Автор: Максим Маркин
Фото автора
Источник: Дром
Бренд Exeed в продажах звезд с неба не хватает. Но если не принимать во внимание разные «электрички», в том числе премиальные, то Exeed стал этаким заменителем люксовых марок из Японии и Германии. А TXL в сравнении с другими моделями бренда кажется оптимальным сочетанием стоимости и размеров. Тем более что он первым вышел на российский рынок и уже имеет приличные пробеги.
Техника
Он появился в стране как Cheryexeed TXL — именно под таким брендом компания Chery осенью 2020-го выводила на наш рынок свой люксовый суббренд. Причем выбор пал именно на удлиненный TXL, а не на базовый TX (длина 4775 мм против 4664 мм; колесная база 2800 мм вместо 2697 мм). Правда, в отличие от Китая, где такой кроссовер предлагается семиместным, «наш» TXL никогда не имел трех рядов сидений.
В конце 2021 года компания упразднила местный бренд Cheryexeed и вывела на российский рынок уже три года как существовавшую на родине марку Exeed. Тогда же TXL пережил рестайлинг, который с августа 2022 года дополнили техническим обновлением.
Ведь в РФ кроссовер дебютировал с единственным мотором — 1,6-литровым SQRF4J16, тогда развивавшим 186 л.с. и 275 Нм. Такой же устанавливается на Chery Tiggo 7 Pro Max и 8 Pro Max.
Так вот в 2022-м TXL добавили 2,0-литровую «четверку» того же семейства — SQRF4J20, выдающую 197 сил и 375 Нм. К слову, в Китае моторы более форсированы и имеют мощность в 197 (впоследствии 201) и 261 л.с. соответственно. Оба двигателя носят маркетинговое название Acteco и разработаны совместно с австрийской компанией AVL. Имеют алюминиевые блоки цилиндров, непосредственный впрыск топлива, гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, фазовращатели на обоих валах и цепной привод ГРМ. Моторный отсек типично для современных «китайцев» прикрыт пластиком. Хотя у двигателя — собственная крышка, после снятия которой он как на ладони.
В младший по объему мотор входит пять литров масла, в старший — 5,5 л. Что довольно немало и должно увеличивать ресурс «моторки». Тем не менее нулевое ТО нужно сделать до 5000 км. Далее на 10 000, 20 000 км и потом с указанным интервалом. Вязкость масла для 1,6-литрового двигателя — 5W-30. Для 2,0-литрового — 0W-20. Класс качества не ниже SN. Дилеры обычно используют масло под брендом Exeed, кстати, выпущенное «Газпромнефтью». Либо в отдельных случаях какое-то другое, которое в том числе допускается самим согласовывать с дистрибьютором.
На TXL с 1600-кубовым агрегатом уже известны пробеги под 170 000 км. Поскольку 2,0-литровый мотор появился позже, отходили такие кроссоверы поменьше. Но есть примеры с километражом под 100 000. Что интересно, Exeed никак не регламентирует допускаемый расход масла на угар. Однако и на деле случаев, когда бы «четверки» «пороли» масло, так сказать, по естественным причинам, пока не наблюдается. Разве что были эпизоды выхода из строя крыльчаток турбин — из-за пылевого износа. Как правило, это происходило на машинах из глубинки и при несвоевременной замене воздушного фильтра. Само собой, в какой-то момент турбина начинала гнать масло.
На машине до обновления было два типа масляных фильтров — с картриджем и корпусной. После остался только последний. И на 2,0-литровом моторе такой же. Бензин предполагается заливать не ниже 95-го. При этом дилеры рассказывают, что заводили автомобили, простоявшие у ДЦ ночь при минус 44. Правда, был случай, когда у мотора 1.6 при движении в мороз по трассе перемерз сапун. Масло давануло. Двигатель «зачековал», заглох и не дал себя завести. Еще один страшный случай связан с заправкой в глубинке, после которой вышла из строя одна форсунка.
