В гостях у «дяди Васи». Ремонт VW Tiguan после падения дрона: все у нас получится. Но это не точно - «Автоновости»


Автор: Martyn36

Фото автора

Источник: ДромПробитый осколками сбитого беспилотника Volkswagen Tiguan смахивал на решето. Десятки пробоин в металле и пластике, заглохший мотор, выбитые стекла, перерубленные жгуты проводки и сработавшие подушки безопасности создавали мрачную картину. Неужели его можно восстановить? Но молодой мастер на все руки из соседней мастерской, купивший этот Tiguan, смотрит на машину с оптимизмом и в своих силах ничуть не сомневается. Что это, наивность молодости или уверенность истинного профессионала? Давайте посмотрим!

Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.

Все началось в конце лета, когда ремонт перевернувшегося Geely Coolray уже вышел на финишную прямую. Внимание моего соседа привлекло объявление о продаже Volkswagen Tiguan в соседней области. Изрешеченный осколками автомобиль требовал серьезного ремонта, …


Читайте также - Сплит-системы стали важной составляющей нашего комфорта. В сегодняшнее время кондиционеры просто необходимы - наступают теплые деньки. Летний зной подступает – пришло время запустить сплит-систему. И вдруг после запуска, через некоторое время у вас начинает болеть горло. Помимо этого, у сплит-системы ослабляется обычный поток воздуха, и он начинает потреблять больше электричества - обслуживание кондиционера по доступным ценам.



… но и цена была заманчивой — всего лишь 500 000 рублей. Ну что сейчас можно купить за эти измельчавшие деньги, кроме пары недель расслабленной жизни на берегу Персидского залива в какой-нибудь нефтедобывающей стране? Конечно, за полмиллиона можно попытаться подобрать и машину. Но, как показывает опыт, поиск будет непростым. Если захочется найти приличный кроссовер, то это наверняка не получится и за миллион, а тут только два владельца и 50 000 км пробега. Комплектация, конечно, простовата (передний привод, механическая коробка передач), но в данном случае это плюс. Ведь если во время ремонта вылезут скрытые дефекты, разобраться с ними будет проще и дешевле. Да, в том недавнем выпуске блога о Geely-перевертыше я по ошибке скостил этому Volkswagen годков, но хорошо, что автособратья меня вовремя поправили — Tiguan действительно был выпущен в 2015 году. На нем установлен турбомотор объемом 1,4 л с непосредственным впрыском. В сочетании с передним приводом, по странным капризам исторического пути развития автотехники, в наши дни это сразу вызывает ассоциации с китайскими силовыми агрегатами.




Что ж, сложившиеся суровые форс-мажорные обстоятельства позволят вскоре оценить живучесть и ремонтопригодность «германца», заодно в чем-то сравнив его с «китайцем».



Процесс выбора и покупки машины с подобными повреждениями имеет свои особенности. Прежде всего надо иметь в виду, что купить ее напрямую у владельца, скорее всего, не получится. Дело в том, что в двух соседних областях, в основном и поставляющих такие автомобили на местный вторичный рынок, шустрые «перекупы» уже оценили новые многообещающие возможности для расширения своего бизнеса, сложившиеся в последнее время, и теперь энергично отслеживают подходящие варианты. Один из плюсов для профессиональных торговцев подержанными машинами оказался в том, что из-за скоропостижности событий у владельцев пострадавших автомобилей нет возможности провести какую-либо предпродажную подготовку, маскирующую проблемные места, традиционно скорректировать пробег или хотя бы всласть поторговаться. К тому же если после фатального происшествия машина продается, а не восстанавливается, это может означать, что деньги нужны срочно. Все эти факторы, вместе взятые, позволяют опытному торговцу ощутимо снизить цену покупки. Вот так этот VW Tiguan со свежими следами крови на водительском сиденье и попал к «перекупу».



