Прочитав заголовок, многие сразу вспомнят одноименную газету. Весьма популярную в свое время. Как и весь спорт того периода. Естественно, были в СССР и автомобильные соревнования, для которых создавались специальные машины, не без успеха выступавшие даже на мировой арене. Многие из них сегодня, увы, преданы забвению. А ведь вспомнить есть что: в этом году исполняется 75 лет всесоюзным рекордам скорости, поставленным на рекордно-гоночных автомобилях ГЛ-1 и ЗиС-101 «Спорт», 65 лет первым Всесоюзным соревнованиям по автоспорту и постройке рекордного болида «Звезда-3М», а также созданию первых спортивных версий «Победы» и «Москвича», и 60 лет с момента создания первых в СССР кольцевых гонок и авторалли. Безусловно, нам есть что вспомнить и есть чем гордиться!
Наиболее ценное в этот раз ожидало зрителей не в выставочном павильоне, а перед ним — под прикрытием белых шатров, имитирующих гоночный паддок, расположилась честная дюжина спортивных автомобилей советской эпохи. Не все из них способны впечатлить своей внешностью (некоторые экспонаты еще только ждут реставрации), а иные поначалу вообще вызывают недоумение: зачем и для чего? Однако каждый из представленных болидов внес свой вклад и сыграл свою роль в отечественном автоспорте.
Самым старым из представленных на выставке советских спортивных болидов является «Харьков Л2». Автомобиль был создан Э. О. Лорентом в 1955 году специально для рекордных заездов. В основе конструкции — лонжеронная рама из труб большого диаметра, независимая торсионная подвеска всех колес и алюминиевые кузовные панели. Двигатель (оригинальной конструкции) располагался сзади. На автомобиле в общей сложности установлено 30 рекордов, из которых 12 — всесоюзного и международного значения, а результат, показанный в классе 4 на 1 км со стартом с хода (286,2 км/ч), числился рекордным в официальной таблице ФИА даже в 2011 году
Первый экземпляр автомобиля «Киев-спорт» был построен в авиационном конструкторском бюро ГСОКБ-473 (ныне ОКБ им. О. К. Антонова) в 1959 году. В автомобиле использовались агрегаты (в частности, двигатель, мощностью 70-75 л.с.) от Москвича-407. На фото — экземпляр 1960 года с двигателем от Волги ГАЗ-21 (80 л.с.) и открытым кузовом. Особых успехов в гонках автомобиль не снискал и после 1962 года в соревнованиях не использовался
«Эстония-3», появившаяся на спортивных трассах в начале 60-х годов, стала первым выпускаемым серийно советским гоночным автомобилем. Всего с 1961 по 1962 годы было произведено 36 экземпляров. Болид имел среднемоторную компоновку с пространственной рамой из труб и независимой подвеской всех колес. 35-сильный форсированный мотоциклетный двигатель ИМЗ-М52С позволял автомобилю со снаряженной массой в 260 кг разгоняться до 150 км/ч. В соревнованиях использовался вплоть до 1968 года
«Эстония-8» (также известна под именем «Тарту-1») была создана А. Сейлером в 1962-63 годах по образцу британского «Cooper-T49 Monaco» в единственном экземпляре. По агрегатам — свойственная многим советским разработкам «солянка» на основе узлов от ГАЗ-21 (двигатель), ЗАЗ-965 (коробка передач, шины) и Москвич-407 (тормозная система). Кузов сделан на основе пространственной рамы из стальных труб. Мотор располагался перед задней осью, а место гонщика было смещено вправо (для лучшего распределения веса в кольцевых гонках)
Еще один спортивный автомобиль, сконструированный Э. О. Лорентом в 1965 году — первый советский дрэгстер «Харьков Л3». Все агрегаты и даже место гонщика были сдвинуты максимально назад. Тормоза (от Москвича-407) — только на задней оси. Коробка передач — от ЗАЗ-965. Первоначально на автомобиль был установлен двигатель оригинальной конструкции, с которым был установлен ряд всесоюзных рекордов на 500-метровой дистанции в классах 1 и 2. После 1972 года болид стали приспосабливать к участию в более высоких классах с использованием агрегатов от ВАЗ-2101 и Москвича-412
Москвич-Г5 можно считать элитой отечественных гоночных болидов, поскольку эта модель создавалась для участия в самых престижных отечественных автогонках Формула 1 (именно так обозначался в СССР класс с двигателем до 2500 см3). Всего построено два экземпляра, и оба удалось сохранить
