависимости от рынка Pajero Sport мог также оснащаться турбодизелем 4М11 объемом 2,8 литра или бензиновым V6 объемом 3,5 литра и мощностью 245 л.с. На экспорт, в частности, на российский рынок, первый «Спорт» поставлялся с полным приводом типа Part Time, то есть подключаемым, без межосевого дифференциала, а вот для внутреннего японского рынка его оснащали и трансмиссией типа Super Select с межосевым дифференциалом. С ростом популярности сборка «Спортов» была налажена в Китае и Бразилии. Продажи Mitsubishi Pajero Sport прекратились в Японии в 2003 году, а в Северной Америке в 2004-м — там его заменили на Mitsubishi Endeavor.
Второе поколение. С 2008-го по настоящее время
Mitsubishi Pajero Sport второго поколения дебютировал на Московском автосалоне 2008 года и закрепил успех своего предшественника как на российском рынке, так и в развивающихся странах, в основном азиатского региона. К этому времени производство Pajero Sport было сконцентрировано в Таиланде, внедорожник, как обычно, базировался на раме и агрегатах современного ему поколения пикапа Mitsubishi L200. «Второй» Pajero Sport получил в свое полное распоряжение трансмиссию Super Select I с межосевым дифференциалом и распределением крутящего момента 50:50 по осям в режиме «4Н». У нас к тому же большинство комплектаций имеют 100% блокировку заднего межколесного дифференциала. С 2013 года в салонах официальных российских дилеров доступны «отечественные» Pajero Sport, которые собирают под Калугой на заводе «ПСМА Рус». В линейке двигателей старый добрый 2,5-литровый турбодизель 4D56 мощностью 178 л.с. и бензиновый атмосферный V6 мощностью 222 л.с. Коробки — пятиступенчатая «механика» либо «автомат» с таким же количеством передач. Цены начинаются от 1 659 000 рублей с учетом скидок. Самая верхняя комплектация Ultimate 5AT S10 стоит (с той же скидкой) от 2 029 990 рублей.
Конкуренты
Toyota Land Cruiser Prado В России у Mitsubishi Pajero Sport на данный момент есть только один соперник, подходящий ему по размерам, устройству и проходимости — Toyota Land Cruiser Prado четвертого поколения, впервые представленный осенью 2009 года во Франкфурте. Этот внедорожник оснащен полным приводом типа Full Time, имеет раму и неразрезной задний мост. В линейке двигателей – «начальный» 2,7-литровый бензиновый атмосферник мощностью 163 л.с. (он единственный комплектуется пятиступенчатой МКП), промежуточный (и самый популярный) турбодизель 2,8 литра/ 177 л.с. и топовый бензиновый V6 4,0 литра, 282 л.с. Два последних мотора доступны только в паре с шестиступенчатым «автоматом». В трансмиссии есть демультипликатор, блокировки центрального межосевого и заднего межколесного дифференциалов, системы динамической стабилизации и «противобуксовка». Набор внедорожных программ для различных типов грунта под названием Multi-Terrain Select включает режимы «Грязь/песок», «Щебень», «Могул», «Камни». Также есть «внедорожный круиз-контроль» — Crawl Control, позволяющий передвигаться по бездорожью на парковочных скоростях, не прикасаясь к педали газа. Toyota Land Cruiser Prado укомплектован большим количеством опций и имеет более роскошную отделку, чем второе поколение Mitsubishi Pajero Sport, но и стоит намного дороже — цена базовой комплектации от 1 999 000 рублей, топовая версия стоит от 3 271 000 рублей (данные за ноябрь 2015 года)
SsangYong Rexton Прежде чем обвинять японцев в странном подходе к дизайну, нужно взглянуть на продукцию компании SsangYong — вот у кого точно проблемы с рисованием. SsangYong Rexton нельзя назвать прямым конкурентом Pajero Sport, но по основным параметрам он подходит — рама, неразрезной задний мост, передняя независимая подвеска, демультипликатор. А вот до собственных внедорожных программ этот «кореец» еще не дорос. Да и вообще давным-давно морально устарел и требует замены модельного поколения. Полный привод SsangYong Rexton подключаемый, типа Part Time. «Понижайка», как и задний мост, кстати, есть только у версий с дизельными двигателями, да и то не у всех. Пятицилиндровый 2,7-литровый турбодизель D27 имеет две степени форсировки — с пятиступенчатой «механикой» он насчитывает 165 л.с., а с пятискоростной АКП — 186 лошадиных сил. Причем «автомат» комплектуется трансмиссией с автоматически подключаемым полным приводом (TOD), то есть, по сути, с кроссоверной муфтой подключения второй оси. В общем, странно в SsangYong Rexton все, включая ценовую политику — с АКП Rexton стоит от 2 229 990 рублей. Есть также версии с двухлитровым дизелем и 6-МКП по цене от 1 829 990 рублей и с 5-АКП стоимостью от 1 909 990 рублей.
УАЗ Патриот И все-таки про УАЗ не сказать нельзя, потому что рама, а мостов целых два. В принципе, на сегодняшний день это единственный, кроме Jeep Wrangler, по-настоящему честный классический внедорожник старой школы. И, в отличие от Wrangler, в УАЗ можно загрузить достаточно много, чтобы считать его не развлекательным снарядом, а универсальным автомобилем для любителей активного образа жизни. Да и цена от 589 000 до 759 990 рублей выглядит очень привлекательно, но за эти деньги вы покупаете не автомобиль, а проблему. Вернее, целый букет проблем: некачественные комплектующие, отвратительная сборка, слабосильные и, опять же, проблемные моторы с плохой низовой тягой. На данный момент для Patriot доступны бензиновый 2,7-литровый мотор ЗМЗ 40905 мощностью всего 128 л.с. и турбодизель 51432 объемом 2,2 литра и мощностью… 113,5 л.с. Оба мотора комплектуются только пятискоростной механической коробкой передач. Полный привод Part Time, демультипликатор, конечно, имеется, но с такими убогими двигателями даже «понижайка» не помогает этому тяжелому внедорожнику показывать достойные результаты.
Фотобонус