Ford Fiesta последнего поколения стабильно занимает первое место по продажам в Европе в своем сегменте уже третий год подряд. Англичане или, например, испанцы так и вовсе души не чают в этом автомобиле, возводя его в ранг «культовых». Но в России столь компактные автомобили с исконно европейскими повадками и ценностями никогда не были особо популярны, особенно по цене «старшего» Фокуса. Поэтому первый заход Фиесты на наш рынок оказался совсем неудачным. Теперь все может случиться иначе: Fiesta нынче «локализовалась» и производится на заводе Ford Sollers в Набережных Челнах, что позволило сильно опустить цену. Ну и это еще не все. Потеряв в российских реалиях трехдверную вариацию хэтчбека, Фиеста получила более важный для России тип кузова — седан.
В российском представительстве Ford рассчитывают, что Fiesta в кузове седан выберут около 65% покупателей, а на долю более «молодежного» хэтчбека придутся оставшиеся 35%. Но нам почему-то кажется, что седан станет еще более популярным. Скоро проверим
Спустя год после начала производства Fiesta-хэтчбека в свет вышла четырехдверная версия модели. Сначала она продавалась в Китае и некоторых других азиатских странах (Филиппины, Индонезия), а позже седан добрался и до Америки. Но в России образца 2009 года по-прежнему продавался лишь хэтчбек, что отчасти и обусловило непопулярность модели. Еще одним фактором того, что Fiesta тогда купили только европеизированные «придурки» вроде меня, стала непомерно высокая по тем временам цена, которая вплотную приближалась к цене Ford Focus в простых комплектациях. Итог — полный провал с результатом 970 проданных автомобилей. Неудивительно, что когда во всем мире в 2012 году начали торговать Фиестой рестайлинговой, которая, кстати, имела бы больше шансов на успех только благодаря массивной хромированной решетке радиатора в стиле Aston Martin, российское представительство приняло решение о сворачивании продаж.
Новоиспеченный седан спереди ничем не отличается от хэтчбека: те же решетка радиатора в стиле Aston Martin, капот с выштамповками и бампер с противотуманками, утопленными в специальные углубления
Задняя часть седана кажется немного тяжеловатой. Неудивительно, ведь седан на целых 35 см длиннее хэтчбека! Обратите внимание, насколько элегантней автомобиль выглядит на 16-дюймовых колесах. Но пока в России доступен только 15-й «размер»
Поначалу нам все же обещали обновленную Фиесту в 2013 году. Но, как говорится, обещанного три года ждут, вот и мы наконец-то дождались возвращения этой, безусловно, интересной модели на наш рынок. Правда, комплект все же неполный: в отличие от Европы, нам не будет доступен трехдверный хэтчбек, а равно и построенные на его базе версии Sport и ST. Зато теперь мы получим тот самый седан для стран «третьего мира», который уже опробовали азиаты и американцы. Налицо работа над ошибками и более правильная ориентация на российский рынок: много ли здесь найдется покупателей на трехдверки?
Все поколения Ford Fiesta
1976 – 1983
1983 – 1989
1989 – 1997
1995 – 2002
2002 – 2008
2008 – 2012
Появление трехдверного хэтчбека невозможно в принципе, потому что Fiesta производится на заводе в Набережных Челнах по полному циклу (степень локализации производства — пока 40%, к 2016 году планируется 60%), и штампов для трехдверок там попросту нет. Ну что, будем лить слезы по этому самому динамичному и «спортивному» в линейке Fiesta кузову или все же порадуемся тому, что Ford наконец-то правильно оценил потребности российского рынка и вывел «правильные» модификации? Пожалуй, я поплачу в одиночестве, вспоминая сладких два года знакомства с классно настроенной Fiesta Sport, ну а вам расскажу о более приспособленных для жизни версиях.