С другой стороны, последствия… как бы это сформулировать в современном стиле, поделикатнее… Скажем так: результаты настолько интенсивного и вместе с тем хаотичного внешнего воздействия на автомобиль непредсказуемы, и полностью оценить весь масштаб разрушений ни по фото, ни при беглом осмотре не получится. Лишь в процессе ремонта постепенно станет ясно, во что обойдется восстановление машины и сколько это в итоге займет времени. Tiguan из-за искромсанной электропроводки не заводился, так что определить состояние его мотора, коробки передач и ходовой было невозможно. Выбор машины с такими специфическими повреждениями сразу превращается в своеобразную технолотерею.



Однако подобные «мелочи» моего энергичного соседа никогда не пугали, и он срочно собрался в путь. Логика сложившегося сейчас авторынка проста: такой Tiguan в хорошем состоянии стоит миллиона полтора, и даже если в реанимацию машины придется вложить полмиллиона, покупка все равно будет выгодной. Можно было заказать и доставку «автонедвижимости» до мастерской, но это добавило бы к цене еще 25 000 рублей. Поэтому парень привез «пострадавшего» сам на вот таком прицепе:




Только после этого в домашне-гаражных условиях появилась возможность не спеша рассмотреть, что же случилось с машиной.



Основной удар пришелся в левую часть кузова. В этот момент хозяин автомобиля находился за рулем, и множество пробоин в водительской двери наводили на печальные мысли о его судьбе.




Однако чудеса все же случаются даже в таких безнадежных ситуациях. Невероятно, но владелец кроссовера, оказавшись на пути этого потока осколков, отделался легким ранением ноги. Мой сосед уже пообщался с ним, уточняя обстоятельства «прошлой жизни» машины.



А вот Tiguan пострадал куда сильнее, чем его бывший хозяин. По левой стороне не осталось ни одного целого стекла. Помимо дверей, стоек кузова и порогов пробиты дверная ручка, наружное зеркало, задний фонарь, фара, решетка радиатора.







Осколки летели густо. Досталось даже рейлингам на крыше и дефлекторам на дверях.





Капот продырявлен и снаружи, …




… и изнутри за счет рикошетов от асфальта.




Иные осколки, пронзив двери, а затем стойки кузова, так и засели в них.






Но другие прошли через машину насквозь и вылетели через двери с правой стороны.




Некоторые осколки смогли даже пробить пороги и стойки кузова, сделанные из более толстого металла, чем обшивки дверей. Пожалуй, режиссеры кинобоевиков, прячущие своих героев за распахнутыми дверцами машин во время уличных боев, настроены слишком оптимистично.





Досталось и левому заднему колесному диску. К сожалению, времена, когда автопроизводители не жалели положить в багажник полноразмерную «запаску», постепенно уходят в прошлое. Хорошо хоть, что в машине оказалась «докатка», а не баллончик с герметиком для шин вместо нее. Повезло, что пробито только одно колесо, иначе самостоятельная доставка «недвижимости» в полупогруженном состоянии не удалась бы, и пришлось бы раскошеливаться на услуги эвакуатора.





Разбиты и заднее стекло, и лобовик.





А вот по правой стороне стекла, зеркало и оптика уцелели.




Детали салона оказались повреждены меньше, чем это можно было бы себе представить. При взгляде на Tiguan снаружи воображение рисовало апокалиптическую картину его внутренностей, напоминающую шокирующие обстоятельства заселения в танк нового члена экипажа в начале фильма «Ярость». Однако на первый взгляд все выглядело неплохо.






Порой случается, что после обычных ДТП салоны смотрятся куда хуже. К соседям-кузовщикам регулярно попадают аварийные машины, у которых рули согнуты ребрами водителей, а лобовики разбиты головами непристегнутых пассажиров. Бывает, что и крови в таких случаях в салонах хватает. Но не зря говорят, что дьявол прячется в деталях. Вот, к примеру, осколок прошил пластик накладки тоннеля пола.




Но почему открыта крышка установленной за ним пепельницы? Да потому, что ее крепления разбил этот же осколок, пролетев сквозь накладку на тоннеле.




Ну а перед этим он пробил дверь, попутно испортив дверную карту.





Все пластиковые детали, оказавшиеся на пути этого злобного кусочка металла, придется поменять. Вообще говоря, хаотичное, но неизменно разрушительное движение многих осколков внутри кроссовера напомнило историю так называемой «волшебной пули» (magic bullet) из материалов правительственной комиссии, расследовавшей убийство Дж. Ф. Кеннеди. Согласно официальному заключению комиссии, эта пуля, ранив президента, затем умудрилась причинить несколько тяжких травм и сидевшему в той же машине губернатору.