«Эстония-15», построенная с использованием мотоциклетных агрегатов, с 1968 года являлась основным автомобилем отечественной Формулы 4 (позже — «Молодежная»). А представленный на фото болид «Эстония-15М» появился в 1970 году и отличался измененной аэродинамикой кузова и лобового щитка-дефлектора, благодаря чему двигатель перестал перегреваться. Всего до 1976 года был выпущен 221 экземпляр обеих модификаций
Еще один массовый советский болид — «Эстония-20» — был создан на основе модели «Эстония-19» и в спецификации для формулы «Восток» имел в стандартном заводском варианте двигатель ВАЗ-21011 мощностью 85 л.с. Коробка на основе агрегата от ЗАЗ-968 позволяла оперативно менять шестерни для настройки ходовых качеств под конкретную трассу. С 1980 по 1985 годы было произведено 263 экземпляра этого автомобиля, а в гонках «Эстонию-20» использовали вплоть до 1990 года
Первый экземпляр «Эстонии-21М» был построен еще в 1983 году. Однако в серию автомобиль пошел только в 1985-м, причем в несколько упрощенном виде — без использования ряда узлов из легких сплавов, что утяжелило конструкцию и во многом снизило потенциал болида. Зато по мере изменений в техрегламенте формулы «Восток» мощность моторов «Эстонии-21М» (ВАЗ-21011 и ВАЗ-2105) постепенно увеличилась до 110-115 л.с.
Lada VFTS, пожалуй, самый узнаваемый спортивный автомобиль последних лет существования СССР. Аббревиатура VFTS означала Вильнюсскую Фабрику Транспортных Средств, где прославленный раллист Стасис Брундза с 1985 года делал эти болиды из обычных Жигулей. В год производилось по 200 раллийных «пятерок», которые с удовольствием приобретали не только наши спортсмены, но и гонщики из Франции, ФРГ, Норвегии и Швеции
«Эстония-25» стала первым советским серийным спортивным автомобилем с кузовом типа «монокок» (изначально алюминиевый, заполненный пеноуретаном, позже — со стеклопластиковыми панелями). Подвеска с толкающей штангой типа «Push-rod» позволяла в широких пределах изменять характеристики шасси, которое изначально было рассчитано на использование как отечественных (ВАЗ-2106 и ВАЗ-2108), так и импортных (Volkswagen Golf GTI 1,6) двигателей. Серийное производство начато в 1990 году, однако в связи со сложностью производства монококов и в итоге высокой стоимостью автомобилей шасси вскоре изменили на пространственную раму из труб
JAK-26 по сути уже и не советский болид, поскольку появился в 1993 году. Автомобиль создан минчанами А. Синкевичем и Г. Драпкиным в партнерстве с немцем Иоханном Кнаппе. В название легли инициалы немецкого конструктора. Двухлитровый двигатель этого болида развивал 175 л.с. Однако в силу разных причин проект не получил своего продолжения, ограничившись постройкой лишь нескольких машин
Самым удивительным и приятным оказалось то, что многие из представленных автомобилей демонстрировались не только в статике, на стендах, но и на ходу — на специально организованной перед выставочным павильоном площадке. Жаль только, что ее размеры не позволили в полной мере оценить возможности ретро-болидов.
Кроме советских спортивных автомобилей очередная «Олдтаймер-галерея» традиционно порадовала поклонников ретро и другими экспонатами, которые расположились внутри выставочного павильона. Некоторые из показанных автомобилей мы уже видели на прошлых выставках. Но появились и новые экспонаты, причем каждый из них был интересен по-своему. Так, прямо у первого входа в павильон посетителей встречали два радикально-черных представительских ЗИЛа последних выпусков.
Монументальность и одновременно элегантность угловатого ЗИЛ-41047 1985 года выпуска поражает и завораживает: лимузин с кузовом в 6330 мм официально считается самым длинным серийным легковым автомобилем в мире. А вот его укороченная модификация ЗИЛ-410441 2010 года в кузове кабриолет, выпущенная специально для обслуживания парадов на Красной площади, удивляет откровенно «китайской» оптикой. Слепили из того, что было?
