Зачем пытаться перехитрить целые конструкторские школы, до неузнаваемости переделывая свой внедорожник? Вопрос этот — риторический. Дать на него логичный и обоснованный ответ практически, невозможно. Тем не менее тысячи любителей офф-роада заходят по пути строительства «единственно правильного автомобиля» так далеко, что в случае неудачи вернуть машину в первозданный вид не представляется возможным. Но какое это счастье, когда все выходит так, как задумано! Пикап Toyota Hilux, поставленный компанией KDT на мосты от Nissan Patrol, — один из удачных примеров такого «глубокого тюнинга».
Вдоволь накатавшись по лесам и болотам, проверив на прочность тросы, шаклы, лебедку, лопату и собственные руки, все это таскающие, прицепляющие и откапывающие любимый автомобиль, многие джиперы начинают мечтать о легкости внедорожного бытия. Причем не обязательно за рулем другой машины, ведь в мире до сих пор существуют такие понятия, как верность марке, да и просто любовь именно к своему автомобилю, с которым вместе столько пережито. С этого обычно и начинается Великое Превращение стандартного внедорожника в «тот, который всегда хотелось». Хорошо, если на нелегком пути к совершенству джиперу попадаются настоящие профессионалы своего дела.
Владельцу этого пикапа Toyota Hilux 2012 года выпуска повезло — имплантация мостов от тяжелого Nissan Patrol Y61 закончилась без осложнений. Мне удалось прокатиться за рулем монстра по улицам Москвы и оценить его новые достоинства на внедорожном полигоне в Крылатском.
Если бы не гул огромных грязевых «катков» Simex Extreme Trekker 2 размерностью 36 дюймов, я бы решил, что веду обычный, слегка лифтованный «Патруль», только внутри почему-то не так просторно и приборы явно не ниссановские. Управляется переделанный «Хайлюкс» как обычный большой внедорожник, со светофора при желании можно стартануть с пробуксовкой, в поток вливаешься без проблем. В асфальтовой колее машину не кидает из стороны в сторону, подруливать тоже не приходится — курсовая устойчивость хорошая. А о том, чтобы тормозить перед трамвайным путями, люками и «лежачими полицейскими», даже думать не нужно — удары в салон, а тем более на руль, практически не передаются.
Ездить по асфальту, привлекая зевак, быстро наскучило, я свернул в секретный лаз и оказался на перекопанном пустыре, частично превращенном в мотокроссовую трассу. Чтобы проверить тягу, а заодно и геометрическую проходимость, «в лоб» пошел поперек старого кроссового «стола». Даже на такой, почти вертикальный склон «Хайлюксопатруль» легко заполз на холостых оборотах с первой пониженной передачей. Передний свес у пикапа довольно короткий, в основном я боялся зацепить грунт «хвостом», но, несмотря на очень большой угол подъема, задний свес лифтованного внедорожника оказался очень высоко над землей.
Одно из обязательных упражнений в офф-роад дисциплине — диагональное вывешивание. Исполнить этот трюк с подвеской, обладающей чудовищно огромными ходами, оказалось чрезвычайно сложно. В конце концов я бросил бесполезные попытки и отправился помесить грязь. Мой подопытный с механической коробкой передач и «младшим» 2,5-литровым турбодизелем, не подвергавшимся никакому чип-тюнингу, пополз по развороченной тракторами целине на третьей пониженной передаче, я почти не прикасался к педали газа, тяги хватало. Грязь, песок, колеи, снега — похоже, этому пикапу все нипочем, только вязкое болото, пожалуй, сможет остановить проходимца — машина ведь с тяжелыми колесами, мостами и в силовом обвесе. К сожалению, устроить действительно серьезный внедорожный тест машине, которую мастера KDT со дня на день должны были передать заказчику, не получилось, но зато удалось во всех подробностях узнать историю долгой и кропотливой работы над проектом.