Цепи ГРМ ни разу пока не меняли и не отмечали какого-то критического растяжения. Из неисправностей можно отметить выход из строя терморегулятора вентилятора системы охлаждения, отчего вентилятор начинает вести себя непредсказуемо. То не включается в откровенную жару, то беспрестанно работает в прохладную погоду. Мы не нашли случаев, чтобы это в итоге приводило к перегреву. Но дилеры дефект устраняли. А производитель от этого все-таки избавился — проблема касалась еще Cheryexeed TXL. Сеточка за штатной решеткой будет нелишней даже после обновления весны текущего года.
На форумах можно встретить еще одну проблему. В сильный дождь двигатель вдруг начинает сбоить, режет мощность, якобы даже «робота» может сбросить в нейтраль. После непродолжительного простоя способен завестись как ни в чем не бывало. И потом не показывать эту ошибку при диагностике. Сообщается, что виноват датчик наддува, расположенный за бампером, и что дилеры его меняли. Однако владельцы справлялись и сами. Снимали передний бампер, обрабатывали контакты очистителем и герметизировали датчик. Дилеры, с которыми мы общались, подобного не встречали. Видимо, проблема далеко не массовая и появляется в определенных условиях (продолжительная езда по трассе в затяжной и сильный дождь).
По трансмиссии теперь имеются варианты. До обновления этого года TXL получал «робот» Getrag — с разными передаточными отношениями для моторов 1,6 и 2,0 л. До сих пор нет информации, менялся ли хоть на каких-то кроссоверах пакет «мокрых» сцеплений. Лишь адаптацию «сцеп» дилеры по желанию клиента предлагают делать на каждом ТО. Были на машинах, выпущенных в 2022–2023 годах, вылеты коробки в нейтраль. Это никак не связано с предыдущим эпизодом. Причина заключалась в том, что блок управления расценивал именно резкие старты угрозой для трансмиссии. И включал режим «спасения «робота». Был бюллетень от производителя, прошивка и исключение этой напасти. И вообще РКП «шили» несколько раз. Какое-то время назад с периодичностью 60 000 км в коробку лили Liqui Moly 8100. С этого года заправляют жидкость под брендом Exeed. Изменялись за время выпуска селекторы трансмиссии.
Самая же радикальная трансформация трансмиссии произошла при последней модернизации. 2,0-литровый мотор начали агрегатировать с 8-ступенчатым «автоматом» китайского производителя Fuzhen Automobile Power System. Пока не можем точно утверждать, оригинальная ли это разработка. Однако есть мнение, что это клон Aisin. Нет на данный момент и какого-то эксплуатационного опыта. Ждем. А вот по муфте Borg Warner кое-какая статистика имеется. Известны редкие случаи, когда задняя пара колес не подключалась. Узел дилеры меняли по гарантии.
Начиная с небольших морозцев некоторые водители отмечали, что при старте с выворотом колес раздавался характерный хруст приводов. В их шарнирах консистентная смазка оказалась не предназначенной для сибирской эксплуатации. «Солидол» поменяли на низкотемпературный и проблема ушла. А вот шум подвесного подшипника кардана и незакрученные передние болты вала дилеры не подтвердили, отметив, что это единично было характерно для RX и VX. Однажды по прутку в момент диагонального вывешивания срезало один из задних приводов.
Амортизаторы, бывало, менялись по гарантии (два-три года; 40 000 или 100 000 км, исходя из даты выпуска), причем необязательно после зимних холодов. Пружины (из-за того, что просели или лопнули) — похоже, ни разу. То же самое скажем о шаровых опорах (которые на болтах) и стойках стабилизаторов.
Единично рвалась правая подушка силовой установки. Стук же рычагов стал массовой проблемой. Их меняли в сборе. Запрессовывали в них неоригинальные задние сайлент-блоки. Кому-то помогало, кому-то нет. В целом проблему не решили. Кардинально ее устранили только осенью 2023 года, когда задние вертикальные сайлент-блоки сменили на горизонтальные.
Соответственно, изменились крепления рычагов к подрамнику. И теперь, скажем, к нынешнему TXL не подходит защита от старого, выпущенного до осени 2023 года.