Продолжают тему отечественных лимузинов две «Чайки» ГАЗ-13. И если одна из них демонстрирует то, как выглядит эта модель при «полном параде», то вторая находится только в начале долгого процесса реставрации.
Еще более старая парочка отечественных «членовозов» — два ЗиСа: 110-й и 115-й моделей. И если о первом известно практически всем, то вот второй — во всех смыслах уникальный автомобиль, сделанный специально для Иосифа Сталина.
Внешне ЗиС-115 не отличался от серийного ЗиС-110. Изюминка модели — скрытая бронезащита, представлявшая собой единую оболочку, обшитую снаружи стандартными кузовными панелями. О том, насколько все серьезно, можно судить по толстенным боковым стеклам (между прочим, опускающимся!) толщиной 85 мм
Были на выставке и менее чопорные, но не менее интересные экземпляры. К примеру, удивительно прекрасно сохранившийся универсал ВАЗ-2102. Его владелец утверждает, что автомобиль не подвергался реставрации, хотя даже неспециалисту видно, что кузов окрашивали совсем недавно, а выхлопная труба — будто только что из магазина автозапчастей. Впрочем, сам кузов на самом деле целехонек, а интерьер не дает усомниться в его оригинальности. Рядом с ним — Волга ГАЗ-24 с самым первым вариантом передней панели и откидным подлокотником между передними креслами, трансформирующимся в дополнительное посадочное место, а также отечественный лифтбек ИЖ-Комби — пожалуй, самая массовая отечественная легковушка с универсальными грузопассажирскими возможностями кузова
В глубине павильона скромно притулился милицейский мотоцикл «Урал», а рядом с ним верные «помощники» сотрудника ГАИ — радары разных лет (в том числе и с показывающим скорость «осциллографом»).
Вообще, тема ретро на любой «Олдтаймер-галерее» одними только автомобилями не ограничивается. Здесь всегда можно найти богатые «развалы» со всевозможными деталями, аксессуарами и иными предметами ушедших лет. Даже фотографы здесь встречались с ретро-фотоаппаратами!
Сколько в СССР выпускалось всевозможных значков, вряд ли можно подсчитать. Но некоторые из них сегодня оцениваются не в одну тысячу рублей за штуку.
Кто-то вполне мог пустить «скупую слезу» при виде старой тары из-под молока или «беленькой». А можно было просто вспомнить детство и желанные для каждого пацана игрушки.
Впрочем, мы отвлеклись...
На нынешней выставке встречались интересные автомобили и зарубежного производства. Трудно пройти мимо экспозиции исторических моделей некогда славной марки Saab. На информационном стенде можно было узнать подробнейшую информацию не только по экспонатам, но и по истории самой марки.
На соседнем стенде в окружении двух Ford Mustang и фольксвагеновского «Жука» с модифицированным салоном скромно примостился импозантный Buick Wildcat 1965-го года с семилитровым двигателем под капотом.
А еще чуть дальше — «россыпь» миникаров из Европы, во главе с BMW Isetta и четырехколесным Messerschmitt TG500. А как вам британская мотоколяска Peel Trident — ближайшая родственница трехколесной повозки, на которой Джереми Кларксон катался по офису BBC, и отличающаяся от нее разве что необычным стеклянным «фонарем» вместо крыши?
И словно в противовес этим крохам — внушительный пожарный автомобиль Seagrave Model 6WT Standard 1927 года выпуска. Между прочим, эта марка существует и поныне, являясь самым старым в США производителем противопожарной техники. Примечательно, что несмотря на возраст, в этом автомобиле все оборудование (включая насос производительностью до 3400 литров в минуту) находится в работоспособном состоянии.
Конечно, этими автомобилями экспозиция нынешней «Олдтаймер-галереи» не ограничивалась. Однако, право слово, сколько можно говорить о тех же самых Волгах 21-й модели? Да и несколько вездеходов времен Второй мировой, применявшихся в немецкой армии, мы уже могли видеть на весенней выставке. Но разве от их присутствия стало хуже?
Фотобонус