Даже в своей пятидверной версии (а трехдверок в России не будет) Ford Fiesta выглядит динамично, подтянуто, по-молодежному и уж, во всяком случае, гораздо более солидно, чем грузный хэтч
Сзади Фиеста тоже смотрится весьма «живенько»: накладка на бампер, спойлер, фонари с новым «наполнением». Но, согласитесь, — на 15-дюймовых шинах вид уже немного не тот
Мы уже упоминали о том, что в 2012 году по всему миру провели рестайлинг Ford Fiesta. Естественно, что и мы в России теперь будем покупать уже модернизированные автомобили — с подправленной внешностью и немного улучшенным салоном. Но самые важные изменения — внутри. Во-первых, из гаммы моторов исчез 1,4-литровый двигатель, с которым раньше агрегатировался четырехступенчатый «автомат». Во-вторых, место автоматической трансмиссии заняла роботизированная шестиступенчатая коробка передач PowerShift, изрядно переработанная и улучшенная. И в-третьих, основательно поработали над шумоизоляцией, и теперь в Фиесте уже можно разговаривать на скоростях за 100 км/ч без рупора.
Интерьер Ford Fiesta с момента начала производства в 2008 году выглядел весьма оригинально и дерзко, поэтому по существу после рестайлинга ничего не изменилось. В топовой комплектации вместо обычной панели а-ля Nokia появилась мультимедийная система Sony. Стали лучше материалы, которые по-прежнему гипоаллергенны
Пятидюймовый дисплей по центру, конечно, вчерашний день автоиндустрии, хотя «софт» здесь свежий — система SYNC с голосовым управлением. Считывать с такого экрана информацию сложно, а цветопередача и графика оставляют желать лучшего. Тем не менее по меркам класса это вполне себе уровень, к тому же на него можно вывести даже навигацию. Передние сиденья новой Fiesta неплохо распределяют нагрузки, но набивка показалась излишне податливой. Эх, сюда бы (хотя бы в качестве опции) кресла, что стояли у меня на дорестайлинговой Fiesta Sport! Отличные были сиденья — в меру жесткие, но очень цепкие и удобные. Второй ряд особо просторным не назовешь, так как колесная база Ford Fiesta — меньше, чем у большинства конкурентов (база Polo длиннее на 63 мм, Rio/Solaris — на 81 мм, Logan — на целых 145 мм). Ногу на ногу здесь не закинешь, подушка сиденья плоская, среднему пассажиру мешает центральный тоннель
Но перед началом производства в России решено было провести и местную адаптацию. Пожалуй, и этот ход следует признать очень логичным: довольно жесткая и хлипкая подвеска европейских Фиест не очень хорошо подходила к нашим дорожным реалиям. В ходе российских тестов автомобили пробежали по дорогам страны более миллиона километров, из которых 850 000 — на специальном полигоне. Помимо усиления кузова и внедрения еще некоторых дополнительных, чисто российских элементов шумоизоляции (пол багажника, верхняя часть моторного отсека перед лобовым стеклом, задние колесные арки), «наша» Fiesta получила собственную подвеску, и об этом стоит рассказать отдельно.
Приборная панель Ford Fiesta не претерпела значительных изменений: это те же два «колодца» неправильной формы с маленьким монохромным информационным дисплейчиком посередине. Довольно скромно, но вполне информативно. Жаль, что нет датчика температуры ОЖ. Рычаг управления «роботом» PowerShift — такой же, как, например, рычаг «автомата» на Мондео. При его перемещении нужно нажимать на специальную кнопку-фиксатор. Перекидная клавиша ручной смены передач, расположенная на левой стороне рычага, очень неудобна. Рычаг МКП расположен идеально, ходы его — традиционно для Ford — четкие и понятные
Конечно, конструктив остался прежним — МакФерсон спереди и полузависимая балка на кручение сзади — но настройки пружин и амортизаторов здесь свои. Помимо этого, российская Фиеста получила новые усиленные сайлентблоки. Так, например, на автомобиль устанавливаются втулки нижних рычагов передней подвески увеличенного размера, а также более прочные и массивные втулки крепления задней балки. И если эффект от сайлентблоков можно будет определить только со временем, когда они проработают дольше «родных», то о настройке амортизаторов и пружин мы можем поговорить и сейчас.