Ситуация с тормозами пока не решена. Как, кстати, и у некоторых других современных китайских кроссоверов. Владельцы жалуются, что тормозные диски может повести и на 20 с чем-то тысячах, и даже на 8000–10 000 км. Машина ведь тяжелая и достаточно динамичная, эффективности рабочих механизмов явно не хватает. Также на дорестайлинговом TXL были претензии к тому, что колодки изнашивались неравномерно и тем самым уродовали диски. Последнего дилеры не подтверждают, однако с тормозами советуют обращаться осторожнее. Тем более что гарантия на диски, в зависимости от момента схода машины с конвейера, три или шесть месяцев либо 5000 или 20 000 км.
Основная претензия в разряде бытовых вещей касается мультимедиа. Что с ней только не происходило. И не работала вообще, что связывали с ее конфликтом с ГЛОНАСС. И экран то шел полосками, то становился черным. И голосовое управление отказывало. И Android Auto с Apple CarPlay с ней не коннектились. Еще на «приборку» выводилась некорректная забортная температура, что также относили к мультимедиа. Обновлялись прошивки системы не единожды, причем идет этот процесс до сих пор.
На кроссоверах до 2022 года выпуска включительно хозяева жаловались на аккумуляторы, которые менялись по гарантии. Но и сейчас, если батарея не заряжена полностью, система может блокировать какие-то функции. Например, подогревы сидений или память их электрорегулировок.
Кто-то советует снимать фишку с минусовой клеммы. Другие — вытаскивать предохранители с плюсовой. Говорят, помогает.
Единично отказывался работать электропривод двери багажника (что также могло быть связано с АКБ). Менялись блоки климат-контроля. А отдельные нити обогрева лобового стекла перегорают и поныне.
Еще на Cheryexeed в передней части люка не хватало пластиковой накладки, которую по просьбам владельцев производитель водрузил на место. На машинах до 2022 года похрустывала сама панорамная крыша. На автомобилях тех же лет выпуска из задней части крыши раздавались металлические звуки и на ее полотне появлялся залом, что говорило о недостаточной жесткости.
У Cheryexeed облезал лак с колесных дисков темных цветов. И снова на кроссоверах выпуска 2020–2021-го из разных дефлекторов шел одновременно теплый и холодный воздух, что устранялось калибровкой привода заслонок. Тогда же из строя выходила «лягушка» под педалью тормоза, из-за чего водитель не мог поставить селектор в D или R. Обрывался внутри оплетки провод в районе заднего колеса — всплывали ошибки по ESC, HDC и т. д. До 2021 года отказывал контакт в селекторе — загоралась надпись «Режим P неисправен».
В общем и целом у TXL примерно все то же, что и у других «китайцев». Минимум проблем с «железом» или какие-то единичные выходы его из строя. Тормоза, которые не соответствуют массе и мощности автомобиля. А по электронике — непрекращающаяся работа над ошибками. В данном случае за пять лет на конвейере многое уже устранено. Жаль, что ошибки мультимедиа и кое-что еще пока не в этом списке. С другой стороны, дилеры отмечают, что китайские производители (по крайней мере на данный момент) не экономят на заменах различных комплектующих. Перегорели нити лобового стекла? Немецкие компании требовали доказательную базу (снимать на инфракрасную камеру). Китайцы меняют без лишних вопросов. Сгорел подогрев сидений? Меняют не мат, а кресло целиком. Что-то произошло с рулевыми наконечниками? Держите рейку в сборе. К тому же сейчас Exeed дает гарантию в пределах до семи лет и до 200 000 км. И обязывает дилеров проводит многочасовую предпродажную подготовку с регулировкой углов установки колес, зарядкой АКБ, проверкой всех систем и даже ездовым тестом. Вполне допускаем, что впоследствии такое отношение изменится. Сейчас же все это — приятный бонус.
Стоимость техобслуживания в дилерских центрах, руб.
1.6 DCT | 2.0 TGDI | |
ТО-0 | 9500 | 9500 |
ТО-1 | 17 000–18 000 | 17 000–18 000 |
ТО-2 | 17 000–18 000 (чистка БДЗ 4500) | 17 000–18 000 (чистка БДЗ 4500) |
ТО-3 | 23 000–24 000 | 25 000–26 000 |
ТО-4 | 20 000–21 000 | 20 000–21 000 |
ТО-5 | 20 000–21 000 | 20 000–21 000 |
ТО-6 | 43 000 | 45 000 |
ТО-7 | 17 000–18 000 | 17 000–18 000 |
ТО-8 | 20 000–21 000 | 20 000–21 000 |
ТО-9 | 23 000–24 000 | 23 000–24 000 |
ТО-10 | 20 000–21 000 | 20 000–21 000 |
Экспресс-тест
Несмотря на довольно динамичную и современную внешность, TXL не выглядит подопытным кроликом, над которым безбашенные дизайнеры ставили свои эксперименты. Тут и передняя светотехника выполнена по старинке — ДХО внизу, основные фары над ними.