Tiguan получил не единственный осколок в салон, а целый рой. Они оставили немало следов. Рулю понадобится перетяжка...




… с попутной проверкой возможных дополнительных повреждений электропроводки под этой пробоиной.




Провода опутывают современные автомобили как паутина. Разорванные жгуты могут скрываться и под такими едва заметными отверстиями в обивках.




Однако к проводке мы еще вернемся чуть позже, а пока продолжим обследовать салон. На водительском сиденье тоже остались вражеские отметины. Пластик будет заменен, а сиденья получат комплект чехлов, если это окажется дешевле, чем перетяжка.





На подвергшейся удару левой стороне подушки безопасности не сработали. Оно и к лучшему, все равно от осколков они бы никак не защитили, а вот лишние расходы при восстановлении машины неизбежно потянули бы. Но, как ни странно, на почти не пострадавшей правой стороне боковая подушка переднего пассажирского сиденья и потолочная «штора» почему-то решили выполнить свой долг. Разработчики систем безопасности «германца» явно оказались не готовы к разнообразию современных угроз.




Побочный эффект от этого — образовавшиеся на обивке потолка заломы. Ее придется менять.




Несколько осколков смертоносной начинки дрона валяются в салоне. Сейчас они выглядят обманчиво безобидно. На фото ниже ключи добавлены для масштаба.




Понять, в каком состоянии силовой агрегат, тормоза и подвеска, пока все еще не удается. Чтобы с этим разобраться, прежде всего необходимо восстановить перебитую проводку хотя бы до такой степени, чтобы можно было завести мотор. Сосед, покупая машину, был к этому готов. Ведь если бы Tiguan продавался с работающим двигателем, это увеличило бы его цену сразу тысяч на двести.



Основные принадлежности для ремонта электрожгутов и сам процесс кажутся простыми. Концы разорванных проводов зачищаются и сращиваются лужеными гильзами. Затем гильзы обжимаются и изолируются.




Вот, например, в водительскую дверь влетел один из осколков. Он пробил кромку двери, а затем стойку кузова. На фото ниже левое переднее крыло уже снято, и путь осколка легко проследить (две красные метки). Над пробоиной в стойке расположено прямоугольное окно для жгута проводки двери (зеленая метка). Дверь на фото разобрана для кузовного ремонта, и жгут уже удален.




Но перед разборкой двери мастер в этом жгуте восстановил проводку.




Идущий вдоль порога поврежденный пучок проводов ремонтировать было не столько сложно, сколько нудно. Работать в таком месте удобнее, но разорванных концов гораздо больше.




Заодно можно оценить заводскую шумоизоляцию под ковром салона.




Как это ни удивительно, но войлочный мат под ковролином выглядит ничуть не толще, чем у недавно разбиравшегося Geely Coolray. Кстати, забавно, что при обсуждении того выпуска блога про Geely многие не смогли поверить, что у моей старой BMW-732, сделанной еще при канцлере Гельмуте Коле, толщина шумоизоляции достигала 10–12 сантиметров. Именно столько и было на стенке моторного отсека (причем у пассажира больше, чем у водителя), а также на днище над коробкой передач и резонатором. У порогов было поменьше, сантиметров 5–6. Современным автолюбителям, не успевшим застать те настоящие машины, такая расточительность автопроизводителя может показаться абсолютно невероятной. Того и гляди через несколько лет рассказы о шестицилиндровых «атмосферниках», которыми зачастую оснащались автомобили размером чуть больше «Жигулей», тоже начнут вызывать скептические ухмылки.



Но вернемся в наш Tiguan. Несколько осколков попали по жгутам мотора и панели приборов. Один из них, пробив левое переднее крыло…




… и проделав затем еще одно аккуратное отверстие в кузове, …




… перебил провода где-то под панелью приборов. Перспектива снять торпедо соседа не обрадовала, но после разборки монтажного блока ...




… поврежденный участок жгута ему удалось вытянуть в моторный отсек и отремонтировать там, в закутке между вакуумным усилителем и блоком АБС. В ход при этом пошла уже вторая сотня ремонтных гильз.




Еще больше проблем вызвали осколки, ударившие в капот сверху-сбоку.




Они натворили столько бед, что до устранения всех повреждений Tiguan надолго неподвижно застрял в боксе.




Дело было не только в ставших уже привычными электрических проблемах. С этим-то все пошло по уже накатанной колее, и разрубленный жгут проводов, идущий к мотору, удалось восстановить сравнительно легко.





Больше явных дефектов электропроводки не было. Последние проверки, ключ на старт — и мотор заработал!



Вот только праздновать это знаменательное событие пока рановато. Запустить двигатель можно было лишь на несколько секунд, чтобы убедиться, что в целом он «живой». А вот настоящие ремонты в моторном отсеке с соответствующими расходами после этого только начинаются.



Во-первых, требуется заменить радиатор, пробитый одним из осколков.




А во-вторых, оказалось, что тот самый зловредный осколок, рассекший провода, заодно повредил и клапанную крышку, которая в этом моторе по совместительству также выполняет обязанности корпуса распредвалов. Чтобы ее поменять, надо вывесить двигатель, демонтировать все мешающие шкивы, затем снять переднюю крышку, цепь, и лишь потом саму клапанную крышку с распредвалами. Ох уж этот «сумрачный германский гений»!




Чтобы мотор «довести до нужной кондиции», мастеру пришлось преодолеть неожиданные компоновочные трудности. Например, элементы турбины нависают над одним из болтов крепления крышки так, что не дают его извлечь.




В таких ситуациях достижению нужного результата помогают терпение и аккуратность, смешанные с небольшой дозой ненормативной лексики. На фото ниже турбина полуразобрана, а уже снятая крышка просто накинута на головку блока для наглядности.




Наконец-то виновницу этого торжества евроинжиниринга можно рассмотреть поближе.





У народнейшего VW Polo Sedan первого поколения, кстати, точно такая же конструкция мотора. Даже их крышки похожи как близнецы, хотя, разумеется, не взаимозаменяемы.




А вот осколок, причинивший столько неприятностей, найти не удалось. Скорее всего, он отразился от торца распределительного вала и улетел в сторону. Но если он умудрился проникнуть дальше в недра мотора, то… Пожалуй, о возможных последствиях пока что лучше не задумываться.



К этому этапу полная диагностика состояния «германца» все еще не закончена. Можно лишь сказать, что его ходовая часть, типичная для кроссоверов такого класса, выглядит целой.




Но для проверки работоспособности электронных помощников водителя, таких как АБС или система стабилизации, надо бы проехаться, а это станет возможным еще очень и очень нескоро. Пока что настало время переходить к закупкам всего пробитого, сломанного и растрескавшегося.



Учитывая, что этот VW Tiguan был собран в Калужской области, можно ли надеяться на то, что запчасти на него найдутся без труда? Может, для машины, 15 лет изготавливавшейся в России, в продаже имеются все комплектующие от отечественных производителей, да еще и по доступным ценам? Очень хотелось бы на эти вопросы ответить «Да, конечно!», но настолько наивных авторемонтников не бывает. Если даже для Лады импортозамещение срабатывает со скрипом, то что уж говорить о VW. Поэтому, как и в случае с Geely-перевертышем, многое пришлось искать по разборкам «всея Руси». Разница в поиске б/у оказалась лишь в том, что из-за масштабов многолетнего выпуска из всех представленных там сортов выбрать то, что получше, для VW гораздо проще, чем для только что внедрившегося на наш рынок «китайца».



Что же касается покупки отдельных новых деталей, то похвастаться благородным тевтонским происхождением они явно не смогут. Как и при ремонте Geely, с их поставками помогут трудолюбивые и предприимчивые «китайские товарищи». В результате по мере восстановления VW Tiguan неизбежно будет терять свой европейский лоск и приобретать характерные азиатские черты. Ну а как в итоге сложится весь этот непростой пазл, мы увидим в одном из следующих выпусков блога.

15-10-2024, 09:25
Вернуться назад