Не стоит думать, что «вкатить» мосты — задача по силам любому самодельщику. На первый взгляд, ничего сложного, однако даже замена этих агрегатов на изначально мостовом автомобиле требует понимания многих тонкостей, а если приходится переделывать машину с независимой подвеской, сложность процесса возрастает в десятки раз. Самым очевидным решением для Toyota Hilux было бы воспользоваться почти «родными» мостами от Toyota Land Cruiser 80/105 или попытаться найти в качестве донора очень редкий, но все же еще иногда мелькающий в объявлениях о продаже полномостовой Hilux конца прошлого века. Но заказчик хотел получить максимально возможный запас прочности, и вместо «тойотовских» решено было ставить более выносливые «патрулевские» мосты.
Такой выбор обернулся серьезными проблемами. Главный редуктор переднего моста Nissan Patrol Y61 смещен вправо, а передний карданный вал Toyota Hilux, наоборот, влево. Будь на месте патрулевского мост от УАЗа, его бы элементарно «перечулковали», но корпус моста «Патруля» — цельная конструкция, так просто с ней не разберешься. В результате мост решили перевернуть «вверх ногами», то есть правый, короткий «чулок» стал левым, а длинный оказался справа. Чтобы вернуть перевернувшийся вместе с мостом редуктор в прежнее положение, переднюю крышку его корпуса аккуратно срезали, развернули выштамповкой в нужную сторону и приварили обратно. Ту же операцию проделали с корпусом хвостовика главной передачи. Также отрезали и заново приварили поворотные кулаки, выставив правильный кастор.
Установка «тридцать шестой» резины планировалась изначально. Чтобы «катки» не скребли о колесные арки, мост пришлось сдвинуть вперед и удлинить передний кардан. Вместо одинарного карданного шарнира впереди для уменьшения вибраций установили сдвоенный. Кроме мостов от донорского «Патруля» взяли рулевую тягу, а также заказали усиленную тягу Панара от Tough Dog и рулевой демпфер с пружиной обратного хода. Чего уж тут мелочиться — рулевой редуктор и гидроусилитель сняли с того же «Патруля». Чтобы застраховаться от возможной нехватки тормозного усилия (стандартный Toyota Hilux значительно легче), поставили «патрулевский» главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем. В итоге, несмотря на глубокое вмешательство в конструкцию, практически все детали, кроме самого корпуса моста, обваренного и усиленного в нужных местах, остались стандартными, их можно легко поменять, заказав по каталогу Nissan Patrol или Toyota Hilux. В конструкции передней независимой подвески Toyota Hilux применяются амортизационные стойки и двойные поперечные рычаги. В новом мосту внутри пружин от Tough Dog установлены отбойники, а стандартные «патрулевские» амортизаторы стоят сзади пружин. Естественно, чашки пружин и крепления «амортов» пришлось разработать заново.
К счастью, такие же длительные «танцы с болгаркой и сваркой» вокруг заднего моста устраивать не пришлось. Главные редукторы и у «патрулевского», и у «тойотовского» мостов расположены по центру. Стандартные рессоры Hilux заменили усиленным пакетом рессор ARB и мост «Патруля» просто закрепили с помощью стремянок. Заодно поменяли серьги рессор на длинные «револьверные», также вместо «родных» задних амортизаторов поставили удлиненные Tough Dog. Еще потребовалось «срастить» хвостовик заднего редуктора моста Nissan Patrol со стандартным задним карданом Hilux. Чтобы не терять потом времени, в задний мост поставили пневматическую 100-процентную блокировку ARB.
Дело осталось за «малым» — вписать покрышки Simex Extreme Trekker 2. Из-за высоких шашек протектора, только отлифтовав подвеску на 50 мм, этого сделать никак не получалось. Пришлось на 75 мм поднимать кузов капролоновыми проставками, зато в пространстве между рамой и грузовым отсеком уместился топливный бак на 145 литров.
Дальнейшие работы свелись к «внедорожному стандарту». Спереди занял свое место стальной бампер KDT с «кенгурятником» и мощной лебедкой, защиту рулевых тяг изготовили из алюминия, сзади поставили силовой бампер KDT с двумя «калитками» — под запаску и канистры. На крыше появился прочный алюминиевый багажник с «люстрой», а по бокам машину защищают от встречи с деревьями силовые пороги — за них «Хайлюксопатруль» свободно можно поднимать хайджеком.
Заказчик не захотел ставить в кузов крышку или канопи. Выбор пал на многофункциональный силовой каркас KDT — две прочных стальных дуги, соединенные рейлингами, позволяют крепить по бокам снаряжение типа хайджека, лопат и сенд-траков, внутри каркаса можно без опаски стоять на ходу, держась за поручни. При желании на него сверху можно установить багажник трехметровой длины, заходящий на крышу кабины, и перевозка любых длинномеров перестает быть проблемой. На случай непогоды каркас накрывается непромокаемым тентом, также на него можно установить по кругу откидывающиеся крышки, превратив его в прочный канопи, защищающий походное имущество от воров.
Решив технологические проблемы, в завершение строительства заказчик вместе с мастерами задумались об эстетике. Колея Nissan Patrol Y61 значительно шире, чем у Toyota Hilux — по лесовозной колее можно ехать без проблем, только машина за секунды превратится в огромный ком грязи. Можно было бы обойтись самыми большими расширителями, прикрепив к ним дополнительно куски транспортерной ленты, ведь колеса выпирают из-под арок примерно на 140 мм. Но такие «крылья» смотрятся ужасно. Так что вместо этого тюнингеры смоделировали и изготовили из стеклопластика новые, широкие передние крылья, закрывающие передние колеса, а на боковые борта «Хайлюкса» навесили уникальные пластиковые накладки. Редко можно встретить такое изящное решение проблемы с грязью, летящей из-под колес. Теперь Toyota Hilux не только остается относительно чистым на бездорожье, но и выглядит как полноразмерный американский пикап — например, Toyota Tundra.
Тут возникает вопрос — а почему бы вместо всего этого глобального тюнинга просто не купить «Тундру»? Как ни парадоксально, ответ в данном случае прост и логичен — у этого «американца» передняя подвеска тоже независимая.
Спецификации:
Toyota Hilux 2.5 TD MT5 2012 года выпуска
Передний мост Nissan Patrol Y61, установленный на продольных рычагах
Передние усиленные пружины Tough Dog (лифт подвески +50 мм)
Передние амортизаторы Nissan Patrol Y61 стандарт
Рулевая тяга Nissan Patrol Y61 стандарт
Тяга Панара усиленная Tough Dog для Nissan Patrol Y61
Рулевой механизм с гидроусилителем Nissan Patrol Y61
Рулевой демпфер Tough Dog
Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем Nissan Patrol Y61
Задний мост Nissan Patrol Y61
Рессоры усиленные для Toyota Hilux производства ARB
Револьверные серьги рессор удлиненные
Задние амортизаторы увеличенной емкости Tough Dog
100-процентные блокировки с вакуумным приводом в заднем и переднем мостах ARB
Топливный бак на 145 л из нержавеющей стали KDT
Стационарный компрессор с ресивером для подкачки колес и привода блокировок
Сапуны мостов и трансмиссии выведены под капот
Шноркель Safari
Передний силовой бампер стальной с «кенгурином» KDT
Лебедка передняя электрическая ComeUp 9500
Пороги силовые алюминиевые KDT
Бампер задний силовой стальной с двумя «калитками» KDT
Каркас многофункциональный силовой стальной KDT
Лебедка электрическая ATV на передней дуге каркаса для затаскивания в кузов тяжелых грузов
Сенд-траки алюминий
Хайджек
Лопата Fiskars
Багажник силовой алюминий KDT c диодным рабочим светом по кругу
Радиостанция СВ-диапазона
Стоимость нового автомобиля Toyota Hilux в 2012 году: 1 000 000 рублей
Стоимость произведенных работ и установленного оборудования: 2 000 000 рублей
Общая стоимость проекта: 3 000 000 рублей
Фотобонус