И пропорции кузова соблюдены. И даже подоконная линия не стремится исполнять замысловатые зигзаги.
Интерьер кроссовера до второго обновления в какой-то степени можно признать классическим. По крайней мере, там был почти традиционный селектор трансмиссии и блок «климата».
Теперь направление движения выбирается подрулевым рычажком. А «физический» блок «климата» свелся к паре «барашков» и четырем клавишам. Частью же функций предполагается управлять с тачскрина, и на нем же отображаются все режимы работы климатической установки. Благо собран салон TXL качественно и без экономии на материалах.
Приятно, что режимы управления можно менять с верньера, а не в меню. Выделены, пусть и в сенсорном виде, три ключевых клавиши, опять же касающиеся ходовых вещей. За остальными — добро пожаловать в файлы и папки бортового компьютера. По-другому с таким количеством настроек, естественно, уже не получится.
Там, впрочем, все понятно и логично. Однако информацию на комбинации приборов воспринимать сложновато. Кажется, что смотришь на рабочий стол чужого смартфона — где тут что?
Неудобно засунут в самый низ передней панели блок управления внешними зеркалами и «стояночником». С последнего, правда, автомобиль снимается сам, если застегнут ремень безопасности.
Сзади даже с учетом базы в 2800 мм очень просторно.
Причем это никак не сказалось на объеме багажника (600/1456 л), включая те оснащения, что несут полноразмерную «запаску». Для «китайцев» подобное скорее исключение.
«Автомат» с гидротрансформатором, тем более 8-ступенчатый, работает мягче, интеллигентнее «робота», пусть и с «мокрыми» «сцепами». В пробках — никаких толчков и ударов. Хотя на скорости и трассе разница практически незаметна. Есть три ездовых режима — «Эко», «Стандарт» и «Спорт». В городе лучше пользоваться вторым. За его пределами — самым ультимативным. В пробках «Спорт» слишком нервный. Другое дело, что в «Стандарте» (не говоря уже об «Эко») на нажатие педали газа силовой агрегат отвечает с ленцой. Чтобы добиться максимального ускорения, во всех трех нужно «продавить и подождать». К тому же показалось, что именно в «Спорте» «автомат» реагирует на желание рвануть в два этапа. Вначале переключается вниз на две-три ступени, а потом, словно бы не поняв команды («ах, тебе конкретно ускориться нужно!») — еще на пару. Дилеры рассказывают, что для «автомата» уже выпускали прошивки…
Тем не менее нельзя сказать, что мощности не хватает. Надо лишь не стесняться ею пользоваться. Хотя в момент открытия полного газа TXL «встает на дыбы», приседая на задние колеса и разгружая передние. Помнится, так же (пусть и в большей степени) вел себя Zeekr 001. Там эту особенность устранили программно. У Exeed нужно работать с «железом».
Зато по части плавности хода вопреки колесной размерности 245/45 R20 TXL ведет себя соответственно статусу крупного кроссовера. Качественно разглаживает корявый асфальт, не замечает ступняка на гравийке и просит оттормаживаться лишь перед крупными неровностями. Хорош и акустический комфорт. Но прохождение поворотов на пределе — не амплуа этого Exeed. Все-таки высок, тяжел. При этом мощности достаточно, чтобы опасно перебрать со скоростью.
Комплектации и цены
В продаже еще остались TXL до обновления. В двух комплектациях (по одной на каждый двигатель) и с сумасшедшими скидками — в 970 000 и 1 190 000 рублей. Это за trade in, по программе «Exeed премиум» и при покупке в кредит. С ними 1,6-литровый кроссовер стоит 3 290 000. 2,0-литровый — 3 490 000.