Клиренс «наших» Фиест увеличен (по сравнению с машинами европейского «происхождения») на 20 мм — до очень даже внушительных 167 мм. В основном за счет увеличения длины пружин. Амортизаторы у российской Fiesta тоже «свои». Всего для Ford Fiesta используется целых четыре(!) подвесочных сета. Во-первых, все пружины и амортизаторы различаются в зависимости от типа кузова. На фото хорошо видно, что, например, маркировка задних пружин — разная. Передние же подвески отличаются еще и в зависимости от выбора трансмиссии: для автомобилей с «роботом», как для чуть более тяжелых, используется более «выносливый» и жесткий вариант. Обратите также внимание на необычной формы задние брызговики. Такого мы еще не встречали!
Пружины стали длиннее (изменился ход витка и его толщина), а амортизаторы получили собственные настройки. Это позволило увеличить дорожный просвет до очень достойных 167 мм. Теоретически увеличение клиренса требовало некоторого ужесточения элементов подвески. «Фордовцы» не дают простого ответа на вопрос, жестче стала подвеска или мягче, но по общим ощущениям седан гораздо более комфортабелен европейских хэтчбеков. Он отлично разглаживает неровности и даже довольно внушительные ямы глотает, почти не жуя. Энергоемкость просто великолепная. Но, с другой стороны, седан более валок в поворотах, на прямой у него не такой четкий «ноль», приходится часто подруливать, а на волнах асфальта периодически возникает вертикальная раскачка, причиной которой являются еще и единственно возможные шины размерности 195/55 R15 «КАМА». При этом Fiesta-седан не растерял окончательно изначально присущей всем Fiesta остроты рулевого управления, что порождает немного странный симбиоз быстрых реакций на руль с довольно мягкой подвеской. Тем не менее он не воспринимается «разобранным» и выглядит очень достойно на фоне большинства конкурентов.
Настройки подвески нового седана Fiesta — гораздо более лояльны к российским реалиям, чем подвеска хэтчбека. Другие пружины и амортизаторы делают Фиеста-седан весьма комфортабельным автомобилем. Обратная сторона медали — крены и раскачка
Как я понял, идея была такая: развести седан и хэтчбек не только по типу кузова, но и по балансу комфорта и управляемости. И сделать это вполне удалось! Заметно желание фордовских инженеров (которые работали в технологическом центре здесь, в Татарстане) сделать «утилитарный» седан более комфортабельным, менее чувствительным к неровностям и подверженным тряске, а хэтчбек настроить так, чтобы и по нашим дорогам не спасовал, и управлялся не намного хуже европейского аналога. Интересный ход, особенно учитывая абсолютно одинаковую цену на хэтчбеки и седаны.
Рулевое управление у седана — такое же, как у хэтчбека, но за счет более мягкой подвески оно кажется даже излишне острым, особенно учитывая то, что кренится автомобиль сильнее, и каждый маневр происходит с небольшой задержкой
Получилось? Еще как! «Наша» Fiesta-хэтчбек «рулится» немногим хуже «европейцев», но при этом имеет такой же, как у седана, дорожный просвет в 167 мм и очень достойную плавность хода. Четкие, даже можно сказать, острые реакции на руль, полное отсутствие раскачки и идеальное следование траектории в повороте. Отличный результат! Эх, сюда бы еще 16-дюймовые колеса…
Пока для российских Fiesta предлагается только размер 195/55 R15. Для комфорта это, конечно, плюс. Но для тех, кто хочет насладиться хорошо настроенным шасси Фиесты в поворотах, 16 дюймов будет в самую масть. Позже обещают сертифицировать и 16-дюймовые диски и шины. На таких колесах нам удалось проехать только на седане, который использовался для съемки. На нем — в основном для красоты — были установлены шины Michelin Pilot Sport 3 размерности 195/45 R16. И это, конечно, совсем «другой табак». И по сцепным свойствам, и по акустическому комфорту, и по стабильности движения по скоростной прямой они очень сильно превосходят нашу 15-дюймовую «КАМУ», и даже седан воспринимается намного более сбалансированным автомобилем. Поэтому ждем официальной возможности купить Fiesta с колесами на дюйм больше.
А хватает ли новой Фиесте мощности? Нам для теста предоставили только самые энерговооруженные версии с «максимальными» двигателями, развивающими 105 и 120 л.с. Напомним, что на Fiesta теперь устанавливается только один мотор. Это хорошо нам знакомый «атмосферник» Ti VCT с прямым впрыском и регулировкой фаз газораспределения на впуске и выпуске. Но теперь он имеет целых три степени форсировки: 85, 105 и 120 сил. Кстати, от выбранной мощности зависит не только величина и «ширина» полки крутящего момента (см. технические характеристики), но еще и выбор трансмиссии. Для «младшего» силового агрегата предусмотрена только пятиступенчатая «механика», «средний» мотор может агрегатироваться как с «ручкой», так и с «роботом», а самый мощный — только с PowerShift.
Подвеска хэтча — более зажатая, и это чувствуется с первых метров пути. Вот она, настоящая Фиеста — юркая, шустрая, почти мгновенно и четко реагирующая на руль. Вот за что европейцы «продают душу дьяволу»!
Лично я жалею о невозможности заказать «топовый» двигатель с «механикой», тем более что механизм переключения Ford работает очень хорошо, промахнуться мимо нужной передачи невозможно. Особенно такой вариант подошел бы хэтчбеку с его зажигательными настройками подвески. На «ручке» удалось немного проехаться лишь на седане со 105-сильным двигателем. Ощущения — очень приятные, да и мощности хватает вполне, особенно в городе. К сожалению, оценить, как работает PowerShift с таким мотором, не удалось, но зато на самых мощных версиях со 120-сильным мотором и «роботом» мы накатались вдоволь.
Двигателя максимальной мощности (120 л.с.) в городе хватает «за глаза», да и на трассе нельзя сказать, что Fiesta медленная. Хорошее взаимодействие с «роботом» PowerShift позволяет быстро выбирать правильную передачу и довольно уверенно разгоняться даже на фоне более мощных автомобилей
Реакция на газ здесь, конечно, не столь однозначная, как на машине с «механикой», но «отношений» с автомобилем это не портит, а разгон становится на 1,2 секунды быстрее, чем у 105-сильной Fiesta с «роботом». И в этом большая заслуга именно модернизированной коробки передач. Основные работы были проведены еще в ходе европейского рестайлинга: изменены элементы стыковки с двигателем (чтобы снизить шумы и вибрации), установлены новые диски сцеплений, вилки выбора передач и, конечно, обновлено программное обеспечение. Помните, как раньше не «дружил» PowerShift с 1,6-литровым мотором на Focus? Рывки, задержки, клевки… Теперь все это в прошлом, и «робот» выполняет свою работу гораздо более четко — переключается плавно как вверх, так и вниз, адаптируется под манеру езды довольно быстро, а в «спортивном» режиме так и вовсе становится почти безупречным. Видно, что работа по оптимизации агрегата проделана немалая, как и в отношении автомобиля в целом.
Максимальный объем багажного отделения седана Ford Fiesta — 455 л, что на целых 105 л больше, чем у хэтчбека, где вместимость равна 295 л. Разница — в один большой чемодан. Это может стать далеко не последней причиной при выборе типа кузова. Зато спинку заднего «дивана» хэтчбека можно сложить в пропорции 2:3, увеличив объем до 979 л
Вывод
Судя по всему, второе пришествие Ford Fiesta на наш рынок должно оказаться более удачным, чем первоначальный заход в 2008 году. У Ford теперь есть для успеха все: популярный кузов седан, хороший выбор двигателей и трансмиссий и, самое главное, вполне конкурентоспособная стоимость, особенно если учитывать так называемую «специальную цену» с учетом Trade-In (или утилизации) и действующих скидок. Не забывайте еще и тот факт, что под видом одной модели Ford продает фактически довольно сильно отличающиеся по поведению автомобили, что дополнительно позволит расширить круг покупателей. А о том, как Fiesta-седан выглядит в сравнении с конкурентами, мы расскажем уже совсем скоро.
Безопасность
Краш-тест EroNCAP
Технические характеристики Ford Fiesta (данные производителя)
Fiesta 85
Fiesta 105
Fiesta 120
Кузов
Тип
Хэтчбек (седан)*
Количество мест/дверей
5/5 (5/4)
Двигатель
Тип
Бензиновый
Бензиновый
Бензиновый
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
4, в ряд
Рабочий объем, куб. см
1596
1596
1596
Мощность, л.с. при об/мин
85/6000
105/6300
120/6000
Крутящий момент, Нм при об/мин
135/2300-4200
148/4200–4500
148/4200–5200
Трансмиссия
Привод
Передний
Передний
Передний
Коробка передач
5–МКП
5-МКП/6-РКП**
6-РКП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Задние
Барабанные
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, McPherson
Задняя
Полузависимая, пружинная
Размеры, объем, вес
Длина x ширина x высота, мм
3969х1764х1489 (4320х1764х1495)
Колесная база, мм
2489
Снаряженная масса, кг
1111 (1125)
1111/1136 (1125/1151)
1136 (1151)
Клиренс, мм
167
Объем топливного бака, л
42
Объем багажника, л
295–979 (455)
Шины
195/55 R15
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
171
182 (181)
188
Разгон до 100 км/ч, сек.
12,8
11,4 (11,9)
10,7
Расход топлива
Комбинированный, л/100 км
5,9
5,9
5,9
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
137, Euro-5
137 (138), Euro 5
138, Euro 5
Стоимость, руб.
Базовая комплектация
525 000
599 000/644 000
773 000
* в скобках данные для автомобиля в кузове седан
** через / приведены данные для автомобиля с РКП
Конкуренты
Конкурентов для хэтчбека Ford Fiesta на нашем рынке почти не осталось: VW Polo теперь только седан, Chevrolet Aveo и Opel Corsa — распродаются остатки, по Skoda Fabia непонятно, приедет она вообще в Россию или нет. Поэтому сегодня мы сосредоточимся только на конкурентах в кузове седан, благо таких у нас продается с избытком.
Hyundai Solaris Hyundai Solaris с двигателем 1.4 л (107 л.с.) на «ручке» (5-МКП) стоит от 495 900 до 610 400 рублей в зависимости от комплектации. Такой же автомобиль, но с «автоматом» — от 579 400 до 645 400 рублей. При выборе мотора 1.6 л (123 л.с.) Hyundai Solaris с 6-МКП будет стоить от 569 400 до 635 400 рублей, а если же с «автоматом», то от 609 400 до 675 400 рублей.
VW Polo VW Polo с 85-сильным двигателем и пятиступенчатой «механикой» стоит минимум 554 900 рублей, со 105-сильным мотором — 587 900 рублей. Выбор комплектации Comfortline поднимет цену на 40 000 рублей, а также сделает доступной версию на «автомате» (105 л.с.) за 673 900 рублей. Комплектация Highline предполагает только 105-сильный мотор. Цены — от 693 900 рублей за «ручку» до 739 900 рублей за «автомат».
Peugeot 301 Самый простой Peugeot 301 в комплектации Active с 1,2-литровым 72-сильным мотором на «ручке» можно купить за 499 900 рублей, а с «роботом» — за 524 900 рублей. Наличие 115-сильного двигателя 1,6 л поднимет цену минимум до 554 900 рублей, а с «автоматом» — до 589 900 рублей. В комплектации Allure доступен только более мощный силовой агрегат. Цена — от 614 900 до 649 900 рублей, в зависимости от типа трансмиссии.
Фотобонус