Скидка на модернизированный TXL тоже присутствует, но скромнее — на пару комплектаций 660 000 рублей. Еще на две — 700 000. Без них кроссовер в базовой комплектации Business с 1,6-литровым мотором стоит 4 250 000. За эти деньги покупатель получит 19-дюймовые диски, диодные фары и фонари, экокожу на сиденьях, панорамную крышу, электроприводы передних кресел, подогрев всех сидений, руля, лобового стекла, форсунок омывателя, ионизатор, систему старт-стоп, двухзонный «климат», датчики парковки, систему кругового обзора, электропривод двери багажника, фронтальные и боковые подушки плюс шторки. А также пакет систем безопасности: контроль движения задним ходом, ESC, мониторинг «слепых» зон, адаптивный свет и круиз-контроль, помощь при спуске с горы, распознавание знаков, предотвращение фронтального столкновения и сзади-сбоку.
Уже есть все режимы вождения. Кроме того, два 12,3-дюймовых экрана и аудиосистема с 16-ю динамиками.
В Prestige (1,6 л; без скидок 4 400 000) добавлена вентиляция передних сидений, ионизатор, многоцветная атмосферная подсветка, автозатемнение зеркала, система помощи при трогании в гору, беспроводная зарядка, регистратор и USB-разъемы.
Полная стоимость комплектации Premium с 2,0-литровым двигателем — 4 550 000 рублей. Здесь нет вентиляции передних сидений, ионизации, затемняющегося зеркала. Зато присутствует система предупреждения о покидании полосы, удержания в полосе, система уклонения от столкновения и полноразмерная «запаска».
Flagship с 2,0-литровым мотором (4 900 000) стоит на 20-дюймовых дисках и щеголяет красными суппортами. В салоне частичная обивка наппой, расширенные регулировки передних кресел. Плюс там же вентиляция, массаж и оттоманка для переднего пассажира.
Задние пассажиры тоже получают вентиляцию. И все — ароматизацию воздуха. К тому же такой TXL способен сам парковаться, заглядывать под днище (круговой обзор 540) и предлагает водителю проекционный дисплей. «Музыка» имеет 23 динамика и систему шумоподавления.
Технические характеристики Exeed TXL, рестайлинг
Технические характеристики Exeed TXL, 2 рестайлинг
Типичные цены на подержанные Exeed TXL и конкурентов
Автомобиль/год выпуска | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Exeed TXL | 1 850 000–2 800 000 | 2 000 000–3 150 000 | 2 350 000–4 500 000 | 2 400 000–4 300 000 |
Hyundai Santa Fe | 2 000 000–5 200 000 | 2 800 000–6 000 000 | 3 300 000–6 000 000 | 3 300 000–6 800 000 |
Kia Sorento | 2 200 000–4 800 000 | 2 750 000–6 150 000 | 3 050 000–6 350 000 | 4 200 000–7 310 000 |
Nissan X-Trail | 2 020 000–4 000 000 | 1 970 000–4 630 000 | 2 930 000–4 150 000 | 4 150 000–4 500 000 |
Безопасность
Безопасность TXL проверяли в 2020 году по методике C-NCAP, которая в целом похожа на Euro-NCAP. Тогда Exeed заработал 96% за защиту водителя и пассажиров. 75,7% — за безопасность пешеходов и 100% за работу электронных систем. И при фронтальном ударе со 100% перекрытием, и со смещением, и при ударе в среднюю стойку крыши сминаемые структуры сработали правильно. А пассажирский отсек оказался недеформированным.
С общей оценкой в 93,6% TXL оказался лучше других кроссоверов, участвовавших в испытаниях — RAV4, BYD Song Pro и Jetta VS5. И превзошел других одноклассников — Hyundai Santa Fe и Audi Q5.
Рекомендованные отзывы владельцев:
Exeed TXL (2021 г., 1.6 л., РКП, 4WD)
Exeed TXL (2022 г., 1.6 л., РКП, 4WD)
Exeed TXL (2020 г., 1.6 л., РКП, 4WD)
Exeed TXL (2022 г., 1.6 л., РКП, 4WD)
Exeed TXL (2023 г., 2.0 л., РКП, 